3
Рекомендуем канал "Один кришнаит"
Все праздники, посты и дни памяти святых:

Шри Шримад Бхактихридая Бон Госвами Махарадж авирбхава-титхи (день явления)

Автор: Шрила Бхактихридая Бон Госвами Махараджа

/Выступление от 28 августа 1960 года в Венском Университете, в Австрии/

По Своему желанию, с помощью Своей непостижимой внутренней энергии Шри Кришна совершил божественное нисхождение в этот мир ограниченного пространства. Когда Бог нисходит в этот мир, Он не принимает материального тела из плоти и крови, но приходит в Своём вечном Образе, который только напоминает материальное тело, но не имеет ничего общего с материей. Это именно божественный приход Бога, а не «инкарнация» (облечение в плоть), поскольку Бог не желает «воплощаться» в материальное тело.

Когда Всевышний Господь Шри Кришна проявил Себя в этом мире (пять тысяч лет назад, на священной земле Индии), Его целиком духовные деяния проявились двояко: во Врадже – как деяния, исполненные Любви, а в Двараке – как деяния, исполненные великолепия. Во Врадже Шри Кришна был погружен лишь в полные Любви (премы) отношения со Своими вечными друзьями, родителями и в особенности с Враджа-Гопи (юными девушками Враджа). Во Врадже Он не выступал в качестве Учителя всего мира, Он лишь предавался Играм со Своими вечными спутниками, которые являются частями Его Самого. Но в Своём проявлении в Двараке Он действовал как Учитель мира, и Его наставления предназначались для всего человечества – повсюду и на все времена.

Самое важное послание Господа Шри Кришны человечеству – это Его божественная любовь, према, поскольку Он Сам является олицетворением абсолютной и сладостной Любви. Божественная красота Шри Кришны всех очаровывает, привлекает, царствует над всем, она всесильна и повелевает всеми желаниями. Он – единственный абсолютный объект Любви. Когда индивидуальная атма (душа) освобождается из оков ума и тела и пробуждается та природа души, которая ей присуща в чистом состоянии, человек развивает всеохватную привязанность и спонтанный вкус к Шри Кришне. Когда его сердце, ум и эго духовно размягчаются, и все способности рассудка тоже становятся мягкими, это состояние называется бхавой. Такие чувства являются качественно едиными с чувствами олицетворенной внутренней энергии Бога и подобны заре, предвещающей восход премы (божественной Любви). Когда эти глубокие эмоции появляются в сердце человека, он не тратит, как говорит Господь Шри Кришна, ни одного мгновения впустую – он постоянно поглощён интенсивной духовной жизнью. Его ум всё время остаётся совершенно спокойным и сосредоточенным, даже если и возникают причины для сильной тревоги. Такой Преданный может развить в себе сильное стремление к своему возлюбленному Господу. Когда эти чувства бхава-бхакти  развиваются у необычайно возвышенного преданного до крайнего предела, что делает ум и сердце совершенно мягкими и создают в нем чувство обладания Господом, принося сердцу ни с чем не сравнимую радость, то такое состояние называется премой. Божественная красота Шри Кришны приносит именно это послание премы, которой обладают Его Спутники во Врадже, – для них Он был или любящим Господином, или близким Другом, или дорогим Сыном, или божественным Супругом, и вызывал в них чувства слуги, друга, родителя или возлюбленного, соответственно.

Послание Любви Шри Кришны к каждой индивидуальной душе имеет природу глубочайшего, концентрированного блаженства, или ананды. Если такая према (любовь) однажды пробудилась в ком-то, она никогда не исчезнет, даже если будут все основания для этого. Эта према имеет необычайную силу привлекать Самого Шри Кришну, который привлекает всех. Шри Кришна говорит, что когда солнце любви к Нему восходит на горизонте сердца Его дорогого Преданного (према-бхакты), то все привязанности и устремления такого преданного, которые раньше были связаны с его собственным телом и умом, направляются только на Шри Кришну. Его чувство обладания Шри Кришной притягивает к нему Кришну, как магнит. Затем према развивается в стадии снехаманпранайарагаанурагабхава и махабхава – они связаны с нематериальными любовными играми в мадхура-рати, трансцендентном супружестве, которого достигают осознавшие себя души, свободные от отождествления своего чистого «я» с грубым и тонким физическими телами. В их трансцендентном супружестве с Богом нет и тени мирского или физического, хотя обывателю оно может казаться таковым.

Всевышний Господь Шри Кришна, единственный наслаждающийся надмирными любовными чувствами, находит высшую радость в мадхура-бхаве, которая является вечным чувством (стхайи-бхава) индивидуальной души. Шри Кришна провозгласил, что Его высшее послание – према во Врадже – является высшим достижением жизни каждого человека. Высшее послание Шри Кришны, Господа Враджа, – это стремление обрести хотя бы каплю нектара из океана этой божественной любви (премы) к Нему как единственному истинному объекту любви, ведь душа находит в ней своё высшее раскрытие и непреходящее блаженство.

В Двараке Шри Кришна обратился ко всему человечеству. Его послание относилось не к определенной стране или какому-либо периоду времени. Оно было вечным и вселенским, для всех времен и людей. Послание Шри Кришны преодолевает ограниченность пространства и относительность времени. Обращаясь к Арджуне и, таким образом, ко всему человечеству, Господь Шри Кришна заявил о Себе так: «О сын Кунти! Нет никого выше Меня. Я – причина всех причин. Вся вселенная пребывает во Мне подобно тому, как жемчужины нанизаны на нить. Я – аромат земли; Я – тепло и свет, исходящие от огня; Я – жизнь всех живущих и всего живого; Я – аскеза всех аскетов. Знайте, о люди, что Я – суть всех вещей; в разумных Я – способность различать; в храбрых Я – смелость; в сильных Я – сила. Все проявления трёх качеств природы (благости, страсти и невежества) и все действия исходят из Моей вселенской энергии, но Сам Я независим от этих качеств и действий. Весь мир находится в их власти, поэтому люди не могут познать Меня как неизменного и отличного от них. Майя, вводящая в заблуждение энергия, принадлежит Мне. Никто не способен преодолеть её, но те, кто искренне принимают прибежище во Мне одном, могут пересечь её океан. Другие способы не могут помочь в этом – ни путь кармы (деятельности ради наслаждения ее плодами), ни путь гьяны (эмпирического развития знания), ни поклонение меньшим божественным личностям. Только благодаря безусловному преданному служению лишь Мне одному, блаженному и любящему Господу, человек может освободиться от оков майи, которыми все падшие души привязаны к материальному существованию. Это материальное существование заставляет их отворачиваться от Меня, Владыки всего сущего».

Весь мир привязан к чувственному наслаждению, в той или иной степени. Пока душа находится под воздействием чар мирских привязанностей, закованная в клетку материального тела и введённая в заблуждение упрямым умом, человек вынужден действовать в таком скованном состоянии. Как же подобное общество может приблизиться к конечной цели жизни – самоосознанию и, одновременно с этим, осознанию Бога? Несведущие не могут понять, что в конечном счёте цель всякой деятельности – пробудить дремлющую природу души. Поэтому мудрые, показывая пример всему человечеству, должны учить людей бескорыстной деятельности, чтобы сердца их очистились.

Те, кто беспомощно вращаются в колесе кармы, выполняют свою деятельность, принуждённые к тому жёсткой необходимостью законов мира. Но тот, кто находит радость в своём вечном, истинном «я», кто может различать между душой и не-душой, кто удовлетворён в себе, – тот не совершает карму по принуждению строгих законов материи. Он движется в сфере чистого духовного разума, благодаря влиянию своего чистого «я» (души). Хотя такой человек может делать что-то в этом мире, чтобы поддерживать своё тело, но он не совершает карму ради эгоистичного наслаждения её результатами. Для него деятельность не является утомительной ношей, а приносит блаженство, так как он действует в этом мире без эгоистической привязанности. Поэтому его действия не попадают под категорию грубой кармы, но относятся к категории чистого духовного разума, или любовного преданного служения Богу (бхакти-йоги).

Однако преждевременные попытки человека, вступающего на духовный путь, провести четкую линию между кармой и сферой деятельности чистого духовного разума могут только сбить его с толку. Если человек попытается преждевременно войти в сферу чистого духовного знания, он не получит никакого блага. Такой переход должен быть постепенным. Тем не менее, нельзя забывать, что высшее и всеобъемлющее послание Шри Кришны всему человечеству находит свою кульминацию в Его словах: «Оставь все социально-религиозные системы и любые обязательства в этой земной жизни». Вначале Шри Кришна в «Бхагавад-гите» говорил о том, как достичь знания Абсолюта (Брахмана или Параматмы) через отречение от кармы, отречение от результатов кармы, практику аскетизма для контроля внутренних и внешних чувств, медитацию, преклонение перед величием Бога. Но в завершение всего Он говорит: «Оставь всё это и просто прими полное прибежище во Мне, Высшей Божественности, Владыке всех божественных личностей. Я освобожу тебя от рабства в этом мире, от всех грехов и от всех наказаний, которые могли бы придти к тебе из-за неисполнения различных обязанностей, налагаемых на человека священными писаниями. Только без остатка посвяти своё сердце и свою душу Мне». Таково высшее и нетленное послание Шри Кришны, Всевышнего вечного Господа, людям Земли.

Обсуждения

Комментариев пока нет, Вы можете стать первым!
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Добавить комментарий