3

Глоссарий

 

Глоссарий - словарь вайшнавских терминов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat. Duis aute irure dolor in reprehenderit in voluptate velit esse cillum dolore eu fugiat nulla pariatur. Excepteur sint occaecat cupidatat non proident, sunt in culpa qui officia deserunt mollit anim id est laborum. Sed ut perspiciatis unde omnis iste natus error sit voluptatem accusantium doloremque laudantium, totam rem aperiam, eaque ipsa quae ab illo inventore veritatis et quasi architecto beatae vitae dicta sunt explicabo. Nemo enim ipsam voluptatem quia voluptas sit aspernatur aut odit aut fugit, sed quia consequuntur magni dolores eos qui ratione voluptatem sequi nesciunt. Neque porro quisquam est, qui dolorem ipsum quia dolor sit amet, consectetur, adipisci velit, sed quia non numquam eius modi tempora incidunt ut labore et dolore magnam aliquam quaerat voluptatem.
А Б В Г Д И К Л М Н О П Р С Т У Х Ч Ш Э Ю Я ?

Абхаса

отражение, подобие.

Абхая (абхайа)

бесстрашный.

Абхеда-вритти

прямое толкование Писаний.

Абхидха-вритти

прямое толкование священных писаний.

Абхидхея (абхидхейа)

одно из трех основополагающих понятий вайшнавской теологии, - значение, смысл; средства достижения конечной цели; преданное служение в стадии практики(садхана-бхакти).

Абхинивеша

глубокая привязанность к материальному; страх смерти; подсознательные привычки, сохранившиеся с прошлых жизней.

Абхишека

церемония омовения Божества, или другого священного предмета поклонения йогуртом, молоком и водой.

Авадхута

святой высочайшего уровня, личность, находящаяся выше общественных, социальных, и даже религиозных правил и условностей.

Аватара

"тот, кто нисходит", нисхождение Бога или Его посланника в определенном образе с той или иной миссией.

Авиакта

непроявленное состояние творения.

Авидья (авидйа)

непонимание, невежество, отсутствие истинного видения своего положения как слуги Шри Кришны; иллюзорная энергия Бхагавана (майа).

Авидья-шакти (авидйа-шакти)

Сила Господа, вводящая в неведение, то же, что и майа.

Агни

божество огня; элемент огня.

Агнихотра

ведический ритуал поклонения огню.

Агьяната (агйаната)

невежество, незнание.

Агьята-сукрити (аджната-сукрити)

благочестивые поступки, совершенные неосознанно.

Адбхута-аударья (адбхута-аударйа)

необычайное великодушие.

Адбхута-ваданья (адбхута-ваданйа)

необычайная щедрость.

Адбхута-карунья (адбхута-карунйа)

необычайное милосердие.

Адвайта - "недвойственность":

1) качество Всевышнего Господа, означающее , что Он является единой, неделимой Истиной; хотя из Него исходит сияние бесконечного Брахмана и Он распространяет Себя в виде Своего частичного проявления Параматмы, Он остается неделимым; 2) философская система адвайта-веданты (майавади) провозглашает единство индивидуальной души и Брахмана.

Адвайта Ачарья (Адвайта Ачарйа)

один из ближайших спутников Шри Чайтаньи Махапрабху. Входит в состав Панча-таттвы. Почитается гаудия-вайшнавами как Маха-Вишну.

Аджа

имя Всевышнего Господа, означающее "нерожденный".

Аджамила

брахман, ставший величайшим грешником из-за связи с проституткой и спасенный от посланников Ямараджа благодаря неосознанному произнесению Святого Имени Господа Нараяны. История Аджамилы описана в Шестой Песне "Шримад-Бхагаватам", и часто приводится гаудийа-вайшнавскими учителями как пример намабхасы.

Аджнана

незнание, невежество.

Ади-Гуру

Изначальный Гуру, Бхагаван; является изначальным Гуру всех духовных учителей в ученической преемственности.

Ади-дева

Шри Кришна, Изначальный Господь всех богов (см. "Шримад Бхагавад-гита", 4.11).

Ади-Пуруша

Изначальный Наслаждающийся, Причина всех причин, изначальное высшее мужское начало, Шри Кришна.

Ади-раса

изначальная, чистая, неоскверненная материей раса, существующая в духовном мире.

Адхарма

неправедность, безрелигиозность, отклонение от закона дхармы.

Адхидайвика-клеша

страдания от стихийных бедствий, которые вызываются богами. Этот, и два нижеследующих - это три вида страданий, испытываемых дживой в материальном мире.

Адхибхаутика-клеша

страдания, причиняемые другими живыми существами; одно из трех видов страданий, испытываемых дживой в материальном мире.

Адхирудха

супружеская любовь, которую являют гопи Враджа.

Адхьятмика-клеша (адхйатмика-клеша)

страдания, причиняемые собственными умом и телом.

Адхирудха

высочайшая степень божественной любви в разлуке, которую испытывал Махапрабху во время Своих заключительных лил в Джаганнатха Пури.

Адхокшаджа

одно из Имен Господа, означающее "Тот, Кого невозможно постигнуть материальными чувствами"; запредельный, трансцендентный.

Айшварья (аишварйа)

величие, могущество; внушающий чувство благоговения, трепета и преклонения величественный аспект Господа, олицетворением которого является Шри Нараяна Вайкунтха-дхамы (в противоположность мадхурье); каждое из шести божественных величий, которыми обладает Шри Бхагаван.

Акама

тот, у кого нет материальных желаний.

Акрура

дядя Господа Кришны.

Акхила-расамрита-мурттих

Шри Кришна, Личность и олицетворение всего многообразного блаженства расы; Первопричина, Основа и Жизнь всего.

Акшая тритья (акшайа-тритйа)

начало Трета-юги и Чандана Ятры. В этот день был создан ячмень - один из необходимых элементов для жертвоприношений.

Амала-бхаджана

чистое служение Бхагавану.

Амала-кришна-бхаджан

чистое преданное служение Шри Кришне.

Аманина манадена

наставление, оставленное Шри Чайтаньей Махапрабху в Его "Шикшаштаке": "не требуй почестей для себя, но сам почитай каждого" ("Шикшаштака", 3).

Амара

бессмертие.

Амбариша Махараджа

великий царь и великий преданный Господа, который практиковал все девять форм преданного служения. История жизни Амбариши Махараджа рассказана в Девятой песни "Шримад-Бхагаватам”.

Амнаях (амнайах)

ведическая традиция, передающаяся по цепи ученической преемственности.

Амрита

"нектар бессмертия", полученный богами и демонами при пахтаньи Молочного океана.

Амша

часть, или распространение Шри Кришны.

Амша-аватара

частичная, неполная аватара.

Ананда

блаженство, высшая божественная радость, аспект природы Верховного Господа. См. также сат-чит-ананда.

Ананья-бхакти (ананйа-бхакти)

чистая бхакти, не смешанная ни с какими другими желаниями.

Ананта

безграничный,бесконечный. 1) распространение Господа Баларамы в виде тысячеглавого змея, поддерживающего все миры и олицетворяющего Собою силу притяжения; 2) имя Господа Баларамы. Анартха - "бесполезное, нежелательное”; внутренние препятствия в сердце к обретению Парамартхи, высшего богатства. Берут начало в ложных представлениях о себе, Господе, о цели, пути, и препятствиях на пути. Анартхи приводят к: а)жажде временных материальных удовольствий, мистических сил и освобождения; б)апарадхам; в)к заболеваниям сердца: пустым привязанностям, лицемерию, насилию и т.п.

Анартха-нивритти

четвертая стадия развития бхакти-латы: избавление от анартх, их уничтожение. Объяснение этого можно найти в книге Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура "Мадхурья-кадамбини".

Анатма

то, что не является душой; инертная материя.

Анга

каждое из девяти составляющих преданного служения, таких как слушание и воспевание.

Ангира

один из семи великих мудрецов, рожденных Брахмой.

Аниманам

ничтожно малый.

Анируддха

четвертое проявление Господа в Его четвертичном распространении на Вайкунтхе(см. Чатур-вьюха).

Анна-прашана

ведическая церемония, на которой ребенку впервые предлагают блюда, приготовленные из злаков.

Антаранга-шакти

вечная энергия Кришны (см."Шримад Бхагавад-гита", 7.5).

Антарьями (антарйами)

аспект Всевышнего Господа. Находится только в сердце чистого Преданного - там же, где находится и Вриндаван. Антарьями - это Сам Кришна, тогда как Параматма - лишь частичное Его проявление.

Анубхава

одна из составляющих расы. Внешние проявления духовных чувств преданного, такие как танец, пение, и т.п. Всего выделяется 13 анубхав.

Анумана

индуктивное знание. Индукция - способ рассуждения от частотных фактов, положений к общим выводам; противоположность дедукции. Одна из трех основных праман.

Анугатья

следовать по стопам, быть последователем, покорность, верность.

Ану-чайтанья (ану-чаитанйа)

ограниченное сознание дживы.

Апаварга

освобождение.

Апапа-виддха

чистый и неоскверненный; тот, кого не может коснуться грех.

Апара

не духовное; неподвижная, инертная материя; материальная природа.

Апана-даша

стадия преданного служения, на которой преданный ощущает умиротворение в бхава-бхакти, первом раскрытии бутона божественной любви. Следует за шраддхой, шравана-дашей, варана-дашей и садхана-дашей.

Апара-вичара

поверхностное суждение, относительная точка зрения.

Апарадха

оскорбление. Есть 64 сева-апарадх, 10 нама-апарадх.

Апара-пракрити

низшая, внешняя энергия Господа, майа-шакти.

Апратипатти

безразличие, или отсутствие вкуса ко всему духовному - например, отсутствие желания совершать служение.

Апа-сампрадая (апа-сампрадайа)

религиозное течение, отклонившееся от подлинной вайшнавской сампрадаи.

Апаурушея (апаурушейа)

"не-" или "сверхчеловеческое" - то, что поведано не материальной личностью; слова, сказанные Верховным Господом.

Аравиндакша

имя Всевышнего Господа, означающее "лотосоокий".

Арадхана

поклонение, служение; поклонение Шри Шри Радхе-Говинде в медитации гаятри мантрой; служение, которое воздает Шри Кришне Шримати Радхарани.

Арадхйо Бхагаван

поклоняемый Бхагаван.

Арати

церемония поклонения Господу, в ходе которой Ему предлагают пищу, светильник, веер, цветы и благовония. Центральный элемент храмового богослужения.

Араньяки (аранйаки)

ведические писания, часть шрути (одного из двух главных разделов Вед). Предназначались для лесных отшельников (ванапрастха) и готовили человека к полному отречению от мира (санньяса).

Арджуна

третий из братьев Пандавов, близкий друг Кришны, находящийся с Господом в сакхья-расе, которому на поле Курукшетра Кришна поведал "Бхагавад-гиту”.

Ароха

восходящий процесс познания.

Артха

"выгода", "польза", "богатство"; экономическое благополучие, которое следует за мирской религиозностью (дхармой) и составляет основу для удовлетворения чувств (камы). Вторая из четырех из целей в системе варнашрамы.

Арупа-лая (арупа-лайа)

уничтожение самого ума.

Арчана

поклонение образу Господа в храме, одна из девяти форм преданного служения.

Арчана-видхи

правила и предписания, которые необходимо соблюдать в процессе арчаны.

Арча-виграха

форма Господа, Которой поклоняются в храме.

Арчи

супруга Притху Махараджа, полное распространение Лакшми Деви (см. Четвертую песнь "Шримад-Бхагаватам").

Арья (арйа)

"благородный"; человек ведической культуры, строящий свою жизнь на основе принципов Вед.

Асакти

"привязанность"; непосредственная и глубокая привязанность к Господу и Его чистым преданным, шестая ступень развития растения бхакти (бхакта-латы), следующая за вкусом (ручи) и предшествующая появлению бхавы.

Асамаурдха

Верховный Господь, Которого никто не может превзойти или сравниться с Ним по величию.

Асана

поза, положение тела, третья ступень йоги - тренировка тела.

Асмита

ложное мировоззрение, вызванное отождествлением себя с телом; мышление в рамках концепции "я" и "мое".

Асур (асура)

противоположность божественному человеку, демон, атеист: закоренелый материалист.

Аскеза

добровольное принятие на себя трудностей, неудобств; или усилие, направленное на удовлетворение Господа или Его посланника, Шри Гуру.

Атма

божественная сущность человека, буквальное значение - "я", но может относиться к телу, уму или душе.

Атма-ниведана

предание себя Господу или Его представителю, одно из девяти главных направлений преданного служения.

Атмарама

самодостаточные трансценденталисты, превзошедшие материальную природу.

Атма-майа

внутренняя энергия Господа.

Атманиведана

жертвенность, предание себя Богу.

Атма-никшепа

полное самопредание; одно из слагающих шестисложной шаранагати. Предложить все без остатка: от тела со всем к нему относящимся, и вплоть до чистой души, Лотосным Стопам Шри Хари. Все корыстные устремления отвергаются, и каждое действие посвящается только Кришне.

Атма-таттва

наука о природе души.

Атма-ха

убийца души.

Атьяхара (атйахара)

накопление излишних богатств.

Аудасинья (аудасинйа)

апатичное преданное служение, отсутствие твердой решимости в садхане.

Аударья-Лила (аударйа-лила)

одна из лил Господа Кришны, где Он являет Себя как Шри Чайтанья Махапрабху.

Аулы

одно из тринадцати ложных учений, объявляющих себя последователями Господа Чайтаньи, но в действительности привязанных к материальным действиям.

АУМ (ОМ)

изначальный звук; выраженный звуком символ Абсолюта, из которого произошла вся Вселенная; мантра.

Ахайтуки-крипа

беспричинная милость Бхагавана или Его чистых преданных.

Ахам мамети

восприятие себя материальным телом, основанное на ложных концепциях "я" и "мое".

Аханкара

"то, что создает "я""; "ложное эго", тонкоматериальный элемент, заставляющий порабощенное материей живое существо отождествлять себя со своим тонким и грубым материальным телом.

Ахимса

непричинение вреда живому.

Ахайтуки-крипа

беспричинная милость Господа или Его чистых преданных.

Ахлада

скрытая в дживах духовная энергия блаженства.

Ачала

неподвижный; гора (см. "Шримад Бхагавад-гита", 2.24).

Ачаман

очистительный обряд, в ходе которого человек выпивает несколько капель воды, повторяя имена Господа.

Ачарья (ачарйа)

тот, кто учит своим примером; истинный духовный учитель. Обычно титул "ачарья" дается особо возвышенным учителям.

Ачарьябхеда (ачарйабхеда)

см. Панчавидха-бхеда.

Ачарья-аватара

нисшествие ачарьи из духовного мира.

Ачарья-лила

божественные деяния Шри Чайтаньи Махапрабху в роли ачарьи, когда Он приходит, чтобы раздавать прему всем живым существам.

Ачетана

лишенный сознания.

Ачинтья (ачинтйа)

"непостижимое", выходящее за пределы рассудка и воспринимаемое только через откровение.

Ачинтья-бхедабхеда-таттва (ачинтйа-бхедабхеда-таттва)

учение "непостижимого одновременного тождества и отличия” Господа, живых существ и Его энергий. Один из основополагающих принципов Учения Шри Чайтаньи Махапрабху, подробно разработанный Его учениками и последователями, прежде всего - Госвами Вриндавана.

Ачит-джагат

лишенный сознания (чит) мир косной материи.

Ачьюта (Ачйута)

"непогрешимый", "непоколебимый", одно из имен Господа (см. "Шримад Бхагавад-гита", 2.25).

Аша

поклонение Шри Бхагавану в надежде исполнения материальных желаний. См. Поклонение.

Аша-бандха

непоколебимая вера в благосклонность Господа.

Ашрам (ашрама)

каждая из четырех ступеней, или укладов жизни в системе варнашрама (см. также брахмачарья, грихастха, ванапрастха, санньяса); обитель, монастырь, община, где занимаются духовной практикой; жилище отшельника.

Ашрая (ашрайа)

прибежище, опора; источник; субъект; личность, которая вмещает в себя те, или иные качества или вещи.

Ашрая-виграха (ашрайа-виграха)

Шримати Радхарани, сокровищница духовной любви Господа. Дживе никогда не следует считать себя достойной уникального, положения ашрая-виграхи - одна мысль об этом приводит к падению. Чистое бытие дживы в духовном мире - это положение вечной служанки Шримати Радхарани. Так же - Господь как вместилище премы, как ее обладатель.

Ашрая-виграха-ачарья (ашрайа-виграха-ачарйа)

Шри Гуру как проявление Шримати Радхарани в этом мире.

Ашрая-таттва (ашрайа-татва)

вечный спутник Господа, божественное прибежище для обусловленных душ. Чтобы вступить в вечные игры Господа, джива должна обрести прибежище в преданном-рагануге в его особой расе.

Ашта-калья-лила (ашта-калйа-лила)

восемь вечных игр Шри Шри Радхи-Кришны во Врадже, сменяющие друг друга каждые три часа - предмет медитации возвышенных преданных, практикующих смарану.

Аштанга-йога

восьмиступенчатая йога, основы которой заложил Патанджали. Синоним мистической и медитационной йоги.

Ашта-саттвика-бхава

восемь внешних признаков бхавы, духовного блаженства (оцепенение, испарина, поднятие волосков на теле, прерывание голоса, трепет, изменение цвета кожи, слезы, беспамятство).

Ашта-сиддхи

восемь мистических совершенств, приходящих к человеку в процессе практики аштанга-йоги.

Ашта-сакхи

восемь главных, любимых Шримати Радхарани гопи, глубоко преданных Ей и совершающих вечное любовное служение Шри Шри Радхе-Говинде: Лалита, Вишакха, Чампакалата, Тунгавидья, Индулекха, Рангадеви, Судеви, Читра.

Ашта-сатвика-викара

восемь разновидностей экстатических симптомов, проявляемых чистыми преданными: скованность, испарина, "гусиная кожа", пресекающийся голос, дрожь, обморок, побледнение и плач.

Аштоттара-шата

титул санньяси, который переводится как 108. Существует 108 имен санньяси и каждый санньяси, который носит титул ашта назван одним из этих ста восьми имен. Это такие имена как Аранья, Гири, Парвата, Бхагавад, Ван, Говинда, Шридхар, Мадхава, Кешава, Дамодар, Свами, Бхарат и др.

Ашубха

неблагоприятный, вредный.

Ашутоша

имя Господа Шивы, означающее "тот, кого легко удовлетворить".

Аюрведа (Айур-веда)

Ведическая наука о здоровье. Изложена в одной из вспомогательных Вед того же названия.
б
в
г
д
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
×
Уведомления о важных публикациях:
×
Эфир состоялся: 01.08.2020 19:20 (мск)
Перейти на страницу трансляций →