3

Кришнаиты

Господь Кришна сказал ("Бхагавад-гита" 12.20):

"Те, кто, обладая непоколебимой верой, идут вечным путем преданного служения,

сделав Меня своей высшей целью, очень и очень дороги Мне".
Содержание:
Наименование

Кришнаиты – это западный вариант обращения к преданным Кришны. Преданные – так часто называют себя те, кто поклоняются Кришне. Термин «преданные» более аутентичен, поскольку является переводом санскритского «бхакта». Бхакта, собственно, и значит -преданный, преданный Кришне, тот, кто безраздельно вручил себя Кришне и с любовью служит Ему.

Термин «бхакта», или «преданный», является традиционным для обозначения верующих в Кришну.
Кроме того, традиционным термином для обозначения верующих в Кришну, является термин «вайшнав», или тот, кто поклоняется Всевышнему. Слово вайшнав происходит от имени Господа Вишну, одной из форм Кришны. Чтобы определить, что верующие поклоняются именно Кришне, а не Его проявлению Вишну, их называют гаудия-вайшнавы, поскольку именно в местности под названием Гаудия началось движение по широкому распространению поклонения Кришне.


Определение

Кришнаитами, или гаудия-вайшнавами, называют тех, кто поклоняется Кришне, Верховному Господу, Источнику всего сущего, причине всех причин. Бога можно называть многими именами. Как Солнце на разных языках называют по-разному, так и Кришну на разных языках зовут по своему. Но те, кто изучает древние священные тексты Вед, зовут Бога – Кришна. Имя Кришна отражает главное качества Бога: Он – Всепривлекающий. Имя Кришна переводится, как «Всепривлекающий». Бог привлекает всех. Тех, кого привлекает поклонение Самому Кришне зовут кришнаиты, или вайшнавы.

С точки зрения традиции подлинным последователем Кришны является тот, кто получил посвящение у истинного духовного учителя и искренне поклоняется Кришне, используя полученные при посвящении мантры.

«Хари-бхакти-виласа» 1.55:
гр̣хӣта-вишну-дӣкш̣а̄ко
виш̣н̣у-пӯджа̄-паро нарах̣
вайш̣н̣аво 'бхихито 'бхиджн̇аир
итаро 'сма̄д авайш̣н̣авах̣
«Тот, кто с верой поклоняется Господу Вишну (Кришне), приняв в соответствии с предписаниями священных писаний духовное посвящение в повторение вайшнавской мантры, в глазах ученых людей является вайшнавом; и никого другого нельзя считать таковым».

При этом нужно понимать, что Господь не принимает в полной мере поклонения тех, кто не способен уважать других верующих, особенно духовно более опытных.

«Шримад Бхагаватам» 11.2.47:
арча̄йа̄м эва харайе
пӯджа̄м̇ йах̣ ш́раддхайехате
на тад-бхактешу ча̄нйешу
са бхактах̣ пра̄кр̣тах̣ смр̣тах̣
«Тот, кто с верой поклоняется Господу, но не совершает служения подлинным преданным Господа - есть пракрита-бхакта, начинающий или материалистичный преданный».

Возвышенные верующие описываются следующими стихами:

«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 16.72:
“кр̣шн̣а-на̄ма нирантара йа̄н̇ха̄ра вадане
сеи ваишн̣ава-ш́решт̣ха, бхаджа та̄н̇ха̄ра чаран̣е
«Тот, кто постоянно повторяет имя Кришны, обладает качествами вайшнава в высокой степени, и нам следует служить его лотосным стопам».

«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 16.74-75:
йа̄н̇ха̄ра дарш́ане мукхе а̄исе кр̣шн̣а-на̄ма
та̄н̇ха̄ре джа̄ниха туми ‘ваишн̣ава-прадха̄на’

крама кари’ кахе прабху ‘ваишн̣ава’-лакшан̣а
‘ваишн̣ава’, ‘ваишн̣аватара’, а̄ра ‘ваишн̣аватама’
«Тот, кто одним своим видом вдохновляет других повторять имя Кришны, является самым возвышенным вайшнавом».




Правила и предписания

Главное правило кришнаитов: всегда помнить о Кришне и никогда о Нем не забывать; что значит - слушать о Кришне, говорить о Кришне, помнить о Кришне, служить святым, изучать священные тексты, такие как «Шримад Бхагаватам», поклонятся деревцу Туласи, посещать святые места, такие как место рождения Кришны Вриндаван и место рождения Кришны Чайтанйьи - Маяпур, поклоняться Кришне в храме, считать себя слугой Кришны, а Кришну своим лучшим другом, полностью вручить себя Кришне.

Главным методом служения Кришне является воспевание Его святого имени под руководством Его совершенного преданного. Поэтому вайшнавы-кришнаиты каждый день воспевают на четках минимум 16 кругов по 108 бусин Харе Кришна маха-мантры. Также преданные Кришны поют маха-мантру , собираясь вместе. Совместное пение имен Бога является религией нашего для времени, юга-дхармой, религией эпохи. Лучше всего петь вместе с теми, кто достиг совершенства на пути познания Бога. При этом следует отметить, что не существует строгих правил повторения маха-мантры, поэтому каждый может присоединиться к самому возвышенному процессу поклонения Богу - повторению Его святых имен, Харе Кришна маха-мантры:

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе


Каждый может повторять маха-мантру вслух или в уме, а также петь ее тихо или громко.

Для того чтобы очистить свое сердце от последствий прошлых грехов и не совершать новых преданные Кришны следуют четырем регулирующим принципам:
  1. Кришнаиты не едят мясо, рыбу, яйца, а также лук, чеснок, а по строгим правилам еще морковь и красную чечевицу.
  2. Кришнаиты не употребляют наркотики, спиртное или другие интоксиканты.
  3. Кришнаиты никогда, ни при каких условиях не играют в азартные игры, и не вовлекаются в обманные схемы, такие как финансовые пирамиды.
  4. Кришнаиты строго избегают близких отношений с противоположным полом вне брака, а в браке не препятствуют появлению детей.


Духовная практика

Духовная практика предназначена, чтобы возродить в сердце живого существа дремлющую любовь к Богу. Никто не будет счастлив вне связи с Богом. Любовь связывает душу и Кришну. Кришна является душой души. Он – центр гармонии и источник всего счастья. Вне связи с душой своей души, вне связи с центром гармонии, вне любви к Кришне, которая наполнена безграничным восторгом, живое существо никогда не будет ни умиротворено, ни счастливо.

Чтобы очистить сердце от всего нежелательного и пробудить любовь к Богу, которая дремлет в сердце, загрязненном материальными представлениями, необходимо заниматься духовной практикой, предписанной священными писаниями и святыми.

Священные тексты ведической литературы утверждают, что юга-дхармой века Кали, т.е. религией нашей эпохи, является санкиртана-ягья, или совместное воспевание святых имен Бога. Все, кто хочет обрести духовное совершенство, должны обратиться к этой практике. Вайшнавы следуют наставлениям священных текстов и воспевают святые имена двумя способами. Когда вайшнавы уединены, то воспевают святые имена Господа Кришны на своих четках, а когда собираются вместе, то поют имена Кришны совместно. Индивидуальное повторение называется джапа, а совместное – киртан. Но то и другое должно быть санкиртаной, что значит сан – совместное, киртан – воспевание. «Совместное», прежде всего, значит - вместе со святыми, достигшими совершенства, или под их руководством. Священные тексты говорят:

«Према-виварта», «Джайва-дхарма» 7 глава:
садху-санге кришна-нам эи матра чаи
«Единственное, к чему нужно стремиться – это воспевать святые имена Кришны в обществе Его преданных».

Лекции по священным текстам, прославляющим Кришну, таким как «Шримад Бхагаватам», тоже являются практикой воспевания славы Кришны (киртанам), слушание таких лекций – столь же могущественная духовная практика, которая именуется шраванам. Конечно, изложение священных писаний нужно слушать от тех, кто является знатоками священных текстов и духовно опытными людьми. А высшего совершенства можно достичь только в общении с теми, кто полностью осознает свои отношения с Богом и служит Ему с великой любовью и преданностью, таких личностей называют – махабхагаваты. Поэтому служение и общение с махабхагаватами, низошедшими на землю спутниками Кришны, - высшая удача, и лучший метод духовного совершенствования.
Другие методы преданного служения Кришне будут описаны ниже.


Режим дня

Священные тексты рекомендуют просыпаться за полтора-два часа до рассвета и сразу принимать омовение в реке или под душем.
Утро лучше всего посвящать духовной практике. Те, кто получил духовное посвящение, до рассвета повторяют мантры-гаятри и 16 кругов Харе Кришна маха-мантры на четках, а также участвуют в утренних службах в храме или у себя дома.

Днем семейные люди работают или занимаются бизнесом, посвящая свои усилия Богу. Те, кто находится в отреченном статусе монаха, в течение всего дня имеют возможность проводить службы в храме, проповедовать, молится, повторять на четках больше святых имен. Некоторые семейные люди, также как и монахи, полностью посвящают себя духовной практике и живут на пожертвования, которые они получают благодаря их проповеднической и образовательной деятельности. А некоторые совмещают работу и активную проповедь.
Вечером все могут собраться в храме на вечернюю службу, после или до которой обычно проходят вечерние проповеднические лекции.
Конечно, каждый верующий сам выстраивает свою духовную практику в соответствии со своими способностями, предпочтениями и наставлениями тех, кого он видит старшими для себя.

Священные тексты описывают 64 основных вида преданного служения Кришне, но, конечно, возможностей служить Кришне намного больше.



Диета

Кришнаиты никогда не едят пищи, которую получили в результате насилия над другими живыми существами. Кришнаиты полные вегетарианцы, они не едят ни только мясо, но и рыбу, и яйца.
Также преданные Кришны не едят пищи, которая содержит невежественные продукты и загрязняет сознание, связывая его с тьмой этого мира. Кроме мяса, рыбы и яиц кришнаиты не едят еще и лук, чеснок, красную чечевицу, морковь. Относительно моркови для людей запада обычно делается послабление в рекомендациях, и многие кришнаиты ее едят.

Важно знать, что кришнаиты не едят ничего, что не было бы сначала предложено Кришне. Преданные готовят для Кришны, предлагают ему свои приготовления, а уже потом принимают остатки трапезы Кришны, как маха-прасад, милость Кришны.
Поэтому сутью того, почему кришнаиты что-то не едят, является то, что они не едят того, что не было предложено Кришне, а Кришна не принимает то, что связано с насилием, а также то, что обладает качествами невежества.



Этикет поведения

Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада так определил поведение преданных: «Преданные Кришны – истинные джентльмены».
Это значит, что вайшнавы, или преданные, всегда ведут себя мягко и учтиво, они равнодушны к похвалам и терпят критику и нападки в свой адрес, но когда кто-то оскорбляет других преданных или Кришну, то вайшнавы в полной мере проявляют свой гнев.

Вайшнавы всегда погружены в трансцендентное, и ничего не делают напоказ. Если иногда кто-то, или пусть даже большинство, действуют напоказ, устраивая шоу из своей преданности Богу, то, скорее всего, это начинающие преданные, и к ним нужно относиться со снисхождением.

В начале духовного пути какие-то недостатки в характере и поведении преданных могут становиться виднее, поскольку начало пути характеризуется тем, что под влиянием духовной практики все неблагоприятное начинает уходить из сердца, и эту грязь становится видно; это подобно тому, как вода становится грязной, когда человек стоит под душем.

Более того, под влиянием обстоятельств, пришедших как следствие каких-то давних поступков, верующий человек может оступиться, но он всегда будет сокрушаться и раскаиваться за свой поступок, а также прилагать все усилия к тому, чтобы в будущем никогда больше не оступиться. Поэтому очень важно всем следовать наставлениям Кришны в «Бхагавад-гите»:

«Бхагавад-гита 9.30»:
апи чет су-дура̄ча̄ро
бхаджате ма̄м ананйа-бха̄к
са̄дхур эва са мантавйах̣
самйаг вйавасито хи сах̣
«Даже если человек, занимающийся преданным служением, совершит самый отвратительный поступок, его все равно следует считать святым, ибо он исполнен решимости идти по верному пути».


Качества преданных

Главное качество преданных, сварупа-лакшана – это преданность Кришне, кришнаика-шаранам. Из этого главного качества рождаются все остальные возвышенные качества преданных, которые именуются - татастха-лакшана.
Преданное служение Кришне проявляет все божественные качества в преданных, даже если они их специально не культивируют.

Конечно, преданные сознательно придерживаются ненасилия, правдивости, чистоты, милосердия, разумного аскетизма. Они благородны и великодушны.

Преданные видят, что все живые существа – это частички Бога, поэтому выражают почтение каждому, в степени, которая зависит от уровня духовного развития живого существа.



Внешний вид

1. Одежда у мужчин

Традиционно мужчины вайшнавы носят дхоти, курту и чадар. Дхоти – это нижняя часть одежды. Курта – это удлиненная рубаха, а чадар – это своего рода шарф, который носится по-разному, иногда, действительно, как шарф, иногда как широкое полотно ткани, обернутое вокруг тела, монахи носят эту ткань завязанной с одного конца вокруг шеи.

Одежда у разных людей с разным укладом жизни будет выглядеть по-своему. Возможно, у людей с разным достатком одежда тоже будет выглядеть по-разному, но это не относится к сфере вайшнавской традиции и культуры. А вот, разный подход к надеванию одежды у людей с разным укладом жизни – это, действительно, вопрос традиционной ведической и вайшнавской культуры. Монахи и другие отреченные люди должны отличаться от остальных, чтобы члены общества могли правильно себя вести по отношению к ним, помогая монахам поддерживать их отречение. Например, женщины, видя монаха, не сядут рядом с ним в транспорте, не подойдут спрашивать, как найти такую-то улицу, мужчины не будут затевать с монахами праздные разговоры и пр. Кроме того, одежда монахов короче, поэтому ее легче стирать, что практично для монахов, которые отрешены от мирских удобств.

Итак, монахи, саннйаси, носят дхоти, просто обернув небольшой кусок ткани вокруг талии. Спереди оставляется сложенная в несколько раз ткань, визуально она формирует вертикальную полоску от пояса до стоп.

Семейный люди, грихастхи, и те, кто живет в отреченном статусе, не принимая обетов саннйаси, т.е брахмачари и ванапрастхи, носят длинное дхоти, которое позволяет сложить ткань гармошкой не только спереди, но и сзади, так формируются два свободных конца, их называют – кача, спереди конец подворачивается за пояс, сзади продевается под ногами и тоже заворачивается за пояс.

«Чайтанья-Бхагавата» Ади-кханда, глава 10, стих 12:
йога-пат̣т̣а-чха̄нде вастра карийа̄ бандхана
ваисена сабха̄ра мадхйе кари' вӣра̄сана
«Нимай носил одежду так, как это делают санньяси, и восседал в позе вирасана».

Комментарий Шри Шримад Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады:
Словосочетание йога-пат̣т̣а, использованное в данном стихе, указывает на то, как ведические санньяси носят свою одежду. В комментарии к стиху 4.6.39 "Шримад-Бхагаватам" Шридхар Свами употребялет слово йога-какш̣а̄. Кусок ткани, плотно оборачиваемый вокруг талии, называют йога-пат̣т̣а, или одежда санньяси. В "Падма-пуране" [Картика-махатмья, глава 2] сказано: "Кусок ткани, оборачиваемый вокруг пояса и свисающий до колен, называется йога-пат̣т̣а"».


Саннйаси и ванапрастхи носят одежду шафранового цвета. Грихастхи белого. В традиции проповеди Бхактисиддханты Сарасвати Тхакрура Прабхупады все грихастхи носят простую белую одежду. Но в современных сообществах преданных, в основном в ИСККОН, можно видеть, что преданные-грихастхи носят одежду различных цветов, исключая шафран и близкие к нему оттенки. В традиционных Гаудия-Матхах грихастхи носят только белую одежду.

Брахмачари, давшие обет безбрачия на всю жизнь, наиштика-брахмачари, носят одежду шафранового цвета. Те брахмачари, кто занят в управлении храмами и другом менеджменте, не одевают одежду цвета отречения и носят белые одежды. Брахмачари, которые следуют правилам этого статуса на время обучения до женитьбы, носят белую одежду.

Отличие саннйаси: шафрановый цвет одежды, дхоти без задней качи, уттария – накидка монаха (чадар, кусок ткани, завязанный с одного конца вокруг шеи).

Бабаджи (вид саннясы) носят такую же одежду, что и саннйаси, только белого цвета. Иногда их дхоти короче в длину.

Грихастхи могут завязать дхоти без задней качи, но это должно быть дхоти обычной для грихастх длинны, сложенное вдвое. Передняя кача при этом заправляется за пояс, что будет отличать одежду грихасти от одежды саннйаси.

«Чайтанья-Бхагавата» Ади-кханда, глава 13, стих 66:
йога-пат̣т̣а-чха̄нде вастра карийа̄ бандхана
ва̄ма-ӯру-ма̄джхе-тхуи' дакш̣ин̣а чаран̣а
«Господь носил дхоти так, как это делают санньяси; Он сидел, положив правую ступню на левое бедро».

Все грихастхи, ванапрастхи и брахмачари носят чадар – отрез ткани на шее. Обычная длинна чадара 2,5 х 1,2 м, но часто эта ткань складывается в несколько раз.

Для одежды вайшнавов подходит хлопок, лен, ахимса-шелк (шелк, полученный без убийства личинок шелкопряда).


2. Одежда у женщин

Женщины в вайшнавской культуре носят сари. В присутствии отреченных монахов они покрывают голову платком, которым является свободный конец сари.

Сари может быть разных цветов и оттенков, но исключается чистые красный и синий цвета, поскольку ношение одежды красного и синего цвета воспринимается как апарадха, оскорбление в поклонении (этот принцип описан в священных писаниях).

Сари состоит из ткани длинной около 5 метров. Ахимса-шелк и хлопок лучшим образом подходят для изготовления сари.
Сари – возвышенная и целомудренная одежда.


3. Объяснение одежды вайшнавов

Одежда вайшнавов олицетворяет принцип: Простая жизнь – возвышенное мышление.
Человечество не должно тратить сверхресурсы на создание все более модной одежды. Одежда должна быть простой и доступной. Если вся жизнь человека будет простой, то освободится от бесконечных забот и тревог о выживании, у него высвободится время, и все это даст возможность заняться постижением Бога.

Одежда вайшнавов проста и гармонична, это одежда ангелов, богов, а главное – это одежда обитателей духовного мира.


4. Прическа у мужчин

Саннйаси, брахмачари, ванапрастхи и проповедующие грихастхи бреют голову и бороду в полнолуние, т.е., примерно, раз в месяц. Грихастхи могут бриться реже.
В сезон из четырех месяцев, который называется Чатурмасья, или сезон дождей, преданные не бреются, но могут побриться в середине Чатурмасьи на праздник Вишварупа-махотсава.

На западе привыкли видеть преданных бритыми, но в традиционной культуре вайшнавы обычно выглядят бородатыми.
Что-то из внешнего вида, одежды, причесок и прочего, западные преданные придумали сами и создали соответствующие стереотипы, а что-то вынужденно ввел Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, основатель широкой западной проповеди. Как например, Шрила Прабхупада увидел у своих юных последователей привычки хиппи, той среды откуда они, собственно, вышли. В то время у начинающих преданных была склонность носить длинные бороды и длинные волосы, они выглядели неопрятно и не заботились о своей чистоте так, как следует, поэтом Шрила Прабхупада попросил юных учеников бриться чаще, что отчасти стало причиной создания стереотипа восприятия внешнего вида вайшнавов, как бритых наголо людей. Внутри культуры мы видим преданных бритыми, один или два дня – во время пурнимы, полнолуния. Те, кто бреются в полнолуние, очищают себя от грехов. Говорится, что в полнолуния все грехи входят в волосы. Преданные из смирения считают себя греховными, поэтому бреются.

Можно видеть, что в разных религиозных культурах люди имеют разные прически, и у этого есть объяснения.
Йоги носят длинные волосы, потому что в волосах скапливается шакти, энергия. Та энергия, которую они сохраняют благодаря воздержанному образу жизни, и та энергия, которую собирают благодаря своей практике.
Гйани, буддисты, и другие последователи пути отречения, зная, что в волосах скапливается материальная энергия, бреют волосы, потому что не желают иметь дело с материальной энергией, они хотят постичь чистый дух.
Вайшнавы тоже не желают иметь дело с материей, но они отрекаются только от той материи, которую они не могут использовать в служении Богу. Поэтому они бреются, что символизирует отречение, но на темени оставляют небольшой пучок волос, шикху, который указывает на связь с Богом. Вайшнавы стараются все использовать в служении Богу, поэтому их отречение именуется  юкта-вайрагья, совершенное отречение.


5. Прическа у женщин

Женщинам рекомендуется иметь длинные волосы, это позволит им скопить тонкую энергию, подобно йогам, которые тоже скапливают энергию в волосах. Но женщины-вайшнави тратят эту энергию не на обретение мистических способностей и не на путь йоги, а на служение святым, гуру и Кришне. Конечно, женщины тратят силы и на заботу о членах своей семьи, служа старшим ее членам и подавая пример младшим. Святое поведение женщин делает их объектом уважения и почитания в вайшнавском обществе.


6. Внешние атрибуты у отреченных женщин

Женщины не часто принимают отреченных образ жизни, но все же примеров отречения среди женщин-вайшнави весьма не мало. Отреченные женщины не бреют волосы и часто носят обычные сари, но иногда принимают обет носить только сари белого цвета.


7. Мешочек на руке

У вайшнвов в мешочке лежат четки, на которых они повторяю Харе Кришна-маха-мантру. Четки не показывают другим людям, поэтому они лежат в мешочке.
Кроме того, вайшнавские четки достаточно длинные, они имеют 108 бусин, на которых повторяют мантру, и одну особую бусину между ними; 109 бусин дают четкам большую длину, что тоже является причиной, почему они всегда находятся в мешочке.


8. Посох саннйаси

Саннйаси носят особый посох – три-данду. Три на санскрите значит – три, данда значит – палки или наказание. Посох состоит из трех связанных между собой палок, эти три палки символизируют преданность Кришне тремя способами: умом, речью и телом. Но поскольку данда значит еще и наказание, саннйаси обязан всегда носить триданду до достижения им совершенства, парамахмсы, но в любом случае, саннйаси должен быть всегда с дандой не менее 15 лет.


9. Тилака

Одним из атрибутов вайшнавав является особый знак, который наносится глиной на лоб и другие части тела. Преданные наносят на тело 12 знаков тилака, повторяя особые мантры поклонения воплощениям Кришны. Тилака символизирует храм Кришны, а также Его стопы. Снизу тилака имеет лепесток, он символизирует листочек священного деревца Туласи. Туласи является олицетворенной преданностью Кришне, она – это сама бхакти, сила преданности Богу. Без ее милости служение Кришне невозможно.


Великие проповедники

Господь приходил на землю Сам, также Он являлся, как Свои воплощения, кроме того, Он проявляет себя, наделяя могуществом святых, которые становятся представителями Бога на земле.

Господь приходит в разных обликах, но очень редко нисходит на землю Сам.
Так Кришна, Бог Богов, Высшее начало всего сущего, Сама Абсолютная истина, Предвечных Господь пожелал низойти на эту землю 5000 лет назад. Он низошел и явил Свои удивительные деяния, но предрек (в «Брахмавайварта Пуране»), что слава этих Его деяний будет в полной мере раскрыта и распространена только через 5000 лет после Его ухода. Поэтому именно в настоящее время началось распространение славы Кришны. Хотя эта слава вечно была проявлена в священных Ведах, и о ней повествовали великие святые, но она была скрыта от масс людей. Поскольку настало время даровать человечеству особую милость, 500 лет назад Господь снова низошел на землю, но принял образ Своего верующего, проповедника. Это нисхождение Господа предсказывалось во многих древних священных текстах, а теперь описано и в трудах святых недавнего прошлого. Господь низошел, как Шри Кришна Чайтанья – Кришна, который великодушно раздает любовь к Богу.

Господь Шри Кришна Чайтанья является главным проповедником сознания Кришны.

Его спутники и последователи продолжили проповедь славы Господа, передавая знание через свои рукописные труды и обучая учеников. От учителя к ученику это передавалось в прошлом и передается сейчас. Линия учителей и их учеников, которые стали учителями для последующих поколений верующих называется гуру-парампара.
Все члены гуру-парампары – величайшие проповедники сознания Кришны. О них можно подробнее прочитать в разделе «Гуру-парампара».

Что касается современной проповеди в Индии и на Западе, то основу для этой проповеди в виде книг, наставлений, традиции и культуры заложил великий святой Шрила Бхактивинода Тхакур.

Шрила Бхактивинода Тхакур возродил движение бхакти, которое ко времени его прихода на землю начало обрастать отклонениями, потеряло силу и чистоту. Лишь единицы преданных совершали безукоризненное поклонение Кришне, но влияние на массы имели псевдо-вайшнавские секты – апасампрадаи.
Шрила Бхактивинода Тхакур учредил рынок святого имени, где товаром было чистое святое имя Кришны, ценой – вера, а сам Шрила Бхактивинода Тхакур выступил в роли дворника на этом рынке чистого и совершенного воспевания славы Кришны. Как дворник, он вымел все, что не соответствовало выводам священных писаний и наставлениям предыдущих учителей. Чистота религии вайшнавов снова проявилась с полной силой. Но это бесценное сокровище должно было быть даровано и широким массам людей. Тогда своими молитвами Шрила Бхактивинода Тхакур призвал великого проповедника - Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура Прабхупаду, который пришел на эту землю как сын самого Шрилы Бхактивиноды Тхакура.

Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада, являясь олицетворением совершенной любви к Кришне, пришел специально, чтобы с невероятным могуществом распространить славу Кришны по всей земле.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада явился на эту землю со своими многочисленными спутниками – чистыми преданными Кришны, которых называют генералами широкой проповеди. Поскольку он пришел как военачальник среди генералов, священные писания, которые предрекали его приход, описывают его, как сенапати-бхакта – главнокомандующего среди полководцев.
Великий учитель пришел с великими учениками, среди которых были - Шри Шримад Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж, Шри Шримад Бхактиракшак Шридхар Госвами Махарадж, Шри Шримад Бхактидайита Мадхава Госвами Махарадж, Шри Шримад Бхактиведанта Свами Прабхупада, Шри Шримад Бхактипрамод Пури Госвами Махарадж, Шри Шримад Бхактивайбхава Пури Госвами Махарадж и многие другие. Все эти вайшнавы являются примером великой преданности Богу, все они вошли в историю, как грандиозные проповедники гаудия-вайшнавизма.

Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура Прабхупада видел своей миссией дать знание о Кришне людям запада, поэтому он посылал своих учеников проповедовать в западные страны. Несколько выдающихся учеников Шрилы Сарасвати Тхакура побывали на западе с проповедью сознания Кришны, но их проповедь была обращена только к аристократической прослойке западного общества, поэтому не нашла широкого отклика. Много лет позже миссия проповеди на западе была в совершенстве осуществлена Шрилой Бхактиведантой Свами Прабхупадой.

Шри Шримад Бхактиведанта Свами Прабхупада был выдающимся учеником Шри Шримад Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады и получил особый наказ - бесстрашно со всей решимостью проповедовать в западных странах, перевести священные писания, прославляющие Кришну, на английский язык и широко распространить эти книги. Когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура Прабхупада ушел из этого мира, никто из его искренних последователей не имел средств и возможностей проповедовать на западе, но Шрила Бхактиведанта Свами желал во что бы то ни стало исполнить волю учителя и отправился на запад без связей, денег и каких-либо других внешних возможностей. Когда Шриле Бхактиведанте Свами вот-вот должно было исполниться 70 лет, он уговорил судовладельцев дать ему место в трюме грузового корабля. Затем, с семью долларами в кармане, он пересек океан и достиг Америки. По сути, все, что у него было с собой, – это совершенная преданность Кришне и гуру, а также несколько томов его собственного перевода на английский великого священного текста «Шримад Бхагаватам».

Так, благодаря вере в наставления гуру и милость Кришны, Шри Шримад Бхактиведанта Свами Прабхупада за небольшие 12 лет своей проповеди на западе распространил знания о Кришне по всему миру.
За короткий срок он несколько раз объехал вокруг света со своей могущественной проповедью. Проповедуя, он учредил 108 храмов повсюду в мире. Но самой главное заслугой Шри Шримад Бхактиведанты Свами Прабхупады является то, что он перевел, прокомментировал и издал священные тексты о Кришне, такие как «Бхагавад-гита, как она есть», «Шримад-Бхагаватам», «Чайтанья Чаритамрита», «Ишопанишад», «Нектар наставлений», «Нектар Преданности» и многие другие. Эти книги под непосредственным руководством Шрилы Прабхупады были переведены на десятки языков мира и изданы миллионными тиражами.
Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада сделал преданными Кришне многих и многих индийцев, европейцев, американцев, африканцев, австралийцев, и, не смотря на политику «железного занавеса», смог дать посвящение русскому ученику, а также заложить основы проповеди в Советском Союзе.
Слава Шрилы Бхактиведанты Прабхупады не знает границ!

Перед своим уходом с видимого плана бытия Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада позвал к себе своего близкого друга - великого вайшнава-саннйаси Шри Шримад Бхактиведанту Нараяну Госвами Махараджа. Он взял Шрилу Бхактиведанту Нараяну Госвами Махараджа за руку и попросил пообещать исполнить три вещи: 1) рассказать его (Бхактиведанты Свами) ученикам о смысле прихода Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху; 2) открыть смысл его собственного (Бхактиведанты Свами) прихода; 3) открыть ученикам его (Бхактиведанты Свами) положение в духовном мире.

Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж принял наставления Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады как свою жизнь, и когда ему исполнилось 75 лет, начал всемирную проповедь, и в это же время он принял первого ученика.

Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж посвятил всю свою жизнь выполнению наставлений своих гуру. Его духовный учитель, Шри Шримад Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж, дал ему наставление переводить книги на главный язык Индии – хинди (потом эти книги были переведены с хинди и на другие языки), а Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада попросил продолжить проповедь на западе. Поэтому ученики видели, что их в высшей степени почитаемый учитель ом вишнупад Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж все время, пока он был на земле, без устали проповедовал по всему мир. Путешествуя из страны в страну, из города в город, днем он объяснял философию сознания Кришны и ответами на вопросы учеников разрешал все возможные противоречия в священных писаниях, а по ночам - переводил книги, которые несут миру самое возвышенное и сокровенное знание.
Вся слава Шри Шримад Бхактиведанте Нараяна Госвами Махараджу!
Вся слава преданным Кришны!

Те, кто хотят понять философию любви и преданности Кришне, вне сомнения должны изучить книги великих учителей современности:
Шри Шримад Бхактиведанты Свами Прабхупады,
Шри Шримад Бхактиракшак Шридхара Госвами Махараджа,
Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа,
Шри Шримад Бхактидайита Мадхавы Госвами Махараджа,
Шри Шримад Бхактипрамод Пури Госвами Махараджа,
Шри Шримад Бхактивайбхавы Пури Госвами Махараджа,
Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа,
Шри Шримад Гоур Говинды Свами Махараджа,
Шри Шримад Бхактиваллабхи Тиртхи Госвами Махараджа.

Дополнительно о великих учителях, проповедниках славы Кришны, можно прочитать разделах:
  1. Слава святых
  2. Гуру-парампара
  3. Авторы
  4. Основы вероучения гаудия-вайшнавов (кришнаитов).
×
Уведомления о важных публикациях:
×
Эфир состоялся: 20.09.2020 14:55 (мск)
Перейти на страницу трансляций →