3
Рекомендуем канал "Один кришнаит"
Вишуддха Сарасвата Шри Чайтанйа Бхумандала Панджика

Вайшнавский календарь

Международное общество
"Традиционный гаудия-вайшнавизм"

Название календаря


Вишуддха Сарасвата Шри Чайтанйа Панджика – это календарь, имеющий пять разделов. Панджика - значит пять разделов. Пять разделов астрономического знания, необходимого для духовной практики и материальной гармонии во имя духа. Чайтанйа значит – Сознание. Шри Чайтанйа значит, что без Высшего Сознания, без воли Кришны, который носит имя Чайтанйа, когда одаривает живых существ Своей беспричинной милостью, без этой воли никакое знание, несущее благо, не доступно. Кришна проявляет свою милость, высшее благо, или Сам или через своих вечных спутников. Календарь именуется Сарасвата, поскольку Шри Кришна Чайтанйа явил этот календарь, через великодушие своего близкого слуги Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады, основателя всемирной проповеди славы Надвечного Господа Кришны, Причины всех известных причин и единственной причины Своей Собственной милости. Вся слава милосердному Шри Кришне! Вся слава Шри Шримад Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру Прабхупаде! Вся слава этой Вишуддха Сарасвата Шри Чайтанйа Панджике!

Авторитетность календаря


Полнота и совершенство Шри Чайтанйа Панджики подтверждена чистотой и возвышенностью изначального составителя этого календаря, никаких других свидетельств было бы не нужно, если бы не необходимость с высшим почтением упомянуть, что календарь был составлен по благословению Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа и Шрилы Саччидананды Бхактивиноды Тхакура. Вся слава и поклоны этим в высшей степени духовным личностям!

Математическая безупречность календаря основана на подходах «Сурйа-сиддханты», а расчеты дат всех значимые событий соответствуют подробным указаниям «Шри Хари Бхакти Виласы» и других вайшнава-грантх.

Универсальность календаря


Мудрецы древности, вдохновленные Кришной, обозначили подходы в определении отправных точек календаря, которые соответствуют ритмам жизни нашего уголка вселенной. Этот календарь в любое время объективен и лишен противоречий, так как основан на взаимном положении Солнца и Луны. Любая традиция передачи знания может быть разрушена временем или текущими ошибками в расчетах. Но положение Солнца и Луны всегда возможно определить и при необходимости рассчитать календарь. Такова уникальная практичность этого календаря, который стал известен в научном мире, как индийский лунно-солнечный календарь.

Воссоздание календаря


Индийский лунно-солнечный, или ведический, календарь должен содержать необходимые для религиозной жизни и жизни вообще пять частей. По прошествии тысячелетий полнота календаря утратилась, он перестал содержать точные данные о характеристиках лунных дней, таких как шуддха и веддха – совершенный ли день или имеет наложение предыдущего и поэтому не подходит, как дата для праздника или, например, поста. Даты праздников памяти великих святых, их дни явлений или ухода, перестали отмечаться в календаре. Традиция наименования дней, месяцев, направлений движения Солнца, сезонов не раз менялась и уменьшала свое духовное значение, как традиция, которая связывает сферу материи со сферой духа.

Но сила глубочайшего знания, безупречная решимость и трансцендентная осведомленность в глубочайших вопросах философских выводов и живой традиции подлинных святых позволили Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру Прабхупаде устранить то, что было разрушено временем. Практичные математические и астрономические принципы основ календаря позволили совершить эту работу в полной опоре на традицию.

Воссоздание календаря было важным делом для миссии проповеди славы Творца всех ведических принципов – Шри Кришны. Но этот труд становится особо заметным, когда мы рассуждаем на тему календаря, не по причине его незначительности, а по причине значительности великого множества того грандиозного, что совершил Шрила Сарасвати Тхакур Прабхупада, будучи Джагудгуру, учителем всей вселенной, основателем всей широкой проповеди славы Господа Шри Кришны повсюду в мире.

Всемирная проповедь значит, что традиционный вайшнавский, что значит - во славу Кришны, календарь должен был быть рассчитанным и для западных стран.

Вайшнавский календарь на Западе


Западные ученые вайшнавы, используя западные подходы к расчетам положений планет, опираясь на принципы Шри Чайтанйа Панджики, составили вайшнавский календарь для всего мира.

Ачарйи, великие учителя, приняли эту попытку расчетов календаря и благословили следовать на западе этим вычислениям пяти разделов.

Некоторые недостатки западного календаря никак не влияли на великую миссию революционной проповеди древнейшего и важнейшего послания о любви к Богу.

Незначительные недостатки западной версии календаря все же могут быть устранены, поскольку они лишь издержка первых попыток воспринять ведический календарь в среде с другими привычками в подходе к времяисчислению.

Западный вариант календаря в северных широтах, ровно как и в значительно южных, часто тяжело использовать, или он не может быть рассчитан вовсе. Много современных городов расположено в заполярье или недалеко от полярного круга, но там нет ежедневного восхода и захода Солнца, значит нельзя определить титхи, лунный день, основную единицу времени ведического календаря. Даже южнее, на уровне широт европейских городов, не очень-то удобно исполнять религиозные обязанности до рассвета, поскольку каждый рассвет каждый день в разное время. Летом брахма-мухурта, благоприятный дня духовной практики предрассветный период, может начинаться сразу поле полуночи или где-то позже, но все равно экстремально рано, а это рекомендуемое Ведами время для начала дня. Зимой, наоборот, рассвет может быть после 10 часов утра, что значит, что утренние мантры должны читаться незадолго до этого времени, что не совсем практично для людей, следующих западному ритму жизни.

Особенности настоящего издания календаря


Шри Чайтнйа Панджика, или, по-другому, Навадвипа Панджика, была рассчитана в своих конкретных числах для Индии, но содержит универсальные концепции. Внимательное исследование принципов древних писаний показывает, что традиционный ведический календарь совсем не ограничен в подходах к времяисчислению; принципы священных тестов делают календарь универсальным для всего человечества. Таким важнейшим принципом является утверждение Самого Шри Чайтанйи Махапрабху, Чьё имя носит этот календарь, что в ведических представлениях день равен ночи, что значит, что рассвет и закат в лунно-солнечном календаре учитывается иначе, чем принято в западном календаре. Из утверждения, а на самом деле из многих утверждений ведических писаний, о том, что день равен ночи, вытекает необходимость при расчете восхода использовать не видимый горизонт, который не дает восход, при котором ночь равна дню, а астрономический или истинный горизонт, при использовании которого в расчетах, день всегда будет равен ночи, а восход будет всегда в одно время. Восход является отправной точкой ведического календаря, с него начинаются лунные сутки, относительно восхода рассчитываются времена начала и окончания постов и праздников. Восход должен рассчитываться на основании утверждений Вед, тогда вайшнавский календарь окажется универсальным календарем для всего человечества.

В настоящем издании Вишуддха Сарасвата Шри Чайтанйа Панджики для расчетов используется астрономический или истинный горизонт, поэтому этот календарь можно рассчитать для любой точки мира, что и осуществлено в представленном календаре в полной мере. Ом Тат Сат.

Харе Кришна!

1. Правила поста в Шуддха-Экадаши и Маха-Двадаши


1.2 Введение


варн̣а̄на̄м а̄ш́раман̣а̄м̇ ча стрӣн̣а̄м̇ вара-варн̣инӣ
ека̄даш́и-упава̄сас ту картавйо на̄тра сам̇ш́айах̣

Шива сказал Парвати:

«Члены всех социальных групп, всех укладов жизни, в том числе и женщины, о прекрасная, должны поститься в Экадаши, и в этом никогда не должно быть сомнений».

«Падма Пурана» Уттара-кханда 6.234.12, «Хари-бхакти виласа» 12.74

ека̄даш́ӣ-вратам̇ на̄ма сарва̄бхӣш̣т̣а-прадам̇ нр̣н̣а̄м
картавйам̇ сарватха̄ випра виш̣н̣у-прӣти-карам̇ йатах̣

«Хотя обет Экадаши дарует всё желаемое, он соблюдается брахманами, знающими все предписанные обязанности, просто для удовлетворения Господа Вишну».

«Хари-бхакти виласа» 12.8

1.3 Чистый и нечистый Экадаши, Маха-двадаши


Важно поститься только на чистый Экадаши, если Экадаши не чистый, то пост переносится на Двадаши. Вайшнавский календарь всегда указывает пост только на Чистый Экадаши или на Маха-Двадаши.

ека̄даш́ӣм упавасед два̄даш́ӣм атхава̄ пунах̣
вимиш́ра̄м̇ ва̄пи курвӣта на даш́амйа̄ йута̄м̇ квачит

«Экадаши должен соблюдаться постом, но никогда не следует соблюдать Экадаши, смешанный с Дашами, в этом случае следует следовать Двадши».

«Саура-дхармоттара», «Хари-бхакти виласа» 12.202

Также пост на Экадаши переносятся на Двадаши, если следующие за Экадаши Двадаши обладают определенными характеристиками, описанными в шастрах. Существует восемь таких Маха-двадаши: Унмилани, Вйанджули, Трисприша, Пакшавардхини, Папанашини, Джайа, Виджайа, Джайанти.

В беседе Суты Госвами с Шаунакой:

«О брахман! Восемь Маха-двадаши – Унмилани, Вйанджули, Триспрша, Пакшавардхини, Джайа, Виджайа, Джайанти и Папанашини – крайне благоприятны и нейтрализуют последствия греховной деятельности. Из описанных первые четыре случаются под влиянием титхи, или лунных дней, и последние четыре случаются под влиянием накшатр, или звёзд. Все они уничтожают последствия грехов».

«Брахма-вайварта Пурана», «Хари-бхакти виласа» 13.265-266

В настоящем издании вайшнавского календаря учтены все необходимые параметры, чтобы точно рассчитать чистоту экадаши и праздничных дней.

1.4 Все Экадаши требуют одинакового почтения


Шастры запрещают выделять Экадаши светлой половины месяца или, наоборот, темной половины. Так же не соответствует концепции шастр идея выделять Пандава Нирджала Экадаши из ряда других Экадаши. Особые благословения следовать Нирджала Экадаши в особых обстоятельствах получил Шри Бхимасена, но эти благословения относятся именно к этом Пандаву, поэтому Экадаши носит название Пандава Нирджала Экадаши.

ека̄даш́йа̄м̇ нира̄ха̄ро йо бхун̇кте два̄даш́ӣ-дине
ш́укла̄ ва̄ йади ва̄ кр̣ш̣н̣а̄ тад вратам̇ вайш̣н̣авам̇ махат

«Поститься в Экадаши и принимать пищу в Двадаши (прим.: выходить из поста), как во время растущей, так и во время убывающей луны, - это великий обет вайшнавов».

«Матсйа Пурана», «Бхавишйа Пурана», «Хари-бхакти виласа» 12.5

йатха̄ ш́укла̄ татха̄ кр̣ш̣н̣а̄ виш́еш̣о на̄сти каш́чана

«Не существует различия в правилах на шукла и кришна (пакшу)».

«Вишну Пурана», «Рахасйа Пурана», «Саура Пурана», «Хари-бхакти виласа» 12.37

сапутраш́ ча сабха̄рйаш́ ча сваджанаир бхакти-сам̇йутах̣
ека̄даш́йа̄м упавасет пакш̣айор убхайор апи

Каждый должен вместе с женой, детьми и другими родственниками с преданностью поститься (упаваса) в Экадаши обеих половин лунного месяца (пакша).

«Вишну-дхармоттара», «Хари-бхакти виласа» 12.47

1.5 Всегда запрещено


Всегда запрещено: мясо, рыба, яйца, лук, чеснок, морковь, красная чечевица (масур-дал).

1.6 Правила постов


Экадаши

Экадаши благоприятен полный пост без воды.

пра̄н̣а̄тйайе на ча̄ш́нанти динам̇ пра̄пйа харер нара̄х̣
курванти джа̄гарам̇ ра̄трау сада̄ бха̄гавата̄ хи те

Тот, кто, не смотря на большие трудности, ради удовлетворения Господа Хари не ест в день (Экадаши) и бодрствует ночью, тот является поистине преданным.

Допускается прием в Экадаши прасада, который не содержит запрещенных в Экадаши продуктов.

аш̣т̣аита̄нй аврата-гхна̄ни а̄по мӯлам̇ пхалам̇ пайах̣
хавир бра̄хман̣а-ка̄мйа̄ ча гурор вачанамауш̣адхам

«Пост не прерывают восемь вещей: вода, корень, фрукт, молоко, гхи, лекарство, указание брахмана или гуру».

«Махабхарата, Удйама-парва», «Хари-бхакти виласа» 12.100

Запрещенные в Экадши продукты:

1) все зерновые и бобовые*;

йа̄ни ка̄ни ча па̄па̄ни брахма-хатйа̄-сама̄ни ча
аннам а̄ш́ритйа тиш̣т̣ханти сампра̄пте хари-ва̄саре
та̄ни па̄па̄нй ава̄пноти бхун̃джа̄но хари-ва̄саре

Все грехи, включая грех убийства брахмана, принимают прибежище в зерновых во время Хари-васара (Экадаши). Все эти грехи принимает то, кто есть зерно в Хари-васар».

«Нарадия Пурана» 1.23.8, «Хари-бхакти виласа» 12.19

*Примечание: а) гречка не относится к зерновым, но ее необходимо тщательно перебирать, чтобы в ней не было не единого зернышка зерновых культур;

б) арахис не относится к бобовым.

2) помидоры*;

3) баклажаны*;

4) болгарский перец*;

*Примечание: исходя из принципа аврата-гхнани апо мулам пхалам, корни и фрукты не прерывают поста, но к слову пхалам (фрукт или плод) можно отнести и разрешенные овощи, это разрешение относится к принципу брахманйа-камйа ча гурор. Согласно мнению ачарьев, огурцы, тыкву и ягоды можно принимать в Экадаши, а помидоры, баклажаны и болгарский перец нельзя.

5) листовые, включая все виды капусты, салат, шпинат, травяные чаи, зелень, такую как петрушка и укроп, листовой сельдерей, базилик, орегано*;

*Примечание: шастры прямо запрещают в пост шак, зелень («Хари-бхакти виласа» 13.15), и кроме того, листовые не входят в описание того, что не прерывает пост: мӯлам̇ пхалам̇ пайах̣ хавир брахманйа-камйа ча гурор.

6) Свекла*;

*Примечание: свекла относится к категории мулам, она является корнеплодом, но и здесь доминирует принцип брахманйа-камйа ча гурор, таков вывод предыдущих ачарьев – свеклу нельзя использовать в Экадаши.

7) мёд;

8) кунжут, горчица;

9) масла из кунжута, горчицы, сои;

10) кукурузный крахмал, соевый соус и другие производные неэкадашных продуктов;

11) горькая дыня (карела);

12) индийские овощи: локи, пармал, торой, кунли, барабанные палочки, бинди (дамские пальчики), цветы банана.

1.7 Другие обеты Экадаши


Правила Экадаши подразумевают брахмачарйу, отказ от близких отношений полов, за день до Экадаши, в Экадаши и в день после Экадаши. То же правило действует на дни явлений Вишну-таттвы.

«В течение этих трёх дней ты должен спать на полу и избегать половой жизни. Таким образом, зафиксируй свой ум на лотосных стопах Господа Кришны, Верховного контролирующего и изначальной Верховной Личности Бога. Также ты должен принять пищу один раз в Двадаши».

«Хари-бхакти виласа» 13.7.

Мудрец Шататапа сказал:

«Соблюдая обет Экадаши, нельзя говорить ложь, спать днём и заниматься сексом».

«Хари-бхакти виласа» 13.39

1.8 Главное правило Экадаши


Главное правило - Экадаши должны быть посвящены духовной практике.

«Учёные авторитеты утвердили, что повторение святых имён Господа, повторение мантр направленных на Верховного Господа, медитация на трансцендентальную форму Господа, описание и слушание качеств и деяний Господа и поклонение Ему – лучшая деятельность, совершаемая в день поста».

«Вишну-дхармоттара», «Хари-бхакти виласа» 13.46

1.9 Выход из поста


На следующий день после поста необходимо совершить паран, выйти из поста, приняв воды, если пост был на сухую, или принять зерновой прасад, если во время Экадаши принимался прасад или вода. Время, в которое необходимо совершить паран, всегда указывается в вайшнавском календаре.

ека̄даш́йа̄м̇ нира̄ха̄ро йо бхун̇кте два̄даш́ӣ-дине
на са дургатим а̄пноти нарака̄н̣и на паш́йати

«Тот, кто постится на Экадаши и затем принимает пищу в Двадаши, избежит страданий и никогда не увидит ада».

«Бхавишйа Пурана», «Хари-бхакти виласа» 12.173

«После поста на Экадаши, если человек прерывает свой пост на Двадаши, оказывая почтение остаткам пищи Господа с листиками Туласи, то он освобождается от последствий десяти миллионов греховных поступков».

«Сканда Пурана», «Хари-бхакти виласа» 13.237

«Если Двадаши пропущен во время прерывания поста, то это приносит большой вред. Также, как грехом является пересечение реки Сарасвати, не омывшись сначала в ней, также грехом является соблюдения Экадаши и затем не прерывание поста на Двадаши».

«Падма Пурана», «Хари-бхакти виласа» 13.238

«Тот, кто не проявляет должного почтения Двадаши, бросает своё благочестие в огонь».

«Сканда Пурана», «Хари-бхакти виласа» 13.240

2. Правила постов в дни явлений Вишну-таттвы


Правила отмечания дней явлений Вишну-таттвы подразумевают пост по правилам Экадаши.

Как и в случае с Экадаши, при расчете вайшнавского календаря всегда учитываются правила определения чистоты дня.

иттхам̇ ча джанма̄ш̣т̣амйа̄ди-врата̄ну апи на вайш̣н̇аваих̣
биддхеш̣в ахах̣су ка̄рйа̄н̣и та̄др̣г-дош̣а-га̄на̄ш́райа̄т

«Такие обеты, как Джанмаштами, также становятся нечистыми за счет проникновения другого дня».

«Хари-бхакти виласа» 12.352

«Если Аштами соприкасается с Саптами, то от него нужно отказаться, даже если присутствует накшатра Рохини. В этом случае человек должен соблюдать пост на следующий чистый Навами».

«Падма Пурана», «Хари-бхакти виласа» 15. 365

Вайшнавский календарь рассчитывает Джанмаштами и другие праздники дней явлений Вишну-таттвы в соответствии с принципом сурйодайаведха и другими правилами писаний.

Обычно дни явления Господа начинаются с полного поста до определенного времени в течение дня праздника, время полного поста указано в вайшнавском календаре. После окончания этого времени можно принять экадашный прасад.

«Соблюдение Джанмаштами является духовной деятельностью по трём причинам: Верховный Господь становится доволен, это наставление писаний и человек совершает грех, не соблюдая этот обет».

«Хари-бхакти виласа» 15.266

Пост на дни явлений Вишну-таттвы на следующий день завершается параном, выходом из поста.

Примечание: Описание определения времени выхода из поста на Джанмаштами начинается со 397 стиха 15 главы «Хари-бхакти виласы». А обсуждение времени выхода из поста на Рама-навами начинается с 252 стиха 14 главы «Хари-бхакти виласы».

День Господа Шивы, Шива-ратри, отмечается по правилам для дней явлений Вишну-таттвы.

«Когда вайшнавы соблюдают Шиваратри, их бхакти к Кришне возрастает по милости Рудрадевы, который всегда готов пролить свою милость на преданных Господа».

«Хари-бхакти виласа» 13.221

3. Пост на дни явлений вайшнавов


В дни явлений и уходов вайшнавов постов нет.

4. Правила Чатурмасйа-враты


4.1 Запреты на время всей Чатурамсйи


  1. помидоры;
  2. баклажаны;
  3. мёд;
  4. локи, пармал, урад-дал.

4.2 Запреты в отдельные месяцы Чатурмасйи


  1. В первый месяц Чатурмасйи – листовые, включая все виды капусты, салат, шпинат, травяные чаи, зелень, такую как петрушка и укроп, листовой сельдерей, базилик, орегано;
  2. Во второй месяц Чатурмасйи – йогурт*;

*Примечание: если для поддержания здоровья в этот период йогурт необходим, то рекомендуется его разбавлять водой.

  1. В третий месяц Чатурмасйи - молоко*;

*Примечание: если для поддержания здоровья в этот период молоко необходимо, то рекомендуется в него добавлять несколько капель лимона.

  1. В четвертый месяц Чатурмасйи – кунжут, горчица и масла из них.

«Человек должен избегать есть шак (зелень) в месяц Шравана, йогурт в месяц Бхадра, молоко в месяц Ашвин и урад дал в месяц Карттика».

«Сканда Пурана» Нагара-кханда, «Хари-бхакти виласа» 15.117

«Человек должен также отказаться вкушать свои любимые фрукты и корнеплоды, растущие в этом сезоне».

«Хари-бхакти виласа» 15.121

4.3 Дополнительные обеты Чатурмасйи


В Чатйрмасйу брахмачари и саннйаси не бреются и стараются не подстригать ногти. Побриться и подстричь ногти можно на Вишварупа-махотсаву, во вторую Пурниму Чатурмасйи. Этому же правилу следуют многие из грихастх.

5. Правила месяца Пурушоттама


В Пурушоттама-мас запрещены:

  1. томаты;
  2. баклажаны;
  3. мед;
  4. горчица;
  5. кунжут;
  6. масло из горчицы и кунжута;
  7. локи, пармал, урад-дал.

Кроме того, в Пурушоттама-мас саннйаси и брахмачари не бреются и стараются не подстригать ногти. Многие грихастхи ткаже следуют этому правила.

6. Время поста в разных городах


Важно заметить, что дни постов и праздников, время их начала, время выхода из поста, будут различными в местностях с разной долготой. Поэтому, пожалуйста, смотрите все необходимые сведения о постах и праздниках именно для своего города.

7. Заключение


адйа прабхр̣ти картавйам̇ йан майа̄ крш̣н̣а тач чхр̣н̣у
ека̄даш́йа̄м̇ на бхоктавйам̇ картавйо джа̄гарах̣ сада̄
махотсавах̣ пракартавйах̣ пратйаха-пӯджанам̇ тава
пала̄рдхена̄пи биддхам̇ ту бхоктавйам̇ ва̄сара̄нтаре
тват-прӣтйа̄ш̣т̣ау майа̄ ка̄рйа̄ два̄даш́йо врата-сам̇йута̄
бхактир бха̄гаватӣ ка̄рйа̄ пра̄н̣аир апи дханаир апи

Чандрашарма сказал:

О Господь Кришна, пожалуйста, послушай о моих намерениях. Я не буду ничего есть в Экадаши и буду бодрствовать всю ночь. Я буду регулярно поклоняться Тебе и праздновать Твои фестивали.

Если Экадаши, Джанмаштами или другой день фестиваля осквернены наложением другого дня, даже на момент, то Я, несомненно, отвергну их для Твоего удовлетворения. Для Твоего удовольствия Я буду соблюдать восемь Маха-Двадашей и культивировать преданное служение своей жизнью и богатством.

«Хари-бхакти виласа» 10. 485-487

1. Введение


«Шри Чайтанья-панджика»
Шри Шримад Бхактипрагйана Кешава Госвами Махарадж


Джагадгуру Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Пра­бхупада является основателем календаря «Шри Чайтанья-панджика», продолжающего традиции, которые заложил Шрила Бхакти­винод Тхакур. В основе этой панджики лежат подлинные идеи и образ жизни вайшнавов, соответствующие чистой сиддханте Шри Чайтаньи Махапрабху — сиддханте, которая передается строго че­рез последователей Шри Рупы Госвами. Именно поэтому мы на­звали этот календарь «Шри Чайтанья-панджика». Другое его название — «Шри Майяпур-панджика», поскольку Шри Майяпур — место явления Шри Чайтаньи Махапрабху. Джагадгуру Шрила Прабхупада писал, что Шрила Бхактивинод Тхакур — это тот ве­ликий вайшнав, который положил начало традиции «Шри Чайтаньябда» (летоисчисления от рождества Шри Чайтаньи).
Издавна существует много известных календарей панджика. Однако их нельзя назвать полной панчангой, ибо они имеют ряд недостатков. В них даже не упоминаются соответствующие вайшнавские названия для периодов времени. Кроме того, определение в них периодов, связанных с такими вратами, как дни поста, опре­деление чистых (шуддха) и нечистых (виддха) периодов, а также система вычисления времени, благоприятного для поездок, вызы­вают определённые трудности. Это явно говорит о том, что соста­вителям тех календарей недоставало руководства таких святых, как Шрила Бхактивинод Тхакур и Шрила Прабхупада, и сейчас, несомненно, существует острая необходимость в авторитетной вайшнава-панджике, которая следовала бы их святой традиции. «Шри Чайтанья-панджика» появилась именно для того, чтобы восполнить этот пробел. К сведению широкого круга читателей и преданных Господа Вишну мы приводим здесь названия разных периодов времени, которые описываются в «Вишну-дхармоттаре» и «Хайяширша-панчаратре»:
А) Два направления движения солнца:
  1. северное (уттараяна)балабхадра;
  2. южное (дакшинаяна) — кришна.
Б) Шесть времен года:
  1. лето — пундарикакша;
  2. сезон дождей — бхогашайи;
  3. осень — падманабх;
  4. хеманта хришикеш;
  5. зима — деватривикра;
  6. весна — мадхава.
В) Две фазы Луны и дополнительный месяц:
  1. кшайа, или маламас, — пурушоттам;
  2. две недели тёмной фазы Луны (кришна-пакша)прадйумна и кришна;
  3. две недели светлой фазы Луны (шукла-пакша) — анируддха и гаура.
Г) Двенадцать месяцев:
  1. вайшакх — мадхусудан;
  2. джйештха — тривикрам;
  3. ашарх — вамана;
  4. шраван — шридхар;
  5. бхадра — хришикеш;
  6. ашвин — падманабх;
  7. картик — дамодар;
  8. аграхаян — кешава;
  9. пауш — нараяна;
  10. магх— мадхава;
  11. пхалгун— говинда;
  12. чайтра — вишну.
Д) Дни недели:
  1. понедельник, сарвашива— санкаршан;
  2. вторник, стхану— прадъюмна;
  3. среда, бхута — анируддха;
  4. четверг, адикаранодашайи;
  5. пятница, нидхи — гарбходашайи;
  6. суббота, авйайа— кширодашайи;
  7. воскресенье, сарва — васудев.
Е) Шестнадцать титхи:
  1. Первый день лунного цикла, пратипат — брахма;
  2. Второй день лунного цикла, двития— шрипати;
  3. Третий день лунного цикла, трития— вишну;
  4. Четвёртый день лунного цикла, чатуртхи — капила;
  5. Пятый день лунного цикла, панчами — шридхар;
  6. Шестой день лунного цикла, шаштхи — прабху;
  7. Седьмой день лунного цикла, саптами — дамодар;
  8. Восьмой день лунного цикла, аштами — хришикеш;
  9. Девятый день лунного цикла, навами — говинда;
  10. Десятый день лунного цикла, дашами — мадхусудан;
  11. Одиннадцатый день лунного цикла, экадаши — бхудхар;
  12. Двенадцатый день лунного цикла, двадаши — гади;
  13. Тринадцатый день лунного цикла, трайодаши — шанкхи;
  14. Четырнадцатый день лунного цикла, чатурдаши — падми;
  15. День полнолуния, пурнима— чакра; день новолуния, амавасья — чакри.
Ж) Двадцать семь созвездий (накшатр):
  1. ашвини — дхата;
  2. бхарани — кришна;
  3. криттика — вишва;
  4. рохини — вишну;
  5. мригашира — вашаткар;
  6. ардра — бхутабхавйабхават прабху;
  7. пунарвасу — бхутабхрит;
  8. пушйа— бхутакрит;
  9. ашлеша — бхава;
  10. магха — бхутатма;
  11. пурвапхалгуни — бхутабхавана;
  12. уттара пхалгуни — авъякта;
  13. хаста — пундарикакша;
  14. читра — вишвакарма;
  15. свати — шучишрава;
  16. вишакха — садбхава;
  17. анурадха — бхавана;
  18. джйештха — бхартта;
  19. мула — прабхава;
  20. пурвашардха — прабху;
  21. уттарашардха — ишвар;
  22. шравана — апрамейа;
  23. дхаништха — хришикеш;
  24. шатабхиша — падманабх;
  25. пурвабхадрапад — амарапрабху;
  26. уттарабхадрапад — аграхйа;
  27. ревати — шашвата.

2. Расчёты


2.1. Истинный восход


Для расчетов этого издания вайшнавского календаря используется астрономический, истинный, восход светил, восход, когда планета пересекает астрономический, истинный или математический горизонт.
Видимый восход в расчетах не используется, поскольку священные тексты и Сам Шри Чайтанйа Махапрабху, утверждают, что с точки зрения принципов Вед, день равен ночи. Это правило подразумевает, что восход и закат делят сутки на два равных отрезка времени, что возможно только в случае с истинным горизонтом.

ека-дуи-тина-ча̄ри прахаре аста хайа
ча̄ри-прахара ра̄три геле пунах̣ сӯрйодайа

Шри Чайтанйа Махапрабху сказал:
«Сутки делятся на восемь прахар: четыре прахары составляют день и четыре прахары — ночь. Спустя восемь прахар солнце восходит вновь».
Шри Чайтанья-Чаритамрита Мадхйа-лӣла̄ 20.390
В случае с видимым горизонтом время восхода и захода Солнца меняется в течение года в зависимости от величины склонения светила и широты местности. Соответственно продолжительность ночи равна продолжительности дня только дважды в год - во время весеннего и осеннего равноденствия, в остальное время правило, что день равен ночи, не выполняется.
Это правило шастр, что сутки делятся на равные половины, дает возможность применять вайшнавский календарь повсюду в мире, что не вполне возможно, если мы применим западный подход в определении долготы дня и ночи. Например, в районе полярного круга нет видимого заката, но, есть восход относительно астрономического, или математического, или, как он еще называется, истинного горизонта.
32 населенных пункта Российской Федерации находятся в районе заполярья, где есть полярный день и полярная ночь, и титхи, лунный день, там не вычислить по методу западного подхода к определению восхода. Напомним, что титхи – это лунный день, начинающийся с восхода солнца. Нет восхода – нет и лунного дня.
Примечание 1.
За полярным кругом нет ежедневного восхода, и западные версии календаря там не рассчитываются.
Города России за полярным кругом: Мурманск, Апатиты, Норильск, Воркута, Североморск, Салехард, Мончегорск, Кандалакша, Кировск, Нарьян-мар.
Малые города за Полярным кругом: Полярный, Заполярный, Полярные зори, Гаджиево, Кола, Заозёрск, Островной, Верхоянск, Никель, Дудинка, Лабытнанги, Игарка, Ковдор, Певек, , Оленегорск, Снежногорск, , Среднеколымск, Билибино.
Поселки за полярным кругом: Тикси, Воргашор.
Несколько южнее полярного круга, на широтах, где также нет ежедневного восхода, расположены: Новый Уренгой, Мезень, Усинск. Инта.
Также за полярным кругом также расположены:
в США (Аляска) – Anchrage, Barrow, Prudhoe Bay,
в Канаде – Inuvik, Yellowknife, Iqaluit, Whitehorse,
в Финляндии – Rovaniemi, в Норвегии – Troms, Kirkenes, Hammerfest, Narvik, Bod, Longyearbyen,
в Дании (Гренландия) – Torshavn, Nuuk.

Естественно, что восход есть на широтах большинства западных городов, но этот восход всегда в разное время в одной и той же местности в разное время года. Чем севернее, чем больше будет колебаться разница в длине дня и ночи. Часто эта разница очень велика, что не удобно для следования важным ведическим предписаниям. Согласно ведическим правилам просыпаться, совершать утреннее омовение, читать мантры и начинать активный день рекомендуемся за четыре данды (1 час 36 минут) до рассвета.

удайа̄т пра̄к чатасраш́ ча гхат̣ика̄ арун̣одайах
татра сна̄нам̇ праш́астам̇ сйа̄т са ваи пун̣йатамах̣ смр̣тах̣

«Период арунодайа относится к 4-м дандам (1 час 36 минут) перед восходом солнца. Это время самое благоприятное, и деятельность, такая как омовение, должна совершаться в этот период».
«Сканда Пурана»
Если считать рассвет по видимому горизонту, то он может оказаться сразу после полуночи, или даже если в 3 - 4 часа утра, то все равно вставать, согласно ведическим правилам, нужно в 1:30 – 2:30, но насколько это хорошо - просыпаться так неестественно рано? А зимой ситуация будет зеркально обратной. В рекомендуемый для утренней медитации период большинство жителей запада будут по пути на работу.
Примечание 2.
Москва:
22.12.2019 г. видимый восход в 08:57; брахма-мухурта с 07:21 до 08:57;
22.06.2019 г. видимый восход в 03:44; брахма-мухурта с 02:06 до 03:44.
Санкт-Петербург:
22.12.2019 г. видимый восход в 10:00; брахма-мухурта с 08:24 до 10:00
22.06.2019 г. видимый восход в 03:35; брахма-мухурта с 01:59 до 03:35.
Архангельск:
22.12.2019 г. видимый восход в 10:19; брахма-мухурта с 08:43 до 10:19,
22.06.2019 г. видимый восход в 01:33; брахма-мухурта с 23:57 (!) до 01:33.
Екатеринбург:
22.12.2019 г. видимый восход в 09:33; брахма-мухурта с 07:57 до 09:33,
22.06.2019 г. видимый восход в 04:04; брахма-мухурта с 02:28 до 04:04.
Новосибирск:
22.12.2019 г. видимый восход в 09:51; брахма-мухурта с 08:15 до 09:51,
22.06.2019 г. видимый восход в 04:48; брахма-мухурта с 03:12 до 04:48.
Краснодар:
22.12.2019 г. видимый восход в 07:59; брахма-мухурта с 06:23 до 07:59,
22.06.2019 г. видимый восход в 04:37; брахма-мухурта с 03:01 до 04:04.

Используя западный подход в определении восхода Солнца, кто-то придёт к ошибочному выводу, что ведический лунно-солнечный календарь – это индийская традиция, которую можно использовать только в Индии.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада составил вайшнавский календарь «Шри Чайтанйа Панджика», которую также назвал «Майапур Панджикой». В своих конкретных числах, этот календарь имел расчеты для Индии, но все же главное, что он содержал - это концептуальные, универсальные принципы составления календаря.
«Шри Чайтанйа Панджика» - совершенный календарь. Западные исследователи должны принять во внимание, что для расчетов этого календаря можно использовать западный подход к расчету положений планет, но не следует использовать привычный метод определения восхода. Восход следует рассчитывать относительно истинного горизонта, тогда значения времени восхода будут одинаковыми на одном меридиане на любой широте, будь то в Индии или в Заполярье.
Необходимость в универсальном подходе отражена и в принципах, которые заложены в ведической литературе, при внимательном ее изучении.
Итак, сказано:

сакр̣дудгатамавда̄рдхам паш́йатнтаркам сура̄сура̄х
питарах ш́аш́ига̄х пакшат свадинабча нара̄ бхуви

«Тогда, когда полубоги и демоны видят солнце после каждого восхода в течение полугода, питы (предки), будучи обитателями луны, видят солнце непрерывно в течении пакши (половины лунного месяца), в то время как люди на поверхности земли видят солнце в течение их дня»
Сурйа-сиддханта 12.74
Примечание: день у полубогов, ровно, как и у демонов, равен ночи; также день равен ночи и у предков, можно предположить, что у людей день тоже должен быть равен ночи, что мы подтвердим цитатами ниже.

три-йа̄ма̄м̇ раджанӣм̇ пра̄хус тйактва̄ди-анта-чатушт̣айам
на̄д̣ӣна̄м̇ те убхе сандхйе диваса̄ди-анта-сам̇джните

три-йа̄ма̄м̇ - период в три йамы; раджанӣм̇ - ночи; пра̄хус – говорят; тйактва - не считая, отбросив; ади-анте – в начале и конце; чатушт̣айам – из четырех частей; на̄д̣ӣна̄м̇ - нади, 24 минуты; те – они; убхе – обе; сандхйе – санкхйи, сумерки; диваса – дня; ади-анта – в начале и конце; сам̇джните – утвержадается.
«Ночь обозначается как трийама, не считая в начале и конце периода из четырех нади (4 периода по 24 минуты), которые являются двумя санкхйи в начале и конце дня».
Хари-бхакти-виласа 12.344
ра̄три-ш́еш̣е чатур-гхат̣ика̄ вйа̄пйа̄рун̣одайа итй атра хетум а̄ха-три-йа̄ма̄м ити | на̄д̣ӣна̄м а̄дй-антайош́ чат̣уш̣т̣айам̇ ра̄трер а̄дау на̄д̣ӣ-чатуш̣т̣айам̇ тйактва̄ | евам екайа̄матйа̄гена трийа̄ма̄м а̄хур мунайах̣ | йатах̣ тан на̄д̣ӣна̄м а̄дй-анта-чатуш̣т̣айам̇ ча дивасасйа̄дй-анта-сам̇джн̃ите те прасиддхе убхе сандхйе пра̄хух̣
ра̄три-ш́еш̣е - в оставшуюся часть ночи; чатур-гхат̣ика̄ - четыре гатики, четыре периода по 24 минуты; вйа̄пйа – проникает: арун̣одайа – рассвет; итй - таким образом; атра – здесь; хетум – причина; а̄ха - определенно; три-йа̄ма̄м – три-йама; ити - почему;
на̄д̣ӣна̄м – нади, 24минуты; а̄дй-антайош́ - в начале и в конце; чат̣уш̣т̣айам̇ - из четырех секций) ра̄трер а̄дау (в начале ночи); на̄д̣ӣ-чатуш̣т̣айам̇ - четыре части по 24 минуты (на̄д̣ӣ – 24 минуты); тйактва̄ - отнимается;
евам - таким образом; екай - единая; матйа – будучи извлечена из; гена – стала; трийа̄ма̄м – три йамы; а̄хур – говорят; мунайах̣ - мудрые;
йатах̣ - из чего следует; тан - те; на̄д̣ӣна̄м – нади , 24 минуты; а̄дй-анта - в начале и в конце; чатуш̣т̣айам̇ - по четыре части; ча – также; дивасасайа - дня; а̄ди-анта - в начале и в конце; сам̇джн̃ите – утвержадется; те- теми; прасиддхе - хорошо знающими; убхе - обе; сандхйе – санкхйи, сумерки; пра̄хух̣ - говорят.
Комментарий Шрилы Санатаны Госвами:
«В конец ночи проникает четыре гхатики восхода, определенно, это является причиной выражения – трийама. 24-х минутные четыре части начала дня и четыре части конца ночи вначале отнимаются, таким образом, из единого извлекается частное, и появилось определение трийама, так утверждают знающие люди. Из чего следует, что те 24-х минутные четыре начальные и конечные части, также являются началом и концом дня, и учеными людьми называются периодом санкхйи».
Примечание: ночь иногда называют трийама, выделяя отдельно периоды двух санкхйи по 4-гхатики каждая, вместе эти два периода санкхйи равны одной йаме, что значит, что ночь вместе с периодами двух санкхйи, равна четырем йамам и равна продолжительности дня.

ека-дуи-тина-ча̄ри прахаре аста хайа
ча̄ри-прахара ра̄три геле пунах̣ сӯрйодайа

эка-дуи-тина-ча̄ри — один, два, три, четыре; прахаре — в прахарах; астахайа — солнце заходит вечером; ча̄ри-прахара — обычно после четырех прахар; ра̄три — ночь; геле — когда она проходит; пунах̣— снова; сӯрйодайа — восход солнца.
Шри Чайтанйа Махапрабху сказал:
«Сутки делятся на восемь прахар: четыре прахары составляют день и четыре прахары — ночь. Спустя восемь прахар солнце восходит вновь».
Шри Чайтанья-Чаритамрита Мадхйа-лӣла̄ 20.390
Примечание: йама и прахара определяют одинаковый отрезок времени равный 1/8 суток.

2.3 Истинный горизонт


День равен ночи - это значит, что горизонт, относительно которого определяется восход и заход солнца, должен быть, и никак иначе, фиксированным или истинным, математическим горизонтом. В этом случае широта местности и склонение солнца не будут влиять на время восхода. Время восхода будет определяться только относительно долготы местности.
Астрономический, истинный или математический горизонт:
Z – зенит;
HH – астрономический, истинный или математический горизонт;
С1 – теоретически видимый горизонт;
В1 – фактически видимый горизонт;
е – высота наблюдения.
Астрономичесикий (истинный или математический) горизонт – это плоскость, которая перпендикулярна линии, проходящей через точку наблюдения и центр земли, и ограниченна условным кругом небесной сферы.
Видимый горизонт – это линия видимой границы неба и земли.
Поднятие или снижение видимого горизонта связано с атмосферной рефркцией, преломлением лучей света.
Время восход солнца относительно видимого горизонта будет зависеть от склонения светила и широты местности наблюдения. В случае с истинным горизонтом, время восхода будет одинаковым на одном меридиане, т.е. не будет зависеть от широты местности, это время не будет меняться в зависимости от сколонения солнца, значит будет одним и тем же в течение года.
В случае принятия за точку отсчета истинный горизонт, время восхода, захода и полдень будет немного колебаться за счет неравномерности движения солнца в течение года и других факторов. Чтобы понять этот феномен, нужно изучить понятие Уравнение времни и ознакомиться с понятием Аналемма.

2.4 Уравнение времени


Уравнение времени — разница между средним солнечным временем и истинным солнечным временем.
Среднее солнечное время – это усредненное время движения солнца по эклиптике (при геоцентрической системе координат).
Солнце в течение года движется неравномерно, эти колебания скорости в течение года отражаются в понятии «истинное солнечное время».
Неравномерность суточного движения Солнца обусловлена неравномерностью движения Земли по орбите (в терминах гелиоцентрической системы координат) и наклоном оси вращения Земли по отношению к плоскости орбиты Земли, т.е. наклоном плоскости эклиптики по отношению к плоскости небесного экватора.
Неравномерность движения Земли связана эллиптичностью ее орбиты, а движение по такой орбите подразумевает большую скорость в перигелии и более медленную в афелии.
Наклон оси Земли также влияет на скорость движения, поскольку подразумевает в течение года разные углы между плоскостью вращения Земли и эклиптикой, плоскостью видимого вращения Солнца. В области солнцестояний плоскость вращения Земли будет практически совпадать с плоскостью движения Солнца, а в дни равноденствий, наоборот, угол будет максимальным. Движение под углом к плоскости и движение параллельно плоскости будут давать разную результирующую. Соответственно, скорость суточного движения Солнца зависит и от наклона оси Земли к плоскости ее орбиты.

2.5 Аналемма


Разница между истинным солнечным временем и средним дает такой наблюдаемый феномен, как аналемма, который показывает, что в одно и то же время в течение года солнце будет находиться в несколько разных участках небесной сферы.
Если каждый день во время местного полдня мы будем фиксировать азимут солнца, то каждый день этот азимут будет смещаться. Солнце не всегда будет в зените в средний местный полдень. При этом, конечно, солнце всегда будет в зените, пересекая меридиан наблюдения, но этот момент в течение года будет несколько в разное время, разница между временем наблюдаемого зенита и средним местным полднем будет в феврале +14,3 мин, а в ноябре −16,4 мин.
Аналемма:

Аналемма - это кривая, образующаяся из точек, которые были зафиксированы в одно и то же время суток при наблюдении за Солнцем в течение года.
Поскольку зенит Солнца или астрономический полдень не совпадает по времени с полднем по местному среднему времени, то при расчетах настоящего календаря использовалось местное истинное солнечное время.
Разница между средним солнечным временем и истинным солнечным временем отражается в том, что восход, полдень и заход в календаре буду в несколько разное время в течение года. Это значит, что календарь всегда показывает точное время астрономического восхода, полдня и захода и никаких дополнительных поправок не требует.

2.6 Летнее время


Скрипт вайшнавского календаря проверяет изменение часовых поясов и учитывает поправки летнего времени при расчете каждой даты и каждого события календаря. Никаких дополнительных поправок со стороны пользователей в связи с переходом или отменой летнего времени календарь не требует.

2.7 Расчёт даты Явления Кришны.


Ссылка на видео

3. О программе календаря.


Расчет положения планет осуществляется на основе данных эфемерид Лаборатории Реактивного Движения НАСА.
Программа не использует сторонних модулей для выполнения расчетов, алгоритмы всех вычислений заложены в самой программе.
Программа рассчитывает вайшнавский календарь, опираясь на традиционные методики, описанные в «Хари-бхакти виласе» и других шастрах.
Чистота Экадаши рассчитывается, опираясь на принцип арунодхайа-веддха, а чистота дней явления Вишну-таттвы, опираясь на принцип сурйодхая-веддха.
Так как титхи могут быть как добавленные, так и пропущенные, то в случае пропуска титхи, на которые выпадают дни праздников, связанных с вайшнавами, день празднования переносится на следующие титхи. В случае пропуска Пурнимы, дни праздников переносятся на предыдущий день, как это принято в случае с началом или концом Чатурмасйа-враты и Карттика-враты.
Программа рассчитывает: истинное и видимое время восхода, захода и зенита Солнца, истинный восход Луны, титхи (лунные дни), накшатру (созвездие) на восходе, лунный месяц, год эры Гаурабда и год эры со Дня Явления Кришны, санкрати (переход Солнца в новый знак) , дату лунных и солнечных затмений, адхика-мас и кшайа-мас (добавочный и пропущенный месяцы), начало и конец обетов Чатурмасйи, Карттики и других врат (обетов), Шуддха-Экадаши и Маха-Двадаши, Дни Явлений Вишну-таттвы, авирбхава и тиробхава титхи вайшнавов, а также другие праздники и события.

4. Сервисы


Дополнительные возможности календаря.
Возможности календаря включают в себя подписку на рассылку уведомлений о событиях, через мессенджеры и сообщения в социальных сетях. Программа формирует новости календаря для сайтов и социальных сетей пользователей, и каждый может воспользоваться возможностью подключить свой аккаунт в соц. сетях или свой сайт к рассылке новостей вайшнавского календаря.

Введение



Поскольку словарь небольшой, термины в нем будут расположены в порядке частоты их использования в календаре.
Полный словарь санскритских терминов: Глоссарий
Правила постов на экадаши, маха-двадаши, чатурмасйу, карттику, пурушоттам, на дни явлений вишну-таттвы изложены в разделе «Правила постов».
Обратите внимание: разбор примеров из календаря приводится в конце словаря.

Словарь



Половины лунного месяца:
  1. Гаура, гаура-пакша – светлая половина лунного месяца. Она начинается после амавасйи, новолуния, и продолжается до пурнимы, полнолуния.
  2. Кришна, кришна-пакша – темная половина лунного месяца. Она начинается после пурнимы, полнолуния, и продолжается до амавасйи, новолуния.
Лунные дни:
  1. Титхи – лунный день, который начинается с восхода Солнца.
Примечание: когда пишется название титхи, лунного дня, то иногда оно пишется с использованием слова титхи, а иногда без, например, пратипад или пратипад-титхи.
Названия титхи, лунных дней:
  1. Амавасйа – новолуние. В этот день Луна полностью темная и поэтому не видна.
  2. Пурнима – полнолуние. В этот день вся видимая сторона Луны полностью освещена.
  3. Пратипад – первый лунный день после новолуния или полнолуния.
  4. Двития – второй лунный день после новолуния или полнолуния.
  5. Тирийа – третий лунный день после новолуния или полнолуния.
  6. Чатуртхи – четвертый лунный день после новолуния или полнолуния.
  7. Панчами – пятый лунный день после новолуния или полнолуния.
  8. Шаштхи – шестой лунный день после новолуния или полнолуния.
  9. Саптами – седьмой лунный день после новолуния или полнолуния.
  10. Аштами – восьмой лунный день после новолуния или полнолуния.
  11. Навами – девятый лунный день после новолуния или полнолуния.
  12. Дашами – десятый лунный день после новолуния или полнолуния.
  13. Экадаши – одиннадцатый лунный день после новолуния или полнолуния. Если этот день шуддха, «читый», т.е. не перекрывается предыдущим днем, что значит, что дашами заканчивается до арунодайи (арунодайа – период равный 1 часу 36 минутам), и если не возникает маха-двадашей от соприкосновения с титхи и от соприкосновения с накшатрами, то в экадаши наступает пост, который именуется шуддха-экадаши, чистый экадаши. Правила экадаши изложены в разделе Правила постов.
  14. Двадаши – двенадцатый лунный день после новолуния или полнолуния. Если предыдущий экадаши не чистый, то пост на экадаши переносится на двадаши и тогда двадаши именуются «маха-двадаши». Если двадаши соприкасаются с титхи определенным образом или соприкасаются с определенной накшатрой, то тоже отмечаются как маха-двадаши.
  15. Трайодаши тринадцатый лунный день после новолуния или полнолуния.
  16. Чатурдаши четырнадцатый лунный день после новолуния или полнолуния.
Лунные месяцы:
  1. Маса, мас – месяц.
Примечание: когда пишется название маса, лунного месяца, то иногда оно пишется с использованием слова маса, а иногда без, например, мадхусадана или мадхусудана-маса.
Названия лунных месяцев:
Примечание: в скобках приводится другое название того же месяца.
  1. Мадхусудана-маса (Вайшакх) – апрель – май.
  2. Тривикрама-маса (Джйештх) – май – июнь.
  3. Вамана-маса (Ашадх) – июнь – июль.
  4. Шридхара-маса (Шраван) – июль – август.
  5. Хришикеша-маса (Бхадра) – август – сентябрь.
  6. Падманабха-маса (Ашвин) – сентябрь – октябрь.
  7. Дамодара-маса (Карттика) – октябрь – ноябрь.
  8. Кешава-маса (Мригаширш или Аграхайан) – ноябрь – декабрь.
  9. Нараяна-маса (Пауш) – декабрь – январь.
  10. Мадхава-маса (Магх) – январь – февраль.
  11. Говинда-маса (Пхалгуна) – февраль – март.
  12. Вишну-маса (Чайтра) – март – апрель.
  13. Пурушоттама-адхика-маса – добавочный месяц; благодаря адхика-масу (адхика – значит добавочный) лунный календарь согласован с солнечным.
Эры:
  1. Гаурабха – летоисчисление со дня явления Шри Чайтанйи Махапрабху в пурниму пхалгуна-маса, 18 февраля, 1486.
  2. Кришнабда – летоисчисление со дня явления Шри Кришны в кришна аштами пхалгуна-маса 3226 г. до н.э. Подробнее: ссылка.
Созвездия:
  1. Накшатра – созвездие.
Примечание: когда пишется название созвездия, то иногда оно пишется с использованием слова накшатра, а иногда без, например, ашвини или ашвини-накшатра.
Названия созвездий:
  1. Накшатра – созвездие.
  2. Ашвини – название созвездия.
  3. Бхарани – название созвездия.
  4. Криттика – название созвездия.
  5. Рохини – название созвездия.
  6. Мригаширша – название созвездия.
  7. Ардра – название созвездия.
  8. Пунарвасу – название созвездия.
  9. Пушйа – название созвездия.
  10. Ашлеша – название созвездия.
  11. Магха – название созвездия.
  12. Пурвапхалгуни – название созвездия.
  13. Уттарапхалгуни – название созвездия.
  14. Хаста – название созвездия.
  15. Читра – название созвездия.
  16. Свати – название созвездия.
  17. Вишакха – название созвездия.
  18. Анурадха – название созвездия.
  19. Джештха – название созвездия.
  20. Мула – название созвездия.
  21. Пурвашадха – название созвездия.
  22. Уттарашадха – название созвездия.
  23. Шравана – название созвездия.
  24. Дхаништха – название созвездия.
  25. Шатабхиша – название созвездия.
  26. Пурвабхадра – название созвездия.
  27. Уттарабхадра – название созвездия.
  28. Ревати – название созвездия.
Другие термины календаря:
  1. Санкхйа – сумерки, промежуточный период в 1 час 36 минут между днем и ночью, в который благоприятно совершать духовную практику.
  2. Санкрати – переход Солнца в новый знак.

Разбор примеров


Примеры первых строчек календаря на разные даты:
Гаура Трития Падманабха-маса (Ашвина) 533/5245. Свати.
Кришна Пратипада Дамодара-маса (Карттика) 533/5245. Ревати.
Амавасья Дамодара-маса (Карттика) 533/5245. Свати.
Пурнима Дамодара-маса (Карттика) 533/5245. Бхарани.
Первые термины обозначают название лунного дня в ведической терминологии. В наших примерах эти термины это: гаура-тритийа, кришна-пратипад, амавасйа, пуринима.
Термины гаура и кришна, обозначают светлую половину лунного месяца и темную половину лунного месяца.
Термины амавасйа, новолуние, и пурнима, полнолуние, не имеют необходимости иметь перед собой термины гаура или кришна, поскольку сами по себе уникальны и не повторятся в разные половины месяца. Названия остальных лунных дней имеют перед собой термины гаура и кришна, поскольку названия лунных дней состоят из номеров этих дней, а они повторяются в светлую и темную половину месяца.
После обозначения половины месяца идет номер дня.
В наших примерах это: Трития и Пратипад.
Амавасйа и пурнима – это 15-е лунные дни, они, как уже было объяснено, не обозначаются по номеру, как другие дни.
Следующий термин - название месяца. В наших примерах это: Падманабха-маса (Ашвина), Дамодара-маса (Карттика).
Далее цифрами обозначаются: год по летоисчислению Гаурабда/год по летоисчислению Кришнабда.
Последний термин – это накшатра, созвездие, в котором находится Луна во время восхода Солнца.
Полный пример вывода данных:
Пурнима Говинда-маса (Пхалгуна) 533/5245. Пурвапхалгуни.
Шри Гаура-пурнима маха-махотсава! День Явления Шри Чайтанйи Махапрабху! Полный пост до восхода луны (19:25), затем можно принять экадашный прасад.
Санкхйа: утренняя с 06:37 до 07:25, дневная с 13:01 до 13:49, вечерняя с 19:25 до 20:13
Истинный восход, полдень, заход: 07:25, 13:25, 19:25.
Видимый восход, полдень, заход: 07:45, 13:25, 19:05.
Объяснение примера.
После ведической даты в календаре могут быть указаны посты или праздники, если они есть в этот день, а также особые указания для поста на этот день.
Примечание: общие указания для поста можно найти в разделе «Правила постов», в ежедневном выводе календаря они не приводятся.
В приведенном примере сообщается о празднике, о времени до которого необходимо поститься полностью, даются рекомендации по тому, как поститься после окончания полного поста: Шри Гаура-пурнима маха-махотсава! День Явления Шри Чайтанйи Махапрабху! Полный пост до восхода луны (19:25), затем можно принять экадашный прасад.
Обратите внимание, что точное время выхода из поста, паран, публикуется в следующий день, поскольку полностью посты всегда завершаются на следующий день после восхода или позже, согласно правилам священных писаний.


После постов и праздников, если они есть, выводится санкхйа, время сумерек, поскольку это благоприятное время для духовной практики.
В примере эти данные выведены так:
Санкхйа: утренняя с 06:37 до 07:25, дневная с 13:01 до 13:49, вечерняя с 19:25 до 20:13
Последние строчки, после времени санкхйи, – время истинного и видимого восхода. О понятиях истинного и видимого восхода, и об их использовании в календаре, можно прочитать в разделе «Документация календаря».

×
Эфир состоялся: 09.03.2024 18:40 (мск)
Перейти на страницу трансляций →