Вайшнава-махотсава/Праздники в честь святых
описания праздников, правила постов, прославления святых, биографии учителейШри Шримад Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж тиробхава-титхи (день ухода)
/13 ноября 2007 года, Говардхан, Индия/
Каждый год во время месяца Картики Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж и собравшиеся со всего мира паломники отмечают день ухода Шрилы Бхактиведанты Ваманы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Тривикрамы Госвами Махараджа. Шрила Тривикрама Махарадж оставил этот мир в 2002 году, а Шрила Вамана Махарадж в тот же день, два года спустя.
Сегодня мы будем говорить о славе выдающихся вайшнавов: Парам Пуджьяпада Шрилы Бхактиведанты Ваманы Госвами Махараджа и Парам Пуджьяпада Бхактиведанты Тривикрамы Госвами Махараджа, преданные предложат их лотосным стопам свои пушпанджали (сердечные слова прославления, подобные цветам).
Человек чувствует разлуку с кем-либо сообразно силе своей любви и привязанности. Любовь гопи к Кришне безмерна, вот почему они ощущали нестерпимую разлуку, когда Он уехал в Матхуру. Мы читали о различных проявлениях их чувства разлуки в «Шримад Бхагаватам» и других писаниях.
Подобно этому, чем более ученик привязан к лотосным стопам своего Шрилы Гурудева, тем более сильную разлуку он будет ощущать в его отсутствие. Мы видим наивысший пример такого чувства разлуки в жизни Шрилы Рагхунатхи даса Госвами, который безмерно любил своих шикша-гуру, Шрилу Рупу Госвами и Шрилу Санатану Госвами. Каково было состояние Шрилы Рагхунатхи даса Госвами, когда его шикша-гуру покинули этот мир? Гирирадж Говардхан представлялся ему питоном, а весь Врадж казался Рагхунатхе дасу Госвами опустевшим и похожим на пасть разъяренной тигрицы. Так он описывал чувство разлуки со Шрилой Рупой и Санатаной Госвами из-за своей глубокой любви к ним.
Насколько сильна ваша любовь и привязанность к лотосным стопам вашего Гурудева, настолько сильно вы будете чувствовать разлуку с ним. Вы должны понять, что преданный, который чувствует глубокую разлуку со своим Гуру, очень продвинут в бхакти, и очень скоро достигнет лотосных стоп Шри Шри Радхи-Кришны. Без милости Гурудева это невозможно.
Я провел более шестидесяти лет бок о бок с Пуджьяпадом Шрилой Бхактиведантой Ваманой Госвами Махараджем и Пуджьяпадом Бхактиведантой Тривикрамой Махараджем. У нас были особые многогранные отношения. У меня была прекрасная возможность наблюдать за их гуру-севой. Я был свидетелем того, как Шрила Вамана Махарадж был готов отдать жизнь за своего Гурудева, и я понимал, что мой Гурудев чувствует себя в неоплатном долгу перед Шрилой Ваманой Махараджем за его служение. Когда Шриле Вамане Махараджу сильно поранило палец печатающим прессом, Шрила Гуру Махарадж плакал, он поехал вместе со Шрилой Ваманой Махараджем в больницу в Калькутте. Когда видишь, как Шри Гуру плачет о своем ученике, понимаешь, насколько глубока его любовь к нему.
Я видел, что если была какая-либо работа, требовавшая большой ответственности, мой Гурудев не доверял ее ни мне, ни Шриле Вамане Махараджу, но только Шриле Тривикраме Махараджу, и тот не сразу брался за дело: сначала спорил и задавал вопросы, и только потом приступал к работе и успешно выполнял ее.
Шрила Гурудев всегда относился к Шриле Вамане Махараджу как к своему маленькому ребенку, потому что тот пришел в Матх, когда был еще совсем юн. Но Шрила Вамана Махарадж в совершенстве мог выполнять любое служение. Мы вдохновлялись его примером, тем, как он непрестанно служил и радовал своего учителя и вайшнавов. Шрила Гурудева доверял более ответственное служение Шриле Тривикраме Махараджу не потому, что Шрила Вамана Махарадж был не квалифицирован, а потому, что Гурудев давал возможность Шриле Тривикраме Махараджу проявить себя, поскольку тот пришел в Матх, когда ему было уже за двадцать.
Я видел характер Шрилы Ваманы Махараджа, видел, как он служил Шриле Гурудеву. Не было ничего, чего бы он не мог сделать. Если кто-то хочет получить возможность совершать бхаджан и служение Шри Гуру, он должен учиться на примере жизни Шрилы Ваманы Махараджа. Пока преданный не разовьет столь же твердую веру в Гуру, он не сможет совершать бхаджан.
Куда бы Шрила Гурудев ни отправлялся для проповеди, мы вместе со Шрилой Тривикрамой Махараджем и Шрилой Ваманой Махараджем следовали за ним. В течение шестидесяти лет у меня была возможность жить со Шрилой Ваманой Махараджем. Сколько дней вы провели вместе с ним? [Шрила Нараяна Махарадж обратился к ученикам Шрилы Ваманы Махараджа, присутствующим в зале]. Вы были с ним лишь несколько лет и то общались с ним на расстоянии. Я жил с ним как друг, наши жизни были так тесно переплетены, что мы были словно два тела с одной душой. Я видел некоторые черты характера Гурудева в Шриле Вамане Махарадже, и он помогал мне писать биографию Гурудева.
Перед тем, как я встретил своего Гуру Махараджа, я всегда был первым в любых беговых состязаниях. Я был очень хорошим атлетом, и Шрила Вамана Махарадж тоже привык долго ходить, но когда Шрила Гуру Махарадж, живя в каком-нибудь храме, выходил на прогулку, мы оба отставали от него. Мы не могли поспеть за ним, потому что он передвигался очень быстро.
Находясь рядом со Шри Гуру Махараджем, мы со Шрилой Ваманой Махараджем работали на кухне и выполняли много другого служения. Мы мыли кастрюли и также писали статьи. Мы работали за печатным станком, издавая книги нашего Гурудева. Мы путешествовали с ним, когда он отправлялся в разные места для проповеди. Мы были задействованы в разнообразном служении.
Я так много узнал от Шрилы Тривикрамы Махараджа и Шрилы Ваманы Махараджа, оба они – мои шикша-гуру. Что я могу сказать об их великих качествах? Я навсегда останусь в долгу перед ними.
На Навадвипа-мандала-парикраму собирались тысячи паломников, и все они приходили к Шриле Гуру Махараджу. Он со всеми разговаривал, а Шрила Вамана Махарадж всегда был рядом с бумагой и ручкой. Во время многолюдных даршанов Шрила Вамана Махарадж просил Шрилу Гурудева сказать что-нибудь для журнала «Гаудия-патрика», и Шрила Гурудев говорил: «Хорошо, бери ручку». Затем он быстро говорил в течение нескольких минут, во время которых Шрила Вамана Махарадж исписывал три-четыре страницы, и то, что он записывал, уже не надо было корректировать. Когда мы что-нибудь пишем, нам нужна корректура и редактура, но в случае со Шрилой Ваманой Махараджем этого не требовалось.
После того, как были сделаны записи и напечатаны статьи, в тот же самый день журнал выходил в печать, а на следующее утро мы предлагали его Господу Нрисимхадеву. Так Шрила Гурудев и все преданные, помогавшие ему, выпускали «Гаудия-патрику».
Я убежден, что сегодня, в день ухода Пуджьяпада Шрилы Ваманы Махараджа и Пуджьяпада Шрилы Тривикрамы Махараджа, те темы и прославления, которые преданные преподнесли двум великим вайшнавам, а также философские истины, приведенные здесь, не обсуждаются в Гаудия Веданта Самити. Сомнительно, что они отмечают этот священный день. Они отмечают Вьяса-пуджу Париджатака Махараджа, но не Вьяса-пуджу Шрилы Ваманы Госвами Махараджа. Я это знаю. Там нет людей, которые бы так сильно любили Пуджьяпада Шрилу Ваману Махараджа.
Понемногу ученики Шрилы Ваманы Госвами Махараджа стали приходить ко мне. Я счастлив, что вы (дикша- и шикша-ученики Шрилы Ваманы Махараджа) все сегодня здесь, и я очень доволен тем, как вы прославляете вашего Гурудева. В Гаудия Веданта Самити они разрушили свою парампару (цепь ученической преемственности); у них даже нет соответствующих фотографий представителей парампары. У нас превосходная парампара: вначале мой Гурудев, Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж, затем Шрила Вамана Махарадж и затем я. Это истинная парампара. В домах моих учеников по всему миру на алтарях стоит фотография Шрилы Ваманы Махараджа.
Здесь мы обсуждаем лилы Шрилы Ваманы Махараджа, но в Гаудия Веданта Самити эта традиция забыта.
Вы должны всегда следовать Гуру и вайшнавам. Всегда помните, что шикша-гуру и дикша-гуру тождественны друг другу. Я очень рад, что все вы прогрессируете в бхакти, и очень доволен всеми говорящими.
Шрила Мадхава Махарадж: Очень много преданных приехали сюда из Силигури.
Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж: Я поеду туда после Навадвипа-парикрамы. Если мы поедем в Силигури после Гаура Пурнимы, а в Бангалор спустя несколько дней после Картики, очень много преданных присоединится к парикраме в следующем году. Я поеду в Силигури на пять-шесть дней со всеми старшими вайшнавами. Также мы посетим Шилонг и множество других деревень в Северной Бенгалии.
(Шрила Гурудев попросил старшую ученицу Шрилы Ваманы Госвами Махараджа, Уму Диди, прославить ее Гурудева, после чего сказал):
Она общалась со Шрилой Ваманой Махараджем с детства и приняла от него харинаму в юности. Когда она пришла в наш Матх в Матхуре, очень многие ее братья в Боге критиковали ее, говоря: «Она оставила Гуру Махараджа и теперь служит Нараяне Махараджу». Они неуважительно относились к ней, но с другой стороны, до конца своих проявленных игр здесь Шрила Вамана Махарадж относился к ней с огромной любовью.
(Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж попросил Дамодару Махараджа прославить Шрилу Тривикраму Махараджа и затем сам продолжил):
Всякий раз, когда родители Шрилы Тривикрамы Махараджа приходили к нему в наш Матх, он обращался с ними очень грубо и говорил им резкие слова. Мне было очень неприятно видеть все это, и я сказал ему: «Тебе следует уважать своих родителей». «Ты не понимаешь, – возразил он. – Если я буду вести себя с ними мягко, они будут приходить сюда каждый раз и прерывать мой бхаджан. Они будут уговаривать меня вернуться в родную деревню».
Он был очень хорошим поваром и отрешенным преданным. Он почти всегда носил только одно дхоти, которое едва покрывало его колени, и рубашку без рукавов. Он всегда служил вайшнавам и был очень простым. Так он прожил жизнь.
Гаура Премананде!
Примечания:
* – «Это называется ачарья-упасана – лишь по благословению ачарьи мы можем быстро прогрессировать [в сознании Кришны]. Ведешу дурлабхам адурлабхам атма бхактау, йасйа прасадад бхагават прасадо. Мы поем это каждый день. По милости духовного учителя, ачарьи, мы немедленно получаем милость Господа. Немедленно». (Из лекции Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, в день явление Шрилы Сат-чит-ананды Бхактивиноды Тхакура, Лондон, 3 сентября 1971).
** – «Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ушел из этого мира 31 декабря 1936 года. С тех пор прошло почти сорок лет. Есть два периода: праката и апраката, явление и уход. Нам незачем скорбеть об уходе, поскольку и Кришна, и Его преданные не исчезают. Не только преданные, но даже непреданные – никто не исчезает. Никто не исчезает, потому что каждое живое существо вечно, как вечен Кришна. Это подтверждается ведической литературой: нитьйо нитйанам ченатас четанам («Катха-упанишад», 2.2.13). Бхагавана описывают как нитья, вечного, и живые существа тоже вечны, но Он высший среди вечных.
Поэтому с духовной точки зрения между явлением и уходом нет разницы. С материальной точки зрения, когда у кого-то рождается сын, человек преисполняется счастья. Но года сын покидает этот мир, человек погружается в скорбь.
С духовной точки зрения нет разницы между явлением и уходом. Хотя сегодня день ухода Ом Вишнупада Шри Шримад Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Для скорби нет причин. Хотя мы чувствуем разлуку, на духовном уровне между явлением и уходом ачарьи разницы нет. Есть песня Нароттамы даса Тхакура: дже анило према дхана, – кто-нибудь поет ее? Я точно не помню всю песню, но такова духовная скорбь». (Из лекции Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа в день ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, 13 декабря 1973).
*** – «Люди могут сказать: смерть приходит и к преданному и к непреданному, грешнику. В чем же разница? Разница огромна. Это как в примере с кошкой: кошка хватает зубами крысу, и в ту же самую пасть берет своих детенышей. Со стороны нам кажется, что это одна и та же пасть, но в одном случае детеныш чувствует себя комфортно, когда мать его несет, а в другом – крыса понимает, что пришла ее смерть». (Из лекции Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, по «Бхагавад-гите» (2.13), Лондон, 19 августа 1973).
**** – «Подобным же образом, оставляя этот мир, преданный чувствует, что его переносят на Вайкунтху, тогда как грешник чувствует, что ямадуты, посланники Ямараджа, тащат его в ад.
Поэтому преданный не должен видеть лишь внешнюю сторону. Пути разные. Джанма карма ча ме дивйам. («Бхагавад-гита», 4.9) Поскольку явление и уход Кришны в этом мире полностью духовны, трансцендентны, это не обычные события, так же и явление и уход преданных Кришны, посланных в этот мир проповедовать славу Господа, – целиком трансцендентны. Поэтому, согласно вайшнавским принципам, явление и уход вайшнава считаются всеблагими. Поэтому мы проводим праздники. Вчера мы отмечали день ухода Его Божественной Милости Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады. Мы предложили наши пушпанджали и праздновали». (Из лекции Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа по «Шримад Бхагаватам» (6.1.27-34), Сурат, 17 декабря 1970 года).
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж