Святое общение с писаниями (Шастрия садху санга)
ш́икш̣а̄-гуруш́ ча бхагава̄н ш́икхи-пин̃чха-маулих̣
йат-па̄да-калпатару-паллава-ш́екхареш̣у
лӣла̄-свайаим̇вара-расам̇ лабхате джайаш́рӣх̣
Слава тому, кого Шри Кришна, избранник сердца и душа Шри Радхи, ценит дороже Своей жизни. Слава ему, наянтаре — свету очей Шри Радхи, ему, кто несказанно дорог Кришне. Слава ему, он вечно сопровождает Шри Гаурангу и Шри Шри Радха-Говинду, он единственный
друг и покровитель, и сама жизнь для таких падших душ, как я. Слава Шри Гурудеву, моему вечному господину, которого я люблю всем сердцем. Он спаситель падших, он обитель великодушия и он океан сострадания. Слава Шри Шримад Бхактисиддханте Сарасвати Прабхупаде, он подобен драгоценному философскому камню (чинтамани сварупа) и он — близкий спутник Гауры и Радхи
(гаура-радхе ниджа-джана). Я не желаю ничего, кроме прибежища у его лотосных стоп, я всем сердцем стремлюсь к этому и в этом нуждаюсь как ни в чём другом. Мой господин не усматривает недостатков в других (адоша дарши), он одаряет своей дружбой падших и обездоленных (дина-бандху), так пусть же он одарит меня своим милостивым взглядом. Пусть, из своего милосердия, он простит оскорбления обидчиков, подобных мне, и одарит меня счастливой возможностью вечно служить ему. Лишь об этом смиренно молю у его лотосных стоп.
Я невежда, падший и незрячий. Я не знаю, и не стремился даже узнать, что есть благо, а что зло. Но мой Гурупада-падма, только чтобы помочь мне, нисшёл с Голоки в этот мир. Когда же он увидел мой непокорный нрав, горечь тяжким грузом легла на его сердце, и он, через некоторое время, вернулся в свою вечную обитель. Лишь его милостью, люди, также ослеплённые невежеством, как и я, узнали, что кроме сандху-санги нет иного пути обрести благо, и что только через служение садху и милость садху можно обрести служение Бхагавану и Его милость.
Лишь души, полностью посвятившие себя Бхагавану (бхагаваданугат) и без остатка вручившие себя Кришне (кришнаика-шарана), могут называться садху. Нет смысла желать чего-либо, кроме общения с такими садху, поскольку лишь оно дарует высочайшее благо. Садху это сама наша жизнь. Никого, кроме садху или бхакт Гаурасундары, я не могу назвать своими друзьями и высшими
благодетелями. Мой Гурудев великодушно дал мне возможность слушать его благодатное послание (вани). Мне посчастливилось не только слушать его, но и общаться с ним и его близкими спутниками, его ниджа-джанами — удача, которой редко удостаиваются даже полубоги.
Лишь благодаря этому общению, жизнь никчемного и опустившегося человека, пишущего эти строки, имеет
смысл. А потому, возможно ли мне найти прибежище и поддержку в чём-либо, кроме молитвы о милости у лотосных стоп моего прабху, спасителя падших и благодетеля мира? Поэтому я, сложив ладони и преклонив голову, с мольбой взываю к нему:
идам̇ йа̄че пунах̣ пунах̣
ш́рӣмад-рӯпа-пада̄мбходжа
дхулих̣ шйа̄м̇ джанма джанмани
Только через садху-сангумы можем обрести высшееблаго. Поэтому «Шримад-Бхагаватам» (11.26.26) говорит:
сатсу саджджета буддхима̄н
санта эва̄сйа чхинданти
мано-вйа̄сан̇гам уктибхих̣
«Разумный человек должен отвергнуть дурное общение и общаться со святыми преданными, чьи слова отсекают чрезмерные материальные привязанности ума».
Следует принять сат-сангу и отвергнуть асат-сангу. Благодаря садху-санге, благодаря острым как клинок словам, сходящим с лотосных уст чистых преданных, желание наслаждаться материальным и скрытая его форма — желание отвергнуть материальное, навсегда покинут сердце. Если же человек равнодушен к садху-санге и садху-севе, ему никогда не обрести ни блага, ни бхагават-прити (любви к Бхагавану). Такая садху-санга необычайно редка, но она доступна тем, кто искренне, с открытым сердцем молит об этом понимая, как трудно в мире асадху (непреданных), обрести общение с садху. Чтобы даровать Своё общение, Бхагаван милостиво является в этом мире Сам или посылает Своих дорогих спутников. В «Чайтанья-чаритамрите» есть следующие строки:
са̄дху-гуру рупе кр̣ш̣н̇а а̄ила надӣйа̄
«Кришна знает, как трудно дживе встретиться с садху, поэтому Он Сам является в Надии как гуру и садху».
йа̄н̇ха̄ра прака̄ш́е сарва джагат а̄нанда
«Явление Шри Кришны Чайтаньи и Прабху Нитьянанды принесло счастье всему миру».
дуи бха̄гавата-сан̇ге кара̄на са̄кш́а̄тка̄ра
«Но эти двое братьев [Господь Чайтанья и Господь Нитьянанда] изгоняют тьму из глубины сердца и помогают человеку встретиться с бхагаватами двух типов [преданными Господа и книгами, посвященными Господу]».
а̄ра бха̄гавата — бхакта бхакти-раса-па̄тра
«Одним из бхагават является великое писание “Шримад-Бхагаватам”, другим — чистый преданный, погруженный в расы любовной преданности».
та̄н̇ха̄ра хр̣дайе та̄н̇ра преме хайа ваш́а
«Посредством двух бхагават, Господь вкладывает в сердце живого существа расы божественного любовного служения, и любовь преданного покоряет Господа, пребывающего в его сердце».
Есть два вида садху — шастры (священные писания) и бхакты (преданные Господа), оба совершают киртанам — прославляют Бхагавана и Его бхакт. Шастры и садху — единственные друзья джив и их благодетели, они их жизнь. Те разумные люди, кто всегда ищут истину и путь к высшему добру, не могут прожить без общения с садху и шастрами. Они решительно отвергают асат-сангу и всем сердцем принимают сат-сангу, это их садачар — принцип, ведущий к истине. Вот почему они всегда стремятся быть в санге бхакта-бхагаваты. Когда у них нет общения с садху, они общаются с шастрами. Разумное существо, или джива, не сможет сколько-нибудь долго прожить без общения со святыми. Если у человека нет постоянной садху-санги, как внутри, так и вовне, он неминуемо окажется в асат-санге.
Порой у нас нет санги бхагаваты (бхакты). В такой ситуации, что, кроме шастрия садху-санги (святого общения с писаниями), принесёт нам благо? Без садху-санги наш разум не в состоянии сосредоточиться на Кришне. Преданное служение, совершаемое без опеки садху и шастр, это просто ублажение чувств. Какой в этом смысл? О каком благе может идти речь, если мы безразличны к садху-санге, в которой обсуждают сат-сиддханту?
Санга (общение) или анугатья (следование) садху это, прежде всего, служение. Именно хари-катха, сходящая с лотосных уст садху, его шастра-катха, пробуждает в нас влечение к лотосным стопам Хари, гуру и вайшнавов. Поэтому разумные люди каждую минуту своей жизни посвящают обсуждению катхи садху и шастр и служению ей. Если мы ленимся делать это, мы, без сомнения, навлечём на себя беды.
Наш предшествующий ачарья, Шрила Кавирадж Госвами Прабху, говорит в «Чайтанья-чаритамрите» (Ади, 2.117):
иха̄ ха-ите кр̣ш̣н̇е ла̄ге судр̣д̣ха ма̄наса
«Искренний ученик не сочтет подобные обсуждения сиддханты за пустой спор и не обойдет их вниманием, ибо такие обсуждения укрепляют ум. Благодаря им в уме развивается привязанность к Шри Кришне».
Хари, гуру и вайшнавы — адхокшаджа, они вне материальных сфер. Также они нитья-севья-васту, что означает, что наше вечное предназначение — это служить им. Их слова, проникнутые сознанием и пробуждающие к духовной жизни, и есть шастры. Следовательно, шастры тоже адхокшаджа и нитья (нематериальны и вечны). Если мы не знаем этого и пренебрегаем шастрами, Шри Мурти, Шри Намой и Шри Вайшнавами, считая их проявлениями материального мира и состоящими из пяти материальных элементов, то это затянет нас в трясину оскорблений и лишит возможности служить им. Если мы не размышляем над катхой шастр и садху и не обсуждаем её, то наше желание говорить вынудит нас открыто или втайне обсуждать призрачные темы этого мира. Поэтому, разумный человек должен стремиться слушать славу шастр из уст преданных, глубоко постигших их смысл. Он должен делать это, даже если у него самого нет вкуса к обсуждению шастр.
Если человек с глубокой верой и почтением повторяет Шри Наму, он постепенно развивает вкус (ручи) к этому. Подобным же образом, регулярное обсуждение священных писаний под руководством садху и гуру, пробуждает глубокую веру в утверждения шастр и вкус к их слушанию. В результате джива осознаёт, что шастры это её жизнь и прибежище. И тогда душа не мыслит уже своего существования без общения с книгой-бхагаватой и преданным-бхагаватой, это общение становится единственной темой её молитв и обсуждений.
Не всегда нам удаётся общаться с садху лично. Поэтому, исполненный сострадания, Прабхупада, мой Ачарья-дева, милостиво писал своим последователям: «Без хари-бхаджана джива превращается в карми, гьяни и аньябхилаши, то есть, стремится ко всему, что не связано с Кришной. Поэтому, нужно непрестанно взывать к Бхагавану, повторяя маха-мантру. Благодаря громкому киртану кришна-намы, повторяя постоянное количество Святых Имён, человек избавляется от анартх, и его мирские пристрастия сходят на нет».
«Шастрия-садху-санга необходима. [На начальной стадии своей садханы, садхака должен придерживаться стандартов вайдхӣ-бхакти, которые садху определили в шастрах.] Затем, чтобы получить бхаджана-шикшу, ему необходима садху-санга. [Когда преданный поднимается на более высокий уровень рагануга-бхаджана, он должен обратиться за бхаджана-шикшей к саджатия-асийа-снигдха садху и совершать бхаджан, следуя его наставлениям и руководству, которые, возможно, не будут зависеть от указаний шастр]».
«Ты должен внимательно изучать духовные произведения. Как только у тебя выдаётся время, изучай и обсуждай “Кальяна-калпатару”, “Прартхану”, “Чайтанья-чаритамриту” и другие книги. Ты достигнешь совершенства, если будешь без оскорблений повторять Святое Имя.
Шри Нама (Святое Имя) явит себя тому, кто слушает, изучает и обсуждает шастры. Если ты приложишь всё старание к шравану и киртану, то твои анартхи будут все меньше и незначительнее».
У дживы есть лишь одна дхарма или изначально присущее ей занятие, это кришна-киртан. Есть четыре вида киртана: нама-санкиртана, рупа-санкиртана, гуна-санкиртана и парикара-вайшиштамайа-лила киртана. Мы ничего не знаем о Кришне, поэтому мы не в состоянии совершать кришна-киртан, делать то, что для души важнее всего. По этой причине Шри Ведавьяса, движимый состраданием к таким глупым дживам как мы, составил нам на благо «Шримад-Бхагаватам». Обсуждение этой парамахамса-самхиты немедленно пробуждает бхакти к Пурушоттаме Кришне и изгоняет скорбь, иллюзию и страх. Шрила Шукадева Госвами, драгоценнейший камень среди освобождёных душ, постиг «Шримад-Бхагаватам», слушая его от Шрилы Ведавьясы.
Мы забыли Кришну, поэтому Бхагаван Сам посылает шастры в облике садху и гуру. Шастры это воплощение благополучия и составлены исключительно нам во благо. Но если мы не относимся к шастрам с уважением и не горим желанием обсуждать их, то в праве ли мы ожидать, что на нашем пути к благополучию мы не натолкнёмся на преграду? Мы не знаем этого, поэтому позволяем себе надсмехаться над теми, кто посвятили свои жизни следованию шастрам и садху, кто глубоко сведущи в бхакти-сиддханте и для кого Гурудев дороже их собственной жизни. Правильно ли это?
Ради блага джив, бхакты совершили огромный и кропотливый труд, чтобы написать шастры. Если мы не утруждаем себя изучением шастр и их обсуждением, это говорит о нашем оскорбительном равнодушии. Те, у кого есть прити (любовь) к Хари, гуру и вайшнавам, не могут жить без прити к шастрам. Они непременно будут любить священные писания. Шрила Кавирадж Госвами Прабху дал нам особые наставления в том, как обсуждать «Шри Чайтанья-чаритамриту» и другие писания. Мудрый человек должен обязательно обсуждать шастры.
джӣвере кр̣па̄йа каила̄ кр̣ш̣н̣а веда-пура̄н̣а
«Обусловленная душа сама не в силах пробудить своё сознание Кришны. Поэтому Господь Кришна, из Своей беспричинной милости, составил Веды и, в дополнение к ним, Пураны».
‘кр̣ш̣н̣а мора прабху, тра̄та̄’ — джӣвера хайа джн̃а̄на
«Кришна учит забывчивую обусловленную душу через ведические произведения, а также как осознавший себя духовный учитель и как Сверхдуша. Через них джива обретает истинное понимание Верховной личности Бога и того, что Господь Кришна — вечный Господин дживы и её освободитель из оков майи. Так человек узнаёт правду о своей обусловленной жизни и понимает, как обрести свободу».
сеи джӣва нистаре, ма̄йа̄ та̄ха̄ре чха̄д̣айа
«Святые по зову сердца несут дживе наставления священных писаний и помогают ей стать сознающей Кришну. Когда их милостью это происходит, с дживы спадают оковы майи».
Этот мир переполнен мирскими разговорами, и услышать здесь хари-катху — величайшая редкость. Поэтому слушайте хари-катху и обсуждайте шастры. Я прошу вас об этом.