История варнашрамы
Система варнашрамы была установлена в начале Трета-юги, когда процветала сильная научная цивилизация. В то время каждый человек согласно своей природе относился к определенной варне и должен был выполнять определенные обязанности. С таким разделением труда и выявлением человеческих склонностей обеспечивались мир и всеобщее процветание. Тот, чей отец не принадлежал ни к одной из варн, характеризовался согласно его качествам. Ведические истории о Джибале, Гаутаме, Джанашрути и Китраратхе подтверждают это.
Личностная варна устанавливалась в соответствии с варной отца и качествами этого человека, учитывались оба критерия.
В те дни проводились истинные реформаторские мероприятия, поэтому Бхарата-варша (Индия) обладала величайшей славой и была населена людьми столь же великолепными, как и солнце. В то же время весь мир почитал население Бхарата-варши как идеальных во всех отношениях людей. Египет, Китай и другие страны стремились иметь в своем правительстве жителей Бхарата-варши как истинных лидеров.
Варнашрама-дхарма сохраняла, таким образом, большую чистоту, но постепенно, начиная со времен Джамадагни и его сына Парашурамы (имевших качества кшатрий, но считающих себя брахманами) злоба и раздоры воцарились между брахманами и кшатриями. Мы видим поэтому, что во многом рождение человека в определенной семье стало определять его варну, и случилось так, что эта концепция, которая не основывалась на свабхаве (личных качествах), была внесена в свод законов Ману и другие книги.
Кшатрии, будучи не в состоянии возвысить себя до следующей варны, создали Буддхист-дхарму с целью уничтожения брахманов. Брахманы со своей стороны ответили усилением значения своего происхождения. С одной стороны брахманы потеряли свое высокое положение, с другой стороны кшатрии потеряли свой патриотизм, и благородное население Бхараты пришло, таким образом, в упадок.
Брахманы, утратив свои качества, создали дхарма-шастры, отвечающие их интересам, и, таким образом, пренебрегли остальными варнами. Кшатрии, утратив смелость, стойкость и силу, были побеждены в бою, потеряли свои царства, и начали распространять бессодержательное учение буддизма. Вайшьи, утеряв ваишйа-свабхаву, выдвинули Джейн-дхарму, поэтому многие ремесла людей Бхараты были забыты. Шудры, которые в основном были хорошими слугами, занялись развратом и другой преступной деятельностью, и постепенно люди забыли наставления ведической культуры. Создавшейся ситуацией воспользовались цари-млеччхи, они вторглись в Индию и завоевали ее. Понемногу влияние Кали-юги стало преобладать надо всем. Увы! Люди Бхарата-варши, бывшие когда-то примером для всего человечества, оказались в самом презренном положении. Это произошло не из-за системы варн, а после введения системы каст, противоположной Ведическим принципам.
Сейчас их надежда – Верховный Господь, который является единственной целью священных писаний и покровителем всех живых существ. Он наблюдает за действиями каждого. Если Он так захочет, то сможет найти несколько уполномоченных личностей и возродить славу системы варнашрамы".
Отрывок из Шри Чайтанья Шикшамриты, глава II, "Квалификация человека и система сословий".