3

Веды

"Шри Чайтанья-чаритамрита" (Мадхйа 20.122):

"Душа, очараованная материальной энергией, не может в себе возродить знание о Кришне своими силами.

Поэтому Кришна по Своей беспричинной милости дал людям Веды и дополняющие их Пураны»
Содержание:
Определение

Веды – это древнейшие священные писания, изложенные на языке санскрит. Веды содержат знания, описывающие материальную и духовную реальность, положение Бога и индивидуального живого существа, действие сил Бога, Его вечную обитель, Его деяния, Его спутников, Его качества и имена.

Термин «ведическая литература» синонимичен термину Веды, вместе с тем, термин «Веды» также имеет отдельное значение, подразумевающее, что он обозначает четыре текста, которые сами по себе также именуются «Веды» эти четыре текста - это «Риг-веда», «Сама-веда», «Атхава-веда» и «Яджур-веда».

Все тексты Вед являются дыханием Нараяны, т.е дыханием Господа, что значит, что все они богооткровенны, все они изошли из уст Господа Бога. Некоторые тексты ведической литературы были произнесены непосредственно Богом, а некоторые Он явил через посредство великих мудрецов, поведав им знание и заповедовав его представить человеческому обществу.

Веды испокон веков передавались изустно, а 5000 лет назад были записаны Шри Двайпайана Ведавьясой, Шрилой Вьясодевой.


Классификация и сущность текстов

Ведические тексты подразделяются на две категории именуемые шрути ( санскр. – услышанное) и смрити (санскр. – запомненное). То, что запомнено, должно быть услышано, а услышанное, в свою очередь, должно быть запомнено. Т.е. не существует большой разницы между услышанным и запомненным, между шрути и смрити. Этот подход к названию в классификации ведической литературы существует, чтобы утвердить, что и шрути и смрити – это, по сути, единая категория писаний, где все произведения достойны почитания.

Шрути, в основном, описывают пути религии, приводящие к материальному процветанию, к возможности наслаждения и к освобождению от плена материи, т.е. дарму, артху, каму и мокшу.
Дарма, артха, кама и мокша – являются четырьмя целями человеческой жизни.

Высшая цель человеческой жизни, панчамапурушартха, пятая цель, - это бескорыстное и непрерывное служение Богу. Эта цель описывается как в шрути, таки в смрити, но подробно раскрывается именно в текстах категории смрити.

Знания о дхарма, артхе и каме относятся к пути развития, который именуется карма-канда, или просто карма, что значит - пути корыстной деятельности. Знания о мокше относится к пути, который именуется гйана-канда, или гйана, что значит - путь духовного знания.
Смрити, в большей части, посвящены темам за пределами материи и вездесущего духа, они описывают деяния Бога, когда Он являет Себя в этом мире, а также Его вечные деяния в духовном небе. Знания, описанные в смрити, относятся к пути, который именуется упасана-канда, путь поклонения.

К категории шрути относятся:
  1. четыре Веды - Риг, Сама, Атхарва, Яджур;
  2. Упанишады;
  3. Брахманы;
  4. Аранйаки.
К категории смрити относятся:
  1. Пураны;
  2. Итихасы.
Отдельной категорией выделяется философский текст «Веданта-сутра», или «Брахма-сутра» - сборник текстов, которые делают философские выводы из всех шрути, показывая, что смыслом шрути является постижение Абсолютной Истины.
Веданта – значит веда (санскр. - Веды или знания) и анта (санскр. – конец, вершина).

«Веданта» подытоживает все ведические тексты категории шрути, но сама составлена так, что не доступна для понимания без комментариев. Естественным, т.е. составленным самим автором «Веданты», комментарием является «Бхагавата Пурана», или «Шримад Бхагаватам».


Описание

1. Четыре Веды

Четыре Веды – Риг, Сама, Яджур и Атхарва – состоят из сборников мантр, самхит, которые предназначены для совершения религиозных ритуалов из раздела карма-канды, пути благочестивой деятельности, ведущей в рай. Этот раздел знания описывает, как заработав достаточное количество благочестия, которое накапливается как результат праведных поступков и поклонения деватам, полубогам, правителям материальной вселенной, человек может попасть в рай. В раю можно существовать так долго, как это позволит запас благочестия, а когда этот запас будет израсходован, человек снова вернется на землю, зарабатывать новую благочестивую карму. Если человек зарабатывает не благочестивую, а греховную карму, он попадет в ад, где должен будет изжить последствия своих неблагочестивых поступков, после чего снова вернуться на землю. Земля является местом, где зарабатывается карма, а расходуется она, как на самой земле, так и в раю или в аду. Эти бесконечные рождения в разных условиях, дающие разные возможности для попыток обрести счастье именуются самсарой, кругом рождений и смертей. Карма, или карма-канда, путь корыстной деятельности с желанием обрести мирское счастье, этот путь описан в четырех Ведах.

Четыре Веды призваны зародить начальную веру у людей, чье понимание религии не может подняться выше представлений о своей собственной выгоде. Вместе с тем, они не лишают человека высшего знания и поэтому ясно показывают и высший путь – путь поклонения Всевышнему, т.е. Вишну или Кришне.

«Риг-веда» (1.54.6) утверждает вечность духовной обители Кришны:
та вам вастуни ушмаси гамадхйаи йатра гаво бхури шрнга айасах
атраха тад уругайасйа вишнох парама-падам авабхати бхури
«Я желаю достичь Вашей обители, где есть исполняющие желания коровы с изящными рогами. Эта вечная обитель Вишну (Кришны), где Он исполняет все желания и проявляет удивительное величие».

«Риг-веда» (1.22.23):
тад вишнох парамам падам сада пашйанти сурайах
дивйва чакшур ататам вишнор йат парамам пада
«Верховный Господь, Вишну (Кришна) - это Абсолютная Истина, чьи лотосные стопы полубоги всегда стремятся лицезреть. Его лотосные стопы полностью трансцендентны и возвышенны, как и Сам Вишну, и поэтому их способны видеть только те, кто наделен духовным видением».

«Риг-веда» утверждает (1.22.164.31):
апаш́йам̇ гопа̄м ан̣ипадйама̄ нама̄
ча пара̄ ча патхибхиш́ чарантам са-садхрӣчӣх̣
са вишучӣр васа̄на а̄варӣвартти-бхуванешв антах̣
«Я видел мальчика, который появился в династии пастухов; Он непогрешим, чист и вечен. Он бродит по разным дорогам; иногда Он очень близко, иногда очень далеко. Иногда Он носит разноцветные одежды, иногда одежды одного цвета. Таким образом, Он постоянно проводит Свои игры, — иногда проявленные, а иногда невидимые для обычных людей».

2. Аранйаки

Аранйаки – ритуальные тексты, дополняющее Веды. Некоторые из Аранйак входят в состав Брахманов и Упанишад.

3. Брахманы

Брахманы – тексты, дополняющие Веды, они так же, как и Аранйаки описывают детали ведических ритуалов.  

4. Веданги

Веданги – это приложения к Ведам, которые включают в себя следующие тексты:
  1. Калпа – ритуальные книги;
  2. Шикша – тексты, объясняющие расстановку и способ произнесения слогов (фонетика);
  3. Вьякарана - грамматика;
  4. Нирукта – тексты об образовании словоформ (этимолгия);
  5. Чханда –тексты, повествующие о размерах стихосложения (метр);
  6. Джйотиша – астрономические тексты, учащие определять благоприятные моменты времени.

5. Упанишады

Упанишады – это философские произведения, цель которых показать бессмысленность попыток обрести счастье в мире материи, поскольку материя по своей природе мертва, а индивид – это сознание, жизнь, джива. Жизнь не может наслаждаться мертвым. Поэтому джива, живое существо, должно искать себя в духе, а не в материи. Упанишады призывают понять, что душа – духовна, она не состоит из материи, и поэтому не может «питаться», или наслаждаться, материей. Душа – вечна, а материальные условия – временны. Душе нужна вечность, а в мире материи все временно. Душе нужно знание, а материя его покрывает иллюзией, обманом. Душе нужно счастье, но она ищет его там, где его нет.

«Чхандогйа-упанишад» (6.8.7):
тат твам аси шветакето
«Ты – духовен, ты не принадлежишь этому миру!»

Упанишады предназначены для тех, чье сознание находится выше тех, кто стремится к плодотворной деятельности, описанной в четырех Ведах. Упанишады существуют для философов, ищущих Истину, и готовых отречься во имя своей цели от всего мирского. Упанишады декларируют, что отрекшись от материи можно постичь дух. Они, по сути, опираются на материальную концепцию, описывая концепцию духовную. Дух представлен Упанишадами, как противоположность материи, а познать этот дух, в соответствии с Упанишадами, можно, откинув все материальное. Дух представлен в Упанишадах, как то, что воспринимается в отсутствие материальных представлений. Поэтому Упанишады написаны для тех, чья вера не может существовать без опоры на материальные представления. Последователи Упанишад – это те, кто видит дух просто как противоположность материи. Они не могут принять то, что выходит за рамки логики и способности интеллекта к осмыслению. Им нужна опора в виде того, что осмысляется в результате материального опыта. Поэтому Упанишады описывают духовную реальность лишь как концепцию безграничного всепроникающего вездесущего бесформенного Абсолюта. Т.е. они не описывают деталей духовной реальности, но укрепляют веру в ее существование.

Не смотря на то, что Упанишады делают акцент на постижении всепроникающего сияния Господа, они не могут не содержать знания о Самом Господе, ведь Упанишады – это совершенные произведения, поскольку они изошли из уст Бога, и они не могут не содержать ясного знания о Нем.

«Гопала-тапани Упанишада»:
ом̇ мунайо ха ваи брахма̄н̣ам ӯчух̣ | ках̣ парамо девах̣ | куто мр̣тйур бибхети | касйа джн̃а̄нена̄кхилам̇ джн̃а̄там̇ бхавати | кенедам̇ виш́вам̇ сам̇саратӣти | та̄н у хова̄ча бра̄хман̣ах̣ – кр̣ш̣н̣о ваи парамам̇ даиватам | говинда̄н мр̣тйур бибхети | гопӣ-джана-валлабха-джн̃а̄нена̄кхилам̇ джн̃а̄там̇ бхавати | сва̄хайедам̇ сам̇саратӣти | там у хочух̣ | ках̣ кр̣ш̣н̣о говиндах̣ ко’сау гопӣ-джана-валлабхах̣ ках̣ ка̄ сва̄хети | та̄н ува̄ча бра̄хман̣ах̣ па̄па-карш̣ан̣о го-бхӯми-веда-видито ведита̄ гопӣ-джана̄видйа̄-кала̄-преракас (вдохновляет) тан-ма̄йа̄ чети | сакалам̇ парам̇ брахмаива тат | йо дхйа̄йати расати бхаджати со’мр̣то бхавати со’мр̣то бхаватӣти | те хочух̣ – ким̇ тад-рӯпам̇ ким̇ расанам̇ катхам̇ ва̄хо тад-бхаджанам̇ | тат сарвам̇ вивидиш̣ата̄м а̄кхйа̄хӣти | тад у хова̄ча хаиран̣йах̣ – гопа-веш́ам абхра̄бхам̇ тарун̣ам̇ калпа-друма̄ш́ритам
(1.2-8)
бхактир асйа бхаджанам
(1.14)

Ом.
Мудрецы спросили Творца Вселенной Брахму:
«Кто является Всевышним Богом? Кто Тот, Кого боится сама смерть? Кто Тот, зная Кого, будешь знать все? Кто Тот, что движет мир?»

Шри Брахма сказал:
«Кришна – Всевышний Господь. Он также известен как Говинда, и Его боится сама смерть. Кришну зовут Гопиджанаваллабха, и тот, кто знает Его, знает все. Его энергия движет мир».

Мудрецы спросили:
«Кто Кришна? Кто Говинда? Кто Гопиджанаваллабха? Что значит «Его энергия»?»

Брахма ответил:
«Он известен, как Тот, Кто побеждает грех, повелевает чувствами, заботится о друзьях и коровах, поддерживает Землю, является сутью Вед и жизнью Своих возлюбленных, а также Он известен как Тот, кто повелевает всей энергией. Он – Высший Дух, Абсолютная Истина. Те, кто с любовью размышляют о Нем и поклоняются Ему, достигают бессмертия, которое только так и обретается».

Мудрецы спросили:
«Твои рассказы полны подлинных духовных переживаний! Скажи, Как же Он выглядит? Как Ему поклоняться? Мы желаем знать все в подробностях».

Брахма ответил:
«Он одет как пастушок, цвет Его тела подобен туче, Он вечно юн и живет среди деревьев желаний».

Брахма дополнил:
«Любовь и преданность Кришне – вот метод поклонения Ему».

«Гопала-тапани Упанишада» (1. 21):
эко ваши сарва_гах кришна идйах
эко ’пи сан бахудха йо ’вабхати
«Этот Кришна – Верховная Личность – Бог; Он вечный объект поклонения. Он один является источником всего проявленного многообразия».

В «Гопала-тапани упанишаде» (13.1) утверждается:
гопавешам сат-пундарика-найанам
мегхабхам ваидйутамбарам
двибхуджам мауна-мудратйам
вана-малинам ишварам
«Мы поклоняемся сыну Нанды Махараджа. Он одет как пастушок; Его божественные очи похожи на распустившийся цветок лотоса; Его тело цвета грозовой тучи; Его одежда сияет, словно золото; у Него прекрасная двурукая форма. Он стоит в задумчивом молчании, украшенный гирляндой из лесных цветов».

В «Гопала-тапани упанишаде» (13.1) утверждается:
гопавешам сат-пундарика-найанам
мегхабхам ваидйутамбарам
двибхуджам мауна-мудратйам
вана-малинам ишварам
«Мы поклоняемся сыну Нанды Махараджа. Он одет как пастушок; Его божественные очи похожи на распустившийся цветок лотоса; Его тело цвета грозовой тучи; Его одежда сияет, словно золото; у Него прекрасная двурукая форма. Он стоит в задумчивом молчании, украшенный гирляндой из лесных цветов».

«Чхандогйа-упанишад» (8.13.1) утверждает:
шйамач чхавалам прападйе шабалач чхйамам прападйе
шйама - темный, за пределом всякого цвета, Шйама – одно из самых известных имен Кришны;
шабала – белый, соединение всех цветов, источник многообразия, т.е энергия или сила (бала) Кришны;
прападйе – вручив себя.

«Вручая себя Кришне обретается милость Его энергии, а обретя милость Его энергии, можно постичь Его Самого».

6. Итихасы

Итихасы – исторические произведения ведической литературы. Описывают деяния великих монархов, показавших путь святости, деяния великих мудрецов и деяний воплощений Кришны, когда Он являл Себя в качестве правителя, воплощения праведности.

Двумя главными произведениями, относящимися к Итихасам, являются «Рамаяна» и «Махабхарата».

«Рамаяна» описывает деяния Рамы, одного из воплощений Кришны-Вишну. Рама явился как праведный царь, и показал пример самоотверженности во имя счастья Своих подданных. Изучая это произведение, можно обрести трансцендентную веру в запредельного Господа Раму.

«Махабхарата» описывает деяния царей рода Махараджы Бхараты, которые были великими преданными Господа Кришны и Его воплощений Вишну. Кульминацией произведения является описание времени прихода на Землю Господа Кришны, описание божественных деяний Господа Кришны и Его спутников.
«Махабхарата» рассматривается как пятая Веда. А сам составитель Вед – Шрила Вьясадева, утвердил, что если на одну чащу весов положить все Веды, а на другую чашу одну «Махабхарату», то «Махабхарата» перевесит. В «Махабхарату» включена «Бхагавад-гита» - божественные наставления Господа Кришны великому святому войну Арджуне. Наставления «Бхагавад-гиты» - прямой путь к обретению веры в Кришну и бескорыстной преданности Ему.

«Бхагавад-гита» (9.17):
пита̄хам асйа джагато
ма̄та̄ дха̄та̄ пита̄махах̣
ведйам̇ павитрам ом̇ка̄ра
р̣к са̄ма йаджур эва ча
Кришна сказал: «Я отец и мать этой вселенной, ее опора и прародитель. Я цель познания, очистительная сила и слог ом, а также «Риг-веда», «Сама-веда» и «Яджур-веда».

«Бхагавад-гита» (15.15):
ведаиш́ ча сарваир ахам эва ведйо
веда̄нта-кр̣д веда-вид эва ча̄хам

ахам а̄тма̄ гуд̣а̄кеш́а сарва-бхӯта̄ш́айа-стхитаx
ахам а̄диш́ ча мадхйам̇ ча бхӯта̄на̄м анта эва ча
Кришна сказал: «Цель всех Вед — постичь Меня. Я — истинный составитель „Веданты“ и знаток всех Вед».

«Я Мировая Душа, сущая внутри всякой души. Всеобщее Сознание, Я пронизываю Собою всякую частицу сознания. Моей волею существа появляются на свет, живут и исчезают».

«Бхагавад-гита» (10.12-13):
арджуна ува̄ча
парам̇ брахма парам̇ дха̄ма
павитрам̇ парамам̇ бхава̄н
пурушам̇ ш́а̄ш́ватам̇ дивйам
а̄ди-девам аджам̇ вибхум

а̄хус тва̄м р̣шайах̣ сарве
деваршир на̄радас татха̄
асито девало вйа̄сах̣
свайам̇ чаива бравӣши ме
Кришна сказал: «Цель всех Вед — постичь Меня. Я — истинный составитель „Веданты“ и знаток всех Вед».

Арджуна сказал: «Ты Верховная Личность Бога, высшая обитель, чистейший, Абсолютная Истина. Ты вечная, божественная, изначальная личность, нерожденная и величайшая. Все великие мудрецы, такие как Нарада, Асита, Девала и Вьяса, подтверждают эту истину, и теперь Ты Сам говоришь мне об этом».

7. Пураны

Философские произведения, составленные в виде повествований, описывающих события из вселенской истории. Опираясь на исторические примеры, исследуя диалоги святых прошлого, цитируя наставления древних мудрецов, Пураны объясняют: 1) основы мироздания - положение Бога, Его энергий, индивидуальных живых существ и принципы их взаимодействия (самбандха); 2) путь духовного совершенствования (абхидея); 3) высшую цель жизни (прайоджана).

Пураны по структуре текстов и подходу к изложению знания отличаются от Упанишад, которые представляют Истину лишь намеками, отличаются от «Веданты», которая записана короткими афоризмами, Пураны представляют знания в развернутом виде, подробно объясняя каждый аспект бытия, Пураны описывают полную картину мира и объясняют природу сознания и Сверхсознания, природу души и Бога. Пураны ясным образом описывают высшее положение Господа Кришны, раскрывая Его положения, как Бога богов, причины всех причин, души всех душ.

«Падма-пурана»:
чаритам кришна-девасйа
сарвам эвадбхутам бхавет
гопала-лила татрапи
сарвато 'ти манохара
«Все, что связано с Кришной, воистину, удивительно и прекрасно. А Его развлечения в образе мальчика-пастушка – в высшей степени очаровательны».

«Брахманда-пурана»:
санти бхурини рупани
мама пурнани шад гунаих
бхавейустани тулйани
на майа гопа-рупин
«Я проявляюсь во множестве форм, наделенных всеми шестью совершенствами (всей силой, знанием, богатством, всей красотой, славой и всем отречением), но ничто из этого не может сравниться с Моим обликом пастушка (Кришны)».

Особенно подробно бытие Кришны и Его славу описывает «Бхагавата Прана», или «Шримад Бхагаватам». Эта Пурана является зрелым плодом на дереве всей ведической литературы, она составлена, как завершающий труд, делающий выводы и подводящий итоги всех ведических текстов. «Шримад Бхагаватам» является самым совершенным ведическим произведением, поскольку совершенным образом описывает природу и бытие Верховного Господа Кришны.

«Бхагавата-пурана» (1.3.28):
эте ча̄м̇ш́а-кала̄х̣ пум̇сах̣
кр̣шн̣ас ту бхагава̄н свайам
«Описанные (в предыдущих стихах) воплощения Бога (Буддха, Рама, Нарайана и др.) представляют собой полные или частичные воплощения, но Кришна – Сам Бог, Верховная Абсолютная Личность, ибо Он изначальный источник всех воплощений».



Единство всей ведической литературы

Ведическая литература содержит в себе знание, предназначенное для людей с разным уровнем духовного развития. Поскольку все члены человеческого общества не могут находиться на одном духовном уровне, и их вера не может развиваться одинаково, то для разных людей ведическая литература имеет разные предписания. Эти предписания и соответствующие им философские концепции – это не результат исторического развития общественных идей под влиянием политической, экономической и культурной ситуации. Предписания ведической литературы – это лестница йога, где для каждого есть своя ступень, и он может развиваться со своего уровня, шагая по ступеням йоги все выше и выше.

Этот принцип отражен и в «Бхагавад-гите». Будучи квинтэссенцией Вед и Упанишад, Гитопанишад, или Бхагавад-гита, описывает все уровни йоги и содержит в себе наставления для людей, способных принять и практиковать разного уровня духовные методы. Гита упоминает о карма-канде, пути поклонения деватам, правителям материальной вселенной (этому пути посвящены Четыре Веды), но сразу отвергает его, как материальный и ведущий к страданиям, дальше Гита описывает нишкама-карма-йогу, затем гйана-йогу, затем аштанга-йогу, и в заключении – бхакти-йогу. Все уровни знания описаны в Гите, все виды путей духовного развития. Гита описывает все эти уровни, следуя за логикой ведической литературы. Четыре Веды посвящены в основном карма-канде, Упанишады – гйана-канде и гйана-йоге, Тантры – аштанга-йоге, Саттвата Пураны – бхакти–йоге. Ведическая литература – это лестница йоги, где все ступени проявлены одновременно, а не возникают и исчезают во времени.


Пураны – неотъемлемая часть ведической литературы

«Махабхарата»:
пуранам манаво дхармах санга-ведан чикитситам
агйа-сиддхани чатвари на хантавйами хетубхих
«Саттвата-пураны, „Ману-самхита“, Веды и даже веданги, такие, как наука врачевания и другие, изошли из уст Верховной Личности Бога; все они содержат указания Верховной Личности, и потому мирская логика не способна опровергнуть их заключения».

«Брихад-араньяка-упанишад» (2.4.10):
асйа махато бхутасйа нихшваситам этад ргведо
йаджур ведах сама ведатхарвангираса итихасах
пуранам видйа упанишадах шлоках сутрани
анувйакхйанани сарвани нихшваситани
«Четыре Веды, Итихасы, Пураны, Упанишады, - все они изошли из дыхания безграничного Высшего Повелителя».




Пураны важнее четырех Вед

«Чайтанья-чаритамрита» ( Мадхйа-лӣла̄ 6.148):
ведера нигӯд̣ха артха буджхана на̄ хайа
пура̄н̣а-ва̄кйе сеи артха карайа ниш́чайа
«Обычным людям непросто понять сокровенный смысл Вед, поэтому существуют Пураны, которые раскрывают его».

«Мундака-упанишад» (1.1.5):
татра̄пара̄ р̣г-ведо йаджур-ведах̣
са̄ма-ведо ’тхарва-ведах̣
ш́икш̣а̄ калпо вйа̄каран̣ам̇
нируктам̇ чхандо джотиш̣ам ити
«Все Веды: Риг-веда, Яджур-веда, Сама-веда, Атхарва-веда и все приложения к ним, такие, как шикша, калпа, вьякарана, нирукта, чханда и джйотиша, принадлежат к низшей системе материального знания (апара̄ видйа̄)».

«Что же касается пара-видьи, то это знание, с помощью которого можно постичь акшару — Брахман, или Абсолютную Истину».

Из ведических писаний пара-видьей считается «Веданта-сутра». А «Шримад-Бхагаватам», амала-пурана, безупречная Пурана, представляет собой объяснение этой пара-видьи.

«Шримад Бхагаватам» 1.3.40:
идам̇ бх̣а̄гаватам̇ на̄ма
пура̄н̣ам̇ брахма-саммитам
уттама-ш́лока-чаритам̇
чака̄ра бхагава̄н р̣ших̣
них̣ш́рейаса̄йа локасйа
дханйам̇ свастй-айанам̇ махат
«Этот «Шримад-Бхагаватам» является литературным воплощением Бога. Он составлен Шрилой Вьясадевой, воплощением Бога. Его цель — нести высшее благо всем людям. Он совершенен и приносит удачу и блаженство».

«Чайтанья-Чаритамрита» (Мадхйа-лӣла̄ 20.142-146):
да̄ридрйа-на̄ш́а, бхава-кшайа, — премера ‘пхала’ найа
према-сукха-бхога — мукхйа прайоджана хайа
«Цель любви к Богу не в том, чтобы разбогатеть или освободиться из плена материи. Истинная цель состоит в том, чтобы преданно служить Господу и наслаждаться трансцендентным блаженством».


веда-ш́а̄стре кахе самбандха, абхидхейа, прайоджана
кр̣шн̣а, кр̣шн̣а-бхакти, према, — тина маха̄-дхана
«В ведических писаниях сказано, что центром притяжения для всех является Кришна и что наше предназначение — служить Ему. Высшая цель жизни — обрести любовь к Кришне. Таким образом, Кришна, служение Кришне и любовь к Кришне суть три величайших сокровища».


веда̄ди сакала ш́а̄стре кр̣шн̣а — мукхйа самбандха
та̄н̇ра джн̃а̄не а̄нушан̇ге йа̄йа ма̄йа̄-бандха
«Во всех богооткровенных писаниях, начиная с Вед, главный центр притяжения — это Кришна. С человека, который в совершенстве познал Его, оковы майи, иллюзорной энергии, спадают сами собой».


вйа̄моха̄йа чара̄чарасйа джагатас те те пура̄н̣а̄гама̄с
та̄м̇ та̄м эва хи девата̄м̇ парамика̄м̇ джалпанту калпа̄вадхи

сиддха̄нте пунар эка эва бхагава̄н вишн̣ух̣ самаста̄гама-
вйа̄па̄решу вивечана-вйатикарам̇ нӣтешу ниш́чӣйате
«Существует множество ведических писаний и дополняющих их Пуран. В каждом из этих писаний какой-нибудь полубог называется главным. Это нужно лишь для того, чтобы ввести в заблуждение движущихся и неподвижных живых существ. Пусть они до скончания века тешат себя этими иллюзиями. Однако, внимательно изучив все ведические писания в их совокупности, человек придет к выводу, что Господь Вишну, и только Он, является Верховной Личностью Бога». (Это стих из «Падма-пураны»).


мукхйа-гаун̣а-вр̣тти, ким̇ва̄ анвайа-вйатиреке
ведера пратиджн̃а̄ кевала кахайе кр̣шн̣аке
«И косвенный, и буквальный смысл Вед один: в конечном счете, они, прямо или иносказаниями, указывают только на Господа Кришну».


Веды не постигаются логикой

«Катха-упанишад» (2.2.9):
найша таркена матир апанейа
«О Начикета! Ни в коем случае нельзя использовать аргументы мирской логики (тарка) для того, чтобы разрушить гармонию Абсолютной Истины (опровергнуть заключения Вед)».

«Веданта-сутра» (2.1.11):
тарка апратиштханат
«Аргументы логики являются ненадежным основанием для умозаключений и тем более они недостаточны для утверждения трансцендентной истины, поскольку то, что утверждает один человек сегодня завтра может быть опровергнуто другим человеком, который более разумен и учен».

«Махабхарата» (Бхишма-парва 5.22):
ачинтйах кхалу йе бхава на тамс таркена йоджайет
пракритибхйах парам йач ча тад ачинтйасйа лакшанам
«Трансцендентная истина (пара-таттва) непостижима, ибо находится за границами материального мира. Никакие рассуждения, основанные на мирской логике и осуществляемые посредством материальных ума и разума, не смогут вывести человека за пределы материи, и потому метод логических доказательств применим только при осмыслении доступных чувственному восприятию мирских тем. Логика не позволит человеку даже приблизиться к трансцендентным таттвам, не говоря уже о том, чтобы воспринять их. Поэтому разумному человеку надлежит оставить этот несовершенный инструмент, если он стремится познать трансцендентное».

«Бхакти-расамрита-синдху» 1.1.32:
свалпапи ручир эва сйат бхакти_таттвавабодхика
йуктис ту кевала найва йад асйа апратиштхата
«Обретя даже небольшой вкус (ручи) к изучению „Шримад_Бхагаватам“ и других бхакти-шастр, утверждающих принципы преданного служения, человек с легкостью сможет понять возвышенное положение бхакти-таттвы. Однако для того, кто полагается на мирскую эрудицию и сухую логику, возвышенные истины преданного служения останутся труднопостижимыми».

«Бхакти-расамрита-синдху» 1.1.33:
йатненопадито ‘пй артхах кушалаир ануматрибхих
абхийуктатараир анйаир анйатхайвопападйате
«Философ, искушенный в знании законов логики, может доказать верность любой истины, умело используя аргументы. Однако, более искусный философ опровергнет его выводы посредством того же самого метода. Если сегодня тыутверждаешь верность сиддханты, а завтра все твои доказательства будут сведены на нет тем, кто более опытен в логике, какая же тогда ценность этой науки?»


Метод постижения ведической литературы

«Бхагавад-гита» 4.34:
тад виддхи пран̣ипа̄тена
парипраш́нена севайа̄
упадекшйанти те джн̃а̄нам̇
джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣
«Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину».

«Мундака-упанишад» 1.2.12:
тад-вигйанартхам са гурум эвабхигаччхет
самит-паних шротрийам брахма-ништхам
«Чтобы обрести трансцендентное знание о Шри Бхагаване, нужно обратиться к Шри Гуру, который постиг суть ведических писаний и во всей полноте осознал Верховную Абсолютную Истину, Шри Кришну, положив к его стопам свою веру в качестве дров для жертвоприношения».

«Шветашватара-упанишад» 6.23:
йасйа деве пара бхактир йатха деве татха гурау
тасйаите катхита хй артхах пракашанте махатманах
«Сокровенные истины, описанные в этой Упанишаде, будут явлены той великой душе, кто имеет пара-бхакти, исключительную трансцендентную преданность Господу, и чья преданность духовному учителю имеет такую же природу».

«Шримад-Бхагаватам» 1.2.18:
нашт̣а-пра̄йешв абхадрешу
нитйам̇ бха̄гавата-севайа̄
бхагаватй уттама-ш́локе
бхактир бхавати наишт̣хикӣ
«Благодаря регулярному посещению лекций по «Бхагаватам» и служению совершенному преданному Господа все, что вызывает тревогу в сердце, почти полностью уничтожается, и тогда любовное служение Верховному Господу, воспеваемому в трансцендентных песнях, становится необратимым».
×
Уведомления о важных публикациях:
×
Эфир состоится: 24.11.2020 18:30 (мск)
Перейти на страницу трансляций →