Шрила Гопал Бхатта Госвами
Шрила Гопал Бхатта родился в Южной Индии, в семье потомственных брахманов. Его отец, Вйенкатта Бхатта был священником храма Господа Нараяны в небольшом городе Шри Рангам, расположенном на реке Кавери в десяти милях к западу от Кумбхаконама. Храм, самый большой в Индии, является знаменитым местом паломничества Тамила-деши. Для жителей этих мест имя Вьенкатта не характерно. Следовательно, можно предположить, что отец Гопала Бхатты происходил не из этой местности. Вьенкатта Бхатта и его братья, Прабодхананда Сарасвати и Тирумалла Бхатта, славились своей ученостью и благочестием.
До сих пор миллионы паломников каждый год прибывают на остров, чтобы получить даршан Владыки Шри Рангама – Божества Шри Ранганатха Свами. В храме, окруженном семью стенами, все, даже пол, является Шалограмма-шилой (Господом в образе камня). Шри Чайтанья Махапрабху, предприняв в 1510 году путешествие по Южной Индии, много дней спустя прибыл на Шри Рангам. Приходя в храм, Господь в божественном упоении начинал воспевать Святые Имена, и все, кто присутствовал при этом, были ошеломлены и поражены. Господь Гоурахари полз на коленях к Шри Ранганатху, а затем, обессиленный от любви, терял сознание.
Страстно желая получить милость Махапрабху, Шри Вьенкатта Бхатта с великим почтением пригласил Господа остаться у него на четыре месяца (чатурмасья) сезона дождей. Видя искреннюю привязанность всей семьи к Рангантху Свами и чистосердечное поклонение Ему, Шри Чайтанья, чрезвычайно довольный преданными, дал Свое согласие. Приняв у себя Махапрабху, Вьенкатта Бхакта с большим счастьем омыл Лотосные Стопы Господа и вся его семья затем приняла эту святую воду.
Так, в 1511 году Махапрабху провел четыре месяца у отца Гопала Бхатты, часто ведя с ним и его братьями глубокие беседы о бхакти. В то время Прабодхананда Сарасвати был триданди санньяси Шри сампрадайи. Его братья также естественным образом принадлежали к Шри (Лакшми) сампрадайе, последователи которой поклоняются Богу в настроении айшварьи (страха и почтения).
Беседуя с ними, Господь Чайтанья сравнивал настроение айшварьи в служении Лакшми-Нараяне с любовью, которую испытывают гопи (возлюбленные Кришны) к Нанданандане (Кришне) во Вриндаване, поклонение Шри Шри Лакшми-Нараяне и поклонение Шри Шри Радха-Говинде. Однажды, улыбаясь, Махапрабху сказал Вьенкатте Бхатте: "Лакшмидеви, почитаемая тобой богиня процветания, вечно пребывает на груди Господа Нараяны, но Я поклоняюсь Кришне – гопе, мальчику, Который пасет коров. Лакшмидеви, совершала столько аскез, но несмотря на это, Она не смогла получить общения с Кришной! Как ты это объяснишь?" "Нараяна и Кришна – это одна и та же личность. И нет ничего удивительного в том, что Лакшмидеви стремится к общению с Кришной. Но Господь Кришна превосходит Господа Нараяну, так как с Ним возможны особые, наиболее возвышенные, супружеские взаимоотношения – мадхурья-раса", – ответил брахман.
Махапрабху объяснил ему, что Лакшмидеви, богиня процветания, желает оставаться на Ваикунтхе, и в тоже время хочет принять участие в играх Кришны, где сладость и красота превосходят силу и богатство. Но такое невозможно. Только те, кто следует стопам гопи и всех остальных браджабаси, любовь которых к Враджендра-нандане (Кришне) спонтанна и лишена малейшего оттенка расчета или корысти, смогут достичь этого. Подкрепляя Свои слова цитатами из Священных Писаний, Шри Чаитанья доказал превосходство мадхурья-рупы Господа (облика Кришны во Вриндаване) над Его айшварья-рупой, которую представляет Нараяна. С того дня Вьенкатта Бхатта был обращен – он стал Гаудия-вайшнавом, хотя до прихода Махапрабху считал, что поклонение Нараяне является высшей формой поклонения Богу.
Семилетний Гопал часто присутстовал при этих дискуссиях и Махапрабху навсегда похитил его сердце. Господь Гауранга часто давал мальчику остатки Своего прасада, таким образом благословляя его. Когда пришла пора расставания с Шри Чайтаньей, боль разлуки с Ним стала для Гопала почти невыносимой. Однажды ему приснился "сон": перед его внутренним взором прошла вся жизнь Махапрабху в Навадвипе. Кроме того, Махапрабху открыл Гопал Бхатте его вечную форму во Вриндаване. Там же Господь, явив Себя неотличным от Кришны, рассказал Гопалу о двух необыкновенных личностях – о Рупе и Санатане, благодаря которым Его наставления услышат в каждом городе и деревне.
Проснувшись, Гопал Бхатта тут же бросился к Махапрабху с мольбой о служении Ему. Но Господь приказал Гопалу Бхатте остаться со своими родителями и служить им, а позже, когда они оставят этот мир, отправиться во Вриндаван к Рупе и Санатане Госвами.
После отъезда Махапрабху, Гопал Бхатта под руководством своего дяди Прабодхананды Сарасвати за короткое время изучил санскритскую грамматику, поэзию и ритрику, а так же Веданту, и снискал большую известность как выдающийся ученый. Ум Гопала Бхатты Госвами всегда был сосредоточен на Лотосных Стопах Шри Гауранги. "Когда же я вновь смогу увидеть Шри Гаурасундара?" – ни днем, ни ночью он не мог думать ни о чем другом. Однажды, отец и мать сказали ему: "После того, как мы оставим эти тела, отправляйся во Вриндаван, к Махапрабху". Получив благословение своих родителей, вскорее он направился во Вриндаван.
Рупа и Санатана Госвами уже знали о том, что во Вриндаван прибудет Гопал Бхатта и с радостью встретили его. В "Чайтанья-чаритамрте" (Мадхйа, 3.6) говорится, что он принял санньясу от Прабодхананды Сарасвати. Есть и другие сведения, по которым Гопал Бхатта принял отречение во Вриндаване.
Шрила Гопал Бхатта с огромной радостью постоянно рассказывал вайшнавам о времени пребывания Господа Чайтаньи на Шри Рангаме и о тех наставлениях, которые Господь давал там. Махапрабху, находившийся в то время в Джаганнатх Пури, услышав о прибытии во Вриндаван Своего чистого преданного, послал ему много книг и принадлежностей для поклонения. Кроме того, Он прислал ему каупину и одежды бабаджи (пятый, высший уклад жизни, отречение от мирской жизни), которые Гопал Бхатта с великой радостью принял как милость Махапрабху, Его прасадам. Таким образом Махапрабху дал ему посвящение в пятый ашрам –ашрам бабаджи. Особым подарком было небольшое деревянное сиденье (асана) Самого Махапрабху. Эта асана и поныне находится в храме Шри Радха-Раманадев.
По указанию Господа Шри Гопал Бхатта посвящал все свое время общению с Рупой и Санатаной Госвами, а также изучению шастр. Его книга "Сат-крийа-сара-дипика" ("Светильник, освещающий суть духовных ритуалов") является классическим произведением о принципах учения Гаудия-вайшнавов. Эта книга, описывющая десять ритуалов или самскар, необходимых при рождении ребенка, получении брахманского шнура и т.п., должна была стать руководством по ведению семейной жизни и помочь грихастхам (семейным людям) в их духовном прогрессе. Его следующая книга "Самскара Дипика" подробно объясняет правила поведения санньяси. Кроме того, Гопал Бхатта Госвами отредактировал книгу Санатаны Госвами под названием "Хари-бхакти-вилас". Состоящая из двенадцати глав (вилас), она посвящена научному анализу вайшнавского этикета, а также рассказывает о трудностях и опасностях на пути преданного служения. Санатана Госвами был так сильно привязан к Гопал Бхатте Госвами, что издал книгу под его именем.
Слава о чистом преданном Господа Гопале Бхатте распространилась по всей Индии.
Шри Гопал Бхатта Госвами был дикша-гуру (дающим посвящение духовным учителем) среди Госвами. Он единственный среди Госвами, кто давал инициацию, не считая того, что Шри Рупа Госвами дал дикшу (посвящение) своему единственному ученику Шри Дживе Госвами. Давать дикшу Гопале Бхатте Госвами приказал Сам Махапрабху. Рупа и Санатана "запятнали" себя в глазах общества сотрудничеством с мусульманским правительством. Они стали для общества "неприкасаемыми". Но Гопал Бхатта происходил из знаменитого брахманического рода и имел прекрасную репутацию и широкую известность как ученый и преданный. Хотя Махапрабху отбрасывал кастовые различия, иногда, в целях проповеди, Он был вынужден считаться со взглядами общества.
Однажды, проповедуя в Непале, Гопал Бхатта нашел в реке Гандаки двенадцать Шалаграм-шил. Он взял Их с собой, но достигнув Вриндавана, вдруг почувствовал, что слишком низок и не имеет соответствующей квалификации поклоняться Им. Проделав долгую и трудную дорогу назад, Гопал Бхатта Госвами хотел поместить Шри Шалаграмы обратно в реку, но из этого ничего не вышло. Шри Шалаграмы вновь и вновь оказывались в его руке, не желая оставаться в воде. Увидев в происходящем знак свыше, Гопал Бхатта принес Шалаграм-шилы во Вриндаван и начал поклоняться Им. До конца своей жизни он носил Их в специально свернутой вокруг шеи ткани.
В 1542 году Гопал Бхатта получил даршан Махапрабху. Как-то раз, во время фестиваля, посвященного дню явления Нрисимхадева, один богатый джентельмен приехал посмотреть на знаменитого Гопал Бхатту Госвами. Пораженный личностью последнего, он пожертвовал ему очень красивую ткань для поклонения и множество драгоценностей, которые Гопал Бхатта предложил своим Шалаграм-шилам. Той же ночью, проведя арати (вечернюю службу Божествам) и предложив бхогу (пищу), Бхатта Госвами уложил Шри Шалаграмы в корзину для отдыха, накрыв той самой тканью, и пошел совершать свой бхаджан.
Утром, приняв омовение в Йамуне, он пришел будить шилы. Крышка корзины была полуоткрыта. Гопал Бхатта подумал, что должно быть это змея заползла в корзину. Открыв ткань, он увидел, что среди Них лежит Божество. Один из Шалограмов, Дамодар шила, к великой радости Своего чистого преданного, принял форму Божества Радха-Раманадев. Это был Сам Кришна, играющий на флейте. Видя неописуемую красоту этого Божества, Гопал Бхатта Госвами упал ниц и в порыве великого ликования и любви стал возносить молитвы Божеству, то теряя сознание, то возвращаясь вновь. Когда Рупа Госвами и Санатана Госвами увидели прекрасное Божество, из их глаз полились потоки слез, которые, как казалось, могут наводнить всю землю. Радха-Рамана есть соединенные Радха и Кришна, то есть Они неотличны от Махапрабху. Таким образом, Господь Чайтанья выполнил Свое обещание и дал Свой даршан Шриле Гопал Бхатте Госвами.
Имя Радха-Раманадев означает "Кришна, дарующий наслаждение Шри Радхике". Это произошло недалеко от священного места танца раса, и поэтому Гопал Бхатта Госвами назвал это Божество именно так. Храм, где и поныне живет Божество Радха-Раманадевы, размер Которого не превышает двенадцати дюймов – один из наиболее известных храмов Враджа-дхамы.
Прошло несколько лет. Гопал Бхатта по-прежнему очень тосковал по Махапрабху, и поклонение Шри Радха-Раманадеву больше не приносило ему прежнего удовлетворения. Тогда Божество явило Себя в образе Шри Чайтаньядева, показав таким образом, что Махапрабху есть Сам Кришна, проявляющий Себя в форме Радха-Раманадева.
По приказу Махапрабху Гопал Бхатта дал посвящение Шринивасу Ачарье. Перед этим вместе с Шрилой Дживой Госвами он старательно обучал его науке бхакти. Еще один знаменитый ученик Шрилы Гопал Бхатты – Гопинатх Пуджари, ставший вечным слугой Радха-Раманадева.
Однажды Шри Гопал Бхатта Госвами проповедовал в городе под названием Девавандйя Грамм, что расположен около Харидвара. Как-то случилась большая буря, и он остановился на ночлег у одного брахмана. Этот человек с большой любовью заботился о Гопал Бхатте Госвами, и тот был очень счастлив. У брахмана не было сына, и Шри Гопал Бхатта благословил его, сказав, что его сын будет вайшнавом. "Я пошлю моего первенца к Вам, чтобы он смог служить Вам" – пообещал брахман.
Прошло десять лет. Однажды, возвращаясь в свой кутир после полуденного омовения, Гопал Бхатта увидел мальчика, сидевшего у дверей его хижины. Заметив Шри Гопал Бхатту Госвами, мальчик встал и предложил ему свои дандаваты. "Кто ты?" – спросил Гопал Бхатта Госвами. "Я из города Девавандйя Грамм. Я пришел оттуда", – ответил мальчик. "Кто твой отец, и зачем ты пришел сюда?" – снова спросил Гопал Бхатта Госвами. "Мой отец прислал меня, чтобы я служил Вам" – сказал мальчик. И тогда Шри Гопал Бхатта вспомнил брахмана и его обещание. Впоследствие этот мальчик стал известен как Шри Гопинатх Пуджари Госвами. Сначало Гопал Бхатта Госвами хотел, чтобы служение Радха-Раманадеву принял от него Шринивас Ачарйа, но видя прекрасные проповеднические способности Шриниваса, он передал поклонение Гопинатху Пуджари. Оставшись брахмачари, он служил Радха-Раманадеву до конца своей жизни. Потомки Гопинатха Пуджари продолжают свое служение в храме Радха-Рамандева по сей день.
Гопал Бхатта Госвами сам постоянно совершал служение своему возлюбленному Радха-Раманадеву. При этом глаза его наполнялись слезами любви, подобными нескончаемому дождевому потоку.
Гопал Бхатта Госвами известен своей великой преданностью Махапрабху, обширной эрудицией и смирением. Своим глубоким знанием Священных Писаний он снискал славу одного из наиболее почитаемого религиозного философа, а его любовь и преданность Махапрабху и Шри Кришне сделали его известным как святого.
В 1578 году, на шестой день темной луны Шри Гопал Бхатта Госвами оставил тело и отправился в мир Вечных Игр своего возлюбленного Господина.
Философия