3

Уровни бхакти. Постепенный путь развития привязанности.

Автор: Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
а̄дау ш́раддха̄ татах̣ са̄дху
сан̇го ’тха бхаджана-крийа̄
тато ’нартха-нивр̣ттих̣ сйа̄т
тато ништ̣ха̄ ручис татах̣

атха̄сактис тато бха̄вас
татах̣ према̄бхйудан̃чати
са̄дхака̄на̄м айам̇ премн̣ах̣
пра̄дурбха̄ве бхавет крамах̣
В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.4.15-16) говорится:
Это постепенный путь, ступень за ступенью. Адау-шраддха: все начинается со шраддхи, веры. Эта вера позволяет человеку обрести садху-сангу. Кто-то может спросить: «Откуда приходит шраддхаШраддха приходит благодаря прошлым самскарам, которые являются результатом соприкосновения с тадия: людьми, местами и предметами, связанными с Господом. Прошлые самскары могут возникнуть из слушания о славе имени Господа, о Его образе, качествах и лилах. Они также могут возникнуть от соприкосновения с Туласи, Ямуной, Гангой, Гирираджем или со святой дхамой – Враджей или Навадвипой. Это соприкосновение может быть как осознанным, так и неосознанным, как намеренным, так и случайным. Как бы то ни было, соприкосновение с любым из этих тадия-васту порождает сукрити, а это сукрити, в свою очередь, создает шраддху.

Следующая ступень после шраддхи садху-санга. На ней у нас разовьется вкус следовать вайшнавам, садху. Но те, у кого нет сукрити, не разовьют такого желания. Сейчас я рассказываю хари-катху, и вы слушаете, но те, у кого нет самскар или кто совершает оскорбления или действует вопреки предписаниям бхакти, не станут слушать эту хари-катху. Даже если такие люди придут сюда и сядут, они либо заснут, либо их будут отвлекать посторонние мысли.

Тело может сидеть здесь, но ум будет блуждать повсюду, думая о разного рода проблемах. Только те, у кого достаточно самскар, могут по достоинству оценить садху-сангу. Истинная садху-санга – значит слушать садху, наблюдать, как он практикует бхакти, и стараться следовать его примеру, как в поведении, так и во внутреннем настроении. Когда мы обретем истинную садху-сангу, мы естественным образом будем практиковать все девять видов бхакти, начиная со слушания: шраванам, киртанам, вишну-смаранам, пада-севанам, арчанам, ванданам, дасьям, сакхьям, атма-ниведанам. Мы также естественным образом будем практико вать пять основных видов бхакти, которые назвал Господь Чайтанья: садху-санга (общение с преданными), нама-киртана (повторение Святых Имен Господа), бхагавата-шравана (слушание возвышенных вайшнавов), матхура-васа (проживание в святых местах, таких, как Матхура) и шри муртира-шраддхая-севана (служение Божеству с верой). Если кто-то изучает «Чайтанья-чаритамриту» под руководством истинного вайшнава, если он слушает и совершает анушиланам, то есть служит Кришне, следуя своему наставнику и ачарьям прошлого, то такой преданный непременно обретет лобху, жадное стремление. Лобха не замедлит прийти к нему.

Следующая ступень – бхаджана-крия. Преданный наблюдает, как его Гурудева и вайшнавы совершают садхана-бхаджан, и у него развивается вкус следовать им, совершая садхана-бхаджан не час и не два, а по меньшей мере восемь часов. И далее, на более высоких ступенях, он будет стремиться совершать садхану и бхаджан круглые сутки. Затем придет анартха-нивритти.

Было бы совершенно нелепо раскрывать сиддха-сварупу, или сиддха-деху (духовное тело), преданному, который еще не избавился от анартх. Так поступают только сахаджии. Те, кто следует правилам, данным Шрилой Рупой Госвами и Шрилой Бхактивинодой Тхакуром, кто старается идти истинным путем, никогда не попадут в разряд сахаджиев. Но если кто-то не следует всем этим правилам, не проходит через все эти ступени, он непременно станет сахаджией.

Когда развивается ништха, ум перестает блуждать. Он сосредоточивается на садхана-бхаджане и больше не отвлекается на посторонние мысли. Ништха означает стхира-буддхи, устойчивый разум, сосредоточенный на одной цели. Когда приходит ништха, преданный не испытывает беспокойств, даже встречаясь со множеством препятствий.

Можно видеть это на примере жизни Шрилы Харидаса Тхакура. К нему пришла женщина легкого поведения, чтобы соблазнить его, но он оставался непоколебимым, повторяя Святое Имя и занимаясь своим служением. Кази приказал своим слугам: «Убейте Харидаса Тхакура. Бейте его на двадцати двух базарных площадях!» Они пытались убить его, но он сказал: «Даже если вы разрежете меня на сотни тысяч кусков, я не забуду кришна-наму. Я буду повторять ее, что бы со мной ни случилось. Я буду повторять Святое Имя всегда».

Это ништха. Какие бы испытания ни пришли к нему, преданный будет непоколебим. В молодости, когда Шрила Рагхунатха дас Госвами был семейным человеком, он все время старался убежать из дома, чтобы встретиться со Шри Чайтаньей Махапрабху. Его мать хотела, чтобы отец связал Рагхунатху. Но отец сказал: «Нет смысла этого делать. Никто не сможет удержать преданного, чье сердце забрал Кришна». Это называется ништха. Мы должны постараться определить, на какой ступени находимся. Есть ли у нас шраддха или истинная шраддха еще не появилась?

Или, может быть, мы уже достигли ступени ништхи или ручи? Ушли ли от нас анартхи или они все еще находятся в нашем сердце? Мы можем легко понять, на каком уровне находимся, по этим признакам. Нам нужно стараться по меньшей мере достичь ступени ништхи.

После ништхи появляется ручи и затем асакти. Есть два вида асакти: первый – привязанность к садхане, а второй – привязанность к садхание, то есть к Кришне и Его спутникам. Нет строгих правил, какой вид асакти приходит сначала, а какой потом. Но чаще всего преданный сначала развивает привязанность к садхане. Махапрабху спросил Харидаса Тхакура: «Чем ты болен? Почему не принимаешь маха-прасад?» Харидас Тхакур ответил: «Моя болезнь заключается в том, что я не могу закончить свои три лакха хари-намы. Мое тело вполне здорово. Проблема лишь с умом и сердцем. Вот почему я не могу закончить свои три лакха, которые повторял ежедневно». Можем ли мы попытаться следовать этому? Мы должны исполнять свой обет, повторяя определенное число кругов с твердым намерением: «Я непременно должен закончить сегодня повторять это число кругов. Буду я жив или расстанусь с жизнью, я все равно должен повторить все круги». Если мы повторяем Святое Имя с такой решимостью, сначала к нам придет нама-абхаса, а после этого постепенно мы достигнем уровня асакти.

Следующая после асакти ступень – бхава. Бхава проявляется, когда шуддха-саттва из сердца рагатмика-кришна-джан, спутников Кришны в духовном мире, входит в наше сердце. Эта бхава может быть в дасья-, сакхья- или ватсалья-расе. Или, если преданный развил жадное стремление к мадхурья-расе и практикует соответствующую садхану, к нему придет шуддха-саттва из сердца гопи.

Следующий уровень – према, но према не может проявиться в материальном теле. Она может прийти к нам только в следующей жизни, когда мы появимся на свет в том месте материального мира, где проходит праката-лила Кришны. Тогда садхака родится из чрева гопи и уже в том теле сможет обрести прему благодаря общению с преданными нитья-сиддхами. Иначе это невозможно.

Из книги "Секреты бхаджана"
обзор «Шри Бхаджана-рахасьи» Шрилы Бхактивиноды Тхакура"
Сборник лекций по «Шри Бхаджана-рахасьи» Шрилы Бхактивиноды Тхакура, прочитанных в октябре-ноябре 1996 г. во Вриндаване

Обсуждения

Комментариев пока нет, Вы можете стать первым!
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Добавить комментарий