3
Рекомендуем канал "Один кришнаит"

Нитья-сварупа Шри Шримад Бхактиведанты Свами Прабхупады

Автор: Шриман Бхактишастри Шукадев дас Адхикари

Аргументы против ошибочных доводов ученых из Шри Кришна-Баларам мандира в Сева-кундже о нитйа-сварупе в Радха-Кришна лиле рупануга-ачарьи Шри Шримад Бхактиведанты Свами Прабхупады.

I
Гьяна-шакти-ади-калайа
Йатравишто джанарданах
Та авеша нигадйанте
Джива ева махаттамах

«Великие души, в которые Господь Джанардана входит с частью Своей энергии Знания и других энергий, зовутся авеши» (Лагху-бхагаватамрита 1.18)

Когда мы видим деятельность таких редких душ, что зовутся шакти-авеша, мы видим и действие шакти Бхагавана, поэтому не стоит судить о таких личностях с обычной позиции, или, наоборот, когда вайшнавы видят, что какой-то вайшнав действует, проявляя могущество за пределами возможного даже для великих преданных, они называют такую личность шакти-авеша. Как например, наш духовный учитель Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, говорил, что Шукадева Госвами не мог произнести имени Шримати Радхики, не лишившись сознания на половину года, и другие великие преданные Шримати Радхики тоже не смогли бы, поэтому, для того чтобы говорить о Её славе, вайшнав должен быть наделен особым могуществом Бхагавана. Возможно ли анализировать поведение вайшнавов обычным образом, при действии на них непостижимой шакти Бхагавана?

Если помнить, что Господь являет в преданном Свою шакти, энергию, то следует и понять - кто является этой олицетворенной шакти, так, например, шакти Баладевы Прабху – Ананга Манджари.

II
Но все же, с позиции таттвы и, соответственно, утверждения шастр, можно рассмотреть некоторые аспекты в трансцендентном поведении вайшнава, особенно когда к этому вынуждают такие обстоятельства, как необходимость отстоять позицию собственного Гуру.

1. Манджари имеют высшее настроение самоотдачи и посвященности Кришне. Гопи (манджари) в высшей степени жертвуют собой, поскольку им приходится игнорировать марьяду, этикет и правила поведения в обществе, ввиду того, что гопи имеют отношения с Кришной в паракия-бхаве – «в незаконных отношениях» - им и приходится идти на крайний риск, на который нет необходимости идти никому в других расах.

Поэтому даже если пастушки-сакхи погружены в понимание настроения гопи - мадхуро бхава-бхавитах, и они по возрасту младше манджари, как Субал-сакха, которому 12 с половиной лет, а Рупе-манджари 13 лет и 6 месяцев, – т.е. по всем обстоятельствам могут следовать наставлениям Рупы–манджари, они не называются рупанугами, последователями Шри Рупы-манджари, поскольку обстоятельства сварупы сакхов не вынуждают их к тому же самопожертвованию, какое совершают манджари и чуть более старшие гопи.

Поэтому Шри Уддхава-джи говорит:

йа̄ дустйаджам̇ сва-джанам а̄рйа-патхам̇ ча хитва̄
бхеджур мукунда-падавӣм̇ ш́рутибхир вимр̣гйа̄м

«Гопи Вриндавана оставили общество своих мужей, сыновей и других членов семьи, от чего очень трудно отказаться, и отвергли путь целомудрия, чтобы принять прибежище лотосных стоп Мукунды, Кришны, - что и есть единственное, чего следует искать посредством ведического знания». («Шримад Бхагаватам» 10.47.61)

Сам Шри Бхагаван в важнейшей шлоке «на парае ‘хам», объясняя исключительное положение гопи, опирается на тот же аргумент:

йа̄ ма̄бхаджан дурджара-геха-ш́р̣н̇кхала̄х̣ сам̇вр̣ш́чйа

Ваше влечение ко мне не знает себе равных. Вы поклонялись Мне, порвав все семейные узы, разорвать которые не так-то просто.
Итак, чтобы быть Рупанугой – нужно быть в теле манджари, а не сакха. («Шримад Бхагаватам» 10.32.22)

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махараджв в своем комментарии «Шри Чандрика-чакора-вритти» на «Шри Рагавартма-чандрику» утверждает:
«Бхакти, которой обладают вечные спутники Кришны во Врадже, называется рагатмика-бхакти. Она бывает двух типов: самбандха-рупа и кама-рупа. Шридама, Субал, Арджуна, Мадхумангал и другие мальчики-пастушки, а также Нанда, Яшода и старшие члены общины обладают самбандха-рупа-бхакти, потому что их любовь к Кришне основывается на их родственных или дружеских отношениях с Ним в рамках принятых общественных норм. Однако отношения гопи с Кришной не имеют под собой никакого «законного» основания, поскольку гопи не связаны с Ним никакими обязательствами: ни родственными, ни дружескими, ни семейными, ни супружескими. Их отношения с Кришной окрашены особым настроением, не свойственным остальным враджаваси, которые находятся в дасье, сакхье или ватсалья-расе: они строятся исключительно на каме, любовном желании, и потому носят название кама-рупа-бхакти».

Также Шри Шримад Бхактиракшак Шридхар Госвами Махарадж свидетельствует:
Рупа Манджари рассматривается как глава всех манджари в лагере Радхарани. Они младше возрастом, поэтому для них есть возможность входить в комнату Радха-Говинды, куда сакхи не могут войти. Предполагается, что эти младшие девочки знают многое о возвышенной лиле. Так или иначе, они наслаждаются этим доверием. Когда Радха и Говинда пребывают в уединении, то этим юным девушкам позволяют войти. Однако подруги Радхарани старшего возраста не осмеливаются войти туда в это время.

Когда Радхарани и Кришна наедине, речь идет о сокровенной Их лиле, высочайшее качество расы порождается Их союзом. И это высочайшее качество расы может проявиться в связи с манджари, но не сакхи. Потому рупануга-сампрадая означает возможность обрести вкус высочайшего качества расы, когда возникает сокровенный союз Радха-Говинды.

Махапрабху рекомендовал это явление как высочайшее из того, что когда-либо может быть достигнуто дживой, что когда-либо может выпасть на долю дживы, — рӯпануга. Мадхура-раса, затем — лагерь Радхарани, затем — рӯпануга-бхаджана-дарпан. (Навадвипа 29.04.1982)

Заметьте: Мадхура-раса, затем — лагерь Радхарани, затем — рӯпануга-бхаджана-дарпан.

Далее:

твам рупа манджари сакхи пратхита пуре ‘смин
пумсах парасья ваданам на хи пашьясити
бимбадхаре кшатам анагата бхартрикая
ят те вьядхайи ким у тач чхука-пунгавена

Моя дорогая подруга Рупа-манджари! Во всем Врадже ты известна своим непогрешимым целомудрием. Ты не можешь позволить себе даже взглянуть в лицо какого-нибудь мужчины. Поэтому, в то время когда твой муж уехал в соседнюю деревню на несколько дней, особенно удивительно, что твои губы как-то особенно красны, быть может, их клюнул какой-то прекрасный попугай, приняв за спелые плоды бимба. («Вилапа-кусуманджали», стих 1)

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махараджв в своем комментерии «Шри Чандрика-чакора-вритти» на «Шри Рагавартма-чандрику» пишет:
«В первой шлоке «Вилапа-кусуманджали» говорится, что муж Рупы Манджари находится далеко, но на губах у нее след свежего поцелуя. Откуда? Не потому, что Кришна поцеловал Рупу Манджари. Кришна поцеловал Шримати Радхику, и на губах у Радхики остался след, который тотчас же проявился на губах Рупы Манджари. Какие бы экстатические признаки ни проявлялись на теле Шримати Радхики, они тут же проявляются у манджари. Однако для сакхи (Лалиты, Вишакхи) это невозможно, поэтому мы следуем за Рупой Госвами».

Очевидно, что вопрос о возможности сакхам следовать за Рупой-манджари, после детального изучения этого стиха возникать не должен.

2. При анализе молитвы Шри Шримад Бхактиведанты Свами Прабхупады следует рассмотреть следующие цитаты из «Бхакти-расамрита-синдху» Шрилы Рупы Госвами в переводе самого Шри Шримад Бхактиведанты Свами Прабхупады «Нектар преданности»:
«Когда в отношениях между Кришной и Его друзьями полностью отсутствует почтительность, когда друзья общаются друг с другом на равных, такую экстатическую любовь в дружбе называют стхаи». (стр. 387)

Изучите стих, написанный на «Джаладуте», в соответствии с этим утверждением раса-шастры! В молитве на «Джаладуте» очевидно присутствует почтительность! Т.е. в молитве Шрилы Прабхупады нет проявления стхаи бхавы в сакхйа-расе.

Пожалуйста, проанализируйте дальнейшую раса-таттву молитв Шрилы Прабхупады самостоятельно (для того, чтобы не увеличивать объем статьи) на основе следующих ясных утверждений из «Бхакти-расамрита-синдху».

В главе «Смешение рас» (стр. 437):
«Понятие несовместимости рас – одно из ключевых, и чистые преданные в описании различных форм взаимоотношений с Личностью Бога всегда рассчитывают обнаружить полную совместимость. Анализ совместимости и несовместимости иногда может стать очень сложным и запутанным. Чтобы объяснить, почему так происходит, приводится следующее сравнение. Когда встречаются два друга, возникающая при этом раса, как правило, считается очень приятной. Однако на самом деле при встрече друзей возникают очень запутанные, сложные чувства, и порой бывает очень сложно определить, насколько совместимы эти эмоции.

Знатоки ведической литературы определяют совместимость различных рас, сопоставляя их друг с другом в каждом конкретном случае и оперируя категориями «целого» и «части». При этом доминирующее чувство называют целым, а второстепенное – частью».

Далее «Нектаре преданности» идут примеры, которые завершаются следующим (стр. 442):
«Взаимоотношения, в которых находятся между собой часть и целое, легко понять на следующем примере. Господь Ваманадева на самом деле является Верховной Личностью – Богом, хотя и «родился» одним из братьев Индры. Иногда Ваманадева принимают за одного из второстепенных полубогов, но на самом деле Индра, царь полубогов, полностью зависит от Него. Таким образом, хотя Ваманадева и считают одним из подчиненных полубогов, на самом деле Он является высшим целым, источником всего сонма полубогов. Аналогичным образом, доминирующая раса в своих проявлениях иногда может показаться второстепенной, хотя на самом деле является основной, преобладающим чувством в любви преданного.

Непостоянный экстаз в преданном служении считают частью даже в тех случаях, когда он очень ярко выражен в течение достаточно длительного времени».

Для дальнейшего анализ молитвы понадобится вернуться к началу главы «Смешение рас» (стр. 436), где утверждается:
«Экстаз преданности в супружеской любви совместим со смехом и братскими отношениями».

Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада заканчивает свое изложение «Шри бхакти-расамрита-синдху» Шрилы Рупы Госвами утверждением:
«Экстатической любовью в преданном служении называют все, связанное с Кришной, однако эта любовь может проявляться по-разному: иногда адекватно, а иногда в виде искаженного отражения. По мнению знатоков, все, что возбуждает в человеке экстатическую любовь к Кришне, нужно считать стимулом трансцендентной расы».

Составил Шукадев дас в шестой день растущей луны месяца Вишну после 529 лет от явления аудхарйа-аватары Шри Чайтанйи Махапрабху.

Обсуждения

Комментариев пока нет, Вы можете стать первым!
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Добавить комментарий