Рама и РамО. Как нужно относиться к ошибкам в произношении санскрита?
В какой-то момент после начала знакомства с ведической культурой и ее практикой у многих искателей истины возникает довольно закономерный вопрос, который мы рассмотрим в этой статье. Обычно начинающие преданные приходят к нему либо, когда во время совместного воспевания Маха-мантры они вдруг замечают, что у них самих и у киртании (человека, ведущего киртан) получается петь только РамО вместо Рама в определенных киртанах, либо когда они начинают размышлять о том, имеет ли смысл или нет заучивать шлоки из Священных текстов на санскрите, учитывая, что они не знают санскрит и понимают, что их произношение заученных шлок будет очень посредственным.
Так допустимо ли петь иногда РамО, и есть ли смысл читать транслитерацию шлок на санскрите, понимая, что как бы мы не старались, мы не произнесем их верным образом?
Это хороший вопрос. Мы тоже в своё время задавали его нашему Гуру ом вишнупаду Шриману Бхактишастри Шукадеву дасу Адхикари. Этой статьей я попытаюсь передать его объяснение этого момента.
Наш Шрила Гурудев рассказывает нам, что чистый преданный Шрила Гоур Говинда Свами Махарадж в своих письмах своему Гуру Шриле Бхактиведанте Свами Прабхупаде пишет «Крушна» вместо «Кришна». Он был родом из Штата Орисса, в котором говорят с таким диалектом. Мы знаем, что Шрила Гоур Говинда Свами Махарадж — это чистый преданный Господа Кришны. Что значит чистый преданный? Это тот, кто осознал Бога, духовную реальность, кто исполнен премы (настоящей чистой любови к Богу). И вот как думает наш дорогой читатель, было ли ошибкой со стороны Шрилы Гоур Говинды Свами Махараджа писать «Крушна»? Конечно же, нет. Чтобы понять это, обратимся к важному стиху из Чайтаньи-Бхагаваты, в котором Шри Чайтанйа Махапрабху сказал:
муркхо вадати вишнайа
дхиро вадати вишнаве
убхайос ту самам пунйам
бхава-грахи джанарданах
«Склоняясь перед Господом Вишну, неграмотный скажет “вишнайа намах”, тогда как сведущий – “вишнаве намах”. Однако и тот, и другой обретают равное благо, ибо Господь Шри Джанардана всегда учитывает стремление живого существа. Он принимает лишь его преданность и вознаграждает соответственно [Господь не судит о человеке по его интеллектуальному уровню]».
Эта шлока (стих) объясняет нам, что Господь Кришна не формалист, Он принимает любовь. Он смотрит на мотив, а не только на форму.
Шримати Радхика начинала писать на листе бумаги имя Кришна, успевала вывести только букву «К» и падала от переполнявших Ее чувств в обморок. Есть ли у кого-то сомнения, что даже эта одна написанная Ей буква, значит Кришна? Несомненно, это Кришна.
Также, если мы представим любящего родителя, который наблюдает первые попытки своего маленького сына сказать что-то своему отцу, то у нас нет сомнений в радости отца этим сначала не очень стройным словам и предложениям.
Здесь важно сказать, что преданные не должны впадать в крайности. Мы не должны, как говорит наш Гуру: «Оставаться вечно в первом классе». Мы должны развиваться, учиться, пытаться выполнять своё служение наилучшим образом. Совместное воспевание, заучивание шлок, это всё части нашего преданного служения.
В случае с заучиваниями шлок на санскрите, мы можем обращаться к тем, кто умеет правильно произносить эти стихи, и смиренно просить их научить нас правильному произношению стиха. Мы можем также изучить хотя бы минимальные правила чтения санскрита. Нужно понимать, что произнесение шлок на санскрите очень благоприятно, даже если мы произносим их с ошибками по незнанию, потому что эти шлоки трансцендентны (находятся за пределами материи).
В киртанах желательно постараться по возможности избегать пения «РамО» вместо «Рама», но иногда из-за определенной мелодики киртана это, действительно, не представляется возможным.
То есть должны быть и усилия, и правильный мотив. Мотивом должно быть доставить удовольствие Кришне нашим служением.
Вы никогда не задумывались, почему в наш век большинство людей видит в установленных в Храмах Божествах Радхи и Кришны только красивые мурти (скульптурное изображение Бога). Большинство из нас видят красивое изваяние Кришны и Радхи, знают, что эти Божества не отличны от Самого Кришны, но могут не видеть в них Кришну подлинным образом!
Какое невезение! Да, я понимаю, что мне и тем, кто находится на таком же уровне, как я, нужно достичь того уровня, когда Кришна будет являть нам Свою форму. Представляете, у всех нас есть такой шанс! Да, сначала это кажется чем-то нереалистичным. Но наши Гуру терпеливо объясняют нам, что целью всей нашей духовной практики и есть осознание Кришны. Не когда-то, не после смерти, а сейчас, прямо сейчас. И когда у нас годами не получается осознать Его, то у нас должны быть вопросы к своей чистоте, к своему бхаджану (индивидуальной духовной практике), к своим мотивам, мы должны плакать и просить Кришну смилостивиться над нами.
Даже многие пуджари (дваждыинициированные преданные, которые служат Кришне в Храме на Алтаре) могут глазами разума и веры видеть Кришну на алтаре, но не видеть в полной мере Его трансцендентной формы, которая является воплощением вечности, знания и блаженства.
Ачарьи поясняют, что пока мы не достигли высоких ступеней бхакти, мы совершаем множество нарушений и оскорблений. Например, мы служим на алтаре, старшие преданные объяснили нам подробно процесс поклонения, а мы непреднамеренно сделали что-то не так, либо забыли провести какую-то важную часть процесса поклонения. Мы поняли это постфактум, но ошибка уже совершена. Все что мы можем — это извиниться перед Божествами и попытаться исправить ситуацию, если это возможно. Но здесь нужно понимать, что иногда мы можем и не заметить за собой нарушение или оскорбление. Именно поэтому все пуджари в конце своего служения за день читают специальную молитву, в которой просят Кришну простить им все недочеты и оскорбления в их служении.
Так вот ачарьи объясняют, что это большая Милость Кришны, что Он даёт нам возможность служить Ему, когда Он пребывает в такой безмолвной (для большинства преданных) форме Божества в Храме. Большинство из нас пока настолько эгоистичны, ленивы, что вряд ли смогли бы служить Богу должным образом. Что значит «должным»? Это значит служить не как нам удобно, а служить так, чтобы удовлетворить Того, Кому мы служим. Пробуждать Господа не когда нам удобно, а когда Он любит пробуждаться; готовить бхогу не с предварительным расчетом на то, чем мы хотим понаслаждаться, а готовить именно то, что желает наш Господин и так далее. Кришна знает, что мы пока слабы, и даёт нам возможность служить Ему пока так, как мы способны. Но мы должны помнить об этой Его уступке, в этой уступке проявляется Его Милость.
Таким же образом и хороший знаток санскрита не может быть уверен, что он произносит имя Кришна должным образом. Правильное произнесение имени Кришна включает в себя множество аспектов, не только видимых и слышимых. Кришна бесконечен, обладает всеми качествами в полной мере, он Всепривлекающий. И при этом мы знаем, что Кришна не отличен от своего имени. Как Вы думаете, можем ли мы быть уверены, что мы знаем, как на самом деле правильно произносить имя «Кришна»? Конечно же, нет.
Поэтому тот, кто поправляет искренних вайшнавов в произношении, либо сам не решается из-за отсутствия должного произношения воспевать славу Кришны, должен понимать, что мало у кого (даже если это очень образованный человек) получается делать это верным образом. Давайте помнить, что одно из имен Верховного Господа — это Джанардана, что значит благожелатель всех живых существ. Он Милостив, поэтому принимает то, что мы предлагаем Ему с любовью и преданностью, даже если формально наше подношение не совершенно.
2020 г.