Божественный характер гуру
Я должен видеть своего духовного учителя величайшей личностью - единственным рулевым, который способен провести корабль через безграничный океан материальных страданий и перевезти меня на другой берег. Он - единственный, кто сажает семя преданного служения в мое сердце, а затем поливает его водой божественных звуков Имени Кришны и духовного знания. Это семя дает росточки и растет до тех пор, пока в конце концов не достигнет Реки Вираджа, отделяющей этот мир от мира духовного. Когда растение моего преданного служения пересечет духовные миры, попадет в божественную обитель Кришны - Двараку, Матхуру и, в конечном итоге, в самую прекрасную дхаму – Вриндаван. Мой гуру обовьет его вокруг древа желаний лотосных стоп Кршны, давая мне шанс вкусить очаровательные фрукты любви к Господу, созревшие на нем к тому времени. В этом мире и следующем мой гуру - мой единственный истинный друг. Он - мое единственное поклоняемое божество. И если я, в силу своей глупости, считаю его обычным человеком, то бесспорно мое воспевание мантр, мое поклонение Божествам и вся моя духовная практика будут совершенно бесполезными. И их результат уподобится результату возливания очищенного масла на пепелище.
Сам Господь Шри Кршна сказал Своему дорогому другу Уддхаве:
на̄ваманйета кархичит
на мартйа-буддхйа̄сӯйета
сарва-дева-майо гурух̣
«Ученику подобает считать своего учителя Мной Самим и всегда выказывать ему почтение. Не следует завидовать своему учителю, думая, что он - обычный человек, ибо гуру есть совокупность всех полубогов». (Ш́рӣмад Бха̄гаватам, 11.17.27)
Человек не должен думать, что манра, мантра-девата̄ и гуру отличны друг от друга. Лишь самые грешные считают, что духовный учитель - самая обычная личность, подобная им самим. Если ученик совершает оскорбления и сердится на Верховного Господа, то духовный учитель может заступиться за него перед Господом. Но если духовный учитель рассердится на своего ученика, то Кр̣шн̇а даже и не посмотрит в сторону этого оскорбителя. А на других Божеств и полубогов надеяться не стоит - они не станут ему ни в чем помогать. Поэтому человеку следует позаботиться о том, чтобы удовлетворить духовного учителя.
«Чтобы ни говорил духовный учитель, все это следует считать равным Ведическому откровению. Кто не верит его словам и осмеивает его наставления, никогда не сможет обрести никакое из благ».
Паломничество, аскетизм, воспевание молитв и мантр, медитация и сосредоточение ума, следование правилам и предписаниям, принятие обетов, омовение и раздача милостыни - все это по сравнению с самопреданием духовному учителю не имеет никакой очищающей силы. С другой стороны, служение лотосным стопам гуру, то есть попытки удовлетворить его, являются сутью духовной практики ученика. Даже если жизнь человека находится под угрозой, ему не следует оставлять наставления духовного учителя. Человек должен быть готов пожертвовать своей жизнью ради служения духовному учителю.
Хотя ученику и придется прилагать усилия для того, чтобы понять слова своего наставника, ему никогда не следует ни критиковать их, ни пытаться показать отсутствие в них логики. Знающий секрет удовлетворения Кр̣шн̇ы, постоянно занятый преданным служением человек, даже если он не силен в грамматике и логике, - не меньше, чем сам гуру. Поэтому у ученика нет никакого права судить действия гуру.
С другой стороны, если у учеников возникают вопросы, касающиеся их собственного служения, то не будет ошибкой, если они смиренно отдадут их на суд гуру с намерением принять его вердикт. Если ученик пытается доказать, что он разумнее духовного учителя, то его падение неизбежно. Есть одна бенгальская поговорка: «ати буддхи гала̄й дар̣и» - «Тот, кто думает, что слишком умен, заканчивает с петлей на шее».
Ученики должны быть готовы пожертвовать собственной независимостью ради того, чтобы исполнить указания гуру, при этом искренне занимаясь служением, даже если гуру об этом не просит. Свою преданность духовному учителю ученики доказывают, предлагая ему воду и пищу или воду для омовения. В любой момент они должны быть готовы послужить гуру; Занимаясь таким служением, им не следует допускать даже мысли о таких сева̄парадхах как лень и невнимательность. Им необходимо сконцентрироваться на том, чтобы удовлетворять чувства гуру. Апатия, невнимательность, безразличие и небрежность равносильны оскорблениям Святого Имени.
Человеку всегда следует помнить наставления Кр̣шн̣ада̄са Кавира̄джа Госва̄мӣ, которые звучат в унисон с наставлениями духовного учителя:
тинера смаран̇е хайа вигхна-вина̄ш́ана
ана̄йа̄се хайа ниджа ва̄н̇чхита пӯран̇а
«Я медитирую на Гуру, Вайшн̇авов и Господа. Памятование о Них уничтожает все препятствия, и все желания человека вскоре исполняются». (Чайтанйа Чарита̄мр̣та, 1.1.20-21)
Это наставление величайших авторитетов.
"Искусство садханы", глава VII