3
Рекомендуем канал "Один кришнаит"

Классификация гуру

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж


Госвами Махарадж: Когда я приезжал к вам в прошлом…

Шрила Шридхар Госвами Махарадж: Да.

Госвами Махарадж: … в сентябре, то вы описывали, то, каким образом мы можем рассматривать мадхьяма-адхикари (тремя способами). Вы привели примеры о том, как одна стопа — на земле духовного мира и так далее. В книгах Прабхупады, когда он говорит об уттама-адхикари, то временами он говорит очень широко и в общем.

Шрила Шридхар Госвами Махарадж: Как это?

Госвами Махарадж: Например, он говорит: «Тот, кто повторяет предписанное количество кругов на мале и тот, кто всегда поглощен мыслями о том, как можно распространять сознание Кришны, это уттама-адхикари». Затем в другом месте он дает очень высокие определения уттама-адхикари. Как вы сказали, мы можем рассматривать мадхьяму тремя способами. Существуют ли различные способы рассматривания уттама-адхикари.

Шрила Шридхар Госвами Махарадж: Да. Видишь ли, три типа Гурудева. То, что я рассказал тебе, относится не к трем стадиям вайшнава, но к трем типам Гурудева. Уттама-адхикари: когда он играет роль Гуру, Ачарьи; мадхьяма: одна стопа здесь, одна там, и по воле Кришны он выполняет долг Ачарьи. [имеется в виду, что — переводчик] уттама — [стоит] двумя ногами на земле духовного мира, и простирает руку помощи. Мадхьяма: одна стопа здесь, другая стопа там и по воле Кришны берет людей туда, а каништха (третья стадия) — тот, кто обеими ногами стоит на земле материального мира, но его взор устремлен в сторону Вайкунтхи, и он ведет людей, направляет людей туда. Эти три стадии ачарий, но три стадии вайшнавизма — это другое явление, другая классификация.

арча̄йа̄м эва харайе
пӯджа̄м̇ йах̣ш́раддхайехате
на тад-бхактеш̣у ча̄нйеш̣у
 са бхактах̣ пра̄кр̣тах̣ смр̣тах̣ 
[1]

Преданный низшего класса (вайшнав) — таков, как было описано выше. Преданный среднего класса:

ӣш́варе тад-адхӣнеш̣у
ба̄лиш́еш̣у двиш̣атсу ча
према-маитрӣ-кр̣попекш̣а̄
йах̣ кароти са мадхйамах̣
[2]

сарва-бхӯтеш̣у йах̣ паш́йед
бхагавад-бха̄вам а̄тманах̣
бхӯта̄ни бхагаватй а̄тманй
эш̣а бха̄гаватоттамах̣ 
[3]

Высочайшая стадия в вайшнавизме, согласно «Бхагаватам», — вышеописанная. И Махапрабху дает нам три стадии нама-бхаджана-каре-вайшнава, это другое качество. Обычный вайшнав — это три класса, такая классификация. А нама-бхаджана-каре-вайшнава также рассматривается в трех стадиях: даже чистый человек, который хотя бы единожды, пусть даже единожды произнес Святое Имя, тот каништха-адхикари—вайшнав. Тот, кто всегда призывает Имя, тот мадхьяма-адхикари-вайшнав. А уттама-адхикари: кто бы ни посмотрел на него, тот чувствует тенденцию, склонность призывать Святое Имя.

йа̄н̇ха̄ра дарш́ане мукхе а̄исе кр̣ш̣н̣а-на̄ма
та̄н̇ха̄ре джа̄ниха туми ‘ваиш̣н̣ава-прадха̄на’ 
[4]

В «Чайтанья-чаритамрите» мы находим: уттама-адхикари, нама-бхаджана-аспект: высочайший вайшнав таков, что кто бы ни соприкоснулся с ним, ни взглянул на него, тот чувствует побуждение призывать Имя самому. Это вайшнав высочайшего типа. Тот, кто всегда призывает Святое Имя, тот мадхьяма-адхикари-вайшнав. А тот, кто единожды, однажды произнес Имя, хотя бы однажды, тот каништха-адхикари вайшнав.

йа̄н̇ха̄ра дарш́ане мукхе а̄исе кр̣ш̣н̣а-на̄ма
та̄н̇ха̄ре джа̄ниха туми ‘ваиш̣н̣ава-прадха̄на’

Это нама-бхаджана-кари — три стадии, а обычный вайшнав — также три стадии, такие классификации.

Существует еще одна точка зрения, исходя из которой, можно говорить (или судить, выражать) адхикар вайшнава.

арча̄йа̄м эва харайе…[5]

сурарше вихита шастре харим уддишйа йа крийа
 ива бхактир ити прокта йа бхактих пара бхавет 
[6]

Тот, кто уповает на шастры, питает веру (шраддху) в шастру, следует правилам и предписаниям, содержащимся в шастре (писаниях), внимательно, скрупулезно соблюдает все эти практики, тот каништха-адхикари.

лаукикӣ ваидикӣ ва̄пи
йа̄ крийа̄ крийате муне
хари-сева̄нукӯлаива
са ка̄рйа̄ бхактим иччхата̄ 
[7]

Когда речь идет о шастрических практиках, или социальной жизни, или о чем-то в этом роде, о любом явлении, каждое его движение окрашено в тона духовной или религиозной жизни, это мадхьяма-адхикари-вайшнав.

иха йасйа харер дасйе кармана манаса гира
кхиласв апй авас [тхасу дживанмуктах са учйате]
[8]

В каких бы обстоятельствах он ни находился, его вера в Кришну всегда руководит им, направляет его. Его вера — главное руководство, в каких бы обстоятельствах он ни находился, иха йасйа харер дасйе, телом, умом и словами — во всех отношениях он делает все, в каких бы обстоятельствах он ни находился, он действует с точки зрения служения Кришне. Это уттама-адхикари-вайшнав. Таким образом, с разных точек зрения эта истина описана или показана нам: каковы характеристики, каковы стадии вайшнава, слуги, служителя Кришны.

Госвами Махарадж: Но шишья будет рассматривать Гурудева в качестве уттама-адхикари?

Шрила Шридхар Госвами Махарадж: Да, не только уттама-адхикари, но Гурудев будет рассматриваться как особая делегация, или представитель Господа, или как Его верховная потенция. Скорее, как верховная потенция (в мадхура-расе может быть Радхарани или делегация Радхарани, Рупы Манджари). Таким образом, разнообразие демонстрируется здесь. В Гурудеве это варьируется, согласно степени прогресса возможны вариации, даршан [ви́дение] будет варьироваться. В целом на начальной стадии шишье дается подобное указание или понимание: рассматривай Гуру как Самого Кришну. Затем — как потенцию Кришны; и затем — как определенную потенцию Кришны. Такого рода развитие. Ты понимаешь?

На первой стадии шишью (ученика) просят рассматривать Гуру как Кришну.

Госвами Махарадж: Да.

Шрила Шридхар Госвами Махарадж: Затем, на несколько более высоком уровне его будут просить рассматривать Гуру как потенцию Кришны.

Госвами Махарадж: Ага.

Шрила Шридхар Госвами Махарадж: Затем, на еще более высоком уровне он будет смотреть на то, какого рода эта потенция: сакхья-раса, мадхура-раса — подобная дифференциация постепенно разовьется там.

Госвами Махарадж: Ага.

Шрила Шридхар Госвами Махарадж: Вначале — Сам Кришна, Сам Бхагаван. Почему? Сварупа-шакти и Бхагаван — суть одно и то же там. Нет различия между сварупа-шакти и Бхагаваном на этой стадии, суть единое целое. Ты должен видеть Кришну Самого, а сварупа-шакти заключена в Кришне.

Госвами Махарадж: В Бхагавад-гите говорится: бхакто ’си ме сакха̄ чети [9]. «Можно лучше понять эту истину тому, кто является сакха, то есть другом Кришны, Его сакха». Арджуна (мы читали, что в «Гаура-ганнодеша-дипике») есть Вишакха из духовного мира. Арджуна. В духовном мире Вишакха пребывает в мадхурья-расе, но здесь, в Бхагавад-гите Арджуна — друг Кришны.

Шрила Шридхар Госвами Махарадж: Арджуна — в дварака-лиле. Я не знаю, упоминается ли это в «Гаура-ганнодеша-дипике», но идея такова, что это некое отражение, классификация типа, так сказать. В противном случае Лалита, Вишакха в Двараке в мадхура-расе будут Сатьябхамой, Рукмини и так далее. Лалита, Вишакха — они пребывают там в мадхура-расе, в суженной мадхура-расе в Двараке. Лалита, Вишакха Вриндавана будут представлены в Двараке в мадхура-расе, призванные помогать своей Госпоже, в качестве Рукмини, Сатьябхамы и так далее. А Арджуна: определенное сходство может быть прослежено. Не в действительности Арджуна таков, а нечто вроде классификации такого типа, этой природы соответственно. Если анализировать природу, то мы можем классифицировать Арджуну подобным образом.

Определенное чувство, определенный разум преобладает, определенный сантимент преобладает, определенные разнообразные качества доминируют — такова рода классификация. И в этом смысле этот тип может быть рассмотрен там. Так сказать, цвет, и, так сказать, поза более высоки в мадхура-расе. В сакхья-расе, скажем, как в Субале: он имеет связь с мадхура-расой, Мадхумангал несколько меньше, нежели Субал, и Шридам (он где-то безразличен к мадхура-расе). Таким образом, возможна классификация. В дварака-лиле чтобы представить Лалиту, Вишакху, лагерь мадхура-расы, должна присутствовать такая делегация. И если это написано в каком бы то ни было писании (что Арджуна такого типа) — то это вопрос типа, согласно разнообразию атрибутов.


[1] «Преданный, который с верой поклоняется Божеству в храме, но не знает, как правильно вести себя с другими преданными или обычными людьми, называется пракрита-бхактой (материалистичным преданным) и находится на самом низшем духовном уровне» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.47; стих цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лиле (22.74)).

[2] «Преданный промежуточной, или второй, категории проявляет любовь к Верховной Личности Бога, дружеские чувства ко всем преданным, сострадание к начинающим преданным и невежественным людям и сторонится тех, кто ненавидит преданное служение» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.46; цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 22.73)).

[3] «Лучшим из бхагават считается тот, кто видит Верховного Господа Шри Кришну, Душу всех душ, везде и во всем, и понимает, что все сущее пребывает в Боге, и Бог — причина всех причин» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.45. Приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 8.275; 22.72; 25.129).

[4] Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Вайшнав высшей категории — это тот, кто одним своим присутствием побуждает других повторять святое имя Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 16.74).

[5] арча̄йа̄м эва харайе пӯджа̄м̇ йах̣ш́раддхайехате / на тад-бхактеш̣у ча̄нйеш̣у са бхактах̣ пра̄кр̣тах̣ смр̣тах̣ — «Преданный, который с верой поклоняется Божеству в храме, но не знает, как правильно вести себя с другими преданными или обычными людьми, называется пракрита-бхактой (материалистичным преданным) и находится на самом низшем духовном уровне» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.47; стих цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лиле (22.74)).

[6] «О Нарада, мудрец среди богов, та деятельность, что рекомендована священными писаниями для удовлетворения Всевышнего, Господа Шри Хари, называется регулируемой преданностью (садхана-бхакти), благодаря которой достигается высочайший уровень бхакти (кришна-премы)» («Бхакти-расамрита-синдху»).

[7] «Тот, кто избрал своей высочайшей целью любовную преданность Богу, совершает все свои мирские, а также предписанные Ведами обязанности лишь как помощь в служении Шри Хари — высшему объекту своего поклонения» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.200).

[8] «Он занимает свое тело, ум и речь в ничем не ограниченном стремлении служить Шри Хари и не отступает от этого правила ни при каких обстоятельствах» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.187).

[9] са эва̄йам̇ майа̄ те ’дйа, йогах̣ проктах̣ пура̄танах̣ / бхакто ’си ме сакха̄ чети, рахасйам̇ хй этад уттамам — «Поскольку ты Мой друг и предан Мне, сейчас Я открою тебе сокровенное знание об этой вечной йоге» (Бхагавад-гита, 4.3).

Обсуждения

Комментариев пока нет, Вы можете стать первым!
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Добавить комментарий