Хари-васар/Посты
описания праздников, правила постов, прославления святых, биографии учителейПост на Камада Экадаши
1. Описание Экадаши
/Дурваса Муни никогда не соблюдал Экадаши/
Однажды в Мадхуване, в Матхуре, Амбариша Махараджа совершал маха-двадаши, отказавшись от воды и сна. День и ночь он повторял святое имя Бога, памятовал о Нём, служил Божествам у алтаря и молился. На следующий день, совершив поклонение Шри Кришне, он готов уже был прервать свой пост, но неожиданно у него во дворце появился Дурваса Муни. Дурваса был подобен Богу. Он достиг самоосознания в Брахмане и считался брахмавади. Но он никогда не соблюдал Экадаши. Амбариша Махараджа предложил ему прервать Экадаши, приняв маха-двадаши парану, что позволило бы и ему почтить прасадам. Но Дурваса Муни ответил:
«Сначала мне нужно совершить омовение в реке Ямуне. Я не задержусь».
Однако Дурваса Муни долго не возвращался, а время, благоприятное для того, чтобы прервать пост, было на исходе. Амбариша Махараджа стал думать, что делать: «Брахма-риши, сиддха-маха-йоги посетил мой дом. Это необычный гость, и я должен выразить ему почтение, предложив ему маха-прасадам. Я могу принять прасадам только после него, а иначе я нарушу обычай гостеприимства и, возможно, отправлюсь за это в ад. Но с другой стороны, я должен завершать экадаши-врату. Это не мирская деятельность, а трансцендентное служение Господу. Если я не приму вовремя маха-прасад, я нарушу свой пост и потеряю бхакти. Что же мне делать? Кому отдать предпочтение – этому брахману или бхакти?» Обдумав всё, он сделал выбор в пользу бхакти: «Я не могу поступать вопреки бхакти и непочтительно относиться к Экадаши, даже если из-за этого мне придется потерять какую-то собственность или отправиться в ад. Я прерву Экадаши в предписанное время».
Если человек соблюдал Экадаши, не принимая даже сока или воды, он может прервать пост глотком чаранамриты. Но если он соблюдал Экадаши, принимая воду, фрукты, сок, молоко или овощи, то ему нужно прервать пост небольшим количеством зерна. В любом случае пост нужно прервать вовремя, а иначе Экадаши будет неполным. Амбариша Махараджа думал: «Я соблюдал Экадаши даже без капли воды, поэтому я могу прервать пост глотком чаранамриты. Но я воздержусь от зерна и тем самым окажу почтение этому брахману».
Как только Амбариша Махараджа выпил каплю чаранамриты, вернулся Дурваса Муни и сказал: «Я все знаю! Ты – бхакта только на словах! Я – сиддха-брахман. Ты знаешь о моём происхождении и великом могуществе, но ты посмел быть непочтительным со мной. Сейчас же я обращу тебя в пепел!»
Он вырвал с головы клок волос, бросил его оземь и приказал ему превратиться в огненного демона, который бросился на Амбаришу Махараджа с попыткой обратить его в пепел. В этот момент на месте событий появилась сударшана-чакра. Шри Кришна приказал Своей чакревсегда покровительствовать ваишнавам, которые приняли у Него прибежище, поэтомусударшана в одно мгновенье сожгла огненного демона и направилась к Дурвасе Муни, который бросился бежать изо всех сил с криком: «Спасите, спасите, спасите!»
Когда огненный демон направился к Махарадже Амбарише, царь продолжал бесстрашно повторять святое имя Бога. Он думал: «В жизни и смерти я завишу от Шри Кришны». Он целиком положился на Шри Кришну, и сударшана-чакра спасла его. А Дурваса Муни, могущественный брахман, достигший совершенства в йоге, испугался смерти и побежал. Сначала он решил принять прибежище у своего отца Господа Шивы. Но Господь Шива, увидев его, сказал: «Уходи отсюда! Ты оказался в этом положении, потому что был непочтителен сваишнавом. Я знаю, как могущественны и влиятельны ваишнавы, и боюсь оскорбить их. Если я дам тебе прибежище, то сударшана—чакра обрушится на меня».
шри бхагаван увача
ахам бхакта-парадхино хй асватантра ива двиджа
садхубхир граста-хридайо бхактаир бхакта-джана-прийах
Личность Господа, Верховный Господь, сказал брахману: «Я целиком нахожусь во власти Моих преданных. Конечно, у Меня нет независимости. Поскольку Мои преданные не имеют материальных желаний, Я нахожусь в глубине их сердец. Что говорить о Моих преданных, если даже преданные Моих преданных очень дороги Мне» (Ш.Б., 9.4.63).
2. Дополнение
Пост на Экадаши соблюдается в следующие лунные дни (титхи):
- в Экадаши, если Экадаши чистый;
- в Двадаши, если Экадаши не чистый.
- Если Экадаши переносится на Двадаши (то есть на следующий день), то этот Двадаши именуется Махадвадаши.
В какой лунный день (титхи) соблюдается Экадаши всегда указано в календаре. Также в календаре указывается соблюдается Шуддха Экадаши или Махадвадаши.
Махадвадаши бывает следующих видов: Джая, Виджая, Джаянти, Папанашами, Пакшавардхини, Унмилани, Вьянджули, Трисприша, Мадхусудана и Говинда.
Правила поста в Экадаши (Махадвадаши):
- В Экадаши постятся на зерновые и бобовые продукты, а также помидоры, баклажаны, листовые (капуста, в том числе цветная, брокколи; травяной чай; листовые специи; зелень и пр.), перцы, свёклу, мед и лимон;
- Нужно воздержаться от близких отношений полов, за день до Экадаши, в Экадаши и в день после Экадаши;
- Нужно стараться как можно больше быть вовлеченными в духовную деятельность;
- На следующий день после Шуддха Экадаши или Махадвадаши нужно соблюсти паран, выйти из поста:
- те, кто постились на сухую, должны выпить воды;
- те, кто во время Экадаши принимали прасад (предолженную Кришне пищу) или воду, должны принять зерновой прасад.
Время, в которое необходимо совершить паран, всегда указывается в вайшнавском календаре.
Подробное описание значения Экадаши, важность его соблюдения и полные правила поста в этот день смотрите на странице календаря во вкладке "Правила постов".