Махотсава/Фестивали
описания праздников, правила постов, прославления святых, биографии учителейГодовщина основания Шри Гаудия Веданта Самити в 1941 году
/"Ачарья Кешари Шри Шримад Бхактипрагьяна Кешава Госвами. Его жизнь и учение", часть 3, глава: Основание "Шри Гоудия Веданта Самити"/
Основав Шри Девананда Гоудия Матх в Шри Навадвипа-дхаме, Шри Критиратна Прабху начал думать, как лучше всего возродить мано ‘бхишта-севу своему дорогому Шриле Прабхупаде (служение его самому сокровенному желанию сердца). Он размышлял, что мано ‘бхишта-сева Прабхупаде — это прежде всего издание духовных журналов и книг о бхакти, что когда-то начал делать сам Шрила Прабхупада. Без этого мир не обретет блага. Шри Критиратна Прабху думал: «Бхакты, которые преданы лотосным стопам Шрилы Прабхупады, теперь скитаются кто где и не знают, что им делать, поскольку их не принимают в Чайтанья Матхе. Сейчас наша главная обязанность — позаботиться о них и снова начать с энтузиазмом проповедовать повсюду наставления Шрилы Прабхупады». С этой целью он арендовал дом на Боспара Лейн 32/2 в районе Багбазара в Калькутте и купил небольшой печатный станок. Вскоре Шри Тригунанатх Мукхарджи Маходой пожертвовал ему своё производство — типографию «Гоуранга Принтинг Уоркс». Вдохновлённый всем этим, Критиратна Прабху стал печатать книги о бхакти. К сожалению, когда была подготовлена к печати рукопись одного из первых изданий, «Шикша-даша-мулам», она была украдена. Несмотря на такую неприятность, Шри Критиратна Прабху не расстраивался и не опускал руки.
В благоприятный день акшая-трития месяца вайшакх (апрель) в 1940 году, в том же арендованном доме в районе Багбазара, Шри Критиратна Прабху вместе со своими духовными братьями основал Общество «Шри Гоудия Веданта Самити». Из его духовных братьев присутствовали Шри Абхайчаран Бхактиведанта Прабху (впоследствии Шри Шримад Бхактиведанта Свами Махарадж), Шри Нрисимхананда Брахмачари и также Шри Садджан-севак Брахмачари (дикша-ученик Шрилы Гурупад-падмы, ныне Шри Шримад Бхактиведанта Вамана Махарадж, ачарья и президент «Шри Гоудия Веданта Самити»).
Шри Гурупад-падма часто упоминал в своих лекциях о том, что побудило его дать такое название новому Обществу (самити). Оно отражало его убежденность в том, что продвигаясь по духовному пути, человек непременно должен следовать чистому учению махаджан. Это святое учение представил человечеству Шри Ведавьяса-джи, составивший на благо всех душ «Веданта-сутру». «Веданта» выражает суть всех Упанишад, а они, в свою очередь, представляют суть Вед. Есть более 1100 Упанишад, и их главная тема — поклонение сарва-шактиману, Обладателю всех энергий и Вместилищу всех трансцендентных качеств, всеблаженному Парабрахману. Другими словами, Упанишады учат нас процессу бхакти. Только встав на этот путь, джива может навсегда избавиться от мук рождения, смерти и тройственных страданий и обрести любовное служение исполненному блаженства пурна-брахману Шри Кришне. Несмотря на кажущиеся противоречия, все мантры и объяснения шастр на самом деле имеют единый смысл. Шри Ведавьяса написал 550 сутр, или афоризмов, чтобы с их помощью объяснить глубочайшие и сложные философские положения Упанишад. Эти сутры известны под названием «Брахма-сутра», «Веданта-сутра» или «Шарирака-сутра». Но еще одно их название — «Бхакти-сутра».
В Индии много разных ачарьев писали комментарии к «Веданта-сутре», следуя собственным представлениям и тем самым стараясь утвердить собственные учения. Всеведущий Ведавьяса знал, что это произойдёт, и потому сам написал комментарий к «Веданта-сутре», который называется «Шримад-Бхагаватам». В Пуранах Ведавьяса недвусмысленно подтверждает это:
артхо ‘йам брахмасутранам бхаратартхавинирнайах
гайатрибхашйарупо ‘сау ведартхапаривринхитах
«Гаруда-пурана»
««Шримад-Бхагаватам» объясняет смысл «Брахма-сутры» и раскрывает цель «Махабхараты». Это комментарий на гаятри, он — суть и объяснение всех Вед».
Кроме того,
сарваведантасарам хи шримадбхагаватамишйате
тадрасамритатриптасйа нанйатра сйадратих квачит
«Шримад-Бхагаватам», 12.13.15
««Шримад-Бхагаватам» — это суть всех Вед. Тот, кому довелось отведать нектара «Шримад-Бхагаватам», обретает полное удовлетворение, и его уже не могут привлечь другие Пураны и шастры».
Шри Ведавьяса однозначно провозгласил превосходство бхагавад-бхакти, любовного служения Господу, в таких сутрах «Веданты», как анандамайо ‘бхйасат, апи самрадхане пратйакшанума-набхйам, анавритти шабдат анавритти шабдат и др. А в «Шримад-Бхагаватам», комментарии на «Веданту», бхакти утверждается в таких стихах, как са ваи пумсам паро дхармо йато бхактирадхокшадже (1.2.6), майи бхактир хи бхутанам амритатвайа калпате (10.82.44), йасйам вай шруйаманайам кришно парамапуруше, бхактир утпадйате (1.7.7), бхактйахамекайа грахйа (11.14.21) и др. Ведантавид Чурамани Шри Джива Госвами, жемчужина среди знатоков «Веданты», и Гоудия Ведантачарья Шри Баладев Видьябхушан Прабху с помощью свидетельств из Писаний и неопровержимых аргументов доказали, что главная тема и высшая истина «Веданта-сутры» — это бхакти и только бхакти.
Современные мыслители говорят, что «Веданта» провозглашает гьяну и мукти, но в основе их суждений — одни только домыслы. На самом деле слова гьяна и мукти не встречаются ни в одной из 550 сутр «Веданты». Это Ачарья Шанкар, истолковывая «Веданту» с имперсональной точки зрения, стал использовать термины гьяна и мукти, но в действительности он сам является экспансией Шивы, наилучшего из вайшнавов. Об этом сказано в «Шримад-Бхагаватам» (12.13.16): вайшнаванам йатха шамбху. Лишь в силу особых обстоятельств Ачарья Шанкар проповедовал кеваладвайта-ваду, или майяваду — ложное учение, противоречащее шастрам.
Итак, Обществу было дано название «Шри Гоудия Веданта Самити», поскольку его цель — ради блага всех душ решительно проповедовать по всему миру сокровенную тайну о бхакти.