3
Рекомендуем канал "Один кришнаит"
Книги Биография Прославления Статьи Видео Лекции Живые эфиры

Шри Шримад Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж родился 24 января 1898 г. в богатой и аристократической семье землевладельцев прославленного рода Гухатхакурта, в деревне Банарипара области Боришал Восточной Бенгалии. Его отца звали Саратчандра Гухатхакурта, а мать - Бхуванамохини Деви. Саратчандра был честным, смиренным и великодушным преданным Кришны, как и его благочестивая супруга. Он был инициирован в вайшнавской сампрадае адвайта-вамша, а служил в государственном суде, занимая высокие посты. В детстве Шрилу Кешаву Госвами Махараджа звали Джанардан, Винод-бихари или Джона, и мальчик воспитывался в атмосфере преданности и поклонения Богу. Известные астрологи, увидев его гороскоп, предсказали, что этот мальчик в будущем прославится как великий святой (маха-пуруша), станет глубоким знатоком Писаний бхакти, будет брахмачари-санньяси и смелым, могущественным ачарьей. В юности он проявлял яркие качества гуманиста - он посвящал много времени и усилий помощи больным и обездоленным, и даже основал в своей школе общество помощи нуждающимся. Он проявлял незаурядные способности в учебе и, кроме того, был известен своими прекрасными качествами организатора. Будучи студентом, он основал общество защиты моральных и религиозных ценностей, и провозгласил, что останется наиштхики-брахмачари на всю жизнь. Винод-бихари издавал в школе журнал, где публиковал свои статьи и стихотворения, которыми восхищались все преподаватели и ученики. В период движения Ганди за освобождение Индии от британцев-колонизаторов он стал одним из лидеров его последователей. Обучаясь в колледже, он поражал преподавателей своим острым разумом и способностью объяснять философские вопросы с позиции шастр (ведических Писаний). Он спорил с преподавателями, которые давали свои объяснения "Чайтанья-чаритамриты", основанные на принципах безбожной монистической философии майявады, и наголову разбивал их аргументы. Еще тогда проявилась его непримиримая позиция по отношению к философии майявады. Благодаря изучению таких книг, как "Чайтанья-чаритамрита" и "Шримад-Бхагаватам", в нем все больше стало пробуждаться безразличие к материальной действительности. Он все чаще задумывался о том, каково же истинное решение проблем жизни и как найти путь к самоосознанию и настоящему служению Шри Чайтанье Махапрабху и Кришне.

У Винод-бихари было две тетушки, образованные и верующие Шрийута Сароджавасини Деви и Шрийута Приятама Деви. Они обе стали первыми женщинами-ученицами Джагадгуру Шрилы Прабхупады Сарасвати Тхакура. В 1915 году юный Винод-бихари вместе с ними поехал в Маяпур на празднование Шри Гоура-пурнимы в Йога-питхе. Там он увидел место явления Шри Чайтаньи и Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура Прабхупаду, основателя Гоудия Матха. С первого момента он сразу привлекся личностью Шрилы Прабхупады и его наставлениями. Он дал себе обещание всю жизнь следовать этому великому святому и служить ему. Пройдя всю парикраму по святой земле Шри Навадвипы, он получил у Шрилы Прабхупады посвящение в харинаму и духовное имя Шри Винод-бихари Дас Брахмачари. Так он стал одним из первых учеников Прабхупады Шрилы Сарасвати Тхакура. Вскоре после этого, однажды беседуя с кем-то, Шрила Прабхупада сказал о своих будущих планах - как будут основаны матхи по всей Навадвипе, по всей Бенгалии и по всей Индии, как будет широко проходить проповедь Гоудия Матха, как будут печататься книги о бхакти и пр. Удивленные слушатели спросили, кто же будет делать все это, ведь тогда у Шрилы Прабхупады было еще очень мало учеников. Шрила Прабхупада показал на юного Винод-бихари Брахмачари и сказал: "Винод-бихари будет руководить всеми матхами и центрами проповеди. Он все сделает". Впоследствии эти слова сбылись - Винод-бихари стал главным управляющим Шри Чайтанья Матха и его матхов-филиалов по всей Индии, и выполнял свои обязанности с огромным умением (а впоследствии продолжил миссию Прабхупады и Гоудия Матха, основав "Шри Гоудия Веданта Самити").

Незадолго до ухода из этого мира Шрилы Гоура-кишора Даса Бабаджи Махараджа, Гуру своего Гуру, Винод-бихари Брахмачари встретился с ним в Кулияграме и получил от него особые благословения, хотя обычно тот редко кого принимал. Шрила Бабаджи Махарадж, видя чистоту и необычайную гуру-ништху юного ученика Шрилы Сарасвати Тхакура, сказал ему, что он должен проповедовать послание Махапрабху без всякого страха, потому что он (Шрила Гоура-кишор Дас Бабаджи) забирает все его трудности и препятствия.

Винод-бихари учился еще несколько лет в колледже, но оставил свой колледж в 1919 году, отказавшись сдавать выпускные экзамены. Материальная жизнь совсем перестала иметь для него какое-либо значение. Отрекшись от богатого дома и завидного положения в обществе, он пришел в Маяпур к лотосным стопам Шрилы Прабхупады, чтобы остаться в служении миссии Шри Чайтаньи Махапрабху на всю жизнь. Шрила Прабхупада сразу занял его в служении на парикраме по Навадвипа Дхаме, а после парикрамы, в день Гоура-пурнимы, Шрила Прабхупада дал ему посвящение в дикшу. Винод-бихари Брахмачари был первым учеником, получившим от Прабхупады гуру-мантру - до этого Прабхупада никому не давал ее, а после дикши Винод-бихари Брахмачари стал давать и другим ученикам. Всех учеников Прабхупада называл на "вы", но лишь самых близких, таких как Винод-бихари, он с любовью называл на "ты". С первых дней Винод-бихари стал его доверенным слугой, также как Парамананда Прабху и Кунджа-бихари Прабху, первые ученики Шрилы Прабхупады.

В первые годы существования Гоудия Матха преданным приходилось терпеть самые разные лишения и трудности, но они никогда не оставляли свои духовные обязанности в служении. Винод-бихари был назначен главным управляющим Шри Чайтанья Матха и всегда наилучшим образом заботился о преданных матха и гостях. Благодаря его любви и теплому гостеприимству к Гоудия Матху присоединились такие выдающиеся вайшнавы, как Шри Шримад Бхактисаранга Госвами Махарадж, который потом всю жизнь считал Винод-бихари Прабху своим шикша-гуру. Впоследствии именно он дал Винод-бихари (Шриле Кешаве Госвами Махараджу) титул "Пашанда-гаджаика-симха", "Лев, раздирающий слонов апарадх и апасиддханты".

У Винод-бихари Прабху было много обязанностей в служении по управлению матхом. Какое-то время он отвечал за издание журнала "Гоудия". Именно Винод-бихари Прабху, проявив находчивость и самоотверженность, вернул землю Чандрашекхар Бхавана в Шри Маяпуре (где расположен Шри Чайтанья Матх), когда местные мусульмане пытались устроить на этой земле свои захоронения.

В 1925 году Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур проводил ежегодную парикраму по Шри Навадвипе. Когда его многотысячная процессия пришла в город Кулияграм (Навадвип), местные кастовые госвами и смарта-брахманы, невзлюбившие Прабхупаду за его бескомпромиссную проповедь чистого бхакти, устроили зверское нападение, имеющее целью убить Шрилу Прабхупаду. Когда паломники и ученики в панике стали разбегаться, спасаясь от камней, досок и стекол, которые сбрасывали на них с крыш домов, только один Винод-бихари остался непоколебим в служении своему Гурудеву - своим телом он защитил его от опасности. Заведя его в ближайший дом, он предложил Прабхупаде поменяться одеждой. В это время Шрила Прабхупада отдал ему свои одежды санньяси и триданду, а сам взял его белые одежды. Именно тогда, в этот критический момент, Винод-бихари Прабху, верный ученик и слуга своего Прабхупады, по сути, получил от него санньясу (хотя формально он принял санньясу только через 15 лет лет от своего духовного брата, Шрилы Шридхара Махараджа). После этого Винод-бихари переправил Прабхупаду в Маяпур неузнанным, а сам вернулся в матх позже, в одеждах санньяси. Этот подвиг Винод-бихари Брахмачари вошел в историю Гоудия-Сарасват сампрадаи, как пример идеальной, самоотверженной Гуру-севы.

Винод-бихари Прабху был очень известен среди уважаемых людей Надии. По долгу своей службы он вынужден был часто ездить в суды и правительственные учреждения. Его избрали членом областного управления Надии, членом комитета по финансам, образованию и пр. Все испытывали к нему особое почтение и спрашивали совета, особенно судьи и адвокаты.

Ему также принадлежит заслуга основания Багбазар Гоудия Матха в Калькутте, поскольку именно он первым встретился с Джагадбандху Прабху (в то время богатым промышленником, который был родом из Банарипары, как и Винод-бихари Прабху) и вдохновил его пожертвовать землю и деньги для строительства Багбазар Гоудия Матха в 1928 г. - большого матха Шрилы Прабхупады, ставшего знаменитым в Калькутте и сыгравшего огромную роль.

В 1931 г. Шрила Прабхупада открыл в Маяпуре духовную школу "Институт Тхакура Бхактивинода" и назначил Винод-бихари Брахмачари председателем ее руководящего комитета. Винод-бихари Прабху не стал следовать в этой школе британским порядкам системы образования, а устроил все согласно традиции вайшнавов. Он строго следил за поддержанием этических и духовных стандартов в этой школе, за что и родители, и дети были благодарны ему.

В 1932 г. на ежегодном собрании Шри Навадвипа-прачарини-сабхи после Шри Навадвипа-парикрамы Шрила Прабхупада торжественно даровал Винод-бихари титул "Критиратна" ("Жемчужина среди опытных и умелых"). В его дипломе, составленном почтенным собранием и подписанным Прабхупадой, было сказано, что "Винод-бихари Брахмачари имеет особые заслуги в служении - он защитил землю Шри Маяпура, он умело заботится о преданных матха, он ближайший слуга Шрилы Прабхупады ("Прабхупада-антаранга") и он наделен всеми лучшими качествами вайшнава".

Пуджьяпад Шрила Бхактиракшак Шридхар Махарадж присоединился к Шриле Прабхупаде и Гоудия Матху в 1926 году, и он был поражен, впервые увидев Винод-бихари Прабху, главного управляющего матха, - хотя Винод-бихари Брахмачари носил белые одежды, тем не менее он пользовался таким уважением и доверием в Шри Чайтанья Матхе, что даже санньяси первыми кланялись ему и спрашивали указаний. С первых дней жизни в матхе у Рамананды Прабху (Шрилы Шридхара Махараджа) завязались близкие отношения с Винод-Бихари Критиратной Прабху, и он всегда считал его своим старшим духовным братом (хотя получил санньясу до Винод-бихари Прабху и дал ему посвящение в санньясу в 1941 г.). Все эти годы они любили устраивать друг с другом философские споры, обсуждая сложные положения сиддханты, а другие преданные матха внимательно слушали их.

В период своего служения в Шри Чайтанья Матхе Винод-бихари Прабху был очень близко связан с другим своим духовным братом, Шрипад Нарахари Севавиграха Прабху, который безупречно выполнял в матхе служение коменданта. За его необычайную любовь к преданным и заботу о них его называли "матерью Гоудия Матха". После ухода Шрилы Сарасвати Тхакура из этого мира оба они продолжили служение своему Гурудеву в "Шри Гоудия Веданта Самити". Нужно назвать имена и других духовных братьев, учеников Шрилы Сарасвати Тхакура, с которыми Винод-бихари Критиратна Прабху был особенно близок все эти годы: Шри Атулчандра Бхактисаранга Прабху (Шримад Бхактисаранга Госвами Махарадж), Шри Сиддха-сваруп Брахмачари (Шримад Шрируп Сиддханти Махарадж), Шри Нароттамананда Прабху (Шримад Бхактикамал Мадхусудан Махарадж), Шримад Бхактикушол Нарасимха Махарадж, Шри Тригунанатх Прабху (Шримад Тригунатит Бабаджи Махарадж), Шри Абхай Чаранаравинда Прабху (Шримад А.Ч.Бхактиведанта Свами Махарадж), Шри Пранавананда Брахмачари (Шримад Бхактипрамод Пури Госвами Махарадж), Шримад Бхактибхудев Шроти Махарадж, Шри Санатан Прабху (Шримад Бхактиведанта Муни Махарадж), Шримад Акинчана Кришнадас Бабаджи Махарадж, Шримад Бхактидживан Джанардан Махарадж и другие шуддха-вайшнавы.

Однажды в своем письме Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур написал некоторым преданным матха, неправильно понимавшим положение Винод-бихари Прабху: "Он (Винод-бихари) обладает полным знанием сложной сиддханты бхакти, в особенности глубоких концепций Веданты. Он обладает огромным вдохновением в бхаджане, он прилагает исключительные усилия в преданном служении Шри Хари, Гуру и вайшнавам, и он усвоил дух отречения. Кроме того, он имеет любовь и сострадание к другим, он опытный руководитель с выдающимися способностями организатора. Те, кто не считают Винода вайшнавом, сами вообще не являются вайшнавами. Никто не может отвратить духовное падение тех людей, которые оскорбляют вайшнавов, не понимая их сердца. Их конец неизбежен". Это письмо сохранил Шримад Бхактикамал Мадхусудан Махарадж (Нароттамананда Прабху), который впоследствии присоединился к "Гоудия Веданта Самити", основанному Шрилой Кешавой Госвами Махараджем, и много лет служил вместе с ним в качестве проповедника.

В 1932 г. Винод-бихари Брахмачари вместе с другими преданными спас самадхи-мандир Шрилы Гоура-кишора Даса Бабаджи Махараджа от затопления водами Ганги и перенес его из Кулияграма в Маяпур, в Шри Чайтанья Матх, на берег Шри Радха-кунды. Сахаджия-бабаджи, жившие в Кулияграме, подали на него в суд, но Винод-бихари Прабху в очередной раз проявил свое умение и опытность и, по милости Шрилы Прабхупады и Шрилы Гоура-кишора Даса Бабаджи Махараджа, с легкостью выиграл судебное дело. Это еще один яркий пример его самоотверженного служения своему Гурудеву и Гуру-парампаре. Он готов был идти на любой риск ради гуру-севы.

Винод-бихари Прабху писал замечательные статьи для журналов и давал прекрасные лекции, полные глубочайшей таттва-сиддханты, в Маяпуре и других местах проповеди. В 1934 году на очередном торжественном собрании Шри Навадвипа-прачарини-сабхи он получил еще один титул, "Упадешак" ("Наставник"). В дипломе, подписанным Прабхупадой, были такие слова: "Критиратна Шри Винод-бихари Брахмачари имеет чистое сердце, предан моральным ценностям, великодушен и привержен пути истины. Он выполняет самое разное служение для Шри Гуру, и он необычайно дорог Шри Гурудеву". Через несколько дней "Вишва-вайшнава-радж-сабха" тоже прославляла Винод-бихари Прабху: "Упадешак Шрипад Винод-бихари Брахмачари Критиратна Махашой доказал, что он является достойным преемником милости Шри Шри Гуру-Гоуранги, ибо он всегда защищал миссию Шримана Махапрабху. Он оказал очень много служения Шридхам Маяпуру, Шри Чайтанья Матху и всем его матхам-филиалам, и он особенно опытен в проведении Шридхам-парикрамы. Его лекции, полные сиддханты, тоже достойны самых высоких похвал".

В марте 1934 г. Шрила Прабхупада заложил камень фундамента в Йога-питхе, в Маяпуре. Главным ответственным за строительство большого мандира на месте явления Махапрабху он назначил Винод-бихари Критиратну Прабху. При нем было обнаружено древнее Божество Адхокшаджа-Вишну, которому поклонялись в доме Шри Джаганнатха Мишры, отца Нимая Пандита (Шри Чайтаньи Махапрабху), и эта находка стала еще одним доказательством, что Махапрабху явился именно здесь.

Винод-бихари Прабху был одним из главных устроителей торжественной встречи в Маяпуре, в 1935 году, Губернатора Бенгалии Сэра Джона Андерсона, который осмотрел окрестности Маяпура, имел беседу со Шрилой Прабхупадой и, пораженный красотой и святостью этого места, пообещал всячески помогать в деле развития Шридхам Маяпура.

Винод-бихари Брахмачари был известен своими незаурядными познаниями Веданты и умением решительно опровергать аргументы сторонников майявады (безбожной имперсональной философии или монизма). Еще в Маяпуре его духовные братья, редакторы журнала "Гоудия", обратились к нему с просьбой написать в особый выпуск журнала статью о майяваде. Тогда он написал эссе под заглавием "Жизнь майявады". Статья оказалась очень большой и поэтому не вошла в номер, но Шрила Прабхупада был так доволен, прочитав ее, что выразил пожелание, чтобы ее быстро напечатали в виде небольшой книги. Однако после ухода Прабхупады статья затерялась и нашлась только в 1942 г. в доме одной духовной сестры в Чампахатти. После основания "Шри Гоудия Веданта Самити" она была напечатана в журнале "Шри Гоудия-патрика" и затем вышла отдельной книгой "Маявадер дживани о вайшнава виджой" ("Жизнь майявады и победа вайшнавизма"), на бенгали и на хинди, а впоследствии и на английском. В ней описывается история и причина появления безбожной философии майявады, приводятся цитаты из шастр, опровергающие ее, и комментарии Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа.

Когда 1 января 1937 г. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада ушел из этого мира, войдя в нитья-лилу, Винод-бихари Брахмачари был одним из тех ближайших учеников, которые проводили для него ритуалы самадхи в Шридхам Маяпуре, недалеко от Радха-кунды. После завершения ритуалов самадхи, убитый горем от разлуки со своим дорогим Гурудевом, рыдающий Винод-бихари Брахмачари упал без сознания. Его духовные братья, тоже тяжело переживавшие уход Прабхупады, постепенно смогли привести его в чувства. Вскоре после этого Винод-бихари Прабху обратился к своим духовным братьям с очень важными словами о том, насколько особо и значительно положение Шрилы Прабхупады.

После ухода Шрилы Прабхупады Сарасвати Тхакура из этого мира его ученики некоторое время продолжали служить вместе в Шридхам Маяпуре под началом нового выбранного ачарьи, Ананта-Васудева Прабху. Первое время все продолжалось, как и раньше, но вскоре новый ачарья стал отклоняться от наставлений Шрилы Прабхупады и этики рупануга-вайшнавов, и не желал слушать советов своих духовных братьев. Его отклонение привело к хаосу в миссии Гоудия Матха. Многие стали покидать Шри Чайтанья Матх и устраивать свою жизнь отдельно. Проповедь шуддха-бхакти Шри Чайтаньи Махапрабху ослабевала из-за судебной тяжбы, которую начали группы учеников. Винод-бихари Прабху до последнего продолжал выполнять свои обязанности управляющего матха, возложенные на него самим Шрилой Прабхупадой, но в таких тяжелых обстоятельствах, перенеся различные испытания, он вынужден был покинуть Маяпур в 1939 г. и поселиться на другом берегу Ганги в городе Навадвип, арендовав небольшой дом в районе Тегхарипары. В этом доме, который стоит там, где Махапрабху простил Девананду Пандита и даровал ему Свою милость, Винод-бихари Прабху основал Шри Девананда Гоудия Матх, чтобы с новой силой проповедовать шуддха-бхакти. Покинув Маяпур, к нему присоединились его духовные братья, такие как Шримад Бхактиракшак Шридхар Махарадж, Шрипад Нарахари Севавиграха Прабху, Шри Махананда Севаникетан Прабху, Шри Вирачандра Прабху и Шри Нароттамананда Бхактикамал Прабху. Шри Винод-бихари Прабху думал: "Так много преданных, посвятивших свою жизнь лотосным стопам Шрилы Прабхупады, теперь находятся неизвестно где, в сомнениях что же им дальше делать; ведь из-за возникшей в Шри Чайтанья Матхе ситуации они больше не могут там оставаться. Наш единственный долг сейчас - объединить их, чтобы снова, с прежним энтузиазмом, совместно проповедовать повсюду слова Шрилы Прабхупады Сарасвати Тхакура". Чтобы продолжить проповедь миссии Шри Гоудия Матха и исполнить "мано 'бхишта" (сокровенное желание сердца) Шрилы Сарасвати Тхакура, в апреле 1940 года, в Калькутте, Винод-бихари Прабху официально зарегистрировал новое общество, назвав его "Гоудия Веданта Самити". Вместе с ним акт регистрации подписали Шри Нрисимхананда Прабху и Шри Абхай Чаранаравинда Прабху (впоследствии Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанта Свами Махарадж). С тех пор Абхай Чаранаравинда Прабху очень тесно сотрудничал с "Гоудия Веданта Самити", особенно в издании журнала "Гоудия-патрика", публикуя свои статьи и исполняя обязанности редактора. А в 1959 г. Абхай Чаранаравинда Прабху принял посвящение в триданда-санньясу именно у Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа, в Кешавджи Гоудия Матхе (Матхура), получив имя Шримад Бхактиведанта Свами Махарадж, и после этого отправился в страны запада и успешно проповедовал кришна-бхакти по всему миру, в течение 11 лет вплоть до своего ухода из этого мира в 1977 году. Вот что писал Шрила А.Ч.Бхактиведанта Свами Махарадж (22 октября 1968 г., в письме-соболезновании Шрипад Тривикраму Махараджу по случаю ухода Шрилы Кешавы Госвами Махараджа): "У меня очень близкие отношения с "Гоудия Веданта Самити". Вам, и особенно Шрипад Вамане Махараджу, хорошо известен тот факт, что я являюсь одним из трех основателей "Гоудия Веданта Самити". К нам пришла идея создания общества "Гоудия Веданта Самити" на Боспара Лейн в Калькутте, еще до того как Шрила Кешава Махарадж принял санньясу".

Шри Винод-бихари Брахмачари назвал новое общество "Гоудия Веданта Самити" не случайно. Одной из главных целей миссии Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады было искоренение безбожной философии майявады, и слова "гоудия веданта" указывают на то, что главная тема Веданты - именно бхакти (Любовь) к личностному Богу, Шри Кришне, а не слияние с безличным и бесформенным Абсолютом. Таким образом, цель Вед и Веданты - любовь к Кришне. А слово "самити"означает "общество". Впоследствии в своих лекциях Шрила Кешава Госвами Махарадж часто упоминал о том внутреннем смысле, который несет в себе название его общества. Оно отражает его понимание, что для людей, желающих развивать духовную жизнь, абсолютной необходимостью является принятие чистого учения махаджан (предшествующих ачарьев). И это общество было названо так потому, что оно призвано могущественно проповедовать по всему миру эту глубокую сокровенную истину бхакти, ради блага всех людей.

Вскоре один его духовный брат, Тригунанатх Прабху, отдал Винод-бихари Прабху свою небольшую типографию с оборудованием, и тот возобновил печатание книг о бхакти. С 1940 по 1968 гг. Винод-бихари Прабху (Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж) отредактировал и выпустил на языке бенгали следующие книги: "Прабандхавали" Шрилы Бхактивинода Тхакура; "Шаранагати" ("Ямунабхававалисаха"); "Шри Чайтанья Махапрабху - Его жизнь и учение"; "Према-прадипа"; "Шри Навадвип-дхама-махатмья"; "Шри Навадвип-бхаватаранга"; "Виджон-грам о санньяси"; "Джайва-дхарма"; Сборник песен и молитв Гоудия-вайшнавов "Шри Гоудия-гити-гуччха"; "Шри Дамодараштакам" (комментарии Шри Санатаны Госвами); "Шри Рупануга-бхаджан-сампат"; "Махапрабхур Шикша"; "Санкхья-вани"; "Шри Навадвипа-сатакам"; собственные книги - "Шри Навадвип-дхама-парикрама"; "Шри Сахаджия-далана"; "Майявадер дживани о вайшнава виджой" ("Жизнь майявады и победа вайшнавизма"); ежемесячный журнал на бенгали "Шри Гоудия-патрика"; ежемесячный журнал на хинди "Шри Бхагават-патрика"; переводы нескольких бенгальских книг на хинди; ежегодный полный календарь "Шри Чайтанья-панджика".

Примерно в то время Винод-бихари Прабху имел возможность встречаться со святым маха-бхагаватой, Шрилой Вамшидасом Бабаджи Махараджем, который жил в Кулияграме. Как когда-то Шрила Гоура-кишор Дас Бабаджи Махарадж, Вамшидас Бабаджи тоже дал Винод-бихари Прабху свои благословения.

Первые годы существования нового общества были нелегкими, ведь Винод-бихари Прабху ушел из Маяпура, не взяв ни гроша. Но милостивый Бхагаван помогал Своему дорогому преданному в его служении и проповеди. Винод-бихари Прабху всегда старался как можно лучше служить своим духовным братьям и преданным, приходившим к нему. Преданные получали от него реальную духовную помощь и поддержку после раскола Гоудия Матха.

Основав "Гоудия Веданта Самити", Шри Винод-бихари Прабху стал выезжать проповедовать в различные места Бенгалии. Вскоре после знаменитого празднования Джанмаштами в 1940 г. в Шьямананда Гоудия Матхе (Миднапур), где обсуждалась перспектива объединения учеников Шрилы Сарасвати Тхакура и совместной проповеди, Шри Винод-бихари Прабху приснился сон (о котором он потом говорил своим ученикам). Шрила Прабхупад пришел к нему и сказал: "До сих пор ты не принял формальной санньясы. Сегодня я даю тебе ее." В том сне, когда была закончена церемония санньясы, Шрила Прабхупад сказал Шримад Бхакти Саранге Госвами Махараджу воскликнуть: "Шри Кешава Махарадж ки джая!" Прославление джая-дхвани было настолько громким, что Шри Винод-бихари Прабху проснулся. Он рассказал об этом сне своим близким духовным братьям, в том числе и Шриле Шридхару Махараджу, и вскоре Шрила Шридхар Махарадж в Катве дал ему посвящение в санньясу и именно это имя "Кешава Махарадж", следуя указанию Шрилы Прабхупады из того трансцендентного сна.

В действительности Шрила Прабхупада дал санньясу Винод-бихари Прабху еще в 1925 году, во время нападения на парикраму в Кулияграме. Затем, Прабхупада два раза хотел дать ему формальное посвящение в санньясу, но в первый раз, когда для Винод-бихари уже была готова триданда и все остальное, Кунджабихари Прабху попросил Прабхупаду пока не делать этого, поскольку иначе могла возникнуть реальная опасность для благосостояния миссии (т.к. Винод-бихари все эти годы был ее опытным управляющим, а санньяса в те годы могла помешать этому). Во второй раз, в Багбазар Гаудия Матхе, когда Прабхупада снова хотел дать ему санньясу, и все было уже готово, вмешался Бхагават-ратна Прабху, представив тот же самый аргумент. Так Винод-бихари Прабху и оставался все эти годы смиренным брахмачари в белой одежде, полностью преданным гуру-севе. Незадолго до санньясы у Шрилы Шридхара Госвами Махараджа в 1941 году к Винод-бихари во сне опять пришел Шрила Прабхупад и сказал: "Винод, до сих пор ты не принимал формальную санньясу, и из-за этого моя миссия проповеди может сойти на нет". И теперь он увидел в этом последнем сне, как Прабхупада реально проводит его церемонию санньясы и дает ему имя. Все это осуществилось наяву через его духовного брата Шрилу Шридхара Госвами Махараджа, который дал ему формальное посвящение в санньясу 5 сентября 1941 г. в Катве (там, где принял санньясу Сам Шриман Махапрабху). Вскоре Шрила Шридхар Махарадж попросил его стать ачарьей "Гоудия Веданта Самити", поскольку это общество было создано им же (Шрилой Кешавой Госвами Махараджем), а сам поселился неподалеку, в Колерданге, где со временем основал свой "Чайтанья Сарасват Матх". В городе Навадвип эти два матха - Девананда Гоудия Матха и Чайтанья Сарасват Матх - находятся совсем рядом, располагаясь на берегу Ганги.

После санньясы Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж стал проповедовать с еще большей силой и вдохновением. С неутомимым энтузиазмом он отдавал себя служению "мано 'бхиштам" (сокровенному желанию сердца) Шрилы Прабхупады Сарасвати Тхакура - проповеди шуддха-бхакти и послания Шри Гоурасундара. Он знал, что больше всего Шрилу Прабхупаду удовлетворит издание журналов и книг, посвященных бхакти, проповедь хари-катхи и хари-киртана, проведение Шри Навадвипа Дхама-парикрамы и все остальные виды преданного служения, которые начал сам Прабхупада в Гоудия Матхе. Без этого невозможно принести настоящее благо этому миру. Так Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж продолжил миссию Прабхупады и Шри Гоудия Матха. Трудно подсчитать все места в Бенгалии, Ассаме, Бихаре, Ориссе, который он посетил с проповедью. Жители Чинсуры (что рядом с Калькуттой), полюбившие его за хари-катху и прекрасные качества вайшнава, решили передать ему старый храм с Божествами Нитай-Гоуранга, которым поклонялся сам Шривас Тхакур, спутник Махапрабху. Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж принял поклонение этим Божествам и основал в этом храме Шри Уддхаран Гоудия Матх. Там он проводил довольно много времени, и вместе с ним в Чинсуре жили такие его духовные братья, как Шримад Бхактипрамод Пури Госвами Махарадж, Шримад Акинчана Кришнадас Бабаджи Махарадж и другие.

В 1942 г. Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж возобновил ежегодное проведение Шри Навадвипа Дхама-парикрамы (обхода святой земли, где проходили божественные лилы Шри Чайтаньи Махапрабху). С каждым годом все больше и больше людей приезжало на парикраму "Самити", а сейчас в этой трансцендентной парикраме ежегодно участвует 12-15 тысяч паломников.

В 1943 г. Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж проявил свою "ачарья-лилу", дав посвящение в харинаму первым ученикам (среди которых был Шри Радханатх Прабху, впоследствии Шримад Бхактиведанта Тривикрам Махарадж); хотя фактически его первым дикша-учеником является Шримад Бхактиведанта Вамана Махарадж (Садджан-севак Брахмачари). Он был инициирован в харинаму Шрилой Прабхупадой Сарасвати Тхакуром, а дикшу принял от Шри Винод-бихари Прабху в 1939 г.

С 1944 г. Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж стал регулярно проводить праздник Шри Ратха-ятры (шествие колесницы Шри Джаганнатхадева) в разных местах Бенгалии и в Шри Навадвипа Дхаме. На своих лекциях, посвященных Ратха-ятре, он давал глубокие объяснения этого праздника, согласно описаниям "Шри Чайтанья-чаритамриты" и таттва-сиддханты.

Он организовывал парикрамы преданных "Самити" не только по Шри Навадвипе, но и по Враджа-мандала-дхаме, Кшетра-дхаме (Пури), Двараке, Южной Индии, Харидвару и Бадринатху, а в 1961 он совершил с учениками и последователями двухмесячное паломничество по всем главным тиртхам Индии.

Его любовь к ученикам была беспримерной. Он, как любящий отец, брал на себя полную заботу об их духовной жизни, а преданным, живущим в его матхах, также обеспечивал и все необходимое для жизни.

Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж основал множество матхов и центров "Гоудия Веданта Самити" по всей Индии - самые значительные из них: Шри Девананда Гоудия Матх (Навадвип, Зап.Бенгалия) - главный матх "Самити", Шри Уддхаран Гоудия Матх (Чинсура, Зап.Бенгалия), Шри Кешавджи Гоудия Матх (Матхура, Уттар Прадеш), Шри Голокгандж Гоудия Матх (Голокгандж, Ассам), Шри Пичолда Гоудия Матх (Пичолда, Зап.Бенгалия), Шри Васудев Гоудия Матх (Васуграм, Ассам).

С 1949 г. Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж начал выпускать ежемесячный журнал "Самити" на бенгали, под названием "Шри Гоудия-патрика", а вскоре - журнал "Бхагават-патрика" на хинди. Сам он писал много статей, где отвечал на вопросы читателей, объяснял сиддханту шуддха-бхакти, разбивал аргументы последователей майявады, смарта-брахманов, кастовых госвами, сахаджиев и пр. Его непримиримость с проявлениями апасиддханты (ложных суждений) была исключительной, и об этом свидетельствовали его статьи, беседы и лекции на протяжении всей его многолетней проповеди. Его лекции по "Веданте" были довольно известны среди образованных и ученых людей Индии. Он объяснял сутры "Веданты" с точки зрения философии бхакти, учения Махапрабху и "Шримад-Бхагаватам". Шрилу Бхактипрагьяну Кешаву Госвами Махараджа много раз избирали почетным председателем значительных философских и религиозных конференций.

В 1952 г. Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж впервые дал посвящение в санньясу, трем своим старшим ученикам - Шри Садджан-севаку Брахмачари, Шри Гоура-Нараяне Брахмачари и Шри Радханатху Брахмачари, которые получили имена, соответственно: Шримад Бхактиведанта Вамана Махарадж, Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж, Шримад Бхактиведанта Тривикрам Махарадж. Эти трое учеников стали его главными проповедниками и преемниками. Триданда-санньяса в "Гоудия Веданта Самити" особенна тем, что для всех своих санньяси Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж к традиционным именам добавлял титул "Бхактиведанта", указывая тем самым на проповедь шуддха-бхакти и необходимость искоренения в этом мире безбожной философии майявады. После его ухода в апракат-лилу эта традиция в "Самити" продолжилась - все санньяси в преемственности Шрилы Кешавы Госвами Махараджа получают титул "Бхактиведанта". Всего он дал 21 посвящение в санньясу - как своим ученикам, так и духовным братьям.

В 1954 г. Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж основал матх в г. Матхура (Матхура-дхама), назвав его "Шри Кешавджи Гоудия Матх", по имени древнего и главного Божества Матхуры Шри Кешава. Несмотря на то, что купленное здание было небольшим, этот матх сыграл значительную роль в проповеди послания Шри Чайтаньи Махапрабху жителям Враджа-мандалы и вообще всем индийцам, чьим родным языком является хинди. Шрила Кешава Госвами поручил этот храм заботам своего ближайшего ученика, Шримад Бхактиведанты Нараяны Махараджа, который за годы выпустил много переводов Гоудия-вайшнавской литературы на языке хинди и развернул широкую проповедь шуддха-бхакти в северной части Индии. Впоследствии Кешавджи Гоудия Матх сыграл важную роль и в проповеди западным преданным.

Шри Шримад Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж
Шри Шримад Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж авирбхава-титхи (день явления)
Письмо Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады о его отношениях со Шрилой Бхакти Прагьяна Кешавой Госвами Махараджем и "Гоудия Веданта Самити", и таким образом я всё-таки получил посвящение в санньясу"
Читать подробнее
Шри Шримад Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж с учениками
Шри Шримад Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж тиробхава-титхи (день ухода)
Лекция Шрилы Бхактиведанты Ваманы Госвами Махараджа на день ухода Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа
Читать подробнее
Остальные статьи смотрите в разделе

Философия
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *