Махотсава/Фестивали
описания праздников, правила постов, прославления святых, биографии учителейГуру (Вьяса) Пурнима
/Матхура, 16 июля 2008 года/
Шрила Вьясадева, воплощение Господа Нараяны, родился в полнолуние месяца Ашадха. День его явления известен как Шри Вьяса-пуджа или Гуру-пуджа. В этот праздник, который в Индии отмечают с большим размахом, каждый поклоняется своему духовному учителю. Очень важно понимать подлинное значение Шри Вьяса-пуджи. Просто надеть гирлянду на шею Гуру, предложить его стопам цветы, фрукты, деньги, сладости или одежду – это еще не истинное служение Шри Гуру. Настоящая гуру-пуджа – это когда ученик полностью вручает себя лотосным стопам Шрилы Гурудева и стремится исполнить его желания. Ученик с преданностью молит своего учителя: «О Шрила Гурудев, я отдаю твоим лотосным стопам все, что у меня есть». Когда Шри Чайтанья Махапрабху принимал посвящение у Шри Ишвары Пури, он произнес следующие слова:
уи ами деха самарпилама томаре
кришнападмападмера амритараса пана
амаре карао туми неи чахи дана
(Шри Чайтанья-бхагавата, Ади-кханда 17.54)
«О Гурудев, Я вручаю твоим лотосным стопам все, включая собственное тело. Я буду следовать каждому твоему наставлению. Я желаю лишь одного – чтобы ты милостиво благословил меня, великодушно позволив пить божественный нектар лотосных стоп Шри Кришны».
Если ученик действительно вручил себя гуру и не преследует корыстных целей, тогда не важно, как именно он служит своему учителю. Он может предлагать ему цветы или другие подношения, но это просто символический акт, показывающий пример обычным людям. До тех пор, пока в сердце нет бескорыстной преданности, ученик не способен совершать истинную гуру-пуджу. Чтобы выполнить желание Шри Чайтаньи Махапрабху, Шрила Санатана Госвами оставил роскошный дом, пост премьер-министра, богатство, слуг и т.д. Полностью предавшись, он с пустыми руками пришел к Шриману Махапрабху и сказал: «Теперь я твой». Это пример истиной гуру-пуджи.
Какова наивысшая цель жизни? Служение лотосным стопам Божественной Четы Шри Шри Радха-Кришны. Без сомнения, это служение – единственная наша цель. Достичь этой цели очень сложно, но если садхака принимает прибежище лотосных стоп истинного духовного учителя, то практически недостижимая цель становится достижимой. Другими словами, если мы будем практиковать, полностью вручив себя лотосным стопам истинного гуру, следуя его наставлениям и учению предыдущих ачарий, то очень скоро в нашем сердце проснется божественная любовь к Шри Радхе и Шри Кришне.
Бхакти исходит из Самого Шри Кришны. Шри Гуру же является Его воплощением или проявлением. Поэтому, пока ученик не начнет чистосердечно и самоотверженно служить Шри Гуру, он не обретет бхакти даже за миллионы жизней садханы и даже если Сам Бхагаван одарит его милостью. Необходимо понимать, что Шри Гуру не отличен от Бхагавана:
йасья деве пара бхактир йатха деве татха гурау
тасьяите катхита хай артхах пракашанте махатманах
(Шветашватара-упанишад, 6.23)
«Истинный смысл священных писаний (шрути) открывается лишь тем великим душам, которые верят в Шри Гуру так же твердо, как в Самого Верховного Господа».
Жители Бхарата-варши (Индии) в долгу перед Шрилой Вьясадевой. Сначала Шрила Вьяса разделил единую Веду на части и изложил ее суть в Веданта-сутре. Затем он составил Пураны и Махабхарату, но, тем не менее, в его сердце не было удовлетворения. Наконец, следуя наставлениям Шри Нарады Муни, Вьясадева описал игры Шри Кришны в «Шримад-Бхагаватам» и поведал его Шри Шукадеве Госвами.
Поэтому первой Вьяса-пуджей стало поклонение Шрилы Шукадевы Госвами своему отцу и духовному учителю, Шриле Вьясадеве. Вторую Вьяса-пуджу провел Шрила Сута Госвами, который поклонялся Шриле Шукадеве Госвами. Так началась традиция проводить Вьяса-пуджи. То есть, Вьяса-пуджа, или гуру-пуджа, практикуется издревле. В первую очередь ученик поклоняется гуру, а потом уже Шри Кришне.
Нам повезло, что мы принадлежим к цепи преемственности истинных духовных учителей (парампаре), которая включает Самого Шри Чайтанью Махапрабху, Шри Сварупу Дамодару, Шри Рамананду Рая, Шрилу Рупу Госвами, Шрилу Санатану Госвами, Шрилу Кришнадаса Кавираджу Госвами, Шрилу Нароттаму даса Тхакура, Шрилу Вишванатху Чакраварти Тхакура, Шрилу Джаганатху даса Бабаджи Махараджа, Шрилу Бхактивиноду Тахакура, Шрилу Прабхупаду, моего Гурудева (Шрилу Бхакти Прагьяну Кешаву Госвами Махараджа) и его духовных братьев. Это единственная цепь преемственности истинных духовных учителей, в которой главенствует концепция служения Шри Шри Радха-Кришне в качестве служанки Шримати Радхики. Для нас это – наивысшая цель.
Сын Шачи-деви, Гаурахари Шри Чайтанья Махапрабху – это ни кто иной, как Сам Шри Кришна, перенявший золотистый цвет тела и настроение Шри Радхи. Он явился в этот мир, чтобы даровать дживам наивысшее сокровище. Шриман Махапрабху не проповедовал Свое учение; Он вдохновил Шрилу Рупу Госвами и через него открыл истину всему миру. Шри Чайтанья Махапрабху приходил исключительно ради того, чтобы даровать дживам служение Божественной Чете. Служение, которое совершается в настроении Рупы Манджари. Мы чрезвычайно удачливы, что присоединились к этой парампаре.Чтобы действительно постичь учение Рупы Госвами, необходимо искреннее желание и старания.
Многие люди решают посвятить жизнь преданному служению, но попадают в ловушку иллюзорной энергии Господа и привлекаются майей в образе женщины. Так они выбирают жизнь в страданиях. Будте бдительны! Гаудия Матх не для этого предназначен. Какова миссия Гаудия Матха? Помочь людям искренне следовать по стопам Рупы Госвами. Единственная наша цель – следовать наставлениям Шри Махапрабху и Рупы Госвами, т.е. понять учение и в соответствии с ним совершать бхаджан.
По-настоящему совершать Вьяса-пуджу способен лишь тот ученик, который стремится к этой цели и принимает прибежище у истинного гуру. Такой ученик действительно поклоняется Шриле Рупе Госвами и всей парампаре. Если преданный желает совершать садхана-бхаджан, следуя правилам и наставлениям, тогда он может оставаться в Матхе, но для тех, кто культивирует мирские желания, там нет места.
Поймите, Матх – это не свадебное агентство! Здесь должны жить те, кто хочет практиковать чистый бхаджан и служить гуру и вайшнавам, даже если те иногда ругают и наказывают. Например, Нарада Муни проклял Накулу и Манигриву, но в конечном счете, это обернулось для них благом. Таким образом, наказания гуру и вайшнавов очень благотворны. Если садхака терпелив и продолжает оставаться в Матхе, то однажды он действительно осознает милость гуру и вайшнавов.
Сегодня асадхи-пурнима, и мы также отмечаем день ухода Шрилы Санатаны Госвами. Для нас Санатана Госвами является воплощением Шри Вьясадевы, ведь он написал комментарий к «Шримад-Бхагаватам» и даровал нам драгоценный камень «Шри Брихат-бхагаватамриты». Эта книга легла в основу произведений всех последующих ачарий, начиная со Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Рагхунатхи даса Госвами.
Вот почему Шрила Санатана Госвами являлся гуру Рупы Госвами. С другой стороны, Шрила Санатана Госвами принял Шрилу Рупу Госвами своим гуру. Таковы принципы гуру-таттвы. Тот, кто гордо называет себя гуру, вовсе им не является. Вайшнав берет на себя обязанности учителя не для того, чтобы плодить учеников. Истинный гуру создает не учеников, а учителей. Он даже не пытается присвоить себе звание гуру.
бхарата-бхумите хаила манушья-джанма йара
джанма сартхака карит кара пара-упакара
(Шри Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила 9.41)
«Родившись человеком на святой земле бхарата-варши, следует жить на благо других и стремиться к высшей цели жизни. То есть, такой человек должен принять прибежище у лотосных стоп Шри Гуру и совершать садхану, стремясь к шуддха-бхакти и вдохновляя к этому других. Это высшая форма щедрости».
Каждому, кто пришел в линию Шри Чайтаньи Махапрабху, следует понять суть учения Шрилы Рупы и основные наставления гуру-парампары, а потом проповедовать это учение другим. Чтобы практиковать и проповедовать, нужно понять эту философию. Всем брахмачари и санньяси следует прилагать в тысячу раз больше усилий, чем домохозяин тратит на поддержание дома. В течение всего дня нельзя терять не секунды. Нужно постоянно занимать ум в служении Шри Кришне.
Важно понимать, какой вклад Шрила Рупа Госвами внес в нашу сампрадаю, и почему Шри Чайтанья Махапрабху приходил в этот мир. Он пришел, чтобы указать на высшую цель жизни: стать пылинкой у лотосных стоп Шрилы Рупы Госвами и служить Шримати Радхике под руководством Шрилы Рупы Манджари. Все ачарии нашей парампары стремились к этой высшей цели.
Пусть ваше сердце постигнет глубокую суть учения и пусть ваша жизнь станет успешной. Как домохозяева, так и те, кто ради преданного служения оставил семью, сначала должны понять учение Шримана Махапрабху и затем совершать Вьяса-пуджу. Сначала нужно удовлетворить Шрилу Рупу Госвами и Шрилу Гурудева, а затем под их руководством мы сможем порадовать Шри Кришну и Шри Гаурахари, который является изначальным Вьясой. В этом истинная суть Вьяса-пуджи.