Вайшнава-махотсава/Праздники в честь святых
описания праздников, правила постов, прославления святых, биографии учителейШри Шримад Бхактиведанта Свами Прабхупада тиробхава-титхи (день ухода)
***
Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж: Как звучит вторая шлока в пранама-мантре вашего Гурудева?
Дхриштадьюмна дас:
намас те сарасвате деве
гаура-вани прачарине
нирвишеша-шунйавади-
пашчатйа-деша-тарине
Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж: Что это за гаура-вани, которое он проповедовал?
Дхриштадьюмна дас: Есть четыре причины, по которым Господь Чайтанья пришел в этот мир. Первая - это установить юга-дхарму, пение Святого Имени, вторая - ответить на зов Адвайта Ачарьи, третья...
Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махараджа: Я хочу услышать, что это за гаура-вани, которое нес ваш Гурудев?
Дхриштадьюмна дас: Говоря проще, это пение Харе Кришна, которым поклоняются...
Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махараджа: Все это мог дать Шри Адвайта Ачарья. Многие ачарьи дали это. Даже Маха-Вишну может дать пение Святого Имени, но Он не может дать гаура-вани.
Дхриштадьюмна дас: Послание Шрилы Прабхупады заключало в себе всю глубину чувств и настроения Шримати Радхарани и...
Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махараджа: Что это за гаура-вани, которое он дал?
Дхриштадьюмна дас: Может, вы имеете в виду настроение манджари - служение Божественной Чете?
Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махараджа: Что это за вани? Я хочу услышать именно об этом. Что это за гаура-вани, которое он проповедовал по всему миру? Это выражено в словах Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, и Шрила Бхактивинода Тхакур также объяснил это.
арадхйо бхагаван враджеша-танайас тад-дхама вриндаванам
рамйа кашчид упасана враджа-вадху-варгайа калпита
шримад-бхагаватам пуранам амалам према пумартхо махан
шри-чайтанйа-махапрабхор матам идам татрадарах на парах
Вот что такое гаура-вани.
Кришна - высшее Божество, которому мы поклоняемся. Однако есть множество проявлений Кришны. Например, Дваракадхиша-Кришна, сын Васудевы и Деваки. Является ли Он тем Божеством, которому мы поклоняемся? Он может быть таковым для многих других, и это хорошо. Они поклоняются ему, и так должно быть. Мы выражаем ему почтение, но поклоняемся мы только Враджендра-нандане, который родился у Яшоды-майи, и никому иному.
Когда родился Враджендра-нандана-Кришна, у Него не было длинных волос, на Нем не было никаких украшений, ожерелий. Он родился как обычный ребенок и плакал: "Уа! Уа! Уа!" Все враджа-васи поняли, что Его родила Яшода. И мы поклоняемся именно этому Нанда-нандане.
Вы должны знать, что Нанда-нандана всегда нава-кишора-натавара. Он вечно юный, никогда не увядающий пастушок, и Яшода считает Его своим сыном. Мы поклоняемся именно этому Кришне, который был связан во Вриндаване Своей мамой. Она бежала быстрее, чем Он, схватила Его и привязала. Вот почему Его называют Дамодара-Кришна. Он убил Путану, которая хотела отравить Его, и Он сделал ее на Голоке своей матерью. Мы поклоняемся тому самому Кришне, который играется во дворе Нанды Бабы и мамы Яшоды, и который покоряется их любви и привязанности. Мы поклоняемся тому самому Кришна, которого всегда окружают Его друзья, такие, как Дама, Шридама, Судама, Васудама, Стокакришна, Лаванга, Арджуна, Субала, Мадхумангала и другие. Они берут верх над Кришной, и Кришна, побежденный, чувствует Себя очень счастливым. Этот самый Кришна Всегда развлекается с гопа-рамани.
Арадхйо бхагаван. Хотя Он и Бхагаван, Его бхагаватта (положение Бога) сокрыта. Все Его достояния сокрыты Йогамайей, и поэтому Он не чувствует Себя Брахманом, Параматмой или Бхагаваном. Вот этому Кришне мы и поклоняемся, именно Он наш арадхйа. Другое проявление Кришны - это муж Рукмини и сын Васудевы и Деваки. Он арадхйа для Матхураваси и подобных им. Пусть они поклоняются Ему таким образом, но Чайтанья Махапрабху говорит: арадхйо бхагаван враджеша-танайс тад дхама вриндаванам. Наш Кришна всегда во Вриндаване. Он никогда не покидает Вриндавану, никогда не уходит куда-либо еще. Его распространения могут идти на Курукшетру, в Двараку, в Матхуру, но этот Кришна никогда не оставляет Вриндавану.
Рамйа кашчид упасанам враджавадху. Все гопи, и особенно Радха и Ее приближенные, служат Кришне ради Его удовольствия, и их служение - наивысшее. Они могут даже поставить свои стопы Ему на голову. Они могут ругать Его - ради Его удовольствия. Они могут велеть Ему что угодно, и Он с радостью будет делать это. Он не ощущает такого счастья, когда слышит молитвы Брахмы, Шанкары и других великих душ, но Он хочет, чтобы гопи ругали Его и называли его вором.
Шримад-бхагаватам пуранам амалам. Никто иной не может доставлять Кришне такую же радость, как гопи, и "Шримад-Бхагаватам" является высочайшим из всех шастр доказательством этого. Только в "Шримад-Бхагаватам" вы можете увидеть все эти истины. Чайтанья Махапрабху отдает пранаму Упанишадам и другим священным писаниям, потому что все они - дыхание Кришны, и тем не менее Он особенно превозносит "Шримад-Бхагаватам". В "Шримад-Бхагаватам" Кришна сам говорит гопи: на парайе 'хам ниравадйа-самйуджам - "Мои дорогие гопи, я не могу отплатить вам. Я не смогу отплатить вам и за многие тысячи жизней. Поэтому, пожалуйста, будьте довольны вашей собственной преданностью Мне. Будьте благосклонны ко мне".
"Шримад-Бхагаватам" раскрывает все это. В нем содержатся все эти истины, однако постичь их можно только с помощью объяснений Шрилы Санатаны Госвами, Шрилы Дживы Госвами и Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура.
Према пумартхо махан. Према - это конечная цель, и према, которая находится в сердце Радхики, - высочайшая. У Ханумана тоже есть према, у Махараджи Дхрувы есть према, и у Махараджи Прахлады есть определенная любовь и преданность. Пандавы и Уддхава также имеют прему, и у всех цариц Двараки столько любви и преданности. Гопы и гопи во Вриндаване, мама Яшода и Махараджа Нанда - все они имеют прему, но ни кого нет такой премы, как у Шримати Радхики. Она любит Кришну сильнее всех и сильнее всех привязана к Нему. Ее любовь живет в сердце Шри Чайтаньи Махапрабху, и Он Сам учил этому. Это и есть гаура-вани. Именно это послание, учение - вани Чайтаньи Махапрабху.
До Него никто не проповедовал этого. Все говорили только, что нужно совершать нама-санкиртану. Многие ачарьи в Кали-югу говорили нам, что нужно совершать киртану, но никто из них не давал той любви и преданности, которую давал Шри Чайтанья Махапрабху. Он давал любовь и преданность, Враджа-прему, в нама-санкиртане. Это и есть Его вани.
чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇
ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадхӯ-джӣванам
а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇
сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам
Это и есть гаура-вани.
тр̣н̣а̄д апи сунӣчена тарор апи сахишн̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣
Никто прежде не объяснял этого. Шри Чайтанья Махапрабху очень обрадовался, когда по Его велению, воодушевленный, Шри Рупа Госвами, объяснил славу Святого Имени.
тун̣д̣е та̄н̣д̣авинӣ ратим̇ витануте тун̣д̣а̄валӣ-лабдхайе
карн̣а-крод̣а-кад̣амбинӣ гхат̣айате карн̣а̄рбудебхйах̣ спр̣ха̄м
четах̣-пра̄н̇ган̣а-сан̇гинӣ виджайате сарвендрийа̄н̣а̄м̇ кр̣тим̇
но джа̄не джанита̄ кийадбхир амр̣таих̣ кр̣шн̣ети варн̣а-двайӣ
"Сколько сладости заключено в двух слогах "Криш-на", я не могу даже осознать! Когда произносишь Святое Имя Кришны, кажется, будто Оно танцует на устах. И тогда хочется иметь много-много уст. И когда Святое Имя входит в уши, хочется иметь миллионы ушей. А когда Святое Имя танцует во дворе сердца, Оно подчиняет Себе деятельность ума, и тогда все чувства замирают".
Услышав этот стих, Шрила Харидас Тхакур запрыгал, начал смеяться и восклицать: "Хари бол! Хари бол!"
Оставьте мирское удовлетворение чувств. Не молитесь о прекрасной жене, хорошей семье, спасении или чем-либо еще. Молитесь только о беспричинном бхакти - том бхакти, которое исходит из сердца Шримати Радхики. Это бхакти возникает, когда хладини и самвит являют себя в сердце на основе сандхини.
Чайтанья Махапрабху говорит нам, кто мы.
айи нанда-танӯджа кин̇карам̇
патитам̇ ма̄м̇ вишаме бхава̄мбудхау
кр̣пайа̄ тава па̄да-пан̇каджа
стхита-дхӯли-садр̣ш́ам̇ вичинтайа
Мы всегда хотим быть пылинкой подле лотосных стоп сына Махараджи Нанды. Никто прежде не говорил такого. И уж тем более никто не говорил:
найанам̇ галад-аш́ру-дха̄райа̄
ваданам̇ гадгада-руддхайа̄ гира̄
пулакаир ничитам̇ вапух̣ када̄
тава на̄ма-грахан̣е бхавишйати
Волоски на теле Шри Чайтаньи Махапрабху встают дыбом, голос прерывается и видны все ашта-саттвика-бхавы. "Когда настанет тот день, что я смогу повторять Святое Имя со слезами на глазах и при этом волоски на моем теле поднимутся, а сердце растает?"
До того как Шри Чайтанья Махапрабху явил все эти признаки, их никто даже и не видел. Вальмики проявлял некоторые из них, Махараджа Дхрува и Махараджа Прахлада тоже, но не так. Вот какому чуду учил Махапрабху. Более того, Он говорил:
йуга̄йитам̇ нимешен̣а чакшуша̄ пра̄вр̣ша̄йитам
ш́ӯнйа̄йитам̇ джагат сарвам̇ говинда-вирахен̣а ме
Едва ли найдется несколько достойных душ, способных постичь истины, изложенные в этом стихе. Если какая-то редкая душа осознает их, она покинет тело, потому что материальное тело не может выдерживать эмоции премы.
И дальше:
а̄ш́лишйа ва̄ па̄да-рата̄м̇ пинашт̣у ма̄м
адарш́ана̄н марма-хата̄м̇ кароту ва̄
йатха̄ татха̄ ва̄ видадха̄ту лампат̣о
мат-пра̄н̣а-на̄тхас ту са эва на̄парах̣
"Господь Кришна, возлюбленный многих преданных (женщин), может обнять эту служанку, полностью предавшуюся Ему, или растоптать ее ногами. Он может разбить мое сердце, не показываясь мне на глаза бесконечно долго, и все же Он навеки останется единственным владыкой моего сердца".
В этом мире мы не встретим описанных в этом стихе трансцендентных эмоций. Их можно обнаружить только на Голоке-Вриндаване. Мы должны молиться, чтобы однажды мы могли служить под руководством гопи, особенно как служанки Шримати Радхики, помощницы Лалиты, Вишакхи и Рупы-манджари. Вот что такое гаура-вани.
Шрила Бхактиведанта Свами Махараджа проповедовал это, но сначала ему пришлось прорубать джунгли майавады, философии пустоты и сахаджии. Он видел: для того чтобы сделать почву плодородной, потребуется время. Поэтому он поместил все эти истины в свои трансцендентные книги. Он думал, что, когда кто-то из его учеников станет достойным углубиться в эти истины, он найдет их там. Он хотел говорить об этих истинах, но редко можно было встретить того, кто мог бы постичь это учение в глубину. Большинство из его учеников не могли следовать ему, вот почему многие из них упали, оставили даже санньясу. Они всячески оскорбили его, и сейчас их сжигает огонь адского существования.
Вы должны знать это вани во всей глубине, решительно проповедовать его и тем самым нести славу вашего Прабхупады.
Гаура-вани-прачарине.
Кришна послал его для этого.
После нашего Шрилы Рупы Госвами пришли Шрила Джива Госвами и Шрила Рагхунатха дас Госвами, затем Шрила Нароттама дас Тхакур, Шрила Шьямананда прабху, а за ними Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, Шрила Баладева Видьябхушана, Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махараджа, Шрила Бхактивинода Тхакур, Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и потом наш Гурудева и многие другие приближенные Шрилы Прабхупады. Одной из рук Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура был Шрила Бхактиведанта Свами Махараджа, который отправился из Индии на Запад и уже через пару лет проповедовал по всему миру. Мы должны попытаться понять его величие. Выражение "гаура-вани" заключает в себе очень глубокий смысл, но этот смысл скрытый. Не думайте, что за словами "гаура-вани" ничего не стоит.
О Шриле Бхактисиддханте Сарасвати в пранама-мантре ему говорится как о "гаура-вани-мурти". [Намас те гаура-вани шри-муртае дина-тарине]. "Мурти" значит "воплощение". Он - воплощение гаура-вани, и Шрила Свами Махараджа, ваш Прабхупада, следует тому же самому учению. Он не отличен от Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Некоторые люди говорят, что они "прабхупадануги", но такое понимание ошибочно. Шрила Бхактиведанта Свами Махараджа и Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур - оба последователи Шрилы Рупы Госвами, и поэтому оба они рупануги. Если мы следуем за ними, то все мы тоже рупануги.
Итак, мы вкратце сказали об учении (вани) Чайтаньи Махапрабху. Шрила Бхактивинода Тхакур также коротко изложил гаура-вани в своей "Даша-мула-шикше". Вы должны поместить это в свое сердце. Шрила Бхактивинода Тхакур описал это вани в "Джайва-дхарме", своей последней и лучшей книге. Эти книги подлинные, и в них содержится суть всех Вед, Упанишад, "Бхагаватам", "Чайтанья-чаритамриты" и всех книг наших Госвами. В "Джайва-дхарме" вы найдете суть всех шастр.
Шрила Бхактивинода Тхакур написал:
амнайаха праха таттвам харим иха парамам сарва шактиман расабдхим
татабхинамшамша ча дживан пракритир кавалитан тада вимуктамш ча бхавада
бхедабхеда пракашам сакалампи харих садханам шуддха-бхактим
садхайам тата притим эва ити упадешайати джанан гаурачандра свайам саха
"Достоверное ведическое знание, полученное по истинной наставнической преемственности, выражается в следующих основополагающих понятиях:
1. Хари - Высшая Абсолютная Истина.
2. Он всемогущ.
3. Он источник сладости всех видов взаимоотношений.
4. Живые существа - Его отделенные неотъемлемые частицы.
5. Одни живые существа порабощены майей.
6. Другие живые существа свободны от влияния майи.
7. Все мироздание одновременно и едино с Ним, и отлично от Него.
8. Шуддха-бхакти - единственный способ обрести любовь к Богу.
9. Цель жизни - обрести любовь к Богу.
Этому учил Сам Гоурачандра".
Гоура премананде!
***
После ухода Шрилы Прабхупады Шри Шримад Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж произнёс речь, в которой он сказал следующее:
«Я считаю его шакти-авеша аватарой — это подтверждают его дневники, написанные во время долгого путешествия через Атлантику, само его прибытие в Америку, основание Движения, его высочайшая степень преданности Кришне и зависимости от Него и то, что он отказался от всех желаний, кроме желания исполнить указание своего Гурудева. И поскольку у него не было иных помыслов, Сам Кришна явился и помог ему. И это есть доказательство того, что через него действовал Кришна.
В его стихотворении «Лотосным Стопам Кришны» есть слова: «Дорогой брат, твоя удача придет к тебе только тогда, когда Шримати Радхарани будет довольна тобой». Видя в своём Гурудеве, Шриле Бхактисиддханте Сарасвати, представителя Радхарани и понимая в его воле божественное служение Ей, он со смирением признался, что не считает себя достойным или способным совершать служение, поэтому он занял Кришну в служении своему Гуру. Он целиком посвятил себя этой цели и настолько искренне молился Кришне о помощи в исполнении наказа его Гуру Махараджа, что божественная энергия низошла и помогла ему. Иначе было бы невозможно в одиночку совершить то, что произошло. Распространить по всему миру самое высочайшее (Кришна-сознание) среди тех, кто находится на самом низком уровне — не каждому по силам. Это вообще невозможно, если бы не божественная сила, которая воплотилась в нём в таком величии и могуществе! Поэтому он — шакти-авеша-аватара, в чём я совершенно уверен».