3

Ш́рӣ Пун̣д̣арика Видйа̄нидхи а̄вирбха̄ва-титхи (день явления).

Шри Шримад Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж


"Проповеди Хранителя Преданности" том 2, глава 7 "Священный день"

Сегодняшний день - день явления Шри Пундарики Видьянидхи, которого называют Вришабханураджой Варшаны, Вриндаваны, — отцом Шримати Радхарани. Шри Пундарика Видьянидхи появился на свет в брахманской семье в Чхаттаграме, и титула Видьянидхи удостоился впоследствии благодаря своей учености. Внешне он был большим любителем роскоши. В то время люди, которые могли себе это позволить, на какой-то срок снимали дом в Набадвипе на берегу Ганги, чтобы иметь возможность каждый день омываться в священной реке; прожив здесь некоторое время, они возвращались домой зарабатывать себе средства к существованию. У Пундарики Видьянидхи тоже был дом в Набадвипе.

В Гаура-лиле Гададхара Пандит — Сама Шримати Радхарани. В то время Гададхара Пандит был еще совсем молод (он был моложе Махапрабху). Мукунда Датта, ученик и горячий почитатель Махапрабху Шри Чайтаньядева, происходил из Чхаттаграма, родного селения Пундарики Видьянидхи, и знал, что Пундарика Видьянидхи — человек высочайшего благочестия, настоящий бхагавата–бхакта Кришны. Но внешне Пундарика Видьянидхи был склонен к роскоши. Он был очень богат, он был заминдаром (крупным землевладельцем), и Мукунда Датта уже знал его, когда пришел в Набадвип, поскольку оба они были родом из одной местности. Однажды Мукунда Датта пришел к Гададхаре Пандиту и спросил его: «Не желаешь ли ты получить даршан вайшнава?»

С самого детства Гададхара Пандит очень любил вайшнавов и Кришна-наму, и он очень привязался к Нимаи Пандиту, когда тот вернулся из Гайи. Прежде он очень боялся Нимаи, поскольку каждый раз при их встрече, с некоторой, кажущейся, придирчивостью, Нимаи Пандит налетал на него с вопросами об этимологии и тому подобных предметах. Но вернувшись из Гайи, явив Себя в облике преданного, Шри Чайтанья Махапрабху сказал однажды: «О Гададхара, с самого детства ты предан Кришне, а я бесполезно проводил свои дни в дискуссиях о грамматике и мирской литературе. Твое время, мой друг Гададхара, прошло не зря, а с огромной пользой. Ты достиг совершенства жизни.

С самого детства ты питал любовь к Кришна-наме». Итак, уже на заре жизни, сердце Гададхары Пандита было расположено к Кришне, и поэтому, когда Мукунда Датта спросил его: «Не желаешь ли увидеть вайшнава, прибывшего издалека?», ответом его было: «Да, да, конечно — отведи меня к нему».

Вот как Мукунда Датта привел Гададхару Пандита к Пундарике Видьянидхи. И что за вайшнава увидели они перед собой? Пундарика Видьянидхи восседал на роскошном ложе, покуривая дорогую, богато украшенную трубку. Его голову украшали прекрасно ухоженные, смазанные маслом кудри, а тело было умащено разнообразными дорогими пастами. Двое слуг с обеих сторон овевали его опахалами.

Гададхара Пандит подумал: «Зачем Мукунда привел меня к этому любителю роскоши, восседающему на ложе с трубкой в руках? Разве это вайшнав — человек, к которому он меня привел?» Видя разочарование Гададхары, замечательный певец Мукунда Датта прекрасно напел следущую шлоку «Бхагаватам»:

ахо бакӣ йам̇ стана-ка̄ла-кӯт̣ам̇
джигха̄м̇сайа̄па̄йайад апй аса̄дхвӣ
лебхе гатим̇ дха̄трй-учита̄м̇ тато ’нйам̇
кам̇ ва̄ дайа̄лум̇ ш́аран̣ам̇ враджема

(Бхаг., 3.2.23)

Мукунда воспел эту шлоку очень нежным, приятным голосом, и это оказало удивительное воздействие на Пундарику Видьянидхи. Данная шлока «Бхагаватам» гласит: «К кому еще, помимо Кришны, следует нам прийти? Кто столь же добр и милостив? Нет предела Его милости — ведь Баки-Путана, облачившись в одежду матери (дхатри), приходила, желая вероломно убить Кришну, Он же позволил ей стать одной из Своих кормилиц. Столь милосерден Господь — к кому же еще нам стремиться?»

Таков смысл этого стиха. «Она смазала свою грудь смертельным ядом и пришла кормить младенца Кришну. Столь вероломным было ее деяние. Под маской материнской любви она попыталась убить Его, а ей была даровано столь высокое положение — стать одной из приближенных Его матери. Она была возвышена до уровня матерей. Такую милость, такую доброту Он явил, не став судить, не думая, заслужила ли она это благословение, так у кого же еще, кроме доброго, мягкосердечного Кришны, нам искать прибежища?»

Сказанное проникло в сердце Пундарики Видьянидхи и зазвучало в нем, породив такую силу, что он был ошеломлен; а затем, задрожав и безумно жестикулируя, он стал рвать на себе волосы и шелковые одежды, ударом ноги отбросив прочь табак и трубку. Его одежды и роскошное ложе пришли в беспорядок, а сам он катался по полу и рыдал: кам̇ ва̄ дайа̄лум̇ ш́аран̣ам̇ враджема – «В ком, в ком помимо Него мы будем искать прибежище?»

Тогда Гададхара Пандит решил: «В своем уме я нанес великое оскорбление Пундарике, из-за роскошного платья и образа жизни посчитав его невайшнавом. В действительности же он великий вайшнав — как подействовало на него воспоминание о Кришне!»

Затем Гададхара Пандит открыл свои мысли Мукунде:

«О Мукунда, я оскорбил великого вайшнава. Что со мной будет? Впервые увидев, я осудил его, нанес ему оскорбление. Полагаю, что если бы я принял от него мантру, стал бы его учеником, то он простил бы все мои оскорбления. Нет иного способа очиститься от вайшнава-апарадхи. Я должен сказать об этом Господу Гаурачандре, Нимаи Пандиту».

Так они покинули дом Пундарики Видьянидхи, и Гададхара пошел к Нимаи Пандиту просить разрешения стать учеником Пундарики Видьянидхи.

Прежде чем кто-либо узнал, что Пундарика прибыл из Чхаттаграма в Набадвип, и даже до встречи Пундарики с Махапрабху, тот внезапно вскричал: «О Бап Пундарик, Бап Пундарик!» Так, находясь в настроении Шримати Радхарани, Нимаи повторял его имя. Слово бапозначает «отец», так что смысл Его восклицаний был: «Отец Пундарика! Отец Пундарика!» Так, в настроении Радхарани, Нимаи Пандит взывал к его имени.

Когда Гададхара высказал свою просьбу Махапрабху, Господь сразу же ответил: «Да, это было бы правильно. Скорее пойди и стань его учеником». В Гаура-лиле Гададхара представляет Радхарани, а в Кришна-лиле Пундарика — отец Радхарани: гуру подобен отцу, ученик подобен ребенку. Итак, Махапрабху сразу же согласился, и Гададхара принял посвящение у Пундарики Видьянидхи. То был не кто иной, как Вришабханураджа, а Гададхара был Радхарани, воплотившейся в Гаура-лиле.

Пундарика Видьянидхи не совершал омовений в Ганге, поскольку не мог допустить, чтобы его ноги коснулись бы ее святых вод. Перед рассветом он приходил к Ганге и омывал ее водой свою голову. Он не ходил к Ганге днем, потому что не мог вынести вида людей, злоупотреблявших ее святостью, окунавшихся в Гангу и плевавших в нее, загрязняя ее чистые воды. Обычно перед поклонением, молитвой или чем-то подобным пандиты совершают омовение в Ганге и постятся, очищая свое тело от греха, но Пундарика Видьянидхи перед ежедневным поклонением и исполнением повседневных обязанностей предпочитал выпить немного воды Ганги, тем самым являя нам пример почтения к святой реке.

В Пури его ближайшим другом был Шри Сварупа Дамодара. По прибытии в Пури он ощутил в своем сердце боль, поскольку жрецы-слуги Господа Джаганнатхи облачали Господа в крахмальную ткань. Когда ткань изготавливают на ручном ткацком станке, то нить вымачивают в рисовом отваре, действующем в качестве клея, крепко удерживающего нить. Такая ткань считается нечистой, и перед предложением Божеству ее нужно прополоскать в воде. Жрецы в Пури не следовали этому правилу, и для облачения Господа Джаганнатхи использовали обычную, не промытую в воде ткань. Пундарика Видьянидхи не мог с этим смириться.

Той же ночью он увидел сон, в котором Джаганнатха и Баларама, придя к нему, били его по щекам, говоря: «Ты пришел сюда, чтобы искать изъяны в наших слугах? Вот тебе!»

Божества наносили ему пощечины, и сон был настолько жизненным, что, проснувшись утром, он обнаружил, что щеки его горят. Он поведал о случившемся своему ближайшему другу, Сварупе Дамодаре: «Дорогой Сварупа Дамодара, я оказался в таком положении. Я питал в своем сердце дурные чувства к этим служителям, так что Джаганнатха и Баларама наказали меня. Взгляни, как распухли мои щеки!»

Таков был характер Пундарики Видьянидхи. Сказано, что по своему духовному естеству он был воплотившимся на этой земле отцом Шримати Радхарани. Даже незначительное влияние этого святого дня, дня его явления, окажет нам огромную помощь в нашем духовном росте.

Обсуждения

Комментариев пока нет, Вы можете стать первым!
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Введите два слова, показанных на изображении: *
Добавить комментарий