3

Ш́рӣла Рагхуна̄тха да̄са Госва̄мӣ а̄вирбха̄ва-титхи (день явления).

Шри Шримад Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж


"Проповеди Хранителя Преданности" том 2, глава 7 "Священный день"

Шри Рагхунатха даса Госвами родился около пятисот лет назад в селении Кришнапур, в округе Хугли, и происходил из касты каястха. Его отец, Хиранья Мазумдар, имел брата по имени Говардхан, и оба они были крупными землевадельцами. Рагхунатха рос в их семье единственным ребенком. В то время они собирали 20 лакхов (2.000.000) рупий налогов, из которых 12 лакхов должны были уплатить царю, так что чистый доход их семьи составлял 8 лакхов.

Рагхунатха услышал о Махапрабху вскоре после того, как Он принял санньясу. Хиранья и Говардхана были знакомы с Адвайтой Ачарьей, и обычно предлагали ежегодное пожертвование всем виднейшим бенгальским знатокам санскрита, равно как и их школам.

Когда Махапрабху, приняв санньясу, вернулся в дом Шри Адвайты Ачарьи (Адвайта-бхаван), Рагхунатха даса посетил Его и потерял разум от любви к Кришне. Его сердце совершенно растаяло от красоты и обаяния Махапрабху, уровня Его преданности и глубины Его учения. Сам Махапрабху понимал, какое впечатление Он произвел на юношу. Рагхунатха никогда не покинул бы Махапрабху, но Господь сказал ему: “Ступай домой. Не проявляй чрезмерного рвения, владей собой. В сердце своем храни святую любовь к Кришне, не проявляя ее внешне. Не действуй напоказ. Очень скоро наступит время, когда Кришна укажет тебе путь, откроет тебе дорогу. Не допускай лицемерия, храни это в глубинах сердца”.

стхира хан̃йа̄ гхаре йа̄о, на̄ хао ба̄тула
краме краме па̄йа лока бхава–синдху–кӯла

(Ч.ч., Мадхья, 16.237)

“Успокойся и ступай домой — не будь безумцем. Океана мирского бытия не переплывешь одним рывком”.

Впоследствии, в Панихати, Рагхунатха познакомился с Нитьянандой Прабху, и получил от Него повеление: “Ты сын богатого человека, поэтому устрой большой пир и накорми моих учеников”.

Рагхунатха исполнил Его просьбу, и Нитьянанда Прабху был очень доволен им. Благословляя Рагхунатху, Он сказал: “Твое время скоро придет”, а затем обратился к преданным: “Вот юноша — владелец огромного состояния, который мог бы наслаждаться всем, к чему стремится молодежь, но он думает не об этом. Благодать Кришны вошла в его сердце, и его не волнует ничто мирское: забыв о себе, он хочет покинуть свой дом, полный роскоши, желая стать уличным нищим. Он забыл о себе ради Кришны. Только взгляните, сколь высок его идеал — идеал преданности и любви к Господу. Любовь к Кришне сделала его безумным. Он очень, очень удачлив. Его не смогли удержать ни роскошь, ни почет, достойные царя”.

Итак, он вернулся домой, но Хиранья и все домашние заметили, что он уже не входит во внутренние покои. Отец и старшие пришли к выводу, что здоровье Рагхунатхи серьезно ухудшилось, так что, отобрав десять человек, они поручили им следить за ним, чтобы, в случае новой попытки, он не мог бы покинуть дом.

Однажды ранним утром, еще до восхода солнца, их неожиданно навестил их семейный гуру Ядунандана Ачарья. Повстречав Рагхунатху во внешних покоях дома, он обратился к нему со словами: “Мне необходимо уйти по очень важному делу, и здесь нет никого, кто мог бы поклоняться Божеству у меня дома. Так что, пожалуйста, попроси от моего имени какого-нибудь ученика-брахмана послужить Божеству день или два, пока я не вернусь”. Затем Ядунандана Ачарья направился к выходу, а Рагхунатха последовал за ним, и, заметив, что он уходит с их семейным гуру, стража не задержала его. Пройдя какое-то расстояние, Рагхунатха сказал гуру: “Вы можете уйти по вашему делу, а я попрошу достойного человека проводить поклонение в ваше отсутствие”.

Гуру ушел, а Рагхунатха сумел воспользоваться выпавшим ему случаем. Возможно, он действительно нашел человека, готового служить Божеству учителя, но сам поспешил уйти, направившись в сторону от Пури: он понимал, что, обнаружив его исчезновение, его близкие пошлют на поиски людей, приказав тем искать его на дороге в Пури. Вот почему в продолжение целого дня он шел в другую сторону. Остановившись на ночлег в доме пастуха, он взял у него немного молока и переночевал в коровнике, а утром пошел в Пури.

Обнаружив исчезновение Рагхунатхи, его близкие узнали от охраны, что он ушел с их семейным гуру, но в доме гуру его не нашли. Решив, что он ушел в Пури, они послали в погоню за ним десять человек, но те вернулись ни с чем. Сумев, таким образом, ускользнуть от своих преследователей, Рагхунатха шел в Пури двенадцать дней, причем девять из них он не принимал пищи — в эти дни еда ему не понадобилась: его питала переполнявшая его божественная любовь.

Ему было известно, что Шри Чайтанья находился в Гамбхире, в Каши Мишра бхаване, и, придя туда, во дворе дома он упал в поклоне перед Махапрабху.

Мукунда Датта объявил Господу о прибытии Рагхунатхи, и Махапрабху сказал: “О да, да, позаботьтесь о нем. Он добрался сюда с великими трудностями — он долго шел без еды. Ухаживайте за ним несколько дней, а затем он сам позаботится о себе”.

Таково было указание Махапрабху, и в течение нескольких дней Рагхунатха принимал там прасадам. Затем он стал просить подаяние у ворот храма Джаганнатхи.

Убедившись, что не в силах вернуть его домой, его родные отказались от дальнейших попыток возвращения. Они направили к нему брахмана и двух слуг, дав им денег и поручив проследить, чтобы Рагхунатха не умер от голода; кроме того, их попросили снять для него дом. И хотя их посланцы сделали все возможное, Рагхунатха по-прежнему жил подаянием. Однажды, по прошествии двух лет, он пригласил Махапрабху вкусить прасадам в том доме, и, желая сделать ему приятное, Господь согласился. Но впоследствии сам Рагхунатха решил не повторять подобного приглашения, рассудив: “Все это служит лишь моему имени, моей славе. Махапрабху не был доволен этим прасадом”.

 Сварупа Дамодара был самым дорогим приближенным Махапрабху, и, кроме того, был известен как человек глубоких познаний. Рагхунатха тоже получил прекрасное образование — как мы знаем, он оставил нам прекрасные стихи на санскрите. Махапрабху поручил Рагхунатху заботам Сварупы Дамодары, сказав: “Я попрошу Сварупу Дамодару заботиться о тебе, и он подскажет тебе, что нужно для твоей жизни в преданности”.

Известно, что как-то раз, однажды, Рагхунатха обратился к Махапрабху со словами:

“Зачем Ты заставил меня покинуть дом, и в чем мое высшее благо? Если бы Ты соблаговолил Сам сказать мне об этом, мое сердце было бы удовлетворено”.

Махапрабху ответил:

“Я поручил тебя заботам Сварупы Дамодары, и он больше меня подготовлен к этому. Если же хочешь услышать что-нибудь от меня, я скажу тебе коротко:

гра̄мья–катха̄ на̄ ш́унибе, гра̄мья–ва̄ртта̄ на̄ кахибе
бха̄ла на̄ кха̄ибе а̄ра бха̄ла на̄ парибе
ама̄ни ма̄нада хан̃йа̄ кр̣ш̣н̣а–на̄ма сада̄ ла’бе
врадже ра̄дха̄–кр̣ш̣н̣а сева̄ ма̄насе карибе

(Ч.ч., Антья, 6.237–237)

“Не вовлекайся в мирские беседы. Всеми силами избегай мирского. Не вкушай изысканных блюд, принимай обычную пищу, пришедшую без особых усилий, не носи роскошных одежд. Всегда воспевай имя Кришны, воздавая почтение другим и не ожидая себе никакого почтения. Будь скромен, не стремись прославиться. Таким образом старайся всегда воспевать имя Кришны, а в сердце своем старайся служить Шри Шри Радхе и Кришне во Вриндаване. Вниманием своим будь во Вриндаване, воздавая служение лиле Шри Шри Радхи и Кришны”.

Махапрабху сказал Рагхунатхе, что эти слова содержат суть того, что Он хотел бы ему посоветовать, и, вслед за тем, вновь взяв руку Рагхунатхи, Он вложил ее в руку Сварупы Дамодары, сказав: “Я поручаю тебя заботам Сварупы Дамодары, он — лучший духовный учитель, и он позаботится о тебе”.

Со времени прихода Рагхунатхи в Пури Махапрабху прожил там еще шестнадцать лет, а затем покинул этот мир. Тогда и Рагхунатха ушел из Пури и направился во Вриндаван, думая: “Я обрел то, что должен был обрести, теперь же я хочу лишь однажды увидеть Вриндавана-дхаму, после чего покину этот мир, бросившись с высочайшей из вершин Говардхана”. С этой мыслью он и пошел во Вриндаван, а там встретился с Санатаной Госвами и Рупой Госвами, что стало для него началом новой жизни. Рагхунатха думал: “О, что это? Махапрабху не покинул нас — сейчас Он живет в них”.

Махапрабху наделил Рупу и Санатану силой сохранить поток преданности, воспринятый ими от Него, и представить его в новом свете. Их просили доказать цитатами из различных шастр, что учение Махапрабху составляет глубинную суть и цель всех Священных Писаний. Как сказано в “Бхагавад-гите”, ведаиш ча сарваир ахам эва ведйах, — “Цель всех Богооткровеных Писаний — показать, что Я — Высочайший Центр, Абсолют”. Поэтому Махапрабху сказал: “Кришна — Абсолют. С помощью различных Священных Писаний, а также сказаний — всеми возможными средствами — старайтесь доказать, что Кришна — это Сваям Бхагаван, Всевышний, и что Враджа-лила, Вриндавана-лила, есть высочайшее из всего, чего можно достичь”.

Два брата уже начали эту работу, когда к ним пришел Рагхунатха, осознавший: “Махапрабху теперь здесь”. Отказавшись от мысли покинуть мир, он стал учеником Рупы и Санатаны. Известно, что когда-то Махапрабху сказал Санатане Госвами: “Мои последователи очень бедны и беззащитны, так что тебе следует заботиться о них, когда бы они ни приходили во Вриндавану. Ты должен стать покровителем всех моих учеников, приходящих во Вриндаван”. Вот почему Санатана помогал Рагхунатхе, когда тот пришел во Вриндаван.

Рагхунатха настолько забывал о себе, что в один из дней, когда он сидел на берегу Радха-кунды и воспевал святое имя, он не заметил тигра, пришедшего в ту местность на водопой. Случайно став свидетелем этой сцены, Санатана Госвами был изумлен увиденным. До того времени Рагхунатха жил под деревом, но Санатана сказал ему: “Пожалуйста, построй себе дом и живи в нем. Не пренебрегай моей просьбой — я очень прошу тебя сделать это”. Тогда Рагхунатха построил себе небольшую хижину и с тех пор жил в ней. Его вайрагья, отрешенность, не знала себе равных. Как ни велико было безразличие Санатаны, Рупы и остальных Госвами к мирским наслаждениям, отрешенность Рагхунатхи была еще сильней.

Временами, когда он жил в Пури, он выходил просить прасада у ворот храма Джаганнатхи, а порой получал его в бесплатной кухне, устроенной для нищих. Но затем он пришел к заключению: “Я пользуюсь тем, что создано чужой кармой”.

Оставшийся от Господа Джаганнатхи прасада обычно отдают коровам Джаганнатха Пури, но даже коровы отказываются его есть, когда он настолько теряет свежесть, что издает дурной запах. Рагхунатха же стал питаться этим прасадом, промыв его водой и добавив немного соли. Однажды об этом услышал Махапрабху. Он пришел к Рагхунатхе, когда тот собирался принимать «пищу» и неожиданно взял немного Себе. Отведав ее, Он заметил: “Я много раз пробовал прасада Джаганнатхи, но такого сладостного не вкушал никогда!”

Так что же является вкусом прасада? Это не мирской вкус. У Рагхунатхи была столь сильная вера в прасада, что он, потомок семьи, купавшейся в царской роскоши, мог жить, питаясь прогнившей пищей со щепоткой соли: настолько безразлично было ему все мирское. А на закате своей жизни, во Вриндаване, он принимал лишь одну миску гхола, пахты, в день. Это невозможно для человека из плоти и крови. Великие души, подобные Госвами, в действительности пришли сюда из другого мира: вот почему они смогли явить нам идеал отрешенности. Это невозможно для обычных людей — они умрут, попытавшись практиковать подобное отречение. Но, соблюдая такую вайрагью, Госвами показали нам идеал. В то же время Рагхунатха изучал написанное Рупой Госвами о высочайшем из чувств преданности — мадхура-расе.


Обсуждения

Комментариев пока нет, Вы можете стать первым!
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Введите два слова, показанных на изображении: *
Добавить комментарий