Одежды и атрибуты вайшнавов как напоминание о духовности
Вопрос: Разве брахмачари и грихастхи не могут мыслью, словом и делом служить духовной цели?
Шрила Шридхар Госвами Махарадж: Могут, но санньяса, формальное отречение, — своего рода символ, напоминание. Не следует думать, что те, кто не принял санньясу, не могут служить Кришне. Преданному совсем не обязательны не то что санньяса, но и брахманский шнур, и туласи-мала. Они лишь напоминают нам, новичкам, что мы посвятили себя духовной жизни, что мы больные, согласившиеся пройти курс лечения.
Сиддха-махатмам (совершенным душам) необязательно носить розовые одежды. Выздоровевшему не нужен больничный халат. Санатана и другие Госвами носили обычные белые одежды. Они считали излишними шафран, данду, брахманский шнур. Для духовной жизни ничего этого не нужно. Истинно отреченному не нужны символы отречения. Однако это необходимо новичку как напоминание о принадлежности к обществу вайшнавов, к самому низшему его слою. Главнокомандующему не обязательно носить мундир. Хотя иногда, как в случае Махапрабху, он это делает.
Ачарья носит свои одежды потому, что люди привыкли судить по внешности, а главное — тот, у кого возникнет интерес к духовному, будет знать, где найти помощь. Если бы ачарья носил обычные одежды, люди не оказывали бы ему надлежащего уважения и не придавали большого значения его словам. Мундир необходим для порядка. Униформа придает полицейскому больше веса в глазах других. Но можно и без формы служить и выполнять самые ответственные задания.
Когда люди видят одежды санньяси, они понимают — этот человек имеет отношение к духовной жизни, с ним нельзя вести себя, как с обычным человеком, он может научить духовному, принести духовную пользу. Одежда напоминает и самому санньяси, что надо быть разборчивым в общении — люди берут с тебя пример, ты для них символ духовной жизни. Но в целом формы и символы не обязательны. Чтобы очистить сердце от лжи, похоти, зависти и жадности, не обязательно играть роль брахмачари, грихастхи, ванапрастхи или санньяси.
Из книги "Слово Хранителя Преданности"