Кто может устанавливать Божества?
«Божество должно быть установлено вайшнавом, и эта церемония называется прана-пратиштха. Стхапати — мастер, изготовляющий Божества, — создает Их форму. Затем необходимо установить Божество, и это делает вайшнав, чистый преданный.
Бхактеччхопа̄тта-рӯпа̄йа парама̄тман намо ’сту те — «Я приношу поклоны Тебе, о Параматма, предстающая перед нами во множестве образов в соответствии с желаниями Твоих бхакт». (Шримад-Бхагаватам 10.59.25.)
Кто может призвать Господа? Кто может побудить Господа прийти сюда? Разве Господь — мальчик на побегушках? Нет, но Он выполняет желания преми-бхакты. Господь — бхакта-ватсала, и Он хочет доставить удовольствие Своим преданным. Тот, кто абсолютно независим, кто провозгласил в «Бхагавад-гите» (7.7), что нет никого превыше Его [маттах̣ паратарам̇ на̄нйат кин̃чид асти дханан̃джайа], — тот самый Верховный Господь говорит в «Бхагаватам» (9.4.63), что у Него нет независимости: ахам бхакта-парадхино — «Я нахожусь полностью во власти Моих преданных. Я завишу от Своего бхакты. Я подчиняюсь Своему преми-бхакте, Своему дорогому преданному». Верховный Господь готов выполнить любую просьбу такого преданного. Кришна выполняет приказы преми-бхакты, который связал Его веревкой любви. Кришна всегда ищет возможности послужить Своему бхакте.
Бхакты настолько дороги Кришне, что Кришна готов исполнить любую их просьбу. Только они могут сделать так, чтобы Кришна пришел сюда. Только преми-бхакта, шуддха-бхакта может сделать так, чтобы Господь нисшел сюда. Иначе у Господа нет причин приходить сюда. Преми-бхакта, шуддха-бхакта может пригласить Господа в любое время и в любое место. Кришна готов выполнить любой приказ преданного, ибо преданный очень дорог Ему».
Из лекции, прочитанной в Бхуванешваре 1 января 1994 г.