Шри Шрила Прабхупада. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада
Почитаемый в высочайшей степени Шрила Прабхупада - это динамически проявляющаяся форма энергии милости Господа Гауранги Девы. Я слышал, что в детстве его наставники - осознавшие себя души - обычно обращались к нему по имени Шримад Бхактисиддханта Сарасвати. Позже, когда он в 1918 году принял уклад жизни в отречении, его стали величать Триданди Свами Шримад Бхактисиддханта Сарасвати. В дальнейшем в различных священных местах паломничества он представлялся как Шри Варшабханави Дайита Дас. Он - экспансия Шримати Радхарани, не отличающаяся от Нее самой. Также он всегда с радостью проявлял свою природу, которая приносит наслаждение Шримати Радхике - настроение служения Господу Кришне. Он знал наизусть стихи религиозной песни "Вилапкусуманджали" - песни плача по разлуке с Шримати Радхарани. Когда он описывал славу Шримати Радхики, а иногда даже просто упоминал Ее имя, его охватывали эмоции и потоки слез лились из его глаз. Он ничего не мог поделать - эмоции пронзали его сердце, когда он слышал популярные строки песни "Вилапкусуманджали": "вайрагья-юг бхактирасам, аса бхарайр-амритаснидхимайяйх" или "ясьях адапи васунанча лакхеланотха" из "Шри Радхараса Суддханиддхи". Часто пел он такую песню:
радха дасье рахи чхада бхога ахи
пратиштхаса нахе киртанангорава
радха нитьяджан таха чхади мана
кена ва нирджана-бхаджана-кайтава
Перевод: "Нужно оставаться служанкой Шримати Радхарани, отбросив все материальные чувственные наслаждения и пытаться смиренно проповедовать славу Имени. Чистые преданные не просто занимаются бхаджаном в одиночестве, потому что это - разновидность обмана".
Когда он уходил из этого мира, вступая в свои вечные игры, его последние слова были: "Все вы стремитесь удовлетворить трансцендентные чувства Верховной Абсолютной Истины, вы должны сотрудничать друг с другом, подчиняясь самому преданному двойнику Верховного Господа. Эта самая преданная Верховному Господу душа (ашрая виграха) - Шримати Радхарани. Все вы находитесь здесь с одной целью: стать достаточно квалифицированными, чтобы служить Шримати Радхарани и самому возлюбленному Ее спутнику - духовному учителю".
В Пури-дхаме, за несколько дней до того, как уйти в свои вечные лилы, он воспевал стихи из двух знаменитых молитв, прославляющих холм Шри Говардхану. Это были строки Шри Рупы Госвами "патьясам ме твам куру говардхана пурнам" и Шрилы Рагхунатхи даса Госвами "ниджа никата нивасам дехи говардхана твам". С помощью этих молитв он показал нам на личном примере, как нужно поклоняться холму Шри Говардхану. Точно так же Шрила Прабхупада предлагал чистую воду и листья туласи, поклоняясь Шри Говардхану (Божеству в форме камня). Перед тем, как отнести прасад в его комнаты в Чайтанья-матхе, мне лично случалось видеть, как он это делает. Священный холм Говардхана и святой пруд Шри Радха-кунда были объектами его наибольшего почитания и поклонения. Холм Чхаттак находится непосредственно возле храма Тота-Гопинатхи, где стоят Божества, которым служил когда-то Шри Гададхар Пандит (экспансия Шримати Радхарани). Считается, что холм Чхаттак не отличается от холма Говардханы, по этой причине Шрила Прабхупада оборудовал себе место для занятий служением на его вершине. Во Враджа-мандале Шрила Прабхпада соорудил надгробие из цветов (пушпасамадхи) для Шрилы Бхактивиноды Тхакура, которое называется "Враджасвананда-сукхадакунджа" и расположено на берегу нынешней Радха-кунды. Там он показал также образец памятования об играх Шри Кришны, происходящих в течение восьми периодов, на которые делятся сутки (ашта-калия-лилы). Личный спутник Господа Гауранги, Шри Двиджабанинатха, поклонялся раньше Божествам Шри Гоур-Гададхары в Чампахати, но после этого он на некоторое время отказался от такого поклонения. Затем Шри Шрила Прабхупада начал поклоняться Им снова. Этим поступком он показал, что формальное преданное служение - поклонение Шри Гоур-Гададхаре с привязанностью - было для нас более чем важно. Шрила Прабхупада считал Шридаму Маяпур, место, где родился Шриман Махапрабху, изначальной Гокула-махаваной Враджи. Шривасанган, место совместного воспевания, считалось местом игр любви, залитым расами преданности Враджи. Он смотрел на Чандрашекхара-бхаван или на Шри Чайтанья-матх как на изначальный холм Говардхану.
Затем он соорудил водоем рядом с холмом Говардханой, который назвал Радха-кунда. Именно здесь, построив себе бхаджан-кутир в виде маленькой хижины, на берегу Радхакунды, он начал проявлять невероятное отречение. Затем он показал метод глубочайшей преданности, искренне воспевая три лакха Святых Имен в день и завершил свой обет, повторив в целом 1000 миллионов Имен в этом месте. Даже после успешного соблюдения своего обета Шрила Прабхупада продолжал всегда с большой серьезностью воспевать Святые Имена. Он уделял особое внимание воспеванию Святых Имен как наиважнейшему процессу преданного служения и сам был привязан к этому методу. Когда бы я ни спрашивал Шрилу Прабхупаду, можно ли мне уменьшить количество воспеваемых кругов, принимая во внимание мой режим, он всегда настаивал на том, что каждый должен стараться ежедневно воспевать один лакх Святых Имен. Он со всей серьезностью замечал, что Шриман Махапрабху даже не принимал воду от тех, кто не воспевали каждый день по лакху Святых Имен. Таким образом, его наставление таково: каждый должен невзирая ни на что найти время и должным образом воспеть в течение дня один лакх Святых Имен. Он добавлял, однако, что количество - не самое важное, но что следует изо всех сил стараться быть внимательными во время воспевания и держаться в стороне от оскорблений Святого Имени. Те, у кого есть хоть доля уважения к Шриману Махапрабху, никогда не станут пренебрегать Его словами даже на йоту.
Таким образом Шрила Прабхупада показал пример идеального поведения, поэтому его проповедь была эффективной. Он никогда не поощрял тех, кто берется проповедовать, не научившись перед этим вести себя должным образом. Он никогда не одобрял, когда каким-либо образом постулаты чистой преданности смешивались с другими процессами и старался оберегать чистоту преданного служения. Он никогда даже не помышлял о том, чтобы действовать вопреки этикету преданных (вайшнавов), он не нарушал этикет для того, чтобы привлечь последователей или вступить в какой-нибудь клуб и не смотрел сквозь пальцы на тех, кто позволял себе это. Шрила Прабхупада не знал себе равных в умении вести за собой, в личном обаянии и силе характера. Когда бы ни приходили к нему великие ученые или влиятельные люди, они оставляли свою гордыню за порогом и в почтении склонялись перед ним. Шрила Прабхупада нейтрально относился к их учтивости и сразу же смело начинал проповедовать чистые постулаты писаний. Он, Шрила Прабхупада, никогда не одобрял людей, которые сдерживали себя или стеснялись помочь другим развить в себе преданность. Он сурово заявлял, что скупость во время проповеди преданного служения - то же, что и насилие над живыми существами. Он упоминал в своем комментарии к "Чайтанья-чаритамрите" (М. 12/135), что хотя убийство живых существ считается насилием, не распространять послания преданности другим, быть беспристрастным или давать поблажки, имея дело с теми, кто трудится ради того, чтобы наслаждаться своими плодами, или с имперсоналистами, или с грубыми материалистами, - это косвенное насилие, так как вместо того чтобы помочь дживе в индивидуальном духовном развитии, ей позволяют падать вниз.
Он был близким спутником Господа, и мы можем видеть, что уже в детстве он естественным образом был привязан к Святым Именам и поклонению Божеству. В Рампуре Шрила Бхактивинода Тхакур, видя его сильное стремление заниматься преданным служением, наградил его инициацией в Святые имена и Нрисимха-мантрой, когда ему было всего семь лет. Специально из Пури Бхактивинода Тхакур привез для него четки из Туласи.
В 1881 году, когда велись землекопные работы во время постройки дома Шрилы Бхактивиноды Тхакура под названием "Бхакти-бхаван", нашли Шалаграм - Божества Господа Курмы. Отец, видя энтузиазм своего восьмилетнего сына, начал поощрять его, обучая всем тонкостям поклонения в соответствии с мантрами ("святыми формулами"). Шрила Прабхупада с верой продолжал каждый день поклоняться и соблюдал все предписания, например, носил тилак и т.д. И по сей день этому Шалаграму с верой продолжают поклоняться в "Бхакти-бхаване".
Шрила Прабхупада пишет в комментарии к тексту "присте брамьяд аманда мандра гири" ("Шримад-Бхагаватам", 12.13.2):
Веды по капле вливают истину в сердце живого существа во время дыхания Господа Курмы (Черепахи) и полностью искореняют его невежество. Дыхание дремлющего Господа в облике черепахи аналогично менталитету всех живых существ, которые то наслаждаются, то отвергают что-либо. Тем не менее, если Верховный Господь Курма становится милостив к живому существу, Он может спасти его от этих двух противоположных умонастроений - одобрения и неприятия - с помощью своего трансцендентного дыхания. Пусть же трансцендентное дыхание Господа Черепахи спасет эти удачливые живые существа от материальной иллюзии! Чтобы избавиться от чесотки у себя на спине, Господь Черепаха трется о гору, которая стоит на Нем сверху. Это почесывание аналогично противоречащим постулатам преданного служения заключениям инакомыслящих, отвергающих трансцендентную форму Господа. Таким образом, поскольку Господь не может спать из-за этой чесотки, живые существа остаются бездыханными. Пусть же ветер чистого дыхания Господа Черепахи умиротворит этих падших живых существ, мнения которых отклоняются от истины! Игры Господа Черепахи, включая Его явление, служит тому, чтобы обеспечить дуновение благоприятного ветра, который уносит желания материальных наслаждений из сердца извращенного живого существа".
Шрила Прабхупада всегда подчеркивал, что надо отказаться от обоих противоположных умонастроений: как от наслаждения, так и от неприятия. В таком контексте большое значение имеет стих, начинающийся со слова "Ишавасья", означающий, что всё является собственностью Господа, и у нас нет права наслаждаться Его собственностью без Его позволения. И точно так же, поскольку нам это не принадлежит, мы не имеем права от этого отказаться. Что бы Верховный Господь в своем бесконечном сострадании ни дал нам из насущно необходимого, мы всё должны с радостью принимать, предложив это вначале Верховному Господу, а затем почитая остатки своего подношения. Это единственный способ, с помощью которого мы можем преодолеть непреодолимую иллюзорную энергии или выбраться из-под ее власти. Таково значение стиха "Ишавасья", произнесенного изначально Сваямбхувой Ману.
На самом деле во время игр воплощения Черепахи взбивание Молочного океана произошло исключительно благодаря энергии и желанию Верховного Господа, а Полубоги и Демоны лишь формально там присутствовали. Таким же образом Верховный Господь взбил ведические писания с помощью чистых преданных Вьясадева и Шукадевы Госвами, в результате чего на свет появился нектар - расы преданности. Как воплощение Мохини лишила демонов божественного нектара и передала его полубогам, так и эссенция чистой преданности принадлежит только Его преданным и по Его милости, в то время как непреданные лишены такого экстаза. Таково благословение, которое пролил на преданных Сута Госвами.
Шрила Прабхупада с колоссальным почтением относился к основным святым Дхамам Пури, Навадвипе и Вриндавану, и выказал величайшее уважение главенствующим Божествам каждого из этих мест. Он - океан высочайших благочестивых качеств, описать которые я смог лишь в незначительной мере. Лишь абсолютная покорность его наставлениям сделает совершенной мою человеческую жизнь, и лишь так смогу я обрести его милость.