О принятии санньясы и странностях в религии
Так много странного в наше время, много чудаковатых людей, которые проповедуют, как проповедуют преданные. Кто-то говорит, что он гуру, кто-то говорит, что он санньяси. Кто-то говорит, я на вершине горы Арарат принял санньясу у Господа Шивы и теперь меня зовут именем наоборот. У кого-то было какое-то имя и он составил его наоборот. Кто-то говорит, что к нему пришёл Шива и дал какие-то наставления, к кому-то пришел Кришна и дал какие-то наставления. Этого странного очень много и мы не можем всё это странное отбросить, вписав в рамки формальной логики.
Однажды была встреча преданных и православных. В ходе диалога православные бросили вызов: как ваш главный гуру Шрила Бхактисидханта Сарасвати принял санньясу сам? Как это он принял монашество сам? На сколько авторитетно его положение? Почему-то преданные не стали отстаивать положение Шрилы Бхактисидханты Сарасвати Тхакура, хотя были обязаны это сделать. Действительно, наши ачарьи, многие, в том числе Шрила Бхактивинода Тхакур и наши шесть Госвами приняли санньясу сами. Многие из них широко не проповедовали, не вели такую проповедь, которая собирала бы много последователей, как Шьямананда прабху, Шрила Нароттама Дас Тхакур или Шринивас Ачарья. Обычно для такой проповеди людям нужно много всего авторитетного, проверенного традицией, но Шрила Бхактисидханта Сарасвати Тхакур, наоборот, проповедовал очень широко, его миссия была самой грандиозной, самой большой, и санньясу он принял сам.
В наше время санньяса воспринимается как какая-то волшебная палочка. Данда санньяси подразумевает, что человек взошёл на вершину социального успеха. Он, как небожитель на Земле, потому что он получил санньясу, отстоял очередь в какой-то организации. Есть какие-то списки и если ты в них попал, значит ты получишь санньясу. Это как кандидатская диссертация, в своё время. Всегда был вопрос, не как её написать, а с кем написать, под чьим руководством? Нужно было очень хорошо просчитать на ближайшие 5 лет положение научного руководителя твоей диссертации. Я не стал писать диссертацию, потому что когда меня приглашали работать на кафедре, то в это время я уже распространял книги и мне это было неинтересно. Нужно было знать кто твой научный руководитель. Если у тебя хорошие связи, то у тебя будет диссертация. Вот и в наше время, карьера в мире бхакти похожа на карьеру в научном мире или где угодно. Карьера мало чем связана с духовностью, но так или иначе, это элемент традиции, а традиции являются праманой, доказательством. Наши ачарьи говорят, что если человек нуждается в поддержке общества, он должен принять санньясу у какого-то другого санньяси. Если он не заинтересован в такой поддержке, он может принять санньянсу сам, в том случае, если он достиг бхава-бхакти. При этом сам по себе факт того, что этот формализм, как нечто обязательное, принять санньясу согласно каким-то правилам и предписаниям. Сам по себе этот факт как бы разрушает традицию. С одной стороны, он даёт свободу в религии. Человек достиг бхава-бхакти и может принять санньясу, потому что санньяса принимается для собственного блага. Конечно, с такой санньясой он может быть не придёт в большое, процветающее общество, потому что там его уважать никто не будет. У кого он санньясу получил? Я сам санньясу получил. Все будут смеяться, он сам санньясу получил.
Но это неверно, даже преждевременное отречение не должны порицать, если человек следует правилам и предписаниям отречения, согласно идее описанной в Шримад-Бхагаватам. Что говорить если санньясу принял сам Шрила Бхактисидханта Сарасвати Тхакур, Шрила Бхактивинода Тхакур или другой према-бхакта или бхава-бхакта, как это предписано и более того, санньяса даже предписана для такого уровня преданных. Вайрагья - это предписание для них. С одной стороны, эта саньяса делает религию свободной от формализма, что очень важно, чтобы религия не контролировалась. Если что-то контролируется, оно будет контролироваться Кали в Кали-югу. Так оно и происходит. Санньяса становится инструментом какого-то карьерного роста и всё это смешно, вернее грустно.
С другой стороны, очень важный момент, отсутствие формализма порождает возможность появления большого количества чудаков. Я хотел сказать самозванцев, но это неуместно, чудаков. Это чудачество совершенно разрушает проповедь, люди начинают имитировать парамахамс, не достигнув не то что бхавы, даже ништхи. Они имитируют парамахамс и разрушают веру в бхакти, веру в принципы, которые устанавливают ачарьи. Вопрос даже не в том, что кто-то может упасть со своего положения, а в том, что люди изначально чудачат и очень много странного. Религия, когда она наполняется неофитами, итак выглядит странно, но когда её окружают такие чудаки. Я понимаю, чудаки всегда стремятся к чудесам, поближе к религии, к тому, где им кажется, можно реализовать свою пратиштху. Кали всяческим образом это поддерживает для того, чтобы преданные боялись всего неформального и всячески защищались этим формализмом. Плохое, кривое, косое, оно, понимаете, одобрено и поддержано обществом. Это очень интересный феномен наших дней. Нужно разобраться, разобраться во всём очень хорошо и достаточно глубоко. Нужно достаточно хорошо понимать, что есть что и кто есть кто, то есть самбандха, положение вещей, должно быть достаточно ясно проявлено, иначе мы запутаемся. Как мы сказали, определишь положение вайшнава, обретёшь всё или погибнешь.
Я вижу, что сейчас, с одной стороны, мир наполняется странностями в том, что должно было быть традиционным, но это уже описано нашими ачарьями. Шрила Бхактисидханта Сарасвати Тхакур в своей знаменитой статье «Организованная религия», Шрила Бхактивинода Тхакур, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж говорят, что эта формальная религия, после ухода ачарьев, это плацдарм для деятельности Кали. С одной стороны, этот формализм уже не живой, с другой стороны, борцы с этим формализмом выглядят чаще, ещё более странно. То есть, Кали с обеих сторон, и со стороны формализма и со стороны того, что противопоставляется этому формализму. Такая ситуация: одно выглядит солидным, но полностью лицемерным, а второе, вроде бы там есть какие-то намёки на искренность, но это полноя чудачество, и что-то совершенно неавторитетное.
Мы сейчас живём в таком мире. Как говорит один мой приятель, либо больница, либо тюрьма. Очень тяжело, как в непроглядном лесу, сделать какой-то выбор, понять положение других личностей, потому что псевдо-преданные говорят как преданные, да ещё и добавляют туда энергию своей корысти, желание достичь какой-то цели, вводя преданных в заблуждение. Это всё обрастает кучей чудаков. Есть какая-то маргинальная оппозиция, которая с кем-то, с чем-то борется. Всё это превращается в такой хаос, что опереться на что-то становится очень сложно. Вместе с этим существует история, которая влияет на нас прямо сейчас.
Были преданные, которые пытались действовать со всей серьёзностью, основательностью. Они очень серьезно прятали свою пратиштху за желанием строго следовать правилам и предписаниям шастр. Если они проводили какие-то фестивали, то обязательно бесплатно. Если распространяли книги, то за веру. Если что-то делали, то со всей основательностью. Их дхоти было в дырках, курта была залатанной. Они печатали книги и очень широко проповедовали. Они получили авторитетное посвящение, авторитетную санньясу, их гуру были маха0бхагаваты, но сейчас, они оставили санньясу, они критикуют преданных и несут всякий вздор. Кому нам довериться? Кому преданным довериться? Может довериться тем санньяси, которые хоть и плохонькие, которые падают и может быть лицемерные, но это как то всё "держится на обоях", как в той истории: прибегают к прорабу и говорят, убрали леса, а здание рухнуло! Он говорит, я же вам сказал, сначала поклеить обои, а потом убирать леса! Поклеить обои, а потом убирать леса! Это всё должно было держаться на обоях! Вот я и говорю, может быть мы как-то на обоях задержимся понимаете. Такова Кали-юга.
Шри Нарахари Саракар сказал Шриле Шривасу Тхакуру, в Кали-югу непонимание ситуации будет у преданных всех категорий, у начинающих, у мадхьяма-адхикари и даже у уттама-адхикари. Непонятно, как действовать в этой совершенно запутанной ситуации. Но Шри Нарахари Саракар сказал, я даю тебе благословение дорогой Шривас, что ты и преданные под моим руководством, всё равно будут успешно проповедовать. Проповедь будет развиваться, несмотря на то, что всё очень запутанно, и эта запутанность вероятнее всего будет сохраняться, и возможно станет ещё сильнее. Мы конечно надеемся, что вся эта запутанность как-то схлопнется. Как то здание близнецов. Ачарьи всё равно, они наклеили обои, они сделали это всё вечным. "Главное оставаться в ИСККОН", но где это написано в книгах? Может быть главное оставаться там где чистые преданные? Нужно идти туда, где Шрила Нароттама Дас Тхакур, Шринивас Ачарья, Шрила Нарада Муни, Шрила Шривас Тхакур. Идти туда, где Шрила Прабхупада, где наш Шрила Гурудев, где вайшнавы. Очень опасно быть с теми, где всё это на обоях держится.
Понимаете, нет такого, чтобы духовное знание передавалась каким-то конституциональным образом. Как сейчас говорят христиане, главное быть в теле церкви. Но что это значит? Кто дал определение телу церкви? Телом церкви должны быть святые. Вот тело церкви. Нет святых, нет никакого тела.
Бхактйа санджайате бхактйа, бхакти порождается из бхакти. Мы должны быть там, где бхакти. Для этого мы должны всё-таки как-то научиться отличать бхакт от не бхакт, преданных от не преданных, несмотря на то, что всё так запутано. Кали не даёт нам возможности различать преданных, а мы должны, так или иначе, научиться различать. Мы должны научиться различать кто есть кто и что есть что. Мы должны хорошо разбираться в таттвах. Особенно необходимо начать с того, чтобы разобраться с вайшнава-таттвой и гуру-таттвой. Кто гуру, кто такие вайшнавы?
Очень много странностей. Все готовы съесть вас бесплатно, а некоторые предлагают сделать это ещё и за деньги. Преданные платят деньги за то, чтобы получить вайшнавское образование. Это всё равно, что получить мантру гаятри за деньги. Вход на лекцию платный, видео на YouTube платное, 100 рублей. В наше время даже такие формы обмана существуют и почему-то они никого не смущают. Нужно научиться действовать правильным образом и обман, всё таки, должен нас смущать. Мы должны уметь отличить лицемерие от правдивости. Кришна говорит, что в Кали-югу тяжело: истинная религия принимается за безбожие а безбожие принимается за истинную религию. Но если мы хотим понять Бога, мы должны различать, это очень важно.
17 апреля 2019 года