3
Рекомендуем канал "Один кришнаит"

Псевдо-аскетизм. Попытки взять Бога своими силами

Автор: Шриман Бхактишастри Шукадев дас Адхикари

Неверие в Бога порождает гордость, которая выражается в том, что человек всего желает добиться собственными силами. Иногда можно встретить утверждение, что, например, легкие наркотики помогают концентрации, и раз они помогают концентрации, то можно эту концентрацию направить на медитацию. Вайшнавы всегда на это отвечают так: Бога невозможно взять силой. Но так или иначе у людей есть эта тенденция взять Бога силой. 

Кто-то думает, что можно совершать благочестивую деятельность и что Бог зависит от этой благочестивой деятельности - это называется карма-мимамса. Когда Бог, Он лишь часовщик, Он завел этот часовой механизм, и дальше Он Сам зависит от хода времени. Либо есть майавади, которые отрицают Бога и говорят, что они попали под влияние иллюзии, потому что Брахман трансформировался, Брахман стал многими. Единый, могущественный Брахман стал маленькими частицами и поэтому попал под влияние иллюзии — это называется майавада. Майа покрыла Брахман, потому что Он стал маленьким, и теперь нужно вернуться в это изначальное состояние Брахмана, и они это тоже делают своими силами. 

В 5-6 стихах 17 главы Бхагавад-гиты Кришна описывает тех, кто хотят достичь сиддх:

аш́а̄стра-вихитам̇ гхорам̇
тапйанте йе тапо джана̄х̣
дамбха̄хан̇ка̄ра-сам̇йукта̄х̣
ка̄ма-ра̄га-бала̄нвита̄х̣
каршайантах̣ ш́арӣра-стхам̇
бхӯта-гра̄мам ачетасах̣
ма̄м̇ чаива̄нтах̣ ш́арӣра-стхам̇
та̄н виддхй а̄сура-ниш́чайа̄н
Некоторые из гордыни и корысти совершают суровую аскезу, не предписанную в шастрах. Побуждаемые вожделением, мирскими привязанностями и жаждой власти, они истязают тело и причиняют боль Мне, пребывающему в их телах. Таких людей следует считать демонами.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхактур говорит: они хотят добиться вечной молодости, здорового образа жизни, власти. Люди хотят своими силами добиться здоровья, добиться власти над материей, даже над собственным телом и прибегают к выдуманным аскезам. Они совершают какую-то аскезу для того, чтобы победить природу, и Кришна их называет демонами. 

Какая это аскеза? Тот, кто поститься чрезмерно, тот, кто истязает своё тело, я даже вспомнил о беге, когда изучал этот стих. Я подумал, что это тоже аскеза, которая не описана в шастрах

Так или иначе, мы хотим победить природу. Это может казаться хорошим путем - с помощью аскезы оздоровить своё тело, победить карму. Но посмотрите, как жестко реагирует Кришна. Победить окружающий мир своими силами и вмести с ним победить Бога, Его законы. Вроде бы такая лазейка есть, на самом деле под эту категорию попадает целый ряд практик, которые есть во многих религиозных традициях, когда люди истязают себя. Но Кришна говорит: мало того, что они беспокоят свою собственную душу, они ещё беспокоят и Меня. То есть, Я, который нахожусь в теле, сталкиваюсь с этими страданиями, Мне это невыносимо, а джива пытается идти этим путём. Кришна говорит, что Ему эта выдуманная аскетичность не нравиться. 

Поэтому я прошу всех, не выдумывайте аскезы. Есть аскезы, которые предписаны, такие как следование Экадаши. Эти аскезы возвышают, но не нужно придумывать ничего самим. То есть, не нужно совершать аскезы. Чрезмерная аскеза будет лишь проявлением гордости. Как правило эта гордость направлена только на то, чтобы утвердить себя в религиозном обществе, только на это, и больше ни на что. Даже эти люди, которые хотят получить здоровье или ещё что-то, они выше, чем те, кто хотят себя утвердить в религиозном обществе. Их цель более отстрочена. Они выше, чем те, кто делает видимость, что они совершают аскезу в религиозном обществе для того, чтобы занять какое-то положение. 

Итак, мы должны отвергнуть то, что находиться за пределами невежества, и мы должны будем отвергнуть веру, которая находится в невежестве, в страсти и в благости. Но, прежде всего, мы должны отвергнуть этот глупый аскетизм, который не приводит ни к каким результатам. Самый грубый из них – это желание произвести впечатление на окружающих с помощью аскетизма. Более возвышенный вид аскетизма описан в 5 и 6 стихе: делайте это ради здоровья или ради мистических сил, совершайте какие-то суровые аскезы. Но Кришна говорит, что это причиняет Ему боль. Это беспокоит саму атму и это беспокоит Параматму, Сверхдушу. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, тот, кто совершает эту аскезу, имеет силу, убеждение и энтузиазм совершать её, хотя эти аскезы беспокоят его самого. То есть, это тяжело, очень тяжело, но у человека есть сила и энтузиазм истязать свое собственное тело и свою собственную душу. 

Дальше, мы должны отвергнуть все идеи, которые не согласуются со священными писаниями, что будет проявлением классического невежества. Также, мы должны отвергнуть те виды поклонения, которые связаны с невежеством. Поклонение духам и привидениям. Мы должны отвергнуть поклонение асурам, поклонение сильным мира сего. Якшам, которые связаны с деньгами, ракшасам, которые связаны с силой, асурам, которые связаны с технологией, которая проявлена в этом мире. Мы должны отвергнуть даже поклонение полубогам. Священные писания говорят, что мы должны отвергнуть даже поклонение Нараяне, чтобы поклоняться Кришне. Хотя, Нараяна – это Сам Кришна, Он проявляет величие. Но наш духовный учитель говорит, вы должны отвергнуть даже поклонение Кришне в Двараке. Мы много чего отвергаем, поэтому мы должны отвергнуть и свои привычки. Самоутверждаться за счет аскетизма или чего-то ещё внешнего, ради Кришны, мы должны это отвергнуть. 


17 июня 2018 года

Обсуждения

Комментариев пока нет, Вы можете стать первым!
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Добавить комментарий