Не судите по внешнему, умейте увидеть бхакти
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
В священных писаниях сказано, что нельзя обращать внимания как на физические недостатки, так и на характер преданных, занятых чистой бхаджаной. Нельзя завидовать им, осуждать их и считать невоспитанными или грубыми. Предположим, один человек благочестив по природе — правдив, честен, — но совершает бхаджану, сохраняя мирской склад ума. Другой же всецело поглощен хари-бхаджаной, но сохраняет какие-либо недостатки, страдает от недуга или во внешности его есть изъяны. Кто из них выше? «Бхагавад-гита» утверждает, что лучше тот, кто полностью посвятил себя бхаджане.
Обыватели могут не согласиться с этим. Даже Сита — Сама Богиня Процветания, Лакшми-деви — в глазах жителей Айодхьи выглядела грешницей после того, как провела год в царстве Раваны на Ланке. Господь Шри Рамачандра сказал: «Сита-деви непорочна; Она будет жить со Мной во дворце». И хотя во всей Айодхье не было никого чище и возвышенней Её, молва обывателей заставила Раму безжалостно отнестись к Ней — изгнать в лес.
Такие предубеждения живы и поныне. Если мы замечаем недостаток в человеке, то относимся к нему с пренебрежением. Мы привыкли воспринимать окружающее глазами мирянина. Не видим сердце человека, его бхакти. Судим о других только по внешности. Лишь общение с садху-вайшнавами, мадхьяма-адхикари высшей категории, которые избавились от анартх и уже готовы вступить на уровень уттама-адхикари, может дать нам силы следовать наставлениям Кришны в «Бхагавад-гите». Что касается людей с мирским разумом, они будут говорить: «Этот вайшнав не умеет себя вести, скорее всего, он лицемер». Такие люди не почитают даже Нараду, поскольку им трудно понять его.