Мадхвачарья
Мадхвачарья был очень могущественным и сильным. Говорится, что он — воплощение Ханумана и Бхимы. Некоторые связывают Мадхвачарью с Вьясадевом, так же, как Бхиму с Кришной, а Ханумана с Рамачандрой. У Ханумана были определенные отношения с Рамачандрой, а у Бхимы с Кришной — отношения, основанные на дружеском служении. Такими же были и отношения Мадхвачарьи и Вьясадева. Вьясадева — воплощение Вишну. Таково мнение Мадхава-сампрадаи, и мы согласны с этим.
Мадхвачарья обладал невероятной геркулесовой силой. Сохранился один огромный камень, который Мадхвачарья перенес с одного места на другое для какой-то цели. Там есть табличка, на которой написано: «Этот огромный камень был перенесен с такого-то места сюда одним Мадхвачарьей». Мадхвачарья один своей рукой перенес этот камень. Этот камень не могли бы поднять и перенести даже двадцать и более силачей. Но Мадхвачарья одной рукой поднял его и перенес. Так написано на этом камне.
Когда Мадхвачарья отправился в свое путешествие с целью проповеди, чтобы встретиться с кем-то и победить оппонентов, он взял с собой быка, который вез его книги — необходимые шастры для того, чтобы цитировать из них оппонентам. Один ученик во время этого путешествия как-то спросил его: «Кто будет проповедовать ваше учение после вас? И кто напишет комментарии на ваши ценные книги?» Мадхвачарья указал на этого быка и сказал: «Этот бык сделает это».
После Мадхвачарьи четверо его учеников стали его преемниками: Падманабха [Тиртха], Нрихари [Тиртха], Мадхава [Тиртха] и Акшобхья [Тиртха]. Падманабха или Ачьюта Прекша — первый ученик. Шри Падманабха считался главным преемником Мадхвачарьи. Затем Нрихари. Прежде он был министром Виджаянагара. Он происходил из царской семьи. Он стал хорошим ученым и считался вторым преемником. Третьим преемником был Мадхава, непосредственный ученик Мадхвачарьи. И Акшобхья — четвертый преемник Мадхвачарьи и также непосредственный его ученик.
И вот Акшобхья (это было уже впоследствии) однажды задумался: «Кто же продолжит нашу преемственность? Кто станет следующим преемником? Мадхвачарья сказал, что после него этот бык будет проповедовать его учение». Он не мог понять, что это означает.
Однажды Акшобхья сидел в манговом саду на берегу озера. Это было во время его проповеднического тура. Он увидел, как вдруг появился некий человек, одетый как царь-кшатрий, воин, который подошел к этому озеру. Он так хотел пить, что сразу опустил лицо к воде и стал пить из озера прямо ртом, словно бык. И тогда Акшобхья вспомнил слова Мадхвачарьи насчет быка. Он подумал: «Этот человек пьет воду из озера точно так же, как пьет ее бык». И тогда он кое-что понял. Когда этот человек утолил свою жажду, Акшобхья Тиртха подозвал его, усадил рядом, стал беседовать с ним и постепенно выяснил, что это человек имеет большой интерес к религиозной философии. И вот таким образом этот человек стал его учеником. Впоследствии его стали называть Джая Тиртха.
Итак, в преемственности идет Акшобхья, затем — Джая Тиртха. Джая Тиртха был великим ученым. Он написал очень убедительные, с сильными аргументами книги, направленные непосредственно против философии Шанкарачарьи. Одна из его книг называется «Ньяя-судха». Судха — это «нектар». «Ньяя-судха» означает «нектар логики». Эта книга стала очень известной книгой против учения майявади. Она полностью опровергает майяваду очень естественным, очень сильным образом. Книга была написана Джая Тиртхой, и она полностью представляет позицию Мадхвачарьи.
Что еще можно сказать о Мадхвачарье? Вы знаете это молитву «Гуру-парампара». После Джая Тиртхи — Даянидхи, затем Видьянидхи, а потом Раджендра [Тиртха], затем Лакшмипати [Тиртха], а после Мадхавендра Пури. После Лакшмипати в парампаре следует Мадхавендра Пури. Гаудия-вайшнавы отсчитывают свое начало от Мадхавендры Пури. Именно с него в вайшнавизме началась новая ветвь — ветвь гаудия-вайшнавов, поскольку до Мадхавендры Пури нигде не наблюдалось истинных признаков божественной любви к Кришне.
Начиная с Мадхавендры Пури, появляется действительно божественная любовь во всей своей полноте. Живая божественная любовь к Кришне, в которой может проявляться столько признаков через ум, через тело. Эта божественная любовь к Кришне заставляет преданного плакать, танцевать, вызывает другие эмоции. Эти эмоции приходят из духовного божественного мира, когда преданный наделен настоящей преданностью Кришне во Вриндаване — враджа-бхакти. Это бхакти Вриндавана, и оно берет начало от Мадхавендры Пури.
Затем после Мадхавендры Пури в преемственности идут Адвайта Прабху, Нитьянанда Прабху и Ишвара Пури. А после Ишвары Пури — Шри Чайтаньядев. Таким образом, Гаудия-сампрадая происходит от Мадхава-сампрадаи. Это ветвь Мадхава-сампрадаи. И хотя существует достаточно большая разница между теологическими концепциями Мадхава-сампрадаи и Гаудия-сампрадаи, тем не менее, мы преклоняемся перед Мадхвачарьей, поскольку он проповедовал против философии адвайты Шанкарачарьи и философии двайты.
Он установил разницу между слугой и Объектом служения. Это очень естественная, истинная разница. Слуга и Господин — это реальная разница. Джива — слуга, а Господь — это Тот, Кто принимает служение. И никогда джива не может стать равной Господу. Это было бы оскорблением. Мадхвачарья очень сильно и убедительно развенчал эту теорию, которая гласит, что слуга когда-либо может достичь положения Господина, Господа. Такое никогда невозможно. Между дживой и Господом существует вечное различие. Думать иначе — самое отвратительное, что может быть. Только тогда возможно вечное бхакти, когда установлена вечная разница между Господом и слугой. Только тогда бхакти может быть вечным. Иначе бхакти прекратилось бы. Мадхвачарья делал очень сильный акцент на этом.
Он написал комментарий на Упанишады «Гьякхья», затем «Анувьякхьянам» — комментарий на «Веданту». Также он дал объяснение к «Махабхарате» и написал комментарии ко многим другим писаниям. Все эти писания в основе своей имеют очень ясную разницу в положении между Господом и Его слугой, разницу между дживой и Бхагаваном, вечную разницу. И в положении слуг также существует определенная градация.
Также он говорил о том, что этот мир является реальным, а не выдуманным. Он не является иллюзией, ведь мы реально испытываем здесь страдания, сталкиваемся с разными бедствиями. Если бы этот мир был воображаемым, нереальным, то почему же тогда эти страдания столь реальны для нас? Мадхвачарья объяснял все это. Этот мир является определенного рода реальностью. И мы можем избежать этого мира, мы можем выйти из него. Сейчас мы находимся под влиянием майи, невежества.
Его имя после принятия санньясы стало Ананда Тиртха. Ученые сравнивают его с лодкой, на которой мы можем пересечь эту пучину невежества, неведения. Благодаря его наставлениям и по его милости мы можем пересечь эту пучину невежества и обрести освобождение. А истинное освобождение означает обретение служения божественным стопам Господа Кришны, Нараяны.