Хари-васар/Посты
описания праздников, правила постов, прославления святых, биографии учителейПост на Парама Экадаши
Пост на Парама Экадаши соблюдается в следующие лунные дни (титхи):
- в экадаши, если Экадаши чистый;
- в Двадаши, если Экадаши не чистый.
В какой лунный день (титхи) соблюдается Экадаши всегда указано в календаре. Также в календаре указывается соблюдается Шуддха Экадаши или Махадвадаши.
Махадвадаши бывает следующих видов: Джая, Виджая, Джаянти, Папанашами, Пакшавардхини, Унмилани, Вьянджули, Трисприша, Мадхусудана и Говинда.
Правила поста в Экадаши:
- В Экадаши постятся на зерновые и бобовые продукты, а также помидоры, баклажаны, листовые (капуста, в том числе цветная, брокколи; травяной чай; листовые специи; зелень и пр.), перцы, свёклу, мед и лимон;
- Нужно воздержаться от близких отношений полов, за день до Экадаши, в Экадаши и в день после Экадаши;
- Нужно стараться как можно больше быть вовлеченными в духовную деятельность;
- На следующий день после Шуддха Экадаши или Махадвадаши нужно соблюсти паран, выйти из поста:
- те, кто постились на сухую, должны выпить воды;
- те, кто во время Экадаши принимали прасад (предолженную Кришне пищу) или воду, должны принять зерновой прасад.
Время, в которое необходимо совершить паран, всегда указывается в вайшнавском календаре.
Полное правило постов смотрите в описании календаря.
шуддха-бхаката-чарана-рену, бхаджана-анукула
бхаката-сева, парама-сиддхи, према-латикара мула (1)
«Пыль с лотосных стоп чистых преданных благоприятствует бхаджану, а служение вайшнавам – высшее совершенство и корень нежного ростка божественной любви».
мадхава-титхи, бхакти-джанани, джатане палана кори
кршна-васати, васати боли’, парама адаре бори (2)
«Я по всем правилам соблюдаю святые дни, такие как экадаши и Джанмаштами, ибо они – мать преданности. Эти дни – Сам Кришна, и, почитая их, можно легко достичь Его. Посещая же места лил Кришны, можно получить Его благословение».
Шрила Махарадж: Что значит мадхава-титхи?
Преданный: Экадаши.
Шрила Махарадж: Почему Джанмаштами, Гаура-пурниму и другие святые дни не называют мадхава-титхи? День экадаши более дорог Кришне, чем даже Джанмаштами. Ради блага всех джив Кришна Сам превратился в мадхава-титхи. Он подумал: «Все забыли Меня и страдают в этом мире. Как Мне привести их на Голоку? Для таких падших и беспомощных это невозможно». Поэтому Он стал экадаши-титхи. Слово титхи означает «определенный промежуток времени». Как же Кришна мог стать временным отрезком, или титхи? Дело в том, что все трансцендентное время – это Сам Кришна. Поэтому экадаши, будучи промежутком трансцендентного времени, – тоже Кришна. Однако, экадаши-титхи – не только промежуток времени. Как левая часть тела Кришны, отделившись, стала Шримати Радхикой, (вследствие чего Радхику считают проявлением Кришны), так и экадаши называют «мадхава-титхи, бхакти-джанани», потому что Кришна Сам превратился в этот день. Каждый, кто соблюдает экадаши, обретает бхакти. Тот же, кто пренебрегает экадаши, лишает себя возможности получить этот редкий дар.
Что значит «соблюдать экадаши»? Если под видом соблюдения экадаши вы выпиваете ведра сока и ласси, закусывая все это килограммами манго, – то это нельзя назвать постом. Ешьте ровно столько, сколько нужно, чтобы поддержать жизнь и легко воспевать хари-наму.
Итак, желая освободить всех, кто следует экадаши, и одарить их вечным служением на Голоке, Кришна стал экадаши-титхи.
Мадхава-титхи, бхакти-джанани, джатане палана кори.Джатане значит «должным образом». Не может быть и речи о том, чтобы не соблюдать экадаши. Этому дню нужно служить, как Самому Кришне. Старайтесь следовать экадаши, как все учителя нашей парампары.
Кршна-васати, васати боли’. Где экадаши, там и Кришна. Он всегда рядом с Экадаши-деви, потому что экадаши – это Сам Кришна. Парама адаре бори. Нужно соблюдать экадаши с великим почтением, и тогда в наше сердце в одно мгновение придет бхакти.
гоура амара, дже-саба стхане, короло бхрамана ранге
се-саба стхана, херибо ами, пранайи-бхаката-санге (3)
«Вместе с дорогими преданными Господа я обойду все места, которых коснулись лотосные стопы Гауранги Махапрабху».
Что следует делать в этот день? Шри Чайтанья Махапрабху гулял и танцевал по всем девяти островам Навадвипы. Он посещал Панихати, Шантипур и многие другие места. Затем Он пошел в Пури, а из Пури – на берег реки Годавари, где встретил Рамананду Рая. Спустя какое-то время, Он вернулся в Пури, а оттуда направился во Вриндаван. По пути Он заходил в лес Джхариканда, Каши, Варанаси и Праяг, а на обратном пути посетил еще больше разных мест.
Пранайи-бхаката-санге. Я обойду эти места вместе с пранайи-бхактами, т.е. теми, кто испытывает возвышенную любовь к Кришне и Махапрабху. По пути я буду у них спрашивать: «Что это за места? Что здесь делал Шри Чайтанья Махапрабху?»
мриданга-вадйа, шуните мана, авасара сада джаче
гоура-вихита, киртана шуни’, ананде хрдойа наче (4)
«При звуках мриданги меня охватывает ликование, а во время киртаны, прославляющей Махапрабху, сердце начинает танцевать».
Скоро ли наступит тот день, когда я буду в экстазе танцевать с гаура-бхактами и кришна-бхактами под звуки мриданг и каратал? Когда я смогу присоединиться к Шривасу Пандиту и его братьям в киртана-раса-мандале?
Гоура-вихита, киртана шуни’. Шри Чайтанья Махапрабху наслаждался громкими и сладостными киртанами Рамананды Рая, Сварупы Дамодары, Нароттамы даса Тхакура, Шьяманады прабху, Шринивасы Ачарьи, Говинды даса, Шрилы Бхактивиноды Тхакура и многих других чистых преданных. Когда же я буду танцевать от счастья под звуки этих киртанов, звучащих в моем сердце?
йугала-мурти, декхийа мора, парама-ананда хойа,
прасада-сева, корите хойа, сакала прапанча джайа (5)
«Созерцая мурти Божественной Четы, я чувствую бесконечное блаженство. А почитая Их прасад, я освобождаюсь из-под власти материальной природы».
Йугала-мурти, декхийа мора. Стоит мне увидеть преданных, в то же мгновение меня охватывает блаженство.
Прасада-сева. Не вкушайте прасад в спешке, как обезьяны, стараясь успеть раньше других, чтобы не пришлось делиться. Это не бхакти. Прасада-сева – мы должны служить прасаду. Кроме того, нужно служить святому имени (нама-сева), Вайшнавам (вайшнава-сева) и Божествам (тхакура-сева). Сакала прапанча джайа. Если я буду служить прасаду, то сражу наповал материальное существование (прапанчу) и легко преодолею все материальные желания.
дже-дина грхе, бхаджана декхи, грихете голока бхайа
чарана-сидху, декхийа ганга, сукха на сима пайа (6)
«Когда в моем доме поклоняются Радхе и Кришне, он тут же превращается для меня в Голоку Вриндавана. А когда я принимаю чаранамриту Божеств, то вижу священные воды Ганги, стекающие с лотосных стоп Господа, и мое счастье не знает границ».
Грихете голока бхайа. Сюда пришла Голока. Там, где совершают киртану и поклоняются Божествам, проявляется Голока. Нужно стараться каждое место превратить в Голоку Вриндавана.
Чарана-сидху, декхийа ганга, сукха на сима пайа. Как и Экадаши-деви, Ганга – возлюбленная Кришны (кришна-прия). Являясь чаранамритой Господа (водой, омывшей Его стопы), Ганга всегда чиста и очищает других. Видя ее воды, я испытываю неописуемое, безграничное счастье. Особенно я радуюсь, когда вижу Гангу в Навадвипе, где в ее водах омывался Сам Шри Чайтанья Махапрабху. На ее берегу Он одержал победу над Кешавой Кашмири. А однажды ночью Он прыгнул в Гангу и, с возгласом «О, Кришна! О, Кришна!», поплыл на другой берег, чтобы принять санньясу. Когда я посещаю эти берега, мое сердце переполняют самые разные эмоции.
туласи декхи’, джурайа прана, мадхава-тошани джани’
гоура-прийа, шака-севане, дживана сартхака мани (7)
«Когда я вижу Туласи, мое сердце успокаивается, ибо я знаю, что она приносит радость Господу Мадхаве. А когда я ем шак (двадцать две разновидности зелени), который так любил Чайтанья Махапрабху, я чувствую, что достиг успеха в жизни».
Туласи декхи’, джурайа прана. В английском языке нет подходящих слов, чтобы объяснить, что такое «джурайа прана». Туласи-деви всегда служит Мадхаве. Мое сердце ощущает приятную прохладу, когда я вижу Туласи деви. Исчезают все материальные желания, и сердце охлаждается, потому что я вспоминаю о Кришне, Махапрабху и всех Его спутниках (мадхава-тошани джани’).
Гоура-прийа, шака-севане. Шак – это зелень, вроде шпината, которую Махапрабху любит больше самых роскошных яств.
бхактивинода, кршна-бхаджане, анукула пайа джаха
прати-дивасе, парама-сукхе, свикара коройе таха (8)
«С огромной радостью Бхактивинода изо дня в день принимает все, что благоприятствует кришна-бхаджану».
Шрила Бхактивинода Тхакур с твердой верой и почтением принимает все, что благоприятно для бхакти, и немедленно отбрасывает то, что неблагоприятно. О, Мадхава-титхи, Экадаши-деви, пожалуйста, будь милостива к нам!
Гаура премананде!
Брисбен, Австралия, 23 февраля 2002 г.