Махотсава/Фестивали
описания праздников, правила постов, прославления святых, биографии учителейВасанта Панчами
/Мурвиллумба, Австралия, 17 февраля 2002 года/
В Индии проходит много фестивалей, связанных с поклонением Шри Кришне. Год делится на шесть сезонов, каждый из которых длится по два месяца. Среди этих времен года васанта (весна) является самой замечательной. Сезон васанта очень приятен, поскольку погода стоит не слишком жаркая и не слишком холодная. В изобилии распускаются ароматные цветы, такие как бели, чамели, джухи и другие, а такие цветы, как рат-ке-рани (ночная королева) цветут даже ночью. Ганга и Ямуна, отличающиеся в эти дни особенной кристальной чистотой, как будто приглашают Радху и Кришну насладиться играми в своих прозрачных водах. Во многих местах землю покрывает ковер из сияющих желтых цветов. Одежды Кришны тоже желтые, потому что у Его самой дорогой возлюбленной Шримати Радхики оттенок кожи золотистого цвета, и Он хочет всегда находиться в Ее объятиях.
Сегодня начало сезона васанта, Васанта-панчами. В это время на Говардхане в деревне Парасоули у озера, известного как Чандра-саровара, Кришна наслаждался танцем раса. Гопи танцевали с Кришной на протяжении ночи, длившейся целый день Брахмы – миллиарды лет. В ту ночь луна замерла и оставалась там, откуда ей был лучше всего виден танец Кришны с Радхикой и всеми Ее сакхи (подругами). Эти прекрасные игры родились из океана рас, сладостных трансцендентных вкусов, насыщенных безграничным счастьем.
В шарадию (осенью) танец раса проходил во Вриндаване под сенью дерева Вамшиват в начале месяца Картика. В шарадия-раса-ятре участвовали все группы гопи, тогда как в васанта-раса-ятре на Говардхане было позволено участвовать только самым возвышенным гопи. В этой лиле (игре) Кришна открыто показал исключительное положение и превосходство Шримати Радхики.
Во время васанта-раса-лилы Kришна исчез, и гопи горестно взывали: «Где Kришна? Где Kришна?». Гопи искали Его повсюду, и спустя некоторое время увидели Кришну в четырехруком образе, стоящим словно статуя. Подойдя поближе, они сказали: «О, Он похож на Kришну, но это не Kришна. У нашего Kришны нет четырех рук. Где Его флейта, павлинье перо и все остальные украшения? Эта Личность в Своих четырех руках держит шанкху, чакру, гаду и падму (раковину, диск, булаву и цветок лотоса)!»
Гопи молились Ему: «Мы очень привязаны к Kришне и ищем Его. Без Него мы умрем. Если Ты – Нараяна, пожалуйста, скажи нам, в какую сторону пошел Кришна. Будь милостив, помоги нам найти Его». Помолившись таким образом, они продолжили свой путь.
После того, как гопи покинули это место, туда пришла Шримати Радхика, и легкий ветерок, коснувшийся Ее вуали, донес аромат Ее тела до Шри Кришны. Он подумал: «О, Моя дорогая возлюбленная рядом!». Он забыл о Своей попытке явить четырехрукую форму, ибо больше не мог скрывать Свой изначальный образ. Две руки сразу исчезли, войдя в Его трансцендентное тело, и проявился Его изначальный облик с двумя руками, флейтой и павлиньим пером на голове.
ра̄са̄рамбха-видхау нилӣйа васата̄ кун̃дже мр̣га̄кшӣ-ган̣аир
др̣шт̣ам̇ гопайитум̇ свам уддхура-дхийа̄ йа̄ сушт̣ху сандарш́ита̄
ра̄дха̄йа̄х̣ пран̣айасйа ханта махима̄ йасйа ш́рийа̄ ракшитум̇
са̄ ш́акйа̄ прабха-вишн̣уна̄пи харин̣а̄ на̄сӣч чатур-ба̄хута̄
«Перед началом танца раса Господь Кришна шутки ради спрятался в зарослях, и когда гопи с прекрасными, как у ланей, глазами приблизились к Нему, Он, проявив Свое непревзойденное остроумие, предстал перед ними в прекрасном четырехруком образе, чтобы они не узнали Его. Но, когда туда пришла Шримати Радхарани, Кришна не смог оставаться четырехруким. Таково несравненное величие Ее любви» (стих из «Уджджвала-ниламани» Шрилы Рупы Госвами, приведенный в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Ади-лила 17.293).
Увидев Радхику, Свою дорогую возлюбленную и олицетворение всей любви и нежности, Кришна позабыл обо всем на свете. Она не отлична от Кришны. Она – Сам Кришна, но проявляется как Радхика.
Таким образом Кришна вернулся в Свою самую совершенную форму и тут же обнял Радху. Это произошло во время васанта-раса-лилы.
В «Шри Чайтанья-чаритамрите», в главе, называемой «Райа Рамананда Самвад», Шри Чайтанья Махапрабху спросил Шри Рамананду Рая Прабху: «В чем заключается наша садхья (совершенство) и садхана (процесс достижения этого совершенства)?»
Рамананда Рай стал отвечать, начиная с варнашрама-дхармы. Он сказал Махапрабху: «Согласно мнению сторонников варнашрама-дхармы, вести семейную жизнь и следовать варнашрама-дхарме (выполнению религиозных обязанностей для различных слоев общества и статусов жизни), ради удовольствия Кришны – это лучший процесс».
Махапрабху возразил: «В варнашраме нет чистых взаимоотношений между душой и Кришной».
Тогда Рамананда Рай предположил: «Человек должен предлагать плоды всей своей деятельности лотосным стопам Кришны», но Махапрабху отверг это утверждение и сказал: «Это верно, но я хочу услышать о большем». Затем Рамананда Рай произнес: «Человек должен предаться лотосным стопам Кришны» и процитировал следующий стих:
сарва-дхарма̄н паритйаджйа
ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа
ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо
мокшайишйа̄ми ма̄ ш́учах̣
«Оставь все виды религий и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего» («Бхагавад-гита» 18.66).
Кришна говорит здесь: «Приняв прибежище у Моих лотосных стоп, ты будешь всегда счастлив». Люди во всем мире думают, что в этом суть «Бхагавад-гиты», но Махапрабху отверг это как внешнюю, и потому не самую высшую, цель жизни и сказал Рамананде Раю: «Продолжай, рассказывай дальше». Тогда Рамананда Рай стал говорить о карма-гьяна-мишра-бхакти (преданном служении, оскверненном умственными измышлениями и желанием наслаждаться плодами своей деятельности) и произнес стих:
брахма-бхӯтах̣ прасанна̄тма̄
на ш́очати на ка̄н̇кшати
самах̣ сарвешу бхӯтешу
мад-бхактим̇ лабхате пара̄м
«Тот, кто находится в этом трансцендентном состоянии, сразу постигает Верховный Брахман и исполняется радости. Он никогда не скорбит и ничего не желает. Он одинаково расположен ко всем живым существам. Достигнув этого состояния, человек обретает чистое преданное служение Мне» («Бхагавад-гита», 18.54).
Махапрабху также отверг идеи карма-гьяна-мишра-бхакти и брахма-бхуты, потому что они лишены чистой преданности, и затем Рамананда Рай постепенно подошел к теме према-бхакти. Однако Махапрабху заметил: «Возможно, это уровень совершенства, но, пожалуйста, расскажи о большем». Тогда Рамананда Рай описал дасья-, сакхья- и ватсалья-прему (любовь к Кришне в настроении слуги, друга и родителя) и Махапрабху сказал: «Хорошо, очень хорошо! Но, пожалуйста, продолжай дальше».
В чистой бхакти-расе Кришна не может быть чьим-то отцом или матерью – Он может быть только сыном. Живое существо может служить Кришне в четырех видах взаимоотношений, но, если мы считаем, что Кришна – наш отец или мать, мы не сможем служить Кришне, поскольку родители служат своим детям.
Услышав об этих отношениях, Шри Чайтанья Махапрабху сказал Рамананде Раю: «Пожалуйста, говори дальше». И тогда Рамананда Рай произнес: «Гопи-према (служение Кришне как возлюбленному) – это высшее достижение, и среди гопи Шримати Радхика – самая возвышенная». Затем Махапрабху попросил Рамананду Рая привести пример игр, раскрывающих верховное положение Радхики, и Рамананда Рай сначала привел пример шарадия-раса-лилы. Он сказал: «Все гопи танцевали с Кришной, и казалось, что одна гопи танцевала между каждыми двумя Кришнами, и один Kришна танцевал между каждыми двумя гопи. Миллиарды гопи танцевали с Kришной, но внезапно Он исчез. Почему? Чтобы доставить удовольствие Радхике. Он взял Ее с собой, и никто не знал, куда Он или Его возлюбленная ушли».
Тогда Махапрабху выразил сомнение следующим образом: «Поскольку Кришна встретился со Шримати Радхикой после Своего исчезновения с танца раса, кажется, что Он опасался реакции других гопи. Если бы Он открыто покинул общество всех других гопи, уйдя с Радхикой прямо у них на глазах, то это также показало бы, что любовь Радхики – наивысшая».
Поэтому Шри Рамананда Рай поведал о васанта-расе. Он сказал: «Кришна танцевал с миллиардами гопи, а тем временем Радхика думала: «Кришна всегда уверяет: «Ты – Моя самая дорогая возлюбленная». Но Я вижу, что Он танцует со Мной так же, как и со всеми остальными гопи, стало быть, в Его глазах мы все равны». В это время Радхика пришла в мрачное расположение духа и немного разгневалась. Она тут же покинула танец раса, и Кришна последовал за Ней.
Кришна думал: «Если Радхики здесь нет, то и расы нет. Раса теряет всякий смысл. Я провожу раса-лилу только для Радхики. Она – Моя половинка, Мое целое, Мой гуру и Моя служанка; Она – все для Меня. Она – сама Моя жизнь». В васанта-расе Кришна открыто заявил об этом».
Тогда Махапрабху воскликнул: «Это чудесно! Я хочу услышать от тебя о кришна-таттве, радха-таттве, према-таттве и раса-таттве». Рамананда Рай начал глубоко описывать эти темы, но в какой-то момент Махапрабху остановил его: «Больше не говори. Эти темы так возвышенны, что в этом мире нет никого, достойного слушать о них. Если ты продолжишь говорить об этих темах, Я тут же погружусь в настроение Кришны и должен буду оставить эту форму Шачинанданы Гаурахари». И Рамананда Рай не стал продолжать.
Сегодня у нас ежегодное празднование васанта-расы, а для Кришны эта раса длится вечно. Все Его игры вечно проявлены на Голоке Вриндаване, и Он проводит их в бесчисленных вселенных, поскольку Он нисходит в одну вселенную за другой. В васанта-расе Он заявил открыто: «Моя самая возвышенная возлюбленная – это Шримати Радхика». Нет никакого различия между Радхикой и Кришной. Кришна проявил Радхику из своей левой половины. Если мы сможем сделать Радхику счастливой, тогда Кришна будет доволен, и мы с легкостью покорим Его сердце. И в этом цель почитания васанта-расы.