Вайшнава-махотсава/Праздники в честь святых
описания праздников, правила постов, прославления святых, биографии учителейШрила Нарахари Саракара Тхакур тиробхава-титхи (день ухода)
Километрах в шести от Катвы, в округе Барддхаман, находится Шри-Кханда, родина Шри Нарахари Саракара Тхакура. Шри Мукунда Даса, Шри Мадхава Даса и Шри Нарахари Даса были братьями. Сыном Шри Мукунды был Шри Рагхунандана Тхакур. Семья Нарахари Саракары была гордостью всей общины вайшнавов. Благодаря общению с ними, вся Кханда была в то время проповедническим центром Гаудия-вайшнавизма. Когда царь Пратапарудра увидел преданных Кханды во время санкиртаны, он изумился от увиденного:
«Пратапарудра сказал: вид этих преданных приводит меня в изумление, ибо никогда прежде не видел я, чтобы кто-то излучал такое сияние. Воистину, они сияют, подобно миллионам солнц. И такого мелодичного пения имён Господа я ещё не слышал. Я никогда ранее не видел такого экстатического проявления любви к Кришне, не слышал, чтобы так изумительно пели хари-наму. Их танцы – нечто невиданное» («Ч.-ч.», Мадхья, 11.94-96).
Однажды Шри Нитйананда Прабху и Гауранга пришли в Шри Кханду и зашли в дом Нарахари Саракары. Хозяин тут же начал обмахивать Их чамарой. Нитьянанда спросил Нарахари: «Ну ладно, мы все знаем, кто ты. Так где же мёд?!» И тогда Нарахари пошёл к пруду находящемуся рядом с его домом. Он набрал некоторое количество этой воды в горшок и с помощью своей трансцендентной мистической силы превратил для удовольствия Господа Нитьянанды и Чайтаньи горшок воды в сладчайший мёд. В "Бхакти ратнакаре" описывается, что Шри Нарахари Саракара Тхакур служит Господу Шьямасундаре во Враджа-лиле как Мадхумати, прана-сакхи, обеспечивающая Радху-Дамодару и Их спутников приятным медом.
Шри Кришнадаса Кавираджа Госвами упоминает о преданных Шри-Кханды как о главной ветви дерева Кришна-премы Чайтаньи (Чч. Ади. 10.78, 79): "Среди жителей Шри-Кханды были Мукунда Даса, Шри Рагхунандана, Нарахари Даса, Чиранджива и Сулочана. Все вместе они образуют главную ветвь дерева Шри Чайтаньи и являются как таковые обителью милости Господа. На этой ветви в изобилии растут плоды и цветы бхакти".
Шри Лочана Даса Тхакур был дорогим учеником Нарахари Саракары Тхакура. В "Чайтанья-мангале" он описывает своего гурудева следующим образом: "Шри Нарахари Даса - мой Господь. Он научил меня трансцендентным знаниям и повлиял на меня во многих отношениях. Обильной Кришна-премой пропитана вся его жизнь: признаки ее видны в его теле невооруженным глазом. Никто не может понять уровень его преданности и Кришна-премы. В своей предыдущей жизни во Вриндаване он был известен как гопи Мадхумати, дорогая подруга Шри Радхи, которая была кладезем сладости. Эта же сакхи - подруга Радхи - явилась во время деяний Шри Гауранги в эпоху Кали как Нарахари, который был кладезем Радха-Кришна-премы".
Шрила Бхактивинода Тхакур упомянул Нарахари Саракара в своем бхаджане "Гаура-Арати":
нарахари ади кори чамара дулая,
санджая мукунда васугхош ади гая
Тут говорится о том, что Нарахари дас обмахивает Махапрабху чамарой. Он часто омахивал Чайтанью веером из павлиньих перьев или чамарой из хвоста яка. Это очень радовало Махапрабху.
Шри Нарахари Саракара Тхакур связан со многими деяниями Махапрабху.
Шри Нарахари Саракара Тхакур был великим певцом и поэтом. Он сложил множество стихов и песен о деяниях Шри Гауранги и Шри Нитьянанды. Он написал книгу песен на санскрите под названием "Шри Бхаджанамрита". Песенник под названием "Падакалпатару", в котором выплеснулась невыносимая разлука со Шри Гаурангой, приписывается Нарахари Саракари Тхакуру, а также некоторые другие книги.
Практически все песни Шри Нарахари Саракары Тхакура вошли в "Бхакти-ратнакару" Нарахари Чакраварти Тхакура. Поэтому иногда сложно точно сказать, где в "Бхакти-ратнакаре" песни Нарахари Саракары, процитированные Нарахари Чакраварти, а где произведения, написанные самим Нарахари Чакраварти. По той же причине столь же сложно сказать, какие песни о Гаура-лиле, вошедшие в "Бхакти-ратнакару", написаны Нарахари Саракарой Тхакуром. Основная сложность в том, что оба автора были тезками и часто подписывались простым: "Эту песню пропел Нарахари". Что приводит к определенному замешательству касательно авторства тех или иных частей книги, хотя оба Нарахари - великие преданные, и "Бхакти-ратнакара" почитается как вайшнавское писание, достоверно описывающее жизнь великих вайшнавских святых.
Шрила Лочана Даса Тхакур писал: "До рождения Шри Гауранги много различных раг было написано Нарахари, который пел о Враджа-расе". Перед тем, как сложить песни о Гауранге, Нарахари Саракара Тхакур написал множество песен во славу Кришны. Шрила Нарахари Саракара Тхакур ушел из этого мира в день кришна-экадаши (одиннадцатый день убывающей луны) аграхаяны месяца.