Вайшнава-махотсава/Праздники в честь святых
описания праздников, правила постов, прославления святых, биографии учителейШри Шримад Бхакти Дайита Мадхава Госвами Махарадж тиробхава-титхи (день ухода)
/"Шри Шримад Бхакти Дайита Мадхава Госвами Махарадж. Его святая жизнь и деяния"/
Последние наставления Шри Шримад Бхакти Дайиты Мадхавы Госвами Махараджа: "Три преграды преданному служению Господу"
«Я хочу сказать вам ещё кое-что. Мы все пришли в Матх, чтобы совершать преданное служение Кришне, но есть три основных препятствия, которые нужно иметь в виду.
Первым является желание чувственных удовольствий. Первая преграда преданному служению – это канака, золото или желание накапливать большие деньги. Ваше внимание, ваша привязанность должны быть направлены на лотосные Стопы Шри Кришны. Если же вы привязываетесь к чему-то ещё, вы упадёте. Не следует думать, что раз этого никто не замечает, значит отречённым в матхе можно откладывать деньги «на чёрный день». Отречённые просят подаяние, в этом состоит их дхарма. Но все деньги, которые они собрали в качестве пожертвований, они должны отдать в матх в тот же день.
Настоятели храмов должны помнить, что их обязанность – заботиться о лечении бхакт, служащих в матхе, когда они болеют. Если необходимо, они должны где-то взять деньги в долг и проследить, чтобы бхакта получил требуемое лечение. Я вспоминаю времена в Гоудия Матхе, когда у нас не было денег даже на продукты. Тогда я одолжил денег у кого-то, ничего не говоря бхактам, и купил продуктов на рынке. Только Уддхаран Прабху знал об этом. Уддхаран Прабху тоже ходил к одному грихастхе и одалживал деньги у него. Этим домохозяином был Говинда Бабу. Если у Говинды Бабу не было денег, тогда он одалживал их у своей жены. Если я брал деньги в долг, позже я всегда возвращал их обратно. Многие ли знали, что деньги на служение иногда мы брали в долг?..
Шрипад Бхакти Саранга Госвами Махарадж, Шрипад Неми Махарадж и я занимались сбором подаяний для Матха. Я надевал костюм и отправлялся собирать пожертвования. Затем по возвращении я отдавал все деньги в Матх. Иногда со мной были Шримад Бхакти Прадип Тиртха Махарадж, Джаджавар Махарадж и Шридхар Махарадж. Если они в чём-то нуждались, я покупал им необходимое, но я никогда не тратил деньги, собранные для Матха, на свои собственные нужды.
Когда я находился в калькуттском матхе, я подходил к Кунджа Да [Кунджабихари Прабху] и спрашивал: «Есть ли какая-то одежда в Матхе? Если есть, дайте мне один комплект». Но я никогда ради своего удовольствия не просил его о том, в чём действительно не нуждался. Никто не должен использовать для себя деньги, собранные во имя Матха. Это разрушит вашу жизнь в Бхакти. Матх ничего не потеряет, если вы решите оставить часть денег себе, потому что Кришна заботится о Матхе и Вайшнавах. Но если вы как отречённые служители матха попытаетесь складывать деньги себе на банковский счёт, то ваша духовная жизнь закончится в аду и вам долго не протянуть в преданном служении Господу. Поэтому не откладывайте себе никаких денег, отдавайте всё настоятелю храма. Если у вас возникают какие-то затруднения, тут же скажите управляющему храмом. Желание денег – это преграда в Бхакти.
Следующим препятствием является общение с женщинами. Как прямое, так и косвенное общение приносит затруднения. Ясно и без слов, что вы не должны вступать в половые отношения, но вы также не должны даже думать об этом. Мы оставили всё и пришли в Матх, чтобы совершать служение Господу.
Третьим препятствием является желание получить признание. Шрила Прабхупад написал так:
канака-камини-пратиштха бхагини
чхарийачхе джаре сеи то ваишнав
сеи анасакта, сеи шуддха-бхакта
самсара тотхай пай парабхав
«Если кто-то оставил «тигрицу» желания денег, желания женщин и желания славы, он – истинный Вайшнав. Он – не привязанный ни к чему материальному чистый Бхакта и преодолел силу иллюзии материального мира».
(Из киртана Прабхупады Сарасвати Тхакура «Вайшнава ке?»)
Прабхупад здесь сравнивает желание богатства, женщин и славы с тигрицей. Желание славы и хорошей репутации – это очень сильное и трудно преодолимое желание. Если человек не ищет славы, он может обнаружить, что она приходит к нему сама собой в результате совершения истинного служения Господу. Люди сами будут выражать ему почтение, они всегда выказывают почтение настоящему бхакте.
пратиштхара бхайе пури гела палана
кришна-преме пратиштха чале санге гадана
(«Чайтанйа-Чаритамрита» Мадхйа, 4.147)
«Мадхавендра Пури в страхе бежал от славы, но если кто-либо обладает Кришна-Премой, слава повсюду следует за ним».
Поэтому избегайте этих трёх препятствий. Это не просто, ведь они увлекают ум. Обусловленная душа (баддха-джива) живёт ради денег, женщин и славы. Это анартхи, которые в той или иной мере присутствуют в уме того, что пытается совершать садхану Бхакти. Однако не следует ни терпеть их присутствия, ни одобрять их. Тиртха Махарадж не может [из-за поездок] постоянно оставаться здесь, поэтому Джагамохан Прабху должен управлять Матхом.
Не обижайтесь, если я когда-нибудь был груб с вами. Простите меня. У меня лишь одно желание – служить Вайшнавам. Я хочу служить всем вам. Поклоняйтесь Господу с непоколебимой Преданностью. Не оставляйте поклонения Ему, в какой бы ситуации вы ни оказались. С такой мольбой я обращаюсь к вам, такова моя просьба и моё наставление. Воспевайте Святое Имя во всех обстоятельствах. Всегда поклоняйтесь Кришне. Всегда и без колебаний оказывайте почтение Вайшнавам. Пусть всё самое благоприятное придёт к вам.
ванчха-калпа-тарубхйаш ча крипа-синдхубхйа эва ча
патитанам паванебхйо вайшнавебхйо намо намаха
«Я приношу свои поклоны всем Вайшнавам, преданным Господу. Они подобны древам желаний , которые могут одарить всем, что ни пожелаешь, и они – океаны сострадания, которые спасают падшие души».