Вайшнава-махотсава/Праздники в честь святых
описания праздников, правила постов, прославления святых, биографии учителейШрила Кришнадас Бабаджи Махарадж тиробхава-титхи (день ухода)
/"Чайтанья-вани" XXII.4/
4 Мадхусудана, 496 лет Гаурабды, 12 апреля 1982 года от Р.Х., в понедельник, Кришна-панчами, в 9 часов вечера, в бхаджана-кутире Санатаны Госвами, находящемся на берегу Павана-Саровары возле знаменитого Нандаграма Враджа-мандалы, великий Преданный святых стоп моего Гурудева Бхакти Сиддханты Сарасвати Госвами, Бхаджанананди Махатма Шри Шрила Кришнадас Бабаджи Махарадж, памятуя о Божественных Стопах Шри Шри Гуру-Гауранги-Гандхарвики-Гиридхари Джиу, посреди громкой нама-санкиртаны, воспеваемой вайшнавами-враджаваси, на восьмидесятом году своей жизни достиг святой пыли Враджа. На следующий день наш гуру-брат Шрипад Раса-Бихари Дас Бабаджи с помощью местных враджаваси и бабаджи совершил служение его святому телу, поместив его в самадхи подле бхаджана-кутира.
Когда прошлой Картикой во время парикрамы Враджа-мандалы мы встретились с ним в этом бхаджана-кутире, он повторял снова и снова: “Я больше отсюда никуда не уйду”. Нандаграм всегда был его любимым местом, анукулйей его бхаджаны. Поэтому Шри Хари, как древо желаний, в этом месте принял его к Себе.
Явился Шрила Кришнадас Бабаджи Махарадж в Восточном Бенгале, в очень образованной и уважаемой семье вайдйа-вамши. Проучившись в университете Дакки до степени бакалавра (В.А.), он в 1925-м или 1926-м году предался святым стопам Шрилы Прабхупады. Его гуру-данное имя было Шри Свадхикарананда Дас Брахмачари. Все мы в Матхе обратили внимание на его глубокую привязанность к нама-бхаджане. Он воспевал имя целыми днями и ночами. Его память была необыкновенной. Мы поражались тому, сколько став и молитв он повторял наизусть. Казалась, что он мог воспевать новые и новые шлоки непрерывно день и ночь в течении месяца и более, и так и не исчерпать всего, что он знал. Он знал наизусть Кришна-карнамриту, пятиглавие о раса-лиле из Шримад Бхагаваты, молитвы Брахмы, Стававали, множество молитв из Ставамалы, Вирудавали, Вилапа-кусуманджали и многое-многое другое. Повторяя их изо дня в день, он перемежал ими лакх харинамы. Пуджйапад Триданди-Госвами Шримад Бхакти Хридой Бон Махарадж, его очень близкий друг, говорил о нем: “Нама-сиддха”. Его санскритское произношение было очень ясным и приятным. Голосом он обладал удивительным. Замечательно играл на мриданге. Его смирение и отречение, подобающие вайшнаву, были примером для всех. Он был настоящий святой; ни разу никто не заметил в нем и следа гнева, насилия или ненависти. Если кто-то говорил ему что-то грубое или гневное, он восклицал: “Харе Кришна!” и улыбался. Никогда не вступал ни в какие споры. Кришно-бхакте кришно-гуно соколи сончоре — “Все качества Кришны входят в преданного Кришны” — эти слова всегда сияли в его поведении и характере. Он был восприемником величайшей милости Бхакти-деви, королевы всех святых качеств, поэтому деваты жили в нем со всеми своими прекрасными чертами. На его святых устах непрерывно звучал харинам. Его любили практически все вайшнавы, служившие в Матхе. Очень любил его основатель и ачарья Шри Чайтанья-Гаудийа Матха нитйа-лила-правишта Триданди-Госвами Шримад Бхакти Дайита Мадхава Махарадж. И Бабаджи Махарадж, привлеченный его любовью и заботой, доставлял ему радость, останавливаясь в его матхах и принимая участие в различных праздниках и парикрамах. Непосредственно прежде чем поселиться навсегда в Нандаграме и явить апраката-лилу, Бабаджи Махарадж жил в нашем Шри Чайтанья Гаудия Матхе в Шри дхаме Вриндаване. В Шри дхаме Майапуре, в изначальном царственном матхе — Шри Чайтанья Матхе — узкий закуток на крыше Бхакти Бхавана, бхаджана-кутира Парамарадхйа Прабхупады, был самым дорогим ему местом уединенной бхаджаны. Он был олицетворением слов махаджана: декхо бхаи намо бина дино нахи джай — “Брат, смотри, чтобы не прошел без Имени день”. Никогда не тратил ни минуты на бессмысленные разговоры. Он был аджата-шатру — не родился и не родится тот, кто был бы ему врагом. Сейчас чем больше вспоминаю о нем, тем больнее и больнее чувство утраты ранит сердце. Во время парикрам мне часто выпадала возможность находиться рядом с ним, и тогда я видел, что ночь напролет он сидит, воспевает шлоки и поет Наму. Он играл на мриданге всю парикраму и пел святое имя, но никто не замечал в нем и следа усталости, улыбка не сходила с его лица. Сколько состоятельных людей жертвовало ему и большие суммы денег, и дорогостоящие вещи, а он, не взяв ни толики для себя, все отдавал на служение Господу и вайшнавам. Носил короткую материю, которая даже не закрывала его колен. И его одежда, и постель всегда были самыми простыми, и даже в самое холодное время года он одевал только самые обычные теплые вещи, проводя свои дни с неунывающим лицом и тихим сердцем. Его сердце было переполнено размышлением о Шри Бхагаване и полностью безучастным к соблазнам этого мира. Ни разу не видели его находящим удовлетворение или вдохновение в уважении, материальных приобретениях или пратиштхе. Как будто именно его описал Шриман Махапрабху в своем стихе тринад апи… Увы! Не знаю, сколько еще этой проклятой жизни будет угодно терпеть адские муки, оставаясь на этой земле без общения с таким великим нама-бхаджанананди вайшнавом, как он! Едва ли ни в каждом из мест Шри Враджа-мандалы, во многих местах Шри Гауда-мандалы и Шри Кшетра-мандалы, а также почти в каждом из наших матхов висят напечатанные им на хинди и бенгали плакаты со словами “киртанийах сада харих” и маха-мантрой, постоянно пробуждая сладкую память о нем. Во многих местах Враджа он проповедовал это послание Гауры, устанавливая надписи, высеченные на каменных плитах.
Он необычайно любил написанные ачарьей и духовным главой Шри Чайтанья Сарасвата Матха в Навадвипе парама-пуджания Триданди-Свами Шримад Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махараджем Шри Шри Прабхупада-пада-падма-ставаках, Шримад-Бхактивинода-вираха-дашакам, Шри Шри Дайита-Даса-дашакам, Шри Шримад-Гауракишора-намаскара-дашакам, семьдесят стихов Шри Шри Према-дхама-дева-стотры и другие молитвы. В особенности часто пел он эту молитву Према-дхама-деве:
кришна кришна кришна кришна кришна-нама кирттанам
рама рама гана-рамйа дивйа-чханда нарттанам/
йатра татра кришна-нама-дана-лока-нистарам
према-дхама девам эва науми гаура-сундарам//
Громко воспевая везде и повсюду Имена Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! или танцуя божественный танец в восторге перед песней Имени Рама! Рама! мой Золотой Господь Гаура Сундар спасал всех и каждого, вкладывая Кришна-Нам в их уста. Поклоны, слава и любовь Тебе, о Обитель премы!
— и строки из песни душто мон туми кисеро ваишнов, написанной Шри Шрилой Прабхупадой: сеи дутu котха бхуло на сорввотха коро уччайх-своре хари-намо робо — “Нигде и никогда не забывай эти несколько слов: громко пой Харинам! Громко пой Харинам!”. Он печатал в виде маленьких брошюр наставления Шриман Махапрабху и Его возлюбленных Спутников Госвами о Нама-Бхаджане, рапространял их бесплатно и просил распространять других. Им владело неиссякаемое вдохновение служить Наме ачаром и прачаром. Кришна настолько милостиво благословил нас обществом такого преданного намы, но мы, неудачники, лишились сегодня его санги. свотонтро кришнеро иччха хаило сонго бхонго — “На все воля Кришны. Общение оборвалось”.
Он адоша-дараши вайшнав, не видящий ни в ком недостатка, я умоляю его милостиво простить все те проступки, которые я сознательно или неосознанно совершил против его святых стоп.
Из-за нашей злосчастной судьбы спутники Его Божественной Милости Шрилы Прабхупады один за другим обретают вечное Служение его лотосным стопам на вечной земле, лишая нас своего благословенного явленного общения. Единственная молитва их святым стопам, чтобы они, вступившие в нитья-лилу, проявили бы к нам неподдельную милость и немедля забрали с собой, сделав пригодными к вечному служению божественному Гурупад-падме.
Сначала Пуджьяпад Шримад Бхакти Кевал Аудуломи Махарадж, в среду, 6 января 1982-го года, шукла-двадаши, в 12 часов ночи, на следующий день в 5 часов вечера Шрипад Говардхан дас Бабаджи Махашой, 1 апреля, в четверг, шукла-навами, в 2:30 ночи Шримад Бхакти Саудха Ашрам Махарадж, а сейчас и Шрила Кришнадас Бабаджи Махарадж оставили этот мир, но мы, вместо того, чтобы что-то понять, о чем-то задуматься, — увы! ким ашчарййам атах парам — шешастхиратвам иччханти! “Что самое удивительное? — Видя, что все и вся оставляет этот мир, мы уверены, что не умрем никогда!” Нишвасе найва вишвасах када руддхо бхавишйати! Нет уверенности даже в следующем вдохе! Смотрю, но не вижу! Слушаю, но не слышу!