Вайшнава-махотсава/Праздники в честь святых
описания праздников, правила постов, прославления святых, биографии учителейШри Парамешвари Тхакур тиробхава-титхи (день ухода)
В «Чайтанья-бхагавате» говорится, что Парамешвара дас был дорог Шри Нитьянанде Прабху, как сама жизнь. Живя в течение некоторого времени в деревне Кхададаха, он постоянно пребывал в экстатическом умонастроении пастушка из Вриндавана. Прежде он был пастушком Арджуной, другом Кришны и Баларамы. Он – пятый из двенадцати гопалов. И он сопровождал Шримати Джахнаву Деви, когда она устроила праздник Гаура Пурнимы в Кхетури.
В «Бхакти-ратнакаре» говорится, что по указанию Шримати Джахнавы Деви Парамешвара дас установил в храме Атапура, в районе Хугли, Божество Радхи-Гопинатхи. Другой храм в Атапуре основан семейством Митра и носит имя храма Радхи-Говинды. Перед этим храмом в очень живописном месте между двумя деревьями бакула и кадамба находится самадхи Парамешвары Пандита, на котором стоит алтарь с кустиком туласи. Говорят, что на растущем там дереве кадамба каждый год распускается всего по одному цветку. Цветок этот преподносят Божеству.
По некоторым сведениям, Парамешвара Тхакур происходил из рода вайдьев. Потомок его брата в настоящее время состоит служителем при храме.
Его самадхи расположено в области 64 самадхи во Вриндаване.
/Цитата из Шри Чайтаньи-Чаритамриты, Ади-лила, 11.29/
парамеш́вара-да̄са — нитйа̄нандаика-ш́аран̣а
кр̣шн̣а-бхакти па̄йа, та̄н̇ре йе каре смаран̣а
Парамешвару даса называют пятым гопалом из кришна-лилы, полностью предавшимся лотосным стопам Нитьянанды. Любой, кто помнит имя Парамешвары даса, с легкостью обретет любовь к Богу.
КОММЕНТАРИЙ: Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет в «Анубхашье»: «В «Чайтанья-бхагавате» говорится, что Парамешвара дас, известный также под именем Парамешвари дас, был для Шри Нитьянанды Прабху дорог, как сама жизнь. Тело Парамешвары даса служило местом лил Господа Нитьянанды. Парамешвара дас, живший в течение некоторого времени в деревне Кхададаха, постоянно пребывал в экстатическом умонастроении пастушка из Вриндавана. Прежде он был Арджуной, другом Кришны и Баларамы. Он был пятым из двенадцати гопал и сопровождал Шримати Джахнава-деви, когда та устроила праздник в Кхетари. В «Бхакти-ратнакаре» говорится, что по указанию Шримати Джахнава-деви Парамешвара дас установил в храме Атапура в районе Хугли Божество Радхи-Гопинатхи. Станция Атапур расположена на узкоколейной ветке между Хаурой и Аматой. Другой храм в Атапуре основан семейством Митра и носит имя храма Радхи-Говинды. Перед этим храмом в очень живописном месте между двумя деревьями бакула и деревом кадамба находится усыпальница Парамешвары Пандита, на которой стоит алтарь с кустиком туласи. Говорят, что на растущем там дереве кадамба каждый год распускается всего по одному цветку. Цветок этот преподносят Божеству.
По некоторым сведениям, Парамешвари Тхакур происходил из рода вайдьев. Потомок его брата в настоящее время состоит служителем при храме. Некоторые из членов этого рода в наше время проживают в районе Хугли, недалеко от почтового отделения Чандитала. Вначале потомки Парамешвари Тхакура принимали много учеников из брахманских семейств, но со временем эти потомки постепенно вернулись к профессии врачей, и потому отпрыски брахманских семей прекратили становиться их учениками. Потомки Парамешвари носят титулы Адхикари и Гупта. К сожалению, члены их семей сами не поклоняются Божеству: они нанимают для этих целей брахманов. На алтаре храма на троне стоят рядом Баладева и Шри Шри Радха-Гопинатха. Видимо, Божество Баладевы было установлено позже, поскольку с точки зрения трансцендентных рас Баладева, Кришна и Радха не могут стоять на одном алтаре. В день полнолуния в месяц вайшакха (апрель-май) в этом храме проходят торжества в честь годовщины ухода Парамешвари Тхакура».