Вайшнава-махотсава/Праздники в честь святых
описания праздников, правила постов, прославления святых, биографии учителейШри Шивананда Сена тиробхава-титхи (день ухода)
/"Чайтанья-Чаритамрита" Ади-лила, глава 10, стих 54-55/
Шивананда Сен, двадцать четвертая ветвь того древа, был очень близким слугой Господа Чайтаньи Махапрабху. Он опекал всех, кто шел в Джаганнатха-Пури, чтобы увидеться с Господом Чайтаньей.
Каждый год он возглавлял группу преданных, шедших в Джаганнатха-Пури на встречу с Господом Чайтаньей. В пути он заботился обо всех нуждах преданных.
/"Чайтанья-Чаритамрита" Ади-лила, глава 10, стих 60/
Комментарий: Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет о Шриле Шивананде Сене следующее: «Шивананда Сен жил в Кумарахатте, которая по-другому называется Халисахарой, и был великим преданным Господа. Примерно в двух километрах от Кумарахатты расположена другая деревня под названием Канчадапада, в которой находятся Божества Гауры-Гопалы, установленные Шиванандой Сеном, который также основал в этой деревне сохранившийся по сей день храм Кришнараи. Шивананда Сен был отцом Парамананды Сена, который также известен под именами Пуридаса и Кави-карнапуры. Парамананда Сен пишет в своей «Гаура-ганоддеша-дипике» (176), что две гопи Вриндавана, которых звали Вира и Дути, объединились и предстали в образе его отца. Шрила Шивананда Сен руководил группами преданных Господа Чайтаньи, которые шли из Бенгалии в Джаганнатха-Пури, и сам оплачивал все их путевые расходы. Об этом рассказывается в шестнадцатой главе Мадхья-лилы „Чайтанья-чаритамриты“ (19 – 27). У Шрилы Шивананды Сена было трое сыновей: Чайтанья дас, Рамадас и Парамананда. Как уже говорилось выше, его младший сын позже прославился под именем Кави-карнапуры и написал „Гаура-ганоддеша-дипику“. Духовным учителем Кави-карнапуры был Шринатха Пандит, священнослужитель в доме Шивананды Сена. Из-за расточительности Васудевы Датты Шивананда Сен был назначен следить за его расходами».
Шрила Шивананда Сен был свидетелем всех трех проявлений Шри Чайтаньи Махапрабху: сакшат, авеши и авирбхавы. Однажды по пути в Джаганнатха-Пури за ним увязалась собака. В первой главе Антья-лилы говорится, что благодаря общению с ним эта собака обрела освобождение. Когда Шрила Рагхунатха дас, который впоследствии стал Шрилой Рагхунатхой дасом Госвами, бежал из родительского дома, чтобы присоединиться к Шри Чайтанье Махапрабху, его отец написал письмо Шивананде Сену с просьбой сообщить что-нибудь о сыне. Шивананда Сен исполнил эту просьбу, и тогда отец Рагхунатхи даса Госвами послал к Шивананде Сену несколько слуг и передал ему деньги, чтобы тот позаботился о его сыне. Однажды Шри Шивананда Сен пригласил Господа Чайтанью Махапрабху к себе домой и накормил Его так обильно, что Господь почувствовал недомогание. Об этом стало известно старшему сыну Шивананды Сена Чайтанье дасу, который тотчас принес Господу такие виды пищи, которые излечивают от несварения, и Господь остался очень им доволен. Об этом рассказывается в десятой главе Антья-лилы (142 – 151).
Однажды по пути в Джаганнатха-Пури преданным пришлось остановиться под деревом, ибо поблизости не было ни дома, ни даже навеса, и Господь Нитьянанда сильно разгневался и сделал вид, что Его мучит голод. Он проклял сыновей Шивананды, предрекая им смерть. Услышав это, супруга Шивананды очень опечалилась и заплакала. Она приняла проклятие Нитьянанды Прабху всерьез и уже не надеялась увидеть своих сыновей живыми. Когда Шивананда вернулся и застал жену в слезах, он сказал: «Почему же ты плачешь? Пусть мы хоть все умрем, если это будет угодно Шри Нитьянанде Прабху». Когда Шрила Нитьянанда Прабху увидел Шивананду, Он больно пнул его, заявил, что голоден, и спросил, почему тот не позаботился о пище для Него. Таково обращение Господа со Своими преданными. Шрила Нитьянанда Прабху вел Себя как обычный сильно проголодавшийся человек, делая вид, что полностью зависит от Шивананды Сена.
Племянник Шивананды Сена по имени Шриканта покинул путешественников в знак протеста против проклятия Нитьянанды Прабху и пошел прямиком к Шри Чайтанье Махапрабху в Джаганнатха-Пури, где Господь успокоил его. Тогда же Господь Чайтанья Махапрабху позволил Пури дасу, который тогда был еще совсем маленьким мальчиком, сосать большой палец на Его ноге. По требованию Чайтаньи Махапрабху он в мгновение ока сложил несколько стихов на санскрите. Когда произошло это недоразумение с семьей Шивананды, Шри Чайтанья Махапрабху приказал Своему личному слуге Говинде раздать всем им остатки Своей пищи. Это описано в двенадцатой главе Антья-лилы (стих 53).
Смиренный слуга Бога, Шивананда готов был почтить любого, кто воспевает святые имена, даже уличную собаку.
Господь Чайтанья вернулся в Джаганнатха Пури, и Сварупа Дамодара сразу послал эту весть бенгальским преданным. О, как обрадовалась Шачимата, услышав о возвращении сына в Нилачалу! Как были счастливы преданные Навадвипы! Они тут же решили идти в Джаганнатха Пури, и поскольку никто не мог позаботиться о прасаде и ночлеге, как это делал Шивананда Сена, Адвайта Ачарья, преданные из Кулина-грама и Шри-Кханды попросили его вести паломников в Нилачалу, на что он охотно согласился.
Они уже покидали Навадвипу, когда за Шиванандой Сеной увязалась бродячая собака. Добрый ко всему живому, Шивананда не стал прогонять ее, и собака пошла вместе со всеми. Паломники подошли к реке, и лодочник из Ориссы взялся перевезти их на другой берег. Глядя на пса, который всеми силами ластился к новому хозяину, Шивананда подумал: «Он так ко мне привязался, куда же он пойдет?!» И заплатил лодочнику изрядную сумму, чтобы взять собаку с собой.
Обычно со всех путешественников на дорогах и у переправ взымались пошлины, и Шивананда вел расходы. Как-то раз он задержался у сборщика налогов, и, пока его не было, слуга забыл покормить собаку рисом. Шивананда закончил дела только к вечеру, а вернувшись, принялся за ужин.
— Где наш пес? - спросил он слугу. - Ты не забыл покормить его?
Слуга смущенно ответил, что забыл, и что пес исчез. Шивананда Сена расстроенно отодвинул от себя тарелку и послал десять человек на поиски. Однако сколько ни искали, пса они так и не нашли. Шивананда чувствовал себя виноватым и больше не притронулся к еде.
Наутро он предпринял ещё несколько попыток, но пса нигде не было. «Куда он мог деваться?» - удивлялись вайшнавы, отправляясь в путь. Вскоре показался флаг на верхушке храма Джаганнатхи. Господь Чайтанья, как всегда, вышел встречать Своих бенгальских друзей, с любовью Он обнимал каждого. Вместе они пошли в храм выразить почтение Господу Джаганнатхе, а затем пообедали.
Как и в прошлые годы, Шри Чайтанья распорядился, чтобы бенгальских преданных разместили по домам и обеспечили всем необходимым. Отдохнув после долгой и трудной дороги, преданные, как только забрезжил рассвет, поспешили к Господу Чайтанье. Войдя во двор, они вдруг увидели исчезнувшую собаку Шивананды Сены, которая сидела недалеко от Господа и с преданностью смотрела на Него. Шри Чайтанья бросал ей остатки кокосового ореха и с улыбкой говорил:
— Повторяй святые имена - Рама, Кришна, Хари!
Пес съел зеленую мякоть кокоса и неожиданно запел:
— Кришна! Кришна!
Можно себе представить, как изумлены были этим зрелищем преданные, особенно Шивананда Сена! Видя свою собаку у лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху и слыша, как она поет святые имена, он выразил почтение этой собаке, прося прощения за все нанесенные обиды.