Вайшнава-махотсава/Праздники в честь святых
описания праздников, правила постов, прославления святых, биографии учителейНамачарья Шрила Харидас Тхакур тиробхава-титхи (день ухода)
/Минск, 12 сентября 2000 года/
Некоторые говорят, что Шрила Харидас Тхакур явился в семье брахмана, родители его умерли и его подобрали мусульмане и воспитали. А другие говорят (в Адвайта-виласе), что отец его был Чанд Кази, но когда он был еще совсем маленький, его родители умерли. Но как бы то ни было, чистый преданный может явиться в любой семье, в любом слое общества. Если даже Вишну-бхакта является в низкой семье он все равно является лучшим из всех. В Чайтанья Бхагавате говорится: Уттом означает, что если кто-то родился в семье брахманов, но не поклоняется Кришне, то какой смысл в его высоком рождении? Он пойдет в ад. Это благородное происхождение, что оно спасет его? Он отправится в ад.
Веды учат всему этому. И чтобы показать учение Вед, Господь сделал так, чтобы Харидас родился в семье яванов, несмотря на то, что он великий преданный, близкий спутник Шри Чайтаньи Махапрабху.
В какой семье родился Прахлад? В семье демонов. Но он великий преданный и каждый молится о его милости. А Хануман, лучший из слуг Рамачандры? Родился в семье обезьян, а мы поклоняемся ему. Так и Харидас Тхакур. О нем только говорится, что он родился в низкой семье, однако, он высший из всех преданных.
А сейчас следует сказать о том, как Харидас Тхакур стал Намачарьей. Он явился до Чайтаньи Махапрабху, примерно за 35 лет до явления Махапрабху. Нитьянанда Прабху явился примерно за 12 лет до явления Махапрабху. Он старше даже чем Нитьянанда Прабху. Жил он в Бурдхане. Сейчас это в Бангладеш, неподалеку от границы. Сейчас Бурдхан относится к округу Кулна, а раньше был в округе Йашода. Еще до явления Шри Нитьянанды и Чайтаньи Махапрабху он раскрыл славу Шри Харинамы.
Будучи в Бенаполе он совершал великие аскезы. Это место находится неподалеку от Бангал, на границе с Западным Бенгалом. Харидас Тхакур оставил свой дом и пришел в Бенапол и начал воспевать 3 лакха Харинамы под деревом Туласи каждый день. Он воспевал в уединенном месте и поклонялся Туласи. Он воспевал 1 лакх вслух и 2 мысленно.
Мы воспеваем Харинам, и он воспевает Харинам. Но между его воспеванием и нашим - огромное различие. Потому что если мы воспеваем, совершая 10 оскорблений Святого Имени мы не можем получить его милость. Харидас Тхакур же воспевал без оскорблений, с неотступным вниманием, ясно от всего своего сердца, произнося Святые Имена. И что же произойдет, если мы последуем его примеру? Сначала Абсолютная Истина приходит через звук. Никто не может достичь сокровеннейшей, наитончайшей области без помощи мантры. Звук - это самое тонкое в этом мире. Он распространяется в эфире. Но тот мир еще более недосягаем, чем самое тонкое в этом мире. Тот мир начинается со звука. Не с этого материального, но с трансцендентного звука, Шабда-брамо. Не повторяя мантры, не повторяя Харинам никто не сможет достичь той цели. Никто. Если вы хотите достичь наитончайшей, наисокровеннейшей области, то вы должны повторять и повторять Харинам. И Харидас Тхакур явился, чтобы показать такой пример.
Все хинду, брахманы были поражены, видя такой пример. Все они очень привлеклись им. Он излучал сияние, когда воспевал Хари Нам, потому что Хари явился в его сердце. Они стали оказывать ему глубокое почтение. Видя это, один богатый брахман Рамачандра Кхан, почувствовал зависть: "Что такое? Я брахман, а они не приходят, чтобы склониться передо мной. Вместо этого они оказывают почтение тому, кто не является хинду, который только делает вид, что воспевает Харинам". Таким образом, он почувствовал зависть. Харидас Тхакур не причинял ему никакого вреда, он просто делал свое дело, но Рамачандра Кхан стал ему завидовать. Так происходит всегда в этом мире.
У него было много проституток, и он позвал одну из них, самую красивую: "Ну-ка иди сюда. Я дам тебе деньги. Ты должна осквернить этого Харидас Тхакура. Потом ты скажешь мне, я арестую вас обоих и брошу его в тюрьму. Ее звали Лакхаира, она была действительно очень красива. Она ответила ему: "Хорошо. Пусть он вступит в связь со мной и затем его можно будет брать. Сначала я пойду одна".
Эта прекрасная проститутка пришла в место баджана Харидас Тхакура и стала говорить так, что не выдержал бы ни один риши, ни один муни. Стала говорить такие сладкие слова, как бы невзначай стала обнажать различные части своего тела, чтобы соблазнить его. Но Харидас Тхакур сказал: "Видишь ли, я принял такой обет, что закончу миллиард святых Имен. Я думаю, что примерно завтра я уже закончу, и затем я удовлетворю тебя, я исполню твои желания, ты, пожалуйста, оставайся и жди".
Она подавала себя так, что даже великие мудрецы и риши не смогли бы устоять, не Харидас Тхакур вкушал такую сладость воспевания Святого Имени, Который является абсолютным блаженством, что ничто мирское не имело над ним никакой власти. Все это может привлечь нас, потому что мы воспеваем Харинам с оскорблениями. Из-за этих оскорблений Он не является в нас, мы не чувствуем вкуса Святого Имени, поэтому эти мирские вещи могут нас привлечь. Таково доказательство отличия нашего воспевания от чистого.
Харидас Тхакур достиг сокровеннейшей области мироздания, он переживал сладость имени, красоты, божественных качеств Кришны, его спутников, его окружения и сладость его лилы. Лила это наитончайшее, самое сокровенное. Как могло что-то материальное привлечь его? Но чтобы благословить эту проститутку он оставался там по своей беспричинной милости.
Наступило утро. Лакхаира была обеспокоена тем, что ее желание до сих пор не исполнено. Харидас Тхакур извинился за то, что он поступил так непорядочно и попросил придти ее на следующий день.
Когда она пришла к Рамачандре Кхану, он поинтересовался тем как все прошло, может ли он посылать полицию. Но она попросила подождать еще один день.
На следующий день она снова пришла и стала прославлять Харидаса такими словами: "Ты такой юный и прекрасный что никто в этом мире не сможет жить без твоего расположения и еще много чего в этом роде." Харидас отвечал: "Да, да, да. Вот сейчас закончу обет и исполню твое желание. Оставайся здесь. Так она просидела еще одну ночь и всю ночь она слушала Харинам. На утро Харидас Тхакур сказал: "О, я опять не успел закончить, думал, что успею, но не получилось. Но уж на следующую ночь точно." Опять она была разочарована.
Наступила третья ночь. Проститутка опять пришла. Поклонилась Туласи. Таков обычай среди хинду. Затем она села и опять стала, слушала Харинам и, в конце концов, ее сердце стало таять. Она стала переживать трансцендентное блаженство и ликование, которое никогда не чувствовала до сих пор. Она почувствовала великое влечение. И поняла, что совершила оскорбление, и она упала ниц рыдая: "Пожалуйста, прости меня пожалуйста, прости мое оскорбление. Я пришла, чтобы совратить тебя, бросить тень на твою репутацию".
Харидас Тхакур ответил: "Я знал это. Но я ждал три дня ради тебя. Раздай все, что у тебя есть, все, что ты заработала. Раздай все это брахманам. Затем приди сюда в одной единственной одежде, с обритой головой (потому что своими волосами ты привлекаешь молодых людей). Приди сюда, я дам тебе мантру."
Она пошла и исполнила все, что ей было сказано. Все были поражены тем, что происходит. После этого она получила Маха-мантру от Харидаса Тхакура, который попросил ее оставаться там, проводить пуджу и воспевать Харинам. Затем он ушел.
Такова слава Харидаса Тхакура. Даже проститутка стала величайшей преданной и все Вайшнавы приходили, чтобы склониться перед ней. Если философский камень касается железа, то оно становится золотом, так и встреча с Харидас Тхакуром изменила даже проститутку.
Итак, после этого случая Харидас Тхакур покинул это место.