Шри Шримад Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж
Шри Шримад Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж явился в этот мир в день Рам-навами, 438 года Гоура-эры, или 24 апреля 1924 года. Местом своего явления он избрал деревню Гвалпара, в восточно-индийском штате Ассам. Гвалпара расположена в 120 км от Гуахати, столицы штата, на берегу реки Брахмапутра. Места эти необычайно красивы – рисовые поля, джунгли, временами попадаются небольшие холмы, усыпанные валунами, меж которых растут увитые цветочными лианами платаны, бамбук и пальмы.
Он явился в семье Дхирендры Гуха-Райа и Судхансу-бала Деви. У него также было несколько братьев и сестер. Впоследствии, многие из его родственников стали преданными; тело его матери покоится в усыпальнице, построенной у восточной стены Шри Чайтанйа Гоудия Матха на Ишодйане, в Шридхам Майапуре. Родители нарекли его Камакхйа-чаран Гуха-рай, по имени Камакхйа-Деви, поклонение которой распространено в Ассаме.
Дом, где жила его семья, стоит на склоне большого, покрытого зарослями, холма, выходящего на берег реки. Он сохранился и поныне, и сейчас на этом участке силами его учеников ведется строительство храма. Чуть выше дома по склону стоит маленький мандир, высотой и шириной не более двух метров, где установлен Шива-лингам. «Когда я был совсем маленьким, отец учил меня поклоняться. Я конечно, мало что понимал. Позже, мой Гурудев сказал мне: «Ты встретился с Преданными Кришны по милости Махадева (Шивы)».
Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж часто вспоминает увиденное им в раннем детстве землетрясение:
«… когда нас вывели на улицу, я увидел рухнувший дом и множество людей, которые трубили в раковины и кричали: «Хари бол! Хари бол!», мусульман, которые тут же взывали «Аллах Акбар!». Стоит случиться беде, как все мы тут же вспоминаем о Боге…»
Камакхйа-чаран учился в школе, основанной англичанами в 70-х годах 19-го столетия. Затем он продолжил свое обучение в Калькуттском университете. Его специальностью была философия. Вернувшись домой после окончания учебы, он вскоре встретился со своим Гурудевом, Шрилой Бхакти Дайита Мадхавой Госвами Махараджем. Эта встреча произошла в 1946 или в 47 году, в доме Радхамохана Дэ, дяди Камакхйа-чарана. Он был учеником Шрилы Прабхупады. Вместе с Шрила Мадхавой Госвами Махараджем в Гвалпару приехал Кришна-Кешав Брахмачари и еще несколько преданных. Во время этой встречи Камакхйа-чаран задал вопрос Шриле Мадхаве Махараджу: «Когда я воспеваю Святое Имя, ко мне приходит чувство, что я буду вынужден расстаться со всем, что сейчас окружает меня, с родными и близкими, и это чувство приносит такое огорчение мне, что я вынужден остановиться. Что же мне делать?»
В ответ Шрила Мадхава Госвами Махарадж рассказал следующую историю: «Однажды стая лебедей летела на Манас-саровар, райское озеро. Один из лебедей увидел внизу на земле маленький грязный пруд, заросший тиной, в котором плавали утки. Ему стало жаль их, и он, прервав полет, опустился вниз. Невиданная белоснежная птица с огромными крыльями поразила уток. Они спросили:
- Кто ты, и куда летишь?
- Я лебедь, и лечу на Манас-саровар.
- А что такое Манас-саровар?
- Это прекраснейшее озеро, которое находится в обители богов.
- А можно и нам туда?
- Конечно, летите за мной!
Утки смутились – за долгую жизнь, прожитую в пруду они почти разучились летать. Но лебедь сказал:
- Ничего, я сам отвезу вас. Садитесь мне на спину и полетели!
Утки всполошились:
- Что, вот так прямо сразу и лететь. Подожди, нам надо посовещаться. Скажи, а чем вы там питаетесь на вашем сароваре? Есть ли там мокрицы, улитки и головастики?
- Всей этой скверны там нет. Мы питаемся стеблями лотосов и пьем прозрачную воду.
- Нет мокриц? Ты что, шутишь? С голоду нас уморить решил? Никуда мы не полетим!
Рассказав эту историю, Шрила Мадхава Госвами Махарадж заключил: «Наши материальные привязанности держат нас в плену. Даже когда Садху приходит к нам, чтобы указать путь к спасению, чтобы забрать с собой, мы, как и эти утки, не в силах расстаться с привычными вещами».
Шрила Бхакти Дайита Мадхава Госвами Махарадж провел в Гвалпаре несколько дней, затем уехал, а Камакхйа-чаран был глубоко впечатлен этой встречей. Он начал переписываться со Шрилой Мадхавой Махараджем. Свою переписку он держал в тайне от родителей, письма приходили на адрес его дяди, Радхамохана. В конце концов, он осознал, что, живя дома, он не сможет полностью посвятить свою жизнь Бхаджану. Он отправился в Калькутту к Шрила Мадхаве Госвами Махараджу, сказав родителям, что едет к друзьям.
Камакхйа-чаран присоединился к Матху Шрилы Мадхавы Госвами Махараджа в 1947 году. Он получил посвящение и духовное имя Кришна-Валлабха Брахмачари. Первое время он совершал служение в издательстве Шри Чайтанйа Матха в Майапуре. Затем Шрила Мадхава Госвами Махарадж приблизил его к себе, и все последующие годы, вплоть до 1979, Гурудев путешествовал вместе с ним по всей Индии, выполняя обязанности секретаря Миссии. Он принимал участие в создании и становлении Миссии, организации и строительстве более чем 15 Матхов. Среди них был и Матх в Гвалпаре (1969 г.), в создании которого Шрила Мадхава Госвами Махарадж видел волю Шрилы Прабхупады, некогда посещавшего Гвалпару и основавшего там Сэва-ашрам.
Присоединившись к Гоудия Матху, Шрила Тиртха Махарадж, несмотря на блестящее образование и способности, держался чрезвычайно скромно, желая полностью посвятить себя желаемой цели. Шрила Мадхава Махарадж, однако, настоял на том, чтобы он выступал на собраниях Преданных, где говорили Хари-катху такие великие личности как Шрила Джаджавар Махарадж, Шрила Шридхар Госвами Махарадж, Шрила Пури Госвами Махарадж.
В 1961 году Шрила Мадхава Госвами Махарадж впервые дал саннйасу нескольким своим ученикам, среди которых был и Тиртха Махарадж. Он получил имя Тридандисвами Шримад Бхакти Валлабха Тиртха. Позднее Шрила Мадхава Махарадж поручил ему редакторскую работу в ежемесячном журнале «Шри Чайтанйа Вани». В этом журнале публиковались и очерки Шрилы Бхакти Валлабхи Тиртхи Махараджа, из которых позднее были составлены книги «Бхакта Дхрува», «Бхакта Прахлад», «Персонажи Пуран», «Парикрама Враджа-мандалы» и его главная книга «Божественное Окружение Махапрабху».
Шрила Тиртха Госвами Махарадж был лично знаком с Шрилой Бхактиведантой Свами. В те годы, когда тот начинал свою проповедь в Индии, он, по поручению Шрила Мадхавы Госвами Махараджа, оказывал различную помощь ученикам Бхактиведанты Свами, в том числе в издании «Back to Godhead» на хинди. Шрила Тиртха Госвами Махарадж ежегодно принимает участие в собрании представителей всех Вайшнавских миссий Шри Майапур Дхамы, которое происходит за несколько дней до Гоура-Пурнимы в Майапур-Чандродайа Мандире.
Одним из величайших деяний Шрилы Мадхавы Госвами Махараджа было возвращение Гоудия-Вайшнавам и возрождение Святого места явления Шрилы Бхактисидханты Сарасвати Госвами Прабхупады в Джаганнатха Пури. Тиртха Махарадж принимал самое деятельное участие в этой практически невыполнимой миссии, с великой верой в то, что желание его Гурудева должно осуществиться, и оно осуществилось. В начале 1979 года Шрила Мадхава Госвами Махарадж заложил первый камень в основание нового Матха. Вскоре после этого он покинул этот мир. Незадолго до ухода он произнес речь, в которой даровал ученикам свои последние наставления. Он завещал ученикам заботу о созданной миссии и объявил о своем решении по поводу преемника:
…Решение должно низойти свыше. Господь Сам дарует положение Ачарьи Своему близкому спутнику. Такого принципа преемственности придерживаются все сампрадаи Вайшнавов. Посоветовавшись со своими духовными братьями я принял решение, что после моего ухода главой Миссии будет Шриман Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж».
За несколько дней до ухода Шрилы Мадхавы Махараджа (февраль 1979), Тиртха Махарадж, сжигаемый неизбежной разлукой с ним, оправился на Говардхан, где день и ночь, без еды и сна, молился о том, чтобы Господь не забирал его Гурудева. Там его и застала печальная весть. Для Матха наступили трудные дни. Несмотря на то, что воля Шрилы Мадхавы Госвами Махараджа была выражена открытым и очевидным образом, не все были согласны с этим. Тиртха Махарадж в те дни явил пример идеального поведения Вайшнава. Конечный результат – лучшее мерило оценки тех или иных поступков. Сегодня многие из тех, кто был против тогда, продолжают свое служение в Матхе, почитая Шрилу Тиртху Махараджа как истинного Ачарью.
Шрила Тиртха Госвами Махарадж возглавляет Шри Чайтанйа Гаудия Матх уже 32 года. За это время было завершено строительство Матхов в Чандигархе, Джаганнатха Пури, Дехрадуне, новые матхи созданы в Нью-Дели и Бхатинде. В Матхе на Ишодйане, в Шри Майапуре, построено Самадхи Шрилы Мадхавы Госвами Махараджа, несколько жилых корпусов, обрамление Радха-кунды (в Ишодхйане, Майяпур), и многое другое.
Все эти годы Шрила Тиртха Махарадж непрерывно путешествовал по всей Индии, проповедуя там, куда прежде приезжал его Гурудев, а также во многих новых местах. Он никогда не прилагал усилий, чтобы обзавестись большим количеством учеников. Однако учеников у него, несмотря на это, великое множество, со всех концов Индии, а теперь и из других стран. Духовные традиции, заложенные Шрилой Мадхавой Госвами Махараджем, строго соблюдаются и поныне. Духовные праздники в Майапуре, Калькутте, Чандигархе, городах и деревнях Ассама собирают тысячи преданных.
Несмотря на то, что ученики из западных стран появились у Шрилы Тиртхи Госвами ещё в начале 80-ых годов, его проповедь на Западе началась лишь в 1997 г. Этот этап его миссии связан с личностью великого Ачарьи современности Шри Шримад Бхакти Прамод Пури Госвами Махараджа, которого Шрила Гурудев всегда почитал как своего Шикша Гуру. Именно Шрила Пури Махарадж, который еще в 50-ых годах заметил Шрилу Тиртху Махараджа и с тех пор даровал ему сокровенное общение и множество благословений, настоял в 1979 г., чтобы тот занял положение главы Чайтанйа Гоудия Матха, по воле его Гурудева. Он же, Пури Махарадж, в середине 90-ых выразил желание, чтобы Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж поехал в западные страны.
Шрила Тиртха Махарадж вспоминал: «Несколько раз я ходил к нему, и он настойчиво уговаривал меня ехать. У Шрилы Пури Махараджа было много учеников на Западе, но те из них, кто не мог ездить в Индию, нуждались в непосредственном духовном руководстве. В этом еще одна причина того, что он просил меня поехать на Запад; забота об учениках. В конце концов, я сказал ему: «Так вы берете на себя ответственность за меня?» Он отвечал: «Твой Гурудев берет ответственность! Махапрабху берет ответственность!» Тогда я принял решение ехать…»
С 1997 по 2003 он несколько раз посетил Америку, европейские страны, Сингапур, Австралию, Россию, Украину и Беларусь. Преданные из западных стран и бывшего Союза стали привычными гостями на праздниках и парикрамах Матха в Индии. Вышли на английском книги Гурудева «Sages of Ancient India», «Sri Chaitanya’s Life and Associates», сборники лекций «Message of Gita», «Shuddha-bhakti», «Taste of Тranscendence». Он является вице-президентом «Всемирного Сообщества Вайшнавов (WVA)». В Москву он впервые приехал в июне 1999 г, и с тех пор приезжал каждый год до 2002. Множество русских последователей Вайшнавов вручило ему свою духовную судьбу.
Вся его жизнь – это непрерывный Киртан. Его духовные наставления необычайно обширны по охвату тем и идей. Он учил безраздельной, бескорыстной Преданности Верховному Господу Шри Кришне, и все его слова так или иначе были посвящены развитию в слушателях именно такого духовного сознания. Он был бескомпромиссен в своей проповеди. Он часто повторял слова Бхагават-Гиты: «Искренняя душа никогда не будет обманута», а еще – слова, сказанные Дхруве Махараджу его матерью и духовным учителем: «Если хочешь обрести Верховного Господа, никогда никого не обвиняй в своих страданиях». Каждым своим шагом он олицетворял смирение и покорность воле Старших Вайшнавов. Его окружали возвышенные души, которые раз и навсегда поверили ему, и посвятили свою жизнь осознанию его Божественных слов и служению его идеалам.
Философия