Изъян материализма
Беседа происходит 14 мая 1973 года в парке Чевиот-Хиллз, Лос-Анджелес. Шрилу Прабхупаду сопровождают доктор Сингх и другие ученики.
Шрила Прабхупада: Ошибка ученых в том, что они не знают о существовании двух энергий: материальной и духовной. Они говорят, что все материально, и что все происходит из материи. Изъян их теорий в том, что они начинают с материи, а не с духа. Поскольку материя возникает из духа, в каком-то смысле все духовно. Духовная энергия - источник, и она может существовать без материальной энергии. Но материальная энергия не может существовать без духовной. Возьмем, к примеру, свет. Свет предшествует тьме. Если свет отсутствует или же он чем-то скрыт, это называется тьмой. Та часть творения, которая покрыта тьмой, именуется материальным миром. Таким образом, свет является причиной тьмы, а не наоборот. Именно в этом состоит ошибка ученых. Они думают, что сознание возникает из материи. На самом деле сознание существует всегда, но когда оно покрыто неведением или вырождается под влиянием неведения, то становится одной из форм бессознательного.
Итак, «материальное» подразумевает забвение о Кришне, а «духовное» - полное сознание Кришны. Это понятно? Постарайтесь понять: темнота производна от света. Когда света нет, тогда мы находимся во тьме. На солнце нет облаков; это не сообразуется с его природой. Но с помощью энергии солнца временно создаются другие явления: туман, облака или темнота. Эти явления преходящи, в отличие от солнца. Так и материальная природа временна, а духовная вечна. Сознание Кришны подразумевает освобождение от этой временной природы и достижение непреходящей духовной природы. Фактически этой временной природы не желает никто, никому не по нраву эта облачная атмосфера.
Д-р Сингх: Это затуманенное сознание создается духовной энергией?
Шрила Прабхупада: Да.
Д-р Сингх: И материя тоже создается духовной энергией?
Шрила Прабхупада: Ахам сарвасйа прабхово маттах сар вам правартате. Кришна говорит: «Я - источник всех духовных и материальных миров. Все исходит из Меня» [Б.-г., 10.8]. Кришна - творец всего, плохого и хорошего. На самом деле «плохое и хорошее» - это материальное творение. Творение Кришны - добро. Бог - это добро. То, что мы считаем плохим, для Бога является хорошим. Поэтому мы не можем понять Кришну. Он может сделать нечто такое, что по нашим представлениям считается дурным, но для Него не существует хорошего и плохого. Например, у Кришны было шестнадцать тысяч жен. Некоторые могут критиковать Его: «О, Он с ума сходит по женщинам». Но они не видят картину во всей полноте. Кришна настолько могуществен, что распространил Себя в шестнадцать тысяч мужей. Теория о том, что «все едино», бессмысленна.
Д-р Сингх: Вы сказали, что туман материальной природы временен. Но почему мы должны беспокоиться о том, чтобы выпутаться из чего-то скоропреходящего?
Шрила Прабхупада: Для чего вы одеваетесь? Через несколько часов погода прояснится. Зачем вы надеваете теплые вещи?
Д-р Сингх: Потому что опасность существует сейчас.
Шрила Прабхупада: Когда бы она ни возникла, почему вы делаете это - покрываете свое тело одеждой?
Д-р Сингх: Чтобы избежать неудобств.
Шрила Прабхупада: Да. В противном случае вам будет неудобно. Не беспокоиться об одежде - это теория майявади: «Все придет само собой, так что зачем беспокоиться? Все едино». Это абсурдная теория. Философия майявади заключается в том, что Бог един, и что все и вся и каждое живое существо равно Богу.
Шрила Прабхупада (после некоторого молчания). У нас не было бы разногласий с химиками, если бы они приняли жизнь за отправную точку, но к сожалению они утверждают, что все начинается с тьмы - мертвой материи. Это то, против чего мы возражаем. Мы говорим: «Начинайте с жизни», а они говорят: «Нет, начинайте с материи, с тьмы». Они пребывают в темноте, и причина этого проста: если кто-либо выходит из темноты на свет, он думает, что темнота была началом. Предположим, всю свою жизнь вы жили во тьме и теперь внезапно вышли на свет. Вы будете думать: «А! Свет возник из темноты». На самом же деле темнота наступает, когда меркнет свет. Тьма не может породить света.
Д-р Сингх: То есть темнота зависит от света?
Шрила Прабхупада: Да. Или, иначе говоря, в свете нет тьмы. Мы можем понять, что такое темнота, когда меркнет свет. Аналогичным образом, когда наше духовное сознание, то есть сознание Кришны, меркнет, оно становится материальным.
Утром мы просыпаемся, а в конце дня устаем и ложимся спать. Когда жизнь так или иначе прерывается, мы засыпаем. Ночью мы спим, а когда просыпаемся утром, то понимаем, что состояние бодрствования, то есть «жизнь», не является порождением сна. Я был жив даже тогда, когда спал, и, проснувшись, по-прежнему живу. Это надо четко уяснить. Ребенок рождается из чрева матери. Он думает, что его жизнь началась с того дня, когда он появился на свет из материнского чрева. Но это не так. На самом деле он вечен. Его материальное тело было создано во чреве матери, пока он находился в бессознательном состоянии, и как только его тело развилось в достаточной степени, он вышел из чрева на свет, и сознание вновь вернулось к нему.
Д-р Сингх: А умирая, он вновь засыпает?
Шрила Прабхупада: Да. Это описано в «Бхагавад-гите» [8.19]: бхутва бхутва пралийате - «Вновь и вновь живые существа пробуждаются, а затем опять погружаются в бессознательное состояние».
Шрила Прабхупада: Вы видите этот цветок? К нему вернулось сознание, но вскоре он завянет и умрет. Затем из его семян вырастут новые цветы, которые тоже завянут. Такова материальная жизнь. Но духовная жизнь подразумевает только цветение, а не распад. В этом разница между материей и духом. Мне было дано это тело в соответствии с моим сознанием в прошлой жизни, и я получу следующее тело в соответствии со своим сознанием в этой жизни. Это также подтверждается в «Бхагавад-гите» [8.6].
йам йам вапи смаран бхавам
тйаджатй анте калеварам
там там эваити каунтейа
сада тад-бхава-бхавитах
«О каком бы состоянии бытия ни вспомнил человек, покидая свое тело, этого состояния он непременно достигнет».
Д-р Сингх: Шрила Прабхупада, если наше следующее тело формируется в соответствии с сознанием, которое мы имели в предыдущей жизни, то почему я не помню свою предыдущую жизнь?
Шрила Прабхупада: Помните ли вы все, что делали в прошлом году или хотя бы вчера?
Д-р Сингх: Нет.
Шрила Прабхупада: Такова ваша природа: забывать.
Д-р Сингх: О некоторых вещах.
Шрила Прабхупада: Одни забывают больше, другие меньше. Однако мы все забываем.
Д-р Сингх: Является ли это законом материальной природы?
Шрила Прабхупада: Да. Это нечто вроде воровства. Кто-то карманник, а кто-то грабитель банков, но и тот, и другой воруют.
Д-р Сингх: Когда мы спим, то нас уносят тонкие элементы?
Шрила Прабхупада: Вас уносит природа, и не только когда вы спите, а постоянно. Кришна говорит в «Бхагавад-гите» [3.27]:
пракритех крийаманани
гунаих кармани сарвашах
аханкара-вимудхатма
картахам ити манйате
«Под влиянием трех гун материальной природы сбитая с толку духовная душа считает себя исполнителем действий, которые на самом деле осуществляются природой». Мы забываем, кем на самом деле являемся, потому что находимся в тисках материальной природы.
Первое, что нужно понять о духовной жизни, это то, что мы - не тела, а вечные духовные души. Когда-то вы были ребенком. Теперь вы взрослый человек. Где ваше детское тело? Этого тела больше не существует, но вы по-прежнему существуете, потому что вечны. Тело, существовавшее в прошлом, изменилось, но вы не изменились. Это доказательство вечности. Вы помните определенные поступки, совершенные вами вчера и сегодня, но ваше вчерашнее тело - это не сегодняшнее тело. Согласны вы с этим или нет? Вы не можете сказать, что сегодня тринадцатое мая 1973 года. Вы не можете сказать, что сегодня - это вчера. Тринадцатое число было вчера. Настал другой день. Но вы помните вчерашний день, и то, что вы помните об этом, доказывает вашу вечность. Тело изменилось, но вы его помните; следовательно, вы вечны, хотя тело преходяще. Это очень простое доказательство. Даже ребенок может его понять. Неужели это так трудно понять?
Д-р Сингх: Людям нужны другие доказательства.
Шрила Прабхупада: Какие другие доказательства им еще нужны? Душа бессмертна, и это простой факт. Я - бессмертная душа. Мое тело меняется, но я не меняюсь. Иногда мне приходит в голову мысль: «Когда-то я прыгал и играл, но теперь не могу прыгать, потому что мое тело изменилось». Я хочу прыгать, но не могу. Само стремление прыгать вечно, но из-за того что мое тело состарилось, я не могу этого делать.
Д-р Сингх: Ваши оппоненты возразят, что по их наблюдениям природа сознания такова, что оно остается неизменным только в одном теле.
Шрила Прабхупада: Это глупость. В «Бхагавад-гите» [2.13] Кришна объясняет: татха дехантара-праптир. Смерть - это смена тела. Она подобна изменениям тела, которые я испытываю каждый день на протяжении своей нынешней жизни.
Д-р Сингх: Но, как утверждают ученые, мы не можем воочию наблюдать эту последнюю перемену.
Шрила Прабхупада: Их глаза настолько несовершенны, что они много чего не могут наблюдать. Из-за их невежества «Бхагавад-гита» не становится ненаучной. Почему ученые не хотят признать несовершенство своих чувств? Сначала они должны признать несовершенство своих чувств. Их способность видеть еще не является критерием того, что научно, а что нет. Собаки не в состоянии понять законов природы. Означает ли это, что законов природы не существует?
Д-р Сингх: Что ж, ученые соглашаются с этим аргументом, но говорят, что путь к совершенству проходит через сбор объективной информации и накопление опыта.
Шрила Прабхупада: Нет. Это не путь к совершенству. Никто не может стать совершенным с помощью своего несовершенного мышления, а наше мышление должно быть несовершенным, поскольку наши чувства и ум несовершенны.
Д-р Сингх: Шрила Прабхупада, но может возникнуть еще один вопрос. Не может ли душа воплотиться в три, четыре или пять тел и затем умереть?
Шрила Прабхупада: Вы воплощаетесь в миллионы тел. Я утверждаю, что ваше вчерашнее тело - это не ваше сегодняшнее тело. Поэтому если вы проживете сто лет, то сколько раз поменяете свое тело? Только посчитайте.
Д-р Сингх: Тринадцать.
Шрила Прабхупада: Почему тринадцать?
Д-р Сингх: Медицина утверждает, что все клетки тела сменяются каждые семь лет.
Шрила Прабхупада: Нет, не каждые семь лет - каждую секунду. Кровяные шарики каждую секунду сменяются. Разве не так?
Д-р Сингх: Так.
Шрила Прабхупада: И как только сменяются кровяные шарики, вы меняете свое тело.
Д-р Сингх: Выражаясь научным языком, можно ли сравнить вечность души с сохранением энергии?
Шрила Прабхупада: О сохранении энергии говорить не приходится, потому что энергия существует всегда. Нет необходимости в ее сохранении.
Д-р Сингх: Но на языке науки закон сохранения энергии подразумевает то, что энергия не может быть создана или разрушена, а это и означает, по-видимому, что она вечна.
Шрила Прабхупада: О да, с этим мы согласны. Кришна вечен, поэтому все Его энергии вечны.
Д-р Сингх: Поэтому живое существо тоже вечно?
Шрила Прабхупада: Да. Если солнце вечно, его энергии - тепло и свет - тоже вечны.
Д-р Сингх: Следует ли из этого, что жизнь не может быть создана или разрушена?
Шрила Прабхупада: Конечно. Жизнь вечна. Она не создается и не разрушается. Временно только материальное покрытие. Я вечен, но сегодняшней ночью мое сознание было покрыто сном, поэтому я мыслю категориями «вчера» и «сегодня». Такова природа материального мира.
Д-р Сингх: Подразумевает ли материальное сознание отсутствие сознания Кришны?
Шрила Прабхупада: Да.
Д-р Сингх: А когда есть сознание Кришны, куда девается материальная природа?
Шрила Прабхупада: Если вы продолжите развивать в себе сознание Кришны, то увидите, что нет ничего материального. Когда вы предлагаете цветок Кришне, он нематериален. Кришна не примет ничего материального. Но это не значит, что цветок материален на кусте, а затем, когда вы предложили его Кришне, он становится духовным. Нет. Цветок материален только до тех пор, пока вы думаете, что он создан для вашего наслаждения. Но как только вы поймете, что он создан для наслаждения Кришны, то увидите его таким, какой он есть на самом деле - духовным.
Д-р Сингх: Значит, весь мир на самом деле духовен?
Шрила Прабхупада: Да. Поэтому мы хотим, чтобы все занимались служением Кришне. Таков духовный мир.
Д-р Сингх: Можем ли мы с этой же точки зрения смотреть на творение Кришны? Например, можем ли мы думать: «Это дерево очень красиво, потому что является собственностью Кришны?»
Шрила Прабхупада: Да. Это и есть сознание Кришны. Мы думаем именно таким образом. В отличие от философов-майявади мы не называем этот мир ложным, митхйа. Джаган митхйа. Мы не говорим, что мир ложен. Кришна создал такое множество чудесных вещей, которыми Он может наслаждаться. Так почему же я должен называть Его творение митхьей? В «Бхагавад-гите» сказано: асатйам апратиштхам те, джагад ахур анишварам. Негодяи говорят, что этот мир ложен (асатйам), что у него нет причины и нет повелителя, ишвары. Так утверждают демоны. Однако, если Кришна - это реальность, Его творение тоже реально, как реальна и Его энергия. С какой стати я должен называть этот мир ложным?
Ученик: Если кто-то смотрит на Господа Кришну в храме только как на камень или дерево, значит ли это, что Божество по-прежнему остается для него материальным?
Шрила Прабхупада: Это значит, что он не знает реального положения дел. Как Божество в храме может быть материальным? Камень - это тоже энергия Кришны. Так же как электричество есть всюду, но только специалисты знают, как применить его, так и Кришна есть повсюду - даже в камне - но только Его преданные знают, как использовать камень, чтобы увидеть в нем Кришну. Преданные знают, что камень не может существовать отдельно от Кришны. Поэтому, когда преданные видят Божество в храме, они говорят: «Это Кришна». Они видят истинное тождество Кришны и Его энергии.
Д-р Сингх: Верно ли, что тот, кто находится в сознании Кришны, видит Кришну в простом камне так же отчетливо, как и в Божестве, вырезанном из камня?
Шрила Прабхупада: Да.
Д-р Сингх: Абсолютно так же?
Шрила Прабхупада: Да. Почему бы нет? В «Бхагавад-гите» [9.4] Кришна говорит:
майа татам идам сарвам
джагад авйакта-муртина
мат-стхани сарва-бхутани
на чахам тешв авастхитах
Это означает, что энергия Кришны - то есть Кришна в Своей частично проявленной форме - пронизывает каждый атом вселенной. Но Его полностью проявленная личностная форма присутствует в изображении Господа, изваянном в соответствии с Его указаниями. Это философия ачинтйа-бхедабхеда-таттвы - одновременного единства и различия Господа и Его энергий. Например, когда ваша комната залита солнечным светом, это не значит, что само солнце находится в ней. Солнце и его различные энергии, такие как тепло и свет, качественно одинаковы, но количественно различны.
Д-р Сингх: И тем не менее вы говорите, что можно увидеть Кришну в обыкновенном камне?
Шрила Прабхупада: Да, отчего нет? Мы можем воспринимать в камне энергию Кришны.
Д-р Сингх: И можем поклоняться Ему, находящемуся в камне?
Шрила Прабхупада: Мы можем поклоняться Ему, поклоняясь Его энергии, содержащейся в камне. Но нельзя поклоняться камню как Кришне. Мы не можем поклоняться этой скамейке как Кришне. Но мы можем поклоняться всему, поскольку воспринимаем все как энергию Кришны. Это дерево тоже достойно поклонения, поскольку и Кришна и Его энергия достойны поклонения, но это не значит, что мы почитаем это дерево так же, как Божество Кришны в храме.
В детстве родители учили меня никогда не тратить попусту энергию Кришны. Они учили меня, что даже если зернышко риса попало в щель между досками пола, я должен поднять его, коснуться им лба и съесть его, чтобы оно не пропало даром. Меня учили, как все видеть связанным с Кришной. Это и есть сознание Кришны. Поэтому мне не нравится, когда что-то пропадает или используется не по назначению. Мы учим своих учеников, как можно использовать все для Кришны и как понять, что Кришна есть все. Кришна говорит в «Бхагавад-гите» [6.30]:
йо мам пашйати сарватра
сарвам ча майи пашйати
тасйахам на пранашйами
са ча ме на пранашйати
«Тот, кто видит Меня повсюду и видит все во Мне, никогда не утратит Меня и не будет потерян для Меня».