Природа Бога: одновременное единство и различие
Беседа происходит 10 декабря 1973 года на берегу Тихого океана в окрестностях Лос-Анджелеса. Шрилу Прабхупаду сопровождают доктор Сингх, Хридаянанда дас Госвами и другие ученики.
Шрила Прабхупада: Что значит занимать верховное положение в материальном мире? Почему вы признаете президента Никсона самым главным человеком в вашем государстве?
Д-р Сингх: Потому что он обладает определенной властью.
Шрила Прабхупада: Да. Но почему его положение — самое высокое в государстве? Потому что как первый среди правительственных служащих он получает самое большое жалование, для него созданы самые лучшие условия и последнее слово всегда остается за ним.
Д-р Сингх: Он обладает способностью убеждать других.
Шрила Прабхупада: Нет. Вы можете не соглашаться с ним, но так как он занимает высший пост, вы должны выполнять его распоряжения. Такое положение он занимает. Оно не зависит от того, признаете ли вы его авторитет или нет. В этом смысл слова «верховный», не так ли?
Хридаянанда дас Госвами: Да.
Шрила Прабхупада: Вы не можете сказать: «Господин президент, я не согласен с вами и потому не буду выполнять ваше распоряжение». Нет. Независимо от того, согласны вы или нет, вы обязаны подчиняться его приказу. В этом смысл высшей власти. Если мы рассмотрим это с материальной точки зрения, то увидим, что высшая власть подразумевает превосходство. Следовательно, Бог должен превосходить всех во всех отношениях. Вот почему Его называют Верховной Личностью. Бог велик, Он является верховным повелителем. А что значит быть верховным повелителем? Это значит обладать данными достояниями. Парашара Муни определяет понятие Бога следующим образом: аишварйасйа самаграсйа вирйасйа йашасах шриах, джнана-ваирагйайош чайва шаннам бхага итингана. От слова бхагаван происходит другое слово — бхагйаван. Бхагйаван значит «удачливый». В ведической литературе говорится, что превосходить в чем-то других — большая удача. Но самая большая удача — удел Бога. Лакшми-сахасра-шата-самбхрама-севйаманам: «Ему служат сотни тысяч лакшми, богинь удачи и процветания» [Брахма-самхита, 5.29]. Здесь, на этой планете, мы умоляем богиню процветания проявить к нам благосклонность. А Кришне всегда поклоняются тысячи богинь процветания.
Д-р Сингх: Мы не в силах даже представить себе, что кому-то может выпасть такая удача.
Шрила Прабхупада: Да. Поэтому про Кришну говорят, что Он ачинтйа, непостижимый. Мы не можем даже представить себе, насколько Он велик и удачлив. Слово ачинтйа означает то, что мы не можем себе представить. Мы можем видеть лишь часть богатств Бога — эту материальную природу — в которой проявляется лишь доля могущества Господа. Верховная Личность обладает многообразными силами. У Него есть низшие и высшие энергии. В «Бхагавад-гите» [7.4] Кришна говорит:
бхӯмир а̄по ’нало ва̄йух̣
кхам̇ мано буддхир эва ча
ахан̇ка̄ра итӣйам̇ ме
бхинна̄ пракр̣тир ашт̣адха̄
«Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, интеллект и ложное эго — эти восемь элементов составляют Мои отделенные материальные энергии». В следующем стихе «Бхагавад-гиты» Кришна описывает Свою высшую энергию (пара пракрити), которая образует духовный мир. Поэтому, если даже низшая материальная энергия способна творить такие чудеса, только представьте, насколько чудеснее духовный мир. Вот каков смысл слова «верховный».
Хридаянанда дас Госвами: В духовном мире есть все формы жизни, которые мы видим на Земле?
Шрила Прабхупада: Да. И более того, если эта низшая энергия порождает такое множество изумительных форм жизни, представьте себе, насколько поразительнее должны быть высшие формы жизни, в духовном мире! Даже в этой материальной вселенной есть великое множество самых разнообразных планет и обитатели одних планет могут быть намного более развиты, чем обитатели других планет. К примеру, на земле люди занимаются мистической йогой, чтобы обрести способность творить чудеса, но на другой планете, называемой Сиддхалокой, люди рождаются с этими великими йогическими силами. Для земли это правило: птица может летать, а мы сами без помощи дорогостоящих машин на это не способны. Однако обитатели таких планет, как Сиддхалока, могут перелетать с одной планеты на другую без помощи машин. Стоит им захотеть, и они могут перенестись куда угодно, даже на другие планеты. Даже на земле есть йоги, которые могут совершать омовение рано утром сразу в четырех местах — в Джаганнатха-Пури, Рамешваре, Хардваре и Двараке. Один такой йог, друг моего отца, навещал его в Калькутте. Этот йог рассказывал, что стоит ему сесть и коснуться своего гуру, как он за две минуты переносится из Калькутты в Двараку. Такова йогическая сила. Что по сравнению с ней современные самолеты? Дурваса Муни пролетел через всю вселенную и долетел до Вайкунтхи, затратив на это один год. По современным расчетам некоторые планеты в нашей вселенной находятся от Земли на расстоянии, превышающем сорок тысяч световых лет. Это означает, что если лететь со скоростью света, то, чтобы достичь этих планет, потребовалось бы сорок тысяч лет. Даже имей они такую возможность, смогли бы астронавты прожить сорок тысяч лет? Чем же они так гордятся?
Д-р Сингх: У ученых есть теория, согласно которой они якобы смогут создать машину, способную перемещаться в пространстве со скоростью света.
Шрила Прабхупада: Это мошенничество. Они говорят так, но никогда не смогут этого сделать.
Ученые пытаются рассуждать о каких-то далеких планетах, но что им известно о ближайшей к нам — Луне? Есть много невидимых планет, например, Раху. Неверно думать, что мы должны наблюдать все звезды и планеты. Так, когда планета Раху проходит между Солнцем и Луной, происходит затмение. Но ученые объясняют затмение иначе. На самом деле затмения вызывает планета Раху. В теории современных ученых, объясняющих причины затмений, много сомнительного. Согласно Ведам, их объяснение неверно.
Д-р Сингх:Но ученые утверждают, что могут доказать свои теории.Шрила Прабхупада: Они говорят, что наука может доказать все, что угодно. Но это вздор. Они даже не знают, кем являются на самом деле. Это им неизвестно. И почему они умирают? Этого они тоже не знают. Вот и все их знания.
Д-р Сингх: Они могут построить модель вселенной — планет и Луны.
Шрила Прабхупада: Если они могут строить модели, почему бы им не создать модель Солнца, чтобы сэкономить электроэнергию? Эти мошенники много говорят, но ничего не могут сделать. Если они могут построить модель вселенной, то пусть сделают большую модель Солнца. Тогда темными ночами нам не нужно будет расходовать столько денег на электричество. Но это им не под силу. И тем не менее они не скупятся на громкие слова, только для того чтобы забрать деньги у налогоплательщиков. Они говорят, что знают состав Луны и состав Солнца, так почему же тогда они не могут их воспроизвести? Почему они не могут создать искусственное солнце, чтобы жителям Исландии и Гренландии не было так холодно?
Шрила Прабхупада: Однажды Господь Чайтанья Махапрабху привел пример с камнем, называемым чинтамани. Этот камень может создать много других драгоценных камней, сам оставаясь неизменным.
ом̇ пӯрн̣ам адах̣ пӯрн̣ам идам̇
пӯрн̣а̄т пӯрн̣ам удачйате
пӯрн̣асйа пӯрн̣ам а̄да̄йа
пӯрн̣ам эва̄ваш́ишйате
("Шри Ишопанишад", Обращение)
Смысл этого стиха в том, что хотя все исходит от Личности Бога, Сам Он никогда не иссякает. У нас на Земле кончаются запасы нефти, и это становится угрожающей проблемой, но солнце по-прежнему светит и будет светить бесконечное число лет. Кришна может создать миллионы солнц — на самом деле Он уже это сделал. Однако по-прежнему Его могущество не убыло. Он ничего не утратил. Таков Бог и высшая энергия Бога, ачинтья-шакти.
У нас есть какие-то сбережения, и если мы их расходуем, то на следующий день у нас на счету не остается ничего — ноль. Мошенники утверждают, что изначальная истина это ноль, шуньявада. Они не знают, что Бог никогда не равняется нулю, что Он всегда величина положительная. Поэтому мы должны иметь ясное представление о Боге. Теологи должны черпать эти идеи из ведических писаний, и не позволять глупцам и мошенникам вводить себя в заблуждение. Природа Бога и Его неиссякаемых энергий объяснена в ведической литературе. Наша энергия иссякает, но энергия Бога — нет. В этом разница между Богом и нами. Я не могу быстро ходить или делать многое из того, на что способен молодой человек, потому что моя юношеская энергия иссякла. Но Бог всегда юн. Адваитам ачйутам анадим ананта-рупам адйам пурана-пурушам нава-йауванам ча: «Кришна, Верховная Личность Бога, абсолютен, непогрешим и не имеет начала. Давая начало бесчисленным многообразным экспансиям, Он является изначальной личностью, самой древней и всегда выглядящей как юноша в самом расцвете сил» [Брахма-самхита, 5.33]. Кришна также говорит в «Бхагавад-гите»: ишварах сарва-бхутанам хрид-деше рджуна тиштхати — «Верховный Господь пребывает в сердце каждого». Он находится также в каждом атоме, но тем не менее Он един. Таков Бог. И Он адвайта, недвойственный, то есть не нужно думать, что Он живет в вашем сердце, а в моем сердце живет кто-то другой. Нет, все Его проявления едины. Благодаря Своему всепроникающему аспекту Он присутствует везде и во всем, и в то же время Он локализован в пространстве, и Он один.
Д-р Сингх: Шрила Прабхупада, в трудах некоторых теологов Запада говорится, что Бог — это любовь.
Шрила Прабхупада: Бог — это все. Почему они говорят, что Он — это или то? Бог это все, потому что Он абсолютен. Его любовь или Его ненависть — одно и то же. В этом материальном мире мы различаем любовь и ненависть. Но ненависть Бога и любовь Бога — одно и то же. Поэтому Его называют ачинтьей, непостижимым. Любовь Бога к гопи и ненависть Его к Камсе привели к одинаковому результату. И Камса и гопи направились в духовный мир. Путана пришла отравить Кришну, а мать Яшода всегда старалась уберечь шаловливого малыша Кришну от беды. Так что Яшода и Путана представляют полную противоположность друг другу, но обе они достигли одного и того же результата. Кришна думал: «Я сосал грудь Путаны, поэтому теперь она Моя мать. Она должна разделить удел Яшоды». Такова абсолютная природа любви и ненависти, которые испытывает Кришна. Эта любовь и ненависть не имеет ничего общего с относительным миром, в котором живем мы.
В этом концепция Бога как Абсолюта: у Бога есть много аспектов, но все они абсолютны (адвайта).
ваданти тат таттва-видас
таттвам̇ йадж джн̃а̄нам адвайам
брахмети парама̄тмети
бхагава̄н ити ш́абдйате
(«Шримад-Бхагаватам» песнь 1, глава 2, стих 11)
«Ученые-трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную сущность Брахманом, Параматмой или Бхагаваном».
У Бога есть безличный всепроникающий аспект (называемый Брахманом) и локализованный аспект Параматмы. И в то же самое время Он — Бхагаван, который является Его изначальной личностной трансцендентной формой. Эти три аспекта одновременно различны и едины. Такова природа Бога, ачинтйа-бхедабхеда-таттва — одновременное единство и различие. Тот, кто приходит к личностной концепции Бхагавана, достигает одновременно Брахмана и Параматмы. Все эти аспекты являются Кришной, но между ними есть и разница. Они в одно и то же время едины и различны.
Д-р Сингх: Шрила Прабхупада, многим людям трудно признать существование Бога.
Шрила Прабхупада: Они больны, но не хотят лечиться. Если они не хотят лечиться, это их вина. Мы прямо заявляем, что тот, кто не находится в сознании Кришны, сознании Бога, — сумасшедший. Находясь под властью иллюзорной энергии, низшей материальной энергии, такой человек несет один вздор. Но кто станет принимать его слова всерьез? Бог существует независимо от того, верим мы в это или нет. Отвергать существование Бога — это все равно что утверждать, будто солнце восходит не на востоке. Но есть ли смысл в этом утверждении? Каждый знает, что солнце восходит на востоке. Если же кто-то оспаривает это, тем самым он доказывает лишь собственную слепоту. Поэтому, чтобы выйти на свет из тьмы невежества, мы должны обратиться к тому, кто обладает знанием. Вы должны найти такого человека, гуру, и предаться ему. Затем нужно задавать ему вопросы, и какие бы ответы он ни давал, их нужно принимать. Таков путь осознания Бога. Сначала нужно найти гуру, затем добиться его благосклонности своим служением и преданностью. И тогда гуру объяснит все. Кришна разъясняет в «Бхагавад-гите» глава 4, стих 34:
тад виддхи пран̣ипа̄тена
парипраш́нена севайа̄
упадекшйанти те джн̃а̄нам̇
джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣
«Просто постарайся узнать истину, обратившись к духовному учителю. Смиренно вопрошай его и служи ему. Осознавшая себя душа способна передать тебе знание, поскольку она увидела истину».