3
Рекомендуем канал "Один кришнаит"

Прогресс ослов

Автор: Шри Шримад Бхактиведанта Свами Прабхупада

Беседа происходит 29 апреля 1973 года на берегу Тихого океана в окрестностях Лос-Анджелеса. Шрилу Прабхупаду сопровождают доктор Сингх, Брахмананда Свами, Карандхара дас Адхикари и другие ученики.

Шрила Прабхупада: В этом материальном мире все страдают, а научный прогресс означает, что ученые создают условия для новых страданий. Только и всего. Они ничего не улучшают. Бхактивинода Тхакур подтверждает это: моха джанамийа, анитйа самсаре, дживаке карайе гадха  — «Благодаря своим так называемым научным усовершенствованиям ученый превратился в осла». Более того, он постепенно становится все более и более совершенным ослом. Предположим, что, надрываясь на работе, как осел, человек построит небоскреб. Он может посвятить этому всю жизнь, но в конце концов должен будет умереть. Он не может остаться; его вышвырнут из его небоскреба, потому что материальная жизнь преходяща. Ученые постоянно исследуют что-то, но если вы спросите их, что они делают, они ответят: «О, я делаю это для следующего поколения, во имя будущего». Но я спрашиваю: «А как же вы? Ваш небоскреб? Если в следующей жизни вы станете деревом, будет ли вам дело до вашего следующего поколения?» Но он осел. Он не знает, что ему предстоит простоять перед своим небоскребом десять тысяч лет. А что он может сделать для следующего поколения? Если не будет бензина, что оно будет делать? И чем ему поможет следующее поколение, если он родится кошкой, собакой или деревом?

Ученые и вообще все люди должны стремиться вырваться из круговорота повторяющихся рождений и смерти. Но вместо этого люди все больше и больше запутываются в круговороте рождения и смерти. Бхаве ’смин клишйамананам авидйа-кама-кармабхих. Это цитата из «Шримад-Бхагаватам» [1.8.35]. В одной строке здесь объясняется все материальное существование. Вот это действительно литература. Одна строка ценнее тысячелетий исследовательского труда. Она объясняет, откуда происходит живое существо, как оно рождается в этом мире, куда оно направляется, что оно должно делать, и дает много другой важной информации. Словабхаве 'смин клишйамананам  относятся к борьбе за существование. Почему вообще ведется эта борьба? Ее причина в авидье, невежестве. А какова природа невежества? Кама-кармабхих, оно обусловлено тем, что мы вынуждены трудиться только ради удовлетворения своих чувств, или иначе говоря, причина нашего невежества в том, что мы запутались в материальном удовлетворении чувств.

Д-р Сингх: Стало быть, верно, что современные научные исследования только увеличивают запросы тела, поскольку ученые в конечном счете трудятся для удовлетворения своих чувств?

Шрила Прабхупада: Да.

Шрила Прабхупада: В Ведах говорится: йасмин виджнате сарвам эвам виджнатам бхавати  — «Тому, кто знает Абсолютную Истину, открывается и все остальное». У меня нет ученых степеней, но тем не менее я могу бросить вызов ученым. Почему? Потому что я знаю Кришну, Абсолютную Истину.Йасмин стхито на духкхена гурунапи вичалйате  — «Того, кто утвердился в сознании Кришны, не могут вывести из равновесия даже величайшие несчастья» [Б.-г., 6.22]. В «Шримад-Бхагаватам» утверждается:авичйуто ртахах кавибхир нирупито йад уттамашлока-гунануварнанам  — «Великие души пришли к заключению, что сознание Кришны является совершенством жизни». Вот какое знание необходимо. А не то, что мы проведем какие-то исследования, выдвинем свою теорию, а через пятнадцать лет скажем: «Нет, нет, на самом деле все обстоит иначе». Это не наука, это детская игра.

Д-р Сингх: Да, именно так они и совершают открытия — с помощью исследований.

Шрила Прабхупада: И какова цена такого исследования? Это научный метод вытягивания денег у других, только и всего, а иначе говоря, надувательство. Ученые играют словами: плутоний, фотоны, водород и кислород, — но что дает это людям? Когда люди слышат такие слова, что они могут на это сказать? Сначала один ученый до определенной степени объясняет какое-либо явление, затем приходит другой мошенник и объясняет все заново, но уже по-иному, другими словами. Но само явление, которое они пытались объяснить, не меняется. Так в чем же их прогресс? Они только написали тома книг. Сейчас возникла проблема с бензином. Ее создали ученые. Если запасы бензина иссякнут, что будут делать эти мошенники-ученые? Они бессильны справиться с этим.

Шрила Прабхупада: Сейчас в Индии не хватает воды, но как ученые пытаются решить эту проблему? Воды в мире больше чем достаточно. Тогда отчего ученые не обеспечат водой те места, где в ней испытывают острую нужду? Они безотлагательно должны провести ирригационные работы. Но вместо этого они отправляются на Луну, покрытую пылью планету, чтобы сделать ее плодородной. Почему они не проведут орошение нашей планеты? В морской воде нет недостатка, так почему бы им не оросить Сахару, Аравийскую пустыню или пустыни Раджастхана? «Да, — отвечают они, — мы сделаем это в будущем. Мы стараемся». В своей гордыне они не долго думая отвечают: «Да, да, мы работаем над этим». В «Бхагавад-гите» говорится, что тот, кто удовлетворяет ненужные желания, совершенно теряет разум(камаис таис таир хрита-джнанах).

Этот полет на Луну — ребячество. Те, кто стремится попасть на Луну, похожи на хнычущих детей. Ребенок плачет: «Мама, достань мне Луну», — поэтому мать протягивает ему зеркало и говорит: «Вот тебе Луна, сынок». И ребенок берет зеркало, видит в нем Луну и говорит: «Ого, у меня есть Луна». К сожалению, это не просто выдумка.

Карандхара: Израсходовав столько денег на полет к Луне и привезя оттуда всего-навсего пригоршню камней, в центре космических исследований решили, что там больше нечего делать.

Брахмананда: Теперь они хотят отправиться на другую планету, но им не хватает денег. Путешествие на другие планеты стоит миллионы и миллиарды долларов.

Шрила Прабхупада: Люди трудятся в поте лица, а бессовестное правительство взимает с них налоги и тратит деньги попусту. Такое правительство не должно вызывать никаких симпатий, если выбрасывает на ветер с трудом заработанные деньги, отобранные у людей. Теперь руководители государства придумали новую уловку: «Не беспокойтесь, — говорят они, — мы собираемся на другую планету. На этот раз мы привезем еще больше пыли. Тонны пыли. Теперь у вас будут тонны пыли».

Д-р Сингх: Они верят, что на Марсе есть жизнь.

Шрила Прабхупада: Они могут верить или не верить. Это их дело. Мы знаем наверняка, что жизнь

есть здесь, но люди воюют. Предположим, что на Марсе есть жизнь. Разумеется, она там есть. Но что нам с того?

Д-р Сингх: Людям любопытно узнать, что там происходит.

Шрила Прабхупада: То есть ради удовлетворения своего детского любопытства им придется потратить колоссальную сумму денег. Не смешно ли это? А когда их просят помочь какой-нибудь нищей стране, они отвечают: «У нас нет денег». Каково?

Д-р Сингх: Шрила Прабхупада, нам хотелось бы услышать о философии санкхьи.

Шрила Прабхупада: Фактически есть две санкхьи: древняя, впервые изложенная Господом Капиладевой, и современная, которую в относительно недавнее время проповедовал атеист Капила. Санкхья Господа Капилы объясняет, как избавиться от привязанности к материи и найти Господа Вишну в своем сердце. Эта санкхья фактически представляет собой процесс преданного служения. Современная же философия санкхьи просто анализирует элементы, из которых состоит материальный мир. В этом отношении она полностью аналогична современным научным изысканиям. Слово санкхйа означает «считать». Мы тоже до некоторой степени принадлежим к школе санкхьи, потому что анализируем материальные элементы: это земля, это вода, это огонь, это воздух, это эфир. Кроме того, к этому списку можно добавить свой ум, интеллект и эго. Но дальше своего эго я считать уже не могу. Однако Кришна говорит, что есть нечто выше эго, а именно жизненная сила. Ученые этого не знают. Они думают, что жизнь — это просто сочетание материальных элементов, но в «Бхагавад-гите» [7.5] Кришна отрицает это:

апарейам итас тв анйам

пракритим виддхи ме парам

джива-бхутам маха-бахо

йайедам дхарйате джагат

«Помимо этой низшей природы [земли, воды, огня, воздуха, эфира, ума, интеллекта и ложного эго] существует Моя высшая энергия, которая состоит из живых существ, борющихся с материальной природой и поддерживающих вселенную».

Д-р Сингх: Изучает ли современная философия санкхьи обе эти энергии — низшую и высшую?

Шрила Прабхупада: Нет. Современные философы школы санкхьи не изучают высшую энергию. Они, как и ученые, только исследуют материальные элементы. Ученые не знают о существовании духовной души, то же можно сказать и о последователях школы санкхьи.

Д-р Сингх: Они исследуют созидательные материальные элементы?

Шрила Прабхупада: Материальные элементы не созидают! Созидать способна только душа. Жизнь не может быть создана из материи, а материя не может создавать сама себя. Вы, живое существо, можете смешать водород и кислород, чтобы получить воду. Но материя сама по себе не обладает созидательной способностью. Если вы поставите бутыль с водородом рядом с бутылью с кислородом, соединятся ли они сами собой, без вашей помощи?

Д-р Сингх: Нет. Их необходимо смешать.

Шрила Прабхупада: Разумеется. Кислород и водород — это низшая энергия Кришны, но если вы, высшая энергия, соедините их, они смогут превратиться в воду. 

Шрила Прабхупада: Низшая энергия сама по себе, без вмешательства высшей, не обладает силой. Это море (он показывает на Тихий океан) спокойно и безмятежно. Но когда высшая стихия, воздух, приводит его в движение, поднимаются высокие волны. Само море без вмешательства высшей силы не способно на это. Аналогично этому, есть и иная, высшая по отношению к воздуху сила, за ней следует другая, за той еще одна, пока, наконец, мы не придем к Кришне. Так должно проводиться истинное исследование.

Кришна управляет природой, как машинист управляет поездом. Машинист управляет локомотивом, который тянет первый вагон, тот в свою очередь тянет следующий, и так весь поезд приходит в движение. По тому же принципу функционирует творение. Кришна дает первый толчок, а затем с помощью серии последовательных толчков возникает и поддерживается все космическое проявление. Это объясняется в «Бхагавад-гите» [9.10].Майадхйакшена пракритих суйате сачарачарам:  «Материальная природа действует под Моим руководством и порождает все движущиеся и неподвижные существа». А в четырнадцатой главе [14.4] Кришна говорит:

сарва-йонишу каунтейа
муртайах самбхаванти йах
тасам брахма махад йонир
 ахам биджа-прадах пита

«Материальная природа делает возможным появление на свет всех видов живых существ, о сын Кунти, и Я — дающий семя отец». К примеру, если посеять баньяновое семя, то со временем из него вырастет огромное дерево, а вместе с ним миллионы новых семян. Каждое из этих семян может в свою очередь произвести на свет новое дерево с миллионами семян и так далее. Вот что имеется в виду, когда говорится, что Кришна, изначальный отец, оплодотворяющий все, является первопричиной всего, что мы видим.

К сожалению, ученые видят только непосредственную причину. Они не могут понять отдаленную причину. В Ведах о Кришне говорят как о сарва-карана-каранам, то есть причине всех причин. Тот, кто поймет причину всех причин, поймет все.Йасмин виджнате сарвам эвам виджнатам бхавати:  «Тому, кому известна изначальная причина, второстепенные причины открываются сами собой». Ученые ведут поиски изначальной причины, но, когда Веды, источник совершенного знания, провозглашают изначальной причиной Верховную Личность Бога, они с этим не соглашаются. Они продолжают настаивать на своем частичном, несовершенном знании. В этом их недуг.

Шрила Прабхупада: Ученые не знают, что существует два вида энергии — низшая и высшая, — хотя фактически имеют с ними дело каждый день. Материальная энергия никогда не может действовать независимо. Сначала она должна вступить в контакт с духовной энергией. Поэтому как можно считать, что все космическое проявление, материальная природа, возникло само собой? Сложная машина не заработает, пока человек, знающий как ее включить, не нажмет на кнопку. «Кадиллак» — хорошая машина, но, если в ней нет водителя, какой от нее толк? И материальная вселенная тоже представляет собой машину.

Людей поражают громадные машины, состоящие из многих-многих деталей, но умный человек знает, что как бы совершенна ни была машина, она будет бездействовать, пока не придет оператор и не нажмет нужную кнопку. Поэтому кто важнее: оператор или машина? Вот почему нас интересует не эта материальная машина, то есть не космическое проявление, а оператор, Кришна. На это вы можете возразить: «А откуда я знаю, что Он — оператор?» Кришна говорит: майадхйакшена пракритих суйате сачарачарам  — «Под Моим руководством действует все космическое проявление». Если вы скажете: «Нет, не Кришна правит мирозданием», — то должны будете указать на другого оператора. Но вы этого не можете сделать. Следовательно, не имея своего доказательства, вы должны признать мое.

Обсуждения

Комментариев пока нет, Вы можете стать первым!
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Добавить комментарий