Препятствие славы
Однажды, один религиозный человек удивил меня, сказав: «Когда я вижу кого-то, играющего на гитаре, мне хочется надеть эту гитару ему на голову. Она предназначена только для того, чтобы привлекать женщин». Этот неоднозначный пример привёл меня к размышлениям о причине такого высказывания. Любой талант, навык, какая-либо активная деятельность неизбежно приводит к обретению положения, денег, славы в глазах людей. Человек же, не имеющий таких ресурсов, чувствует себя весьма ущемлённым. Возникшая зависть, заставляет его, либо прислуживать талантливым людям, в надежде получить какие-то крохи со стола, либо попытаться забрать их положение.
Ведические писания объясняют, что люди рождаются с различными склонностями к той или иной деятельности. Есть брахманы склонные к изучению священных писаний, а также различных наук, и обучению этим предметам. Они совершают религиозные ритуалы и жертвоприношения. Имея природную честность, брахманы принимают пожертвования, и с пользой для общества правильно распределяют их, т. е. раздают пожертвования. Существуют кшатрии талантливые в том, как управлять обществом, обладающие могуществом и способностью защищать. Для того, чтобы их деятельность была безупречной, они прибегают к советам брахманов. Следующая категория - это вайшйи, которые обеспечивают общество пищей, одеждой, кровом и т.д., занимаясь земледелием, торговлей, содержа ремесленные мастерские, защищая коров. Также существуют шудры - рабочие, которые нанимаются на работу к брахманам, кшатриям и вайшйам. Если человек действует в соответствии со своими талантами, то в социуме он занимает полезное и славное положение. Деятельность, не соответствующая природной склонности, приносит ограниченный успех. Она, как правило, создаёт напряжение и хаос в обществе. Однако, души, обусловленные материальным существованием, рождаются с такими врагами - как зависть, жадность, вожделение, гнев, лень и т.д. Влияние этих недостатков мешает человеку быть удовлетворён собственным положением.
Существует иерархия положений. Брахманы выше, чем кшатрии, кшатрии вышевайшйев, а вайшйи превосходят по положению шудр. Естественно, что каждая из этих категорий обладает такими ресурсами как слава, деньги и женщины, в разной степени, и это даёт пищу врагам (вожделению, зависти, гневу и т.д.). Шудры хотят, чтобы был коммунизм, вайшьи - демократический капитализм, и так возникают социальные беспокойства и проблемы. В этой статье я не задаюсь целью решить социальные проблемы, однако, опираясь на вышеприведённое описание, мне хочется сказать, что члены религиозного сообщества также имеют некоторую социальную активность, связанную с проповедью и распространением идей служения Богу. Поскольку, некоторые из них всё ещё обусловлены вожделением, гневом, жадностью и т.д., то внутри религиозного общества возникают те же самые социальные проблемы. Одни играют на гитаре, другие хотят надеть её музыкантам на голову.
Нужно понять одну вещь, что люди, стремящиеся жить в материальном мире, действуют исключительно ради славы, денег и женщин, играют ли они на гитаре или одевают её на голову тем, кто на ней играет. Какой бы благородной деятельностью мы не занимались, непременно можно обнаружить, что её основа всё та же - жажда канаки, каминии пратштхи (денег, женщин, положения или славы). Избавления от этих врагов нет ни в какой бы то ни было материальной деятельности, ни в отречении от неё. Если мы серьёзно будем практиковать отречение от этих 3-х устремлений, то придём лишь к пониманию - «я есть Брахман». Здесь нет стремления к канаке и камини, но есть желание пратишихи, поскольку это положение ложное. Истинная пратиштха живого существа - я слуга Кришны. Если мы хотим победить в ком-то жажду к ложной пратиштхе, то должны быть способны вдохновить его принять истинное положение - слуги Бхагвана, в противном случае, у нас нет другой возможности, как привести душу,которой мы желаем блага, к лотосным стопам садху. Чистый вайшнав даст истинную самбандху, абхидейу и прайоджану (знание нашего истинного положения, метода достижения цели и самой цели жизни).
Когда человек жаждет стать Кришнадасом, обрести бхаву и в конце концов прему, то стремление к канаке, камини и пратиштхе ослабевает. По достижении премы ложное эго исчезает, и мы осознаём своё истинное положение - слуги Бхагавана. Под влиянием ложного эго мы думаем - я брахман, кшатрий, вайшйа или шудра - это ложная пратиштха. Однако святые учат нас использовать обусловленную природу в достижении истинных целей. Для примера, - однажды к нашему Шриле Гурудеву пришёл Его ученик - всемирно известный музыкант, лидер рок - группы. Шрила Гурудев был доволен им и дал следующие наставления: «Учи весь мир тому, что есть настоящая према, любовь. У человека эта према есть всегда, но если вы не любите Кришну, то вам придётся любить какую-нибудь собаку. Если не собаку, то попугая или игрушечного оленя. Или же вы будете часами сидеть перед зеркалом, поправляя причёску и украшая свое лицо - причем делая все это с великой премой! Поэтому према всегда существует. Если нет премы пусть даже к этому изображению в зеркале, то это отсутствие премы проявится в виде гнева. Нашу материальную прему просто нужно очистить, сделать более утонченной, настоящей. Према, любовь, должна быть обращена лишь к Радхе и Кришне». Шрила Гурудев попросил своего ученика - музыканта излагать эти идеи в стихах и песнях, что бы таким образом этот музыкант мог помогать всему миру. Здесь мы видим пример правильного использования такого инструмента, как гитара.
Итак, если мы желаем победить в себе стремление к канаке, камини и пратиштхе,то должны стремиться к общению с садху, который обрёл истинное положение (пратиштха) в духовной реальности. Другого пути не существует.
Бхикшартхи Атмапрадип дас.
11 Вамана 526 Гаурабда (11.06.2012)