Проповедь
Вайшнавы не обсуждают сокровенные темы, темы связанные с предметом их веры, с неверующими. Представляя нашу веру материалистам, у нас возникнет желание их убедить. Мы вынуждены представлять нашу веру со стороны понятной собеседнику. Неверующим мы будем показывать нашу религию со стороны гйаны и кармы. Гйана и карма – вот, в лучшем случае, платформа для взаимопонимания с материалистами. Рассказывая о своей вере неверующим, мы спустимся на уровень их представлений, так не они будут возвышаться духом, а мы спускаться на низшие уровни сознания. В результате попытки представить вайшнавизм закончатся необходимостью трансформаций чистых идей вайшнавов под нужды наших потенциальных последователей. Фестивали бхакти станут намеком на безграничную либеральность к взглядам непреданных всех видов, центром праздника будет общество приобщенных к ведической культуре с помощью мехенди женщин, киртан станет симбиозом хороших барабанщиков и профессиональных певцов, собрание вайшнавов – развлекательным мероприятием, прачар – привлекательной для простолюдинов смесью всех видов восточной мудрости. Даже распространяя книги, мы вынуждены будем говорить о йоге, чакрах, ауре, мистике, карме, и вряд ли нашей веры будет хватать убедить атеистов в необходимости купить у нас книгу о Кришна-бхакти. Так мир будет проповедовать нам, а не мы миру. Шрила Бхактивинода Тхакур в «Чайтанья Шикшамрите» объясняет: «Могущество према-бхакт безгранично, поэтому при желании они могут наделить аналогичным могуществом любого. Бхава-бхакты могут помочь садхана-бхактам достичь уровня бхавы. Кроме того, в их силах возвысить до уровня ручи тех мирских людей, которые заслужили это своей благочестивой деятельностью. Благодаря наставлениям и личному примеру вайдхи и рагануга-садхана-бхакт люди мирского склада ума могут обрести веру в Бога, если им позволят это сделать их поступки в прошлом». То есть, только према-бхакта может проповедовать каждому, все остальные, даже бхава-бхакты, смотрят - есть ли основа для проповеди о сокровенном, о Кришна-бхакти, есть ли сукрити – вера, полученная в прошлом. Чтобы не говорил парамахамса, любой звук, изошедший с его уст – это шабда-брахма – трансцендентный звук, звук наполненный сознанием Кришны, ничто не может отвлечь такого уттама-махабхагавату от сосредоточения на Всевышнем. Но, мадхйама-адхикари должен избегать асат-санги – общения с материалистами, иначе, зачем ему Бхагаван дает возможность различать уровни сознания живых существ. Каништха не различает – он не видит разницы в атеистах и теистах, он видит всех объектами, нуждающимися в его милости, так он может начать поучать даже парамахамс; поэтому ему предписание - служить всем, быть смиренным и проявлять гостеприимство по отношению к садху – тогда он постепенно приобретет квалификацию преданного мадхйамы и станет способным различать и, соответственно, проповедовать. Итак, необходима квалификация, иначе придется всю жизнь говорить о чакрах, и мы станем ведическими психологами, аюрведистами или мистиками с великими достоинствами – красивой прической с дредами и серьгами в ушах. Может лучше проповедовать бхакти тем, кто хочет слушать о бхакти, и этим путем самим стать бхактами?
Сенапати-бхакта Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в своих комментариях на «Чайтанья Бхагавату» более полно объясняет: «Когда садху, нашедшие прибежище в воспевании святых имен, неслышно для других людей повторяют харинаму, такое воспевание называется нирджана-бхаджан. Подобное повторение Святого Имени приносит благо только воспевающему, а не другим. Но даже в этом случае человек, наделенный верой в вайшнава, может тайком услышать воспевание и обрести духовное благо. Даже если преданный находится на уровне мадхйама-адхикари, он может общаться с материалистами, следуя принципу дживе-дойа (проявление сострадания к живым существам). При этом, проповедуя славу Святого Имени, он способен оставаться незатронутым грехами своих слушателей. Более того, благодаря своей сосредоточенности и решимости, он способен очистить их от последствий греховного прошлого. Но если, воспевая имена Бога в окружении своих учеников, мадхйама-адхикари попадет под влияние их греховных наклонностей, то непременно падет. В шастрах сказано: дживан-мукта апи пунар йанти самсара-васанам. «Человек, считающийся освобожденным уже в этой жизни, может пасть и вновь возжелать мирских удовольствий». Согласно этому утверждению, даже мадхйама-адхикари, занятый воспеванием святых имен, может утратить свое положение. Связь с материалистичными людьми и желание иметь много учеников – проявление мирской гордости, которая приносит ку-пхала, зловещие плоды. В описании преданного служения Харидаса Тхакура содержится следующий урок: преданные, стремящиеся к духовному совершенству и желающие освободить тех, кто ошибочно принимает удовлетворение собственных чувст за служение Шри Хари (и вследствие этого постоянно заняты материалистической деятельностью, такой, как принятие неискренних учеников), должны громко повторять и внимательно слушать святые имена Господа, как это делал Шрила Харидас Тхакур».
В надежде на милость святых вайшнавов, Шукадев дас.
шукла-пакша шашти падманабха-маса 526 Гаурабда (20.10.2012)