3
Рекомендуем канал "Один кришнаит"
Все праздники, посты и дни памяти святых:

Слава экадаши-враты

Обычно в прославлении экадаши, которые даны людям в Пуранах описывается, что нужно делать в этот день, но вы должны понимать, что Вьясадева написал эти истории не для преданных, а для обычных людей, у которых нет сильного желания служить Господу. Однако преданные обязаны помнить, что экадаши предназначен только для удовлетворения Всевышнего:

курйур эвопавасанам камино `пи хи мокшартха
принанартхам харер нитйам на ту кама-вйапекшайа

«Правило таково: даже обусловленные дживы должны всегда поститься в экадаши, стремясь через пост развить дух бхакти. Во время поста им необходимо помнить о высшей цели человеческой жизни и избегать мирских желаний» («Кришнамрита-махарнава» 152).

Когда у матери болеет маленький ребёнок, ему нужно принимать лекарство, но он капризничает и не хочет этого делать. Мама кладёт на стол расагулу и говорит: «Сынок, если ты хочешь расагулу, то сначала прими лекарство. Перед тобой четыре расагулы, поэтому ты должен выпить четыре таблетки». В чём истинный смысл того, что мальчик принимает лекарство? Разве в расагулах? Истинным благом является то, что ребёнок станет здоровым. Шрути подобны этой матери, в них говорится, что следуя экадаши, можно получить множество материальных благ. Так Веды вдохновляют людей на то, чтобы они следовали постам в этот священный день.

Те, кто не понимают в чём истинное благо от экадаши-враты, будут следовать посту, желая получить обещанные временные плоды. Однако, даже соблюдая экадаши в таком умонастроении, постепенно душа будет получать агьята-бхакти-сукрити и очищаться. Позже к таким людям, благодаря сукрити и садху-санге, приходит понимание, что есть истинное благо, и какая сила содержится в экадаши:

на каши на гайа ганга на вени на чаг аутами
 на чапи кауравам кшетрам тулйам бхупа харер динат

«Экадаши – это день, принадлежащий Шри Хари, в величии с ним не сравнятся ни святые места, такие как Каши, Гая или Курукшетра, ни святые реки, такие как Ганга, Нармада или Годавари» («Кришнамрита-махарнава» 159).

Осознавая истины об экадаши-врате, джива встаёт на путь бхакти. Для тех, кто уже на этом пути, должен быть только один мотив следовать экадаши – получить хари-бхакти. Экадаши-титхи – мать преданности (мадхава-титхи, бхакти-джанани). Преданные, находящиеся в сампрадае, должны соблюдать экадаши только с желанием получить шуддха-бхакти.

Судама Мишра стал очень беден из-за того, что не поделился с Кришной едой. Шастры говорят, что если вы берёте даже какую-то маленькую часть того, что предназначалось для служения Господу и Его преданным, вас ждёт падение. В следующем рождении, несмотря на то что вы будете иметь рот, вы никогда не будете сыты. История с Судамой показывает нам это. Часто преданные из Пуны, Чандигарха и других городов просят меня передать пожертвования в храм Джаганнатхи или просто дают денег для служения миссии Шрилы Прабхупады. К примеру, мне дадут пятьсот рупий, из них двести я возьму для себя, а остальные использую для служения Бхагавану. Такой поступок будет считаться большим оскорблением. Я никогда так не делал. Если нам дают что-то для служения гуру, Кришне и вайшнавам, то наша обязанность всё использовать для них, иначе мы получим греховные реакции.

Если мы что-то предлагаем Всевышнему, то в ответ получим нечто очень ценное, о чём даже помышлять не можем. Драупади, увидев порезанный палец Кришны, оторвала кусочек своего сари, чтобы забинтовать рану. Это был день её явления, поэтому она одела абсолютно новые одежды. Субхадра тоже была там и, увидев пораненный палец Кришны, побежала бинтом. Драупади знала, что рвать новое сари в день рождения, согласно карма-канде, считается плохой приметой, но она не думала о собственном благе. Кришна пытался остановить её: «Не нужно делать этого, Субхадра сейчас принесёт все необходимое». Но всё же Драупади разорвала сари и перевязала Кришне палец. И когда Духшасана пытался раздеть Драупади, Кришна Сам превратился в бесконечное сари. Так выразилась Его благодарность за то, что она пожертвовала Ему маленький кусочек своей одежды.

Родители Шрилы Рагхунатхи даса Госвами совершали все виды благочестивых действий: давали пожертвования брахманам и вайшнавам, организовывали программы с хари-катхой, приглашали Шрилу Харидаса Тхакура. Все эти действия выполняют преданные, но всё же Шри Чайтанья Махапрабху не считал их таковыми. В разговоре со Шрилой Рагхунатхой дасом Госвами Он сказал: «Твои родители вайшнава-прая, они только внешне выглядят как вайшнавы».

Мы часто думаем: если человек служит преданным, поёт киртан, организовывает хари-катху в своём доме, то он вайшнав. Родители Шри Рагхунатхи делали всё это, они поддерживали своими деньгами огромное количество верующих людей в своём регионе. Об этом рассказывает Шрила Кришнадас Кавирадж в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 16.219-221). Однако в своём сердце родители Шри Рагхунатхи не имели желания обрести преданность, они совершали все эти благочестивые действия для того, чтобы сохранить и приумножить своё богатство. Даже если человек внешне выглядит как вайшнав, но в своём сердце не желает обрести служение Господу, то его нельзя считать таковым. Шрила Бхактивинода Тхакур писал о таких в «Баул-сангит» (6.1-2):

эо то’эка калир чела
матха неда капни пара, тилак наке, галаи мала
декхте ваишнавер мата, асало шакта каджер бела
 сахаджа-бхаджан корчхена маму

«Вот ещё один последователь Кали-юги! Он бреет голову, нос его украшает тилака, а шею – чётки из туласи. Внешне он выглядит как вайшнав, но ведёт себя как шакта – тот, кто поклоняется принципу материальной энергии с целью наслаждаться ею. Он совершает сахаджа-бхаджан (так называемое естественное поклонение), но делает это, представляясь «дядей» детям других людей, а затем вступает в тайную связь с их дочерьми».

В соответствии с карма-кандой – что посеете, то и пожнёте, но в бхакти-раджа (царстве бхакти) всё по-другому. Совершая служение, вы можете мыть полы, стирать одежду вайшнава, подносить воду Туласи, но это не значит, что результатом этих действий будет то, что вам помоют пол, постирают одежду и дадут воду. В карма-радже (царстве кармы) если вы посеете манго, то вырастет только манговое дерево и ничто другое. В бхакти-радже, что бы вы ни делали для служения преданным и Бхагавану, вы можете получить любой плод, который пожелаете. Вам не нужно совершать никаких других действий, служение Господу может дать всё желаемое.

Как-то у одного гуру был непутевый ученик по имени Рамадас. Он не следовал своему учителю, несмотря на то, что оставался рядом с ним. В действительности, гуру даже не считал Рамадаса своим учеником, поэтому не воспитывал его. Гуру следовал экадаши, но он никогда не говорил Рамадасу следовать за ним. Учитель видел, что тот вообще не готов что-то слышать и воспринимать. Однажды этот ученик увидел, что его гурудев в экадаши принимает только фрукты и молочные продукты. Он подумал, что тоже хочет следовать экадаши. Он подошёл к своему гуру и сказал ему об этом. Когда Гурудев услышал, то был очень рад решению ученика. Таков результат нахождения с садху. Если у человека есть хоть немного разума, то постепенно он начнёт чему-то следовать. Перед следующим Пандава-экадаши, учитель предупредил ученика: «Завтра у нас полный пост, мы не будем принимать даже воду». Рамадас попостился, а на следующий день, в двадаши всех ждал роскошный прасад. Ученик вместе со всеми принял прасад, а затем подошёл к своему Гурудеву и сказал: «О Гурудев, теперь я понял славу экадаши: то, чего я желал вчера, сбылось – сегодня был замечательный прасад, теперь я понимаю могущество экадаши-враты». Учитель ответил: «Нет, это не плод экадаши. Результатом экадаши является хари-бхакти, и оно более сладостно, чем все эти расагулы». Однако в тот момент, ученик не мог понять этого.

Как-то раз они отправились в путешествие. Учитель взял три роти и попросил Рамадаса сохранить их, объяснив, что они примут их после того как совершат омовение и прочитают гаятри-мантры. Однако Рамадас не мог удержаться, он думал: «Гурудев в любом случае даст мне одну из этих трёх роти, почему бы мне не сесть её прямо сейчас». После того как гуру выполнил свои духовные обязанности, он подошёл к Рамадасу, и тот отдал ему две роти.
– А где третья роти? – спросил учитель.
– Я не знаю – ответил нерадивый ученик.

Продолжая свой путь, они нашли золотую монету. Гуру велел своему ученику разделить её на три части и одну часть оставить у Ганги для человека, который съел роти. Ученик не хотел выбрасывать золото и спросил: «Почему вы велели это сделать?» Учитель ответил, что теперь они будут делить всё на три части. Рамадас не хотел выбрасывать золото, но также он не хотел и признаваться в том, что съел роти, поэтому был вынужден оставить треть золотой монеты на берегу Ганги.

Затем учитель сказал: «У нас осталось две части золотой монеты, одну забирай ты, а одну я оставлю себе». Ученик был рад уже положить золото себе в карман, но вдруг оно исчезло с помощью мистической силы его гурудева. Тогда учитель сказал: «Что же теперь делать? Одну часть золота мы оставили для того, кто съел роти, вторая часть внезапно исчезла, тогда третью я тоже выброшу, чтобы тебе не было обидно».

Они продолжили свой путь. По дороге Рамадас нашёл драгоценный камень, но не сказал ничего Гурудеву, так как боялся, что тот снова прикажет всё разделить на три части. Наступила ночь. Ученик пожаловался гуру, что у него на сердце беспокойство и страх, на это учитель ответил: «Не нужно ни о чём волноваться, но если у тебя есть что-то ценное, то просто выброси это». Однако Рамадас ответил, что у него ничего нет. На следующий день он снова почувствовал беспокойство. Гуру вновь посоветовал избавиться от всего ненужного, но Рамадас был не готов принять указание своего учителя. Они продолжали свой путь, как вдруг на них напали разбойники. Бандиты, угрожая расправой, приказали отдать всё, что у них было. Испугавшись, Рамадас отдал этот драгоценный камень. После этого он почувствовал себя необычайно спокойно и удовлетворённо. Наконец он осознал, что его учитель всё это время был прав и заботился лишь о его благе.

Если удача улыбнётся нам, то по милости Гуру и вайшнавов мы поймём, что материальные вещи приносят нам только страх и беспокойства, а избавившись от привязанностей к ним, мы обретём спокойствие. Кто хочет перестать страдать и бояться, тот оставит всё материальное подобно испражнениям. Никто не носит свои испражнения с собой, вы их просто оставляете и покидаете отхожее место. В «Шримад-Бхагаватам» говорится: бхайам двитийабхинивешатах сйат (11.2.37) – «Тот, кто сосредоточен на чём-то, помимо лотосных стоп Господа и Его преданных, всегда чувствует страх». Люди, которые соблюдают экадаши ради того, чтобы получить какие-то материальные плоды, сами себя погружают во тьму страха. Господь – Абхай Чаранаравинда*, поэтому молитесь только о том, чтобы принять полное прибежище у Его лотосных стоп.

г. Пури, 07.02.2013 г.

*Абхай – не имеющий страха. Чаранаравинда – тот, у кого стопы (чарана) подобны лотосам (аравинда).

Обсуждения

Комментариев пока нет, Вы можете стать первым!
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Добавить комментарий