3
Рекомендуем канал "Один кришнаит"

Техника слушания

Автор: Шрипад Атмапрадипа дас Бабаджи Махарадж

«Вот, вышел сеятель сеять; И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; Иное упало на места каменистые, где не много было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло; Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; Иное упало на добрую землю и принесло: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

Кто имеет уши слышать, да слышит!

И приступивши, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано; ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите; Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их». Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат; Ибо истинно говорю, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.

Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его, вот кого означает посеянное при дороге.

А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тот час соблазняется.

А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так-что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать». (Матвей)

Из данного поучения, универсального для любой религии, видно, что плоды слушания бывают разные. Безусловно, читающий эти строки надеется получить богатый урожай. В данной статье, в меру понимания и возможностей, я постараюсь разобрать вопрос - как быть успешным в практике слушания и повторения запредельного звука.

Источник звука об Истине - посланники Абсолюта проявляются в этом мире в осязаемой для наших материальных чувств форме. В сердце же своём они всегда пребывают в духовной Обители, служа Господу разнообразными способами. Шрила Нароттам дас Тхакур говорит:

томара хридойе сада говинда вишрама
говинда кохена - мама ваишнава парана

В твоем сердце всегда пребывает Говинда. Поэтому Сам Господь говорит: «Для Меня нет никого дороже вайшнавов». ("Вайшнаве вигйапти")

Когда вайшнавиз сострадания к обитателям этого мира начинает говорить, то трансцендентная реальность в полной мере проявляется на его языке. Нам же необходимо вовлечь орган слуха в процесс слушания с желанием воспринять Запредельный Звук, служа Ему. Шрила Бхактисидханта Сарасвати описал это замечательным образом: «Божественный Звук обладает бесчисленными энергиями. Он способен наделить нас силой, благодаря которой мы сможем принять Его. Когда Он приходит, неведомо откуда, то сначала Ему приходится впустить такую силу в наши немощные органы восприятия, чтобы дать нам возможность принять Его. Мы ни в коем случае не должны проявлять ни малейшего сомнения и тем более отвергать Его, так же, как мы не делаем этого по отношению к совету, который дается нам бесплатно.

Если нам посчастливилось получить этот запредельный для человека Звук, следует слушать Его. Божество ниспосылает Своих вестников в символических образах, чтобы дать нам, если мы обладаем истинным упованием, понимание Абсолюта. И только тогда мы получаем возможность как-либо совершенствоваться. В этой удаче отказано всем, кто любит изменчивость.

Мы не должны пренебрегать божественным Звуком, щедро раздаваемым посланниками Абсолюта. Имея уши, мы можем получить запредельный Звук и воспроизвести Его для любого разумного человека, который способен услышать нас».

Итак, на практике можно видеть, что из-за наличия различных препятствий, мы оказываемся неспособными в полной мере воспринять то, что для вайшнава ценнее жизни. Для того чтобы слушать - необходимы условия и правильное понимание процесса.

Если мы хотим от кого-то что-то узнать, то должны быть уверенны в том, что он обладает нужной для нас информацией. Без этого внимательного слушания не будет. Если кто-то, чьё положение гораздо выше нашего, приходит к нам, то одного этого бывает достаточно, чтобы уделить его словам должное внимание. Например, если президент страны решит посетить какого-то простого гражданина,который даже во сне не мог себе представить такой возможности, конечно же, то, что ему скажет глава государства, будет пересказываться несколькими поколениями родственников. В «Бхагавад-гите» Бхагаван Шри Кришна описывает условия необходимые для обретения трансцендентного знания.

тад виддхи пранипатенапарипрашнена севайа

упадекшйанти те джнанамджнанинас таттва-даршинах

"Бхагавад-гита" 4.34

Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину.

Первое условие - это пранипат, оказание почтения, основанного на осознании возвышенного положения Шри Гуру. Внешним выражением этого является то, что ученик простирается перед учителем в поклоне, как палка. Что бы этот процесс не стал формальным, необходимо искренне слушать о славе Шри Гуру из уст вайшнавов, возносить молитвы гуру, совершать ему пуджу (обряд поклонения), служить различными способами, изучать священные писания, где описана слава истинного духовного учителя. В ежедневную садхану, регулируемую практику, которой следуют вайшнавы «Гаудийа-матха», все эти действия включены. Если мы выполним это условие, то Гурудев будет счастлив ответить на наши вопросы. В этом случае и ученик сможет оценить силу воздействия трансцендентного звука. Действуя в соответствии с услышанным, ученик глубже познает предмет. По мере осознания духовной реальности, понимание возвышенного положения Шри Гуру будет расти, увеличивая ощущение нашей собственной незначительности. Этот факт наряду с силой, исходящей от самого Звука, и повышением интереса к Объекту слушания - сделают нас более внимательными.

Выше описан идеальный процесс. Однако действительности часто сопутствует множество нюансов, которые замедляют процесс получения знания. Воспрепятствовать развитию лианы преданности Кришне могут материальные желания, подпитываемые неблагоприятным общением, а также апарадхи, оскорбления. Поэтому Шри Чайтанйа Махапрабху сказал:

атте мали йатна кари каре аварана
апарадха-хастира йаичхе на хайа удгама

"Чайтанья-чаритамрита", 19.157

Чтобы защитить лиану преданности Богу от могучего слона, олицетворяющего оскорбления, садовник должен со всех сторон обнести её изгородью.

Изгородь - это нелицемерное, ничего не утаивающее, общение с Шри Гуру и вайшнавами, благодаря которому мы можем иметь силу избавиться от близкого доверительного общения с материальным окружением, а также противодействовать; анартхамиапарадхам (материальным желаниям и оскорблениям).

Следует отметить, что Запредельное Знание мы может получить только от личности, обладающей Им. К примеру, если человек обратиться к первокласснику с просьбой, обучить его высшей математике, естественно, что уйдёт от него ни с чем. Несмотря на то, что кто-то может называть мальчика «профессором», относительно получения знания этот "титул" ничего не значит. Скорей всего это прозвище, которую он получил, играя с друзьями. Поскольку духовная жизнь не является детской игрой, то и профессор, Гуру должен быть настоящим - осознающим Абсолютную Реальность.

Основным служением, которое даёт ученику духовный учитель, является воспевание Святого Имени Господа. В «Чайтанйа шикшамрите» Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что из всех наставлений Гурудева - это указание наиболее важное.

Кришна со всеми своими энергиями нисходит в этот материальный мир из своей духовной обители в форме святого Имени.

нама-чинтаманих кришнаш
чаитанйа-раса-виграхах
пурнах-шуддхо-нитйа-мукто
бхиннатван нама-наминох

"Бхакти-расамрита-синдху",1.2.108

Святое Имя Кришны - это Сам Кришна, источник всего блаженства, поэтому оно подобно исполненному духовного блаженства драгоценному самоцвету, исполняющему желания. Имя Кришны совершенно, оно олицетворяет собой все трансцендентные вкусы, это имя не материально, неподвластно материальным законам и столь же могущественно как Сам Кришна. Оскверняющие материальные качества не затрагивают Имя Кришны, поэтому оно не может быть окутано майей. Причина этого в том, что между именем Кришны и Самим Кришной нет разницы.

Садхаке, подвижнику, необходимо понимать, что у него со Святым Именем - особые личностные отношения, которые могут быть проявлены на уровне бескорыстного служения. Приступая к воспеванию Харинамы (Святого Имени), ради достижения этих отношений, ;вайшнав должен слушать этот трансцендентный Звук. Слушание Святого Имени лишит сомнений и избавит от всей материальной скверны (материальных желаний и оскорблений). Совершенствуясь в восприятии этого Звука, человек обретёт вкус к Нему. Пройдя стадию привязанности к Кришне, он достигнет Бхавы (привязанности в экстазе). Очистившись от всех материальных представлений, садхака достигнет Кришна-премы (любви к Богу), стадии, на которой исполнятся все его желания.

Однако слушать Святое Имя необходимо правильно. Технику слушания, которая приведёт к успеху, объяснил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад следующим образом: «Научившись в процессе киртаны правильной шраване, слушанию, мы получаем возможность практиковать смарану, памятование. Тогда можно приступить к внутренней практике непосредственного служения ашта-калийа-лиле, божественным играм Шри Радхи и Кришны в каждой из восьми частей суток».

Чтобы понять, что такое правильная шравана, необходимо прояснить значение слов «в процессе киртаны».Киртана означает - прославление. Произносить Харинам необходимо осознано, желая доставить Ему удовольствие, и не ожидая ничего взамен, даже духовного счастья. В материальном мире мы привыкли получать за свой труд вознаграждение, однако в отношениях с Кришной это настроение необходимо оставить. Действуя подобным образом, мы сможем глубоко осознать ценность бескорыстного преданного служения. Итак, Шрила Прабхупада говорит: «Научившись в процессе киртаны правильной шраване». Слово «научившись» подразумевает, что человек чего-то не умеет. Садхака должен осознавать тот факт, что он не слушает, или слушает, но не слышит. Реально только тогда, когда Кришна войдёт в наши уши, мы сможем действительно услышать Шри Харинам. Поэтому процесс повторения Святого Имени напоминает тот случай, когда ребёнок, который потерялся, ищет свою мать. Мы ищем истинный Звук, ради служения Ему, надеясь на Его милость.

В начале, совершая правильный шраванам и киртанам, милость Кришны может проявиться в том, что садхака осознает неотличность святого Имени от Кришны. На этом уровне, скорей всего, вайшнавы-садхаки, склонные к Враджа бхакти, уже будут привлечены деяниями какого-нибудь спутника Господа во Вриндаване. Тогда желание достичь подобных отношений также будет проявлено. Когда слушание Святого Имени станет ещё более ясным, то Харинам откроет себя как Рупа, Форма Господа. Затем со временем проявиться Гуна, качества, и в конце концов- Лила, трансцендентные деяния Кришны.

Порядок действий в воспевании Святого Имени Господа описан Шрилой Бхактивинодой Тхакуром в «Шри Харинама-чинтамани» следующим образом: «Интроспективный преданный должен прежде всего отбросить все десять оскорблений и медитировать единственно на Святое Имя, стараясь воспевать постоянно. Он должен четко произносить Святое Имя и медитировать на эту трансцендентную звуковую вибрацию. Когда повторение его становится ясным, устойчивым и полным блаженства, он должен стараться медитировать на образ Шйамасундары. Держа чётки, повторяя и медитируя, он должен искать трансцендентную форму Святого Имени. Духовным видением он действительно увидит истинное значение, представленное Именем.

Другой метод, которым садхака может воспользоваться, чтобы увидеть эту Форму, состоит в том, чтобы сидеть перед Божеством, пить глазами прекрасный образ Господа и медитировать на Святое Имя. Далее достигнув стадии, на которой Святое Имя и Образ Господа сливаются воедино, он должен стараться вспоминать трансцендентные качества Господа Кришны. В постоянном повторении Святое Имя должно слиться с качествами Кришны. Затем садхака переходит к практике воспоминания о развлечениях Кришны - это должны быть такие Его деяния, которые способствуют медитации на Святое Имя. Лила-смарана, т.е. медитация на игры, также постепенно сливается воедино со Святым Именем, телом и качествами Господа. В этот момент первые лучи намарасы, т. е. трансцендентных вкусов Святого Имени показываются на горизонте восприятия. Развиваясь, упражнение преданного в лила-смаране доходит до состояния, в котором он начинает медитировать на наиболее интимные развлечения Господа под названиемАшта-клия-лила,т.е. восьмеричные игры Радхи и Кришны. Когда такая медитация достигает зрелости,раса(любовь к Богу) раскрывается в полном величии».

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж даёт следующий удивительный комментарий к стиху Шрилы Дживы Госвами из «Бхакти-сандарбхи»:

пратхамам намнах шраванам антахкарана- шуддхй-артхам апекшйам
шуддхе сантахкаране рупашраванена тад удая-йогйата бхавати:
самйаг удите ча рупе гунанам спхуранам сампадйате:
татас тхешу нама-рупа-гуна-спхуритешв эва лиланам спхуранам
бхаватитй абхипретйа садхана-крамо ликхитах:
эвам кирттана-смаранайанаш ча джейам

«Бхакти-сандарбха», 256

«Сначала слушайте Святое Имя и взращивайте в себе этот божественный Звук. Затем постепенно, при правильном процессе, мы сможем открыть цвет и формы совершенно иной природы, отличной от природы этого материального мира. Этот Звук сам обретет Свои собственные форму и цвет, и затем явит Себя.

И хотя сейчас мы очень далеки от нашего изначального уровня сознания, но, тем не менее, когда наш ум очистится, и мы освободимся от мирского, материалистического образа мышления, то это божественное Имя явит себя нам подобно молнии, образуя некий цвет и форму в нашем сердце, в нашем сознании. И эта форма будет совершенно иной, абсолютно непохожей на цвета и формы сего мира. Исходя из абсолютной природы этого Звука, сначала появятся цвет и форма, и затем качества. Именно таким образом одно и будет исходить из другого: соответствующий звук должен обладать соответствующими цветом и формой, и соответствующая форма автоматически должна обладать и соответствующими качествами. Всё это будет выходить изнутри. Затем снова, эти качества будут разделяться в соответствии с различного рода степенями градации в соотношении с конкретными атрибутами. Затем, из качеств придёт общение. И все это придёт с иного уровня, и данная душа сможет осознать это. Затем, из имени, формы, качеств и спутников проявятся существующие между ними взаимоотношения: взаимоотношения между всеми этими категориями, волны и вибрации различных типов. И именно это и будет являться деяниями, лилами.

А затем душа обнаружит то, что её чистейшее, наиболее тонкое эго, то, кем она на самом деле и является, также играет некую роль в этих играх. Вайшнав увидит собственную душу находящейся в каком-то определённом месте, где она имеет своё определённое положение. И именно таким образом придёт волна безграничного».

В конце хочу отметить, что все вышеописанные уровни, которые Шри Харинам проявляет для прогрессирующего садхаки, можно пройти только по милости святых вайшнавов, достигших совершенства в воспевании Святого Имени.

30 Вамана 526 Гаурабда (30.06.2012 г.)
Бхикшартхи Атмапрадип дас.

Обсуждения

Комментариев пока нет, Вы можете стать первым!
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Добавить комментарий