Шива-таттва
Существует три понятия, с помощью которых мы можем рассмотреть отношения между Кришной и Шивой. Вичара означает «мнение, точка зрения, способ рассуждения». Один вид вичары называется таттва-гата-вичара. Он подразумевает изучение предмета с позиции философской истины (таттвы). Другой вид вичары — айшварья-гата-вичара. В этом случае игры Кришны изучаются в аспекте айшварьи (богатства, верховенства, божественности). Третий взгляд на кришна-лилу называют мадхурья-гата-вичара. Это означает, что развлечения Всевышнего в точности подобны времяпрепровождению обычных людей.
С позиции таттва-гата-вичары Господь Шива есть кала (часть части Кришны). Это означает, что амша Шри Кришны (его полная часть) есть Садашива, а сам Шива является, соответственно, частью части Кришны. В соответствии с айшварья-бхавой, или принципом айшварья-гата-вичары, Шри Кришна — Верховное Божество, Бог, а Шива — Его слуга. Господь Шива всегда поклоняется Кришне.
Наконец, мы говорим о мадхурья-бхаве, или наравата-гата-вичаре, когда Кришна играет роль человека. В этом случае Он маленький ребенок, лишенный особых сил и сверхъестественных способностей. Яшода-майя кормит Его и заботится о Его благополучии. В это время Господь Шива, Махадева, приходит и благословляет младенца. Поскольку Кришна совершает Свои игры в человеческом облике (наравата-лила), Шива становится объектом поклонения для Него. Есть много игр, относящихся к этой категории. В «Пуранах» говорится о том, что Кришна поклонялся Шиве, желая зачать ребенка в лоне Джамбавати, Своей жены в Двараке. К таким играм относится и повествование о том, как Рама поклонялся Шиве на берегу Индийского океана. Шри Рама считал Себя обычным человеком, и задача, которая стояла перед Ним, казалась непосильной. Поэтому, желая обрести сверхъестественную силу, Он поклонялся Шиве и молил его о милости. Тот, кто не понимает внутренней сути игр Шри Кришны в разных Его воплощениях, не сможет разобраться, кто есть кто. Поэтому необходимо иметь ясное представление об этих трех точках зрения (вичаратрая).