Истоки ведической архитектуры. Введение в Васту шастру
Ведические Писания содержат в себе совершенные знания всех отраслей материальной и духовной науки. Это знание включает в себя знание о медицине, музыке, архитектуре, воинском искусстве и т. д.
В Третьей Песне Шримад Бхагаватам описывается как из уст Господа Брахмы вышло всё ведическое знание (Шримад-Бхагаватам 3.12.37-38):
маитрейа ува̄ча
р̣г-йаджух̣-са̄ма̄тхарва̄кхйа̄н
веда̄н пӯрва̄дибхир мукхаих̣
ш́а̄страм иджйа̄м̇ стути-стомам̇
пра̄йаш́читтам̇ вйадха̄т крама̄т
Майтрея сказал: из уст Брахмы, начиная с лица, обращенного вперед, одна за другой вышли четыре Веды — «Риг», «Яджур», «Сама» и «Атхарва». Затем на свет появились никогда до этого не исполнявшиеся ведические гимны, жреческие ритуалы, гимны для декламации и различные формы трансцендентной деятельности.
а̄йур-ведам̇ дханур-ведам̇
га̄ндхарвам̇ ведам а̄тманах̣
стха̄патйам̇ ча̄ср̣джад ведам̇
крама̄т пӯрва̄дибхир мукхаих̣
Он сотворил также медицину, воинское искусство, музыку и архитектуру, которые являются разделами ведического знания. Все эти отрасли знаний одна за другой вышли из уст Брахмы, начиная с лица, обращенного вперед.
Великий святой и знаток ведических произведений Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада в комментарии к этим стихам объясняет, что все эти знания необходимы для поддержания в обществе надлежащего порядка. Это знание является дополнением к Ведам и называется Упапураной. Основным знанием, содержащимся в Ведах, является непосредственно духовная наука о пути бхакти. Все другие знания даны в Ведах, чтобы удовлетворить присущую людям духовную жажду обретать знание.
Как и все законы этой Вселенной, такие как законы кармы, реинкарнации, так и законы гармоничного обустройства пространства, исходят от Самого Господа и работают в соответствии с порядком, сотворенным Им Самим. На заре творения, Верховный Господь, Шри Кришна, наделил Господа Брахму всем необходимым знанием для сотворения и поддержания Вселенной. Господь Брахма творит Вселенную по указанию Господа, также поручая разные аспекты творения своим помощникам.
Задачу архитектурного обустройства всего мира было поручено небесному архитектору Вишвакарме. Вишвакарма – архитектор полубогов. Ему было поручено оформить пространство всей Вселенной – высших, средних и низших планет. Изначально Вишвакарма строил дворцы для полубогов, а также колесницы, и оружие.
Так описывается Вишвакарма в Риг Веде, Мандала 10:
"Таким образом Вишвакарма, видящий всё, порождающий землю, своим великим могуществом открыл небеса. Всё его тело покрыто глазами, устами, руками и стопами. Он, Единственный Бог, порождающий землю и небеса, соединил их своими руками, словно крыльями".
Хотя Риг Веда описывает Вишвакарму покрытого глазами, устами, руками, и стопами, обычно его изображают четырёхруким с одним лицом. В руках он держит сосуд для воды, книги, петлю и ремесленнические инструменты. Он ездит на белом лебеде, также как Господь Брахма.
Среди творений Вишвакармы - дворцы Ямы и Индры, подводная обитель Варуны, а также сам город Дварака, столица Кришны. Также Вишвакарма построил столицы Кауравов и Пандавов – Хастинапур и Индрапрастху.
В Рамаяне описывается еще одна история связанная с Вишвакармой. Однажды после того, как Господь Шива женился на Парвати, он попросил Вишвакарму построить для них дворец. Вишвакарма построил золотой дворец на острове Ланка. Проводя церемонию новоселья, грихаправешу, Шива позвал в гости Равану, который был его преданным. Господь Шива пообещал подарить Раване любой подарок, и тот попросил в подарок дворец. Не имея возможности отказать в просьбе Раваны, Шива был вынужден отдать дворец Раване. Именно в этом дворце вследствии разворачивались события, описанные в Рамаяне.
Вишвакарма явил Стхапатья Веду, содержащую знания из области механики и архитектуры. Произведение включает различные трактаты, посвящённые шестидесяти четырём традиционным искусствам.
Кроме Вишвакармы был другой великий архитектор – Майя Данава. Майа Данава – архитектор демонов. Он живет на низшей планетной системе Талатала, наслаждаясь материальным счастьем под покровительством Господа Шивы.
Майа Данава создавал различные города, украшеные множеством красивых храмов, парков, гостиниц для приезжих и т.п.
Майя Данава составил книгу об архитектуре под названием Майаматам.
Среди других текстов по ведической архитектуре: Кашьяпа Шилпа Шастра, Брихат Самхита, Самарангана Сутрадхара, Пурана Манджари, Апараджитапчча, Силпаратна Васту Шастра и др.
К создателями и учителям науки Васту также причисляются: Брахма, Нарада, Брихаспати, Бхригу, Васиштха, Кумара, Анирудха, Бходжа, Сукра и др. (Рао, 1995, с. XI - XII).
Слово "Васту" происходит от коренного слова "вас", что означает "жить" (Крамрич, 1975, стр.82). Также слово Васту определяется как материя или вещи, которые сделаны из кирпича, камня, железа и т.п. (Шукла, 1993, с.187) Следовательно, Васту обозначает все виды зданий – религиозные, жилые, военные, вспомогательные и соответствующие им структурные элементы. Во-вторых, Васту относится к градостроительству, планировке садов, строительству рыночных площадей, дорог, мостов, ворот портов, гаваней, колодцев, резервуаров, плотин и т. д. В-третьих, Васту обозначает предметы мебели, такие как стулья, ящики для столов и корзин, шкафы, сетки, карты, лампы, одежду, украшения и т.д. Она также включает в себя выбор площадки, тестирование почвы для строительства, проектирование и определение кардинальных точек для ориентации зданий на основе астрономических и астрологических расчетов (Шукла, 1993, стр.42-43).
В основе Васту лежит знание и использование тонких Законов Вселенной, знание о том, что каждый предмет на тонком уровне связан со всеми другими предметами. Источником всех энергий является Господь, и потому наука Васту уделяет им особое внимание. Также в Ведах говорится, что существует 33 миллиона полубогов, а потому обряды и ритуалы в Васту предназначены для того, чтобы установить с ними отношения и получить их благословления на успешное проживание.
Люди издавна пользовались этой наукой для построения царских дворцов и храмов для Божеств. Также были созданы целые деревни и города по принципам Васту. Вся древняя ведическая цивилизация была построена по этим принципам, эта наука была частью повседневной жизни людей Ведической культуры.
Много городов, которые сохранились до нашего времени построены по этим принципам. Например, города Джайпур и Чандигарх построены по принципам Васту Пуруша Мандалы. Вольвахсен (1968) подробно объяснил геометрические интерпретации города Джайпур. Проект Чандигарха, который осуществил французский архитектор Ле Корбюзье, также соответствовал Васту-Пуруша Мандале, архитектурному механизму, который описан в Васту Шастрах.
Индийский археолог Р.Банарджи обнаружил в 1922 году город Мохенджо-Даро (буквально «холм мертвецов»), который до сих пор вызывает удивление ученых своей планировкой, системами канализации, сетью проездов. Город представлял неслыханные по тем временам удобства. Радиоуглеродный анализ и связи с Месопотамией позволяет отнести его к 2300–1750 гг. до нашей эры. Некоторые исследователи считают, что он был выстроен в соответствии с принципами Васту.
Интересно также, что с Васту был знаком и знаменитый древнеримский архитектор Ветрувий, живший 2000 лет назад. Доказательством тому служит один из разделов его легендарного опуса «De re architectura», который слово в слово повторяет раздел из Манасары — классической книги Васту.
Наука о ведической архитектуре передавалась из поколения в поколение архитекторов, которые были хранителями этого знания на протяжении веков. Они жили со времен древних Ариев в Индии и до 18 века нашей эры.
Важным условием для изучения этой науки является открытое сердце и чистая совесть, только человек обладающий чистым нравом, брахманическими качествами, следующий принципам чистоты внешней и внутренней, может постичь эту науку, только так она может открыться человеку. Такой принцип постижения знания работает в отношении любого ведического знания.
Принципы Васту сформулированные на протяжении тысячелетий до сих пор применимы на практике, из-за своей практической и технической значимости, хотя многое знание ведической архитектуры утеряно в наше время.
Благодаря принципам Васту можно научиться планировать и строить дома, которые принесут людям умиротворение, гармонию со Вселенной, мир и процветание, а также благоприятные условия для духовного развития, которые будут поддерживать человека в достижении высшей цели жизни – любви к Богу.
Васту – очень точная наука, основанная на точных математических расчетах, и носит исключительно научных характер. Перед началом работы всегда продумывалось время реализации архитектурных замыслов. В выборе благоприятного времени помогала Наука Джйотиш (Ведическая Астрология). Очень важно выбрать наиболее благоприятное время для осуществления любой деятельности. Ведическая астрология тесно связана с наукой Васту и помогает сделать необходимые временные расчеты.
Многие индийцы в наше время начинают любую деятельность выбирая для этого самое благоприятное время, это относится и к любой материальной деятельности, такой как заключение брака, рождение детей, начиная со строения собственного дома. Индийцы верят, что если построить дом в соответствии с законами Васту, то вся жизнь будет наполнена гармонией, миром, удачей, процветанием, хорошим здоровьем и счастьем.
Заботясь о собственном благополучии, индийцы заботятся и о благополучии всего мира. Пытаясь построить свой окружение по принципам ведической архитектуры, благоприятное влияние распространяется и на окружающий мир.
Конечной целью Васту-шастры является создание благоприятных условий, чтобы достичь совершенства своей жизни, для осознания своей духовной сущности, понимания Бога и взаимоотношений с Ним. В ведические времена к дому относились как к личности, и он в благодарность за любовь и заботу, охранял жизнь и покой своих хозяев.
В современном мире люди пытаются использовать знания о Васту, в особенности это знание начало распространятся в последние десятилетия. Но, к сожалению, то знание, которое дошло до нашего времени, сильно раздроблено и нецелостно.
Большинство работ по древней ведической архитектуре было утеряно и в поздних работах о Васту можно обнаружить только фрагментарное знание об этой науке.
Поэтому Васту сейчас не используют как целостную архитектурную систему, используя лишь её фрагменты. Часто её отрицают как устаревшую архитектурную систему и используют как что-то вторичное в современной архитектурной методологии. Также Васту не является частью учебной программы или обсуждений в главных архитектурных школах Индии. Но некоторые коледжи и университеты Индии вводят в свою учебную программу курсы по Васту шастре, их становится больше с каждым годом.
Мы можем использовать те немногие знания и сведения из науки Васту, которые сохранились до нашего времени и это будет приносить свою пользу в гармонизации окружающей среды.
Васту Шастра призвана уравновесить пять основных элементов природы, а также местоположение, направление и расположение строительства, которые имеют непосредственное влияние на нашу жизнь. Основные принципы Васту Шастры можно подстраивать, расширять и модернизировать, потому что основные потребности человека никогда не меняются (Патра, 2006).
Наука Васту также описывается в таких изначальных Ведических писаниях (шастрах) как:
Сканда-Пурана. Планирование городов.
Агни-Пурана. Резиденции.
Вайу-Пурана. Храмы.
Гаруда-пурана. Резиденции и храмы.
Нарада-пурана. Ориентировка стен в доме, расположение системы водоснабжения, озера, храмы.
Манасара. Городские стены, дворцы, памятники.
Вишвакарма-прокаш. Резиденции, дворцы.
Брихат-самхита. Плантации. Главы 53 и 56 в «Брихат-самхите» полностью посвящены теме жилищной и храмовой архитектуры, нахождения воды и сооружения водосборников. Подробно описывается технология приготовления «алмазного клея» (аналога современного цементного раствора) и использования его в строительстве жилых зданий и храмов.
Матсья-пурана. Упоминаются восемнадцать мудрецов, знатоков Васту.