Хари-васар/Посты
описания праздников, правила постов, прославления святых, биографии учителейПост на Уттхана Экадаши
Пост на Уттхана Экадаши соблюдается в следующие лунные дни (титхи):
- в экадаши, если Экадаши чистый;
- в Двадаши, если Экадаши не чистый.
В какой лунный день (титхи) соблюдается Экадаши всегда указано в календаре. Также в календаре указывается соблюдается Шуддха Экадаши или Махадвадаши.
Махадвадаши бывает следующих видов: Джая, Виджая, Джаянти, Папанашами, Пакшавардхини, Унмилани, Вьянджули, Трисприша, Мадхусудана и Говинда.
Правила поста в Экадаши:
- В Экадаши постятся на зерновые и бобовые продукты, а также помидоры, баклажаны, листовые (капуста, в том числе цветная, брокколи; травяной чай; листовые специи; зелень и пр.), перцы, свёклу, мед и лимон;
- Нужно воздержаться от близких отношений полов, за день до Экадаши, в Экадаши и в день после Экадаши;
- Нужно стараться как можно больше быть вовлеченными в духовную деятельность;
- На следующий день после Шуддха Экадаши или Махадвадаши нужно соблюсти паран, выйти из поста:
- те, кто постились на сухую, должны выпить воды;
- те, кто во время Экадаши принимали прасад (предолженную Кришне пищу) или воду, должны принять зерновой прасад.
Время, в которое необходимо совершить паран, всегда указывается в вайшнавском календаре.
Полное правило постов смотрите в описании календаря.
Уттхана-экадаши. Уттхана. Существуют боги и демоны, существует такая классификация: хорошие, благие души и дурные души. По оставлению этого тела дживы (души) пребывают в ментальных телах. После смерти физическое тело разлагается, распадается, но человек продолжает в своей ментальной системе, в ментальной оболочке жить. И существует страна, где такая жизнь возможна, там есть также правительство, есть деление на хороших людей и плохих людей, асура и дева.
Хорошие люди, когда эта жизнь заканчивается, считается, что живут где-то в районе Сумеру, на Сумеру, рядом. С точки зрения географии, это земля эскимосов, возможно, Сумеру. Там, где шесть месяцев в году длится ночь и шесть месяцев в году длится день. В течение шести месяцев в году благодаря движению Земли на юг — это ночь. Южный транзит и северный транзит. Ночь это — дакхина, когда происходит южный транзит, движение Солнца и Земли, взаимное движение. В действительности это движение Земли, Солнце как будто бы движется на юг, это — дакхина, это — движение от северного полюса. Это ночь Богов.
Считается, что они спят в этих ментальных телах и просыпаются в день экадаши — в этот день экадаши [Уттхана], по прошествии четырех месяцев глубокого сна. Шесть месяцев ночь, из шести месяцев четыре месяца длится сон. Таким образом, рано утром они просыпаются в этот день экадаши. Так считается.
Время изменяется также с движением земли. Бал Гангадхар Тилак, известный политический деятель и ученый из Махараштры, провел в тюрьме шесть лет. Находясь в тюрьме, он продолжал изучать доктрину Упанишад. Он написал (и современные ученые поддерживают эту теорию): «Когда этот (некий определенный) стих Веды был написан, в то время начало увеличения дня происходило в марте или около того, Пхалгун». Намек был дан в следующем стихе: «Солнце ехало на своей колеснице, и внезапно ноги лошади были поломаны».
Нечто в этом роде было написано в определенном стихе Веды. И на этом основании он пришел к выводу, к заключению, что эта так сказать победа, торжество дня над ночью началось в то время, в месяце Пхалгун. Сейчас это месяц Ашвин, декабрь. Но в то время, когда этот стих был написан, эта шлока… Каждые сто лет прибавляется один день. Таким образом, прошло множество столетий с того момента, когда этот стих был написан. В то время рост дня начинался в такое-то и такое-то время, где-то в марте, сейчас — в декабре.
Дакшинаяна-уттараяна. Уттараяна считается днем, а дакшинаяна — ночью. Согласно этому этот экадаши, эти названия происходят из вышеописанной теории. И этот день этого экадаши был Днем ухода Гауракишора Бабаджи Махараджа.