3
Все праздники, посты и дни памяти святых:

Шри Мадхвачарья авирбхава-титхи (день явления)

Автор: Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада

/«The Harmonist», № 7, 1929 года/

«Индивидуальная душа вечно и во всем отлична от Бога», – благодаря именно этому постулату философии Шримана Мадхвачарьи Шри Кришна Чайтанья предпочел ее всем остальным школам вайшнавизма. Если и есть что-то, что Мадхвачарья порицает со всей силой своей чистой теистической натуры, так это откровенные или скрытые попытки внедрить идею равенства и тождества дживы [души] и Кришны. Различие между ними окончательно и непреодолимо, невзирая на то, что джива, несомненно, – неотъемлемая частица Бога, в том смысле, что вне Бога не существует ничего.

Логика Шри Мадхвы в этом вопросе находит радикальное решение быстро и без колебаний. Он совершенно справедливо утверждает, что в случае одновременного отличия и тождества между любыми двумя существами именно отличие будет определять их подлинные взаимоотношения.

Согласно Мадхве, джива – составляющая часть Кришны. Школа Гаудия не принимает подобной формулировки этого положения. По мнению гаудия-вайшнавов, джива – проявление бесконечно малой частицы пограничной энергии Бога1. Природа дживы, таким образом, родственна природе пограничной энергии Бога. Джива не находится в непосредственном родстве с Обладателем энергии. Мы не видим, чтобы Мадхвачарья принимал отличие такого рода со всей определенностью. Но это не влечет за собой существенных различий в практическом приложении обеих систем.

Пока различие между дживой и Богом не будет признано реальным и категорическим, служение дживы Богу будет иметь под собой весьма неустойчивое основание. Шри Рамануджа занял свое философское положение на полпути между Шанкарой, полным монистом, и Мадхвой, исповедующим строгий дуализм. Мадхва считает, что Рамануджа без необходимости ослабляет свои логические позиции, идя, как он полагает, на уступки монистическому мировоззрению.

Джива – вечная служанка Кришны. Она никогда не занимает господствующего положения, за исключением тех случаев, когда в интересах служения она наделяется определенными полномочиями. И даже подобное господство дживы – нисколько не меньшее служение, чем иные функции, служебность которых более очевидна. Суть всегда одна. Если рассматривать дживу как энергию, все становится на свои места.

Тем самым разногласия переносятся на более доступную для понимания почву – к вопросу о природе взаимоотношений между энергией и ее Обладателем. Должна ли энергия считаться идентичной ее Обладателю? На практике мы не можем не проводить между ними различий. Я обладаю даром зрения, но я не идентичен способности видеть. Несомненно, моя природа как субъекта находит свое выражение в акте вúдения. Только благодаря своей деятельности я могу вести активное существование. Но я всегда свободен выражать себя так, как мне нравится. Способ выражения не довлеет надо мной. Моя деятельность – производная категория. Способ выражения может существовать отдельно и самостоятельно, не посягая на мою свободу отказаться от него, если я того захочу. Логическая подчиненность способа выражения воле указывает на природу их подлинных отношений.

Рассуждая логически, энергия Абсолюта также необходимо является Абсолютом. Энергия Абсолюта не может выражать ничего, кроме Абсолюта. Должны ли мы тогда признать существование двух абсолютных сущностей? Как может Абсолют находиться в Собственном подчинении? Но, следуя той же логике, относительное не может находиться в подчинении Абсолюта. В то же время относительное находится в очевидном подчинении Абсолюту. Средства эмпирической логики не в состоянии разрешить кажущееся противоречие. Но пусть неподобающая приверженность общепризнанно небезупречной науке с ее трафаретной методикой познания не отвращает нас от этой идеи.

Энергия Абсолюта абсолютна в том, что касается безграничности диапазона и форм ее проявления. Абсолютная энергия способна действовать всеми постижимыми и непостижимыми способами. Это не отрицает ее покорности Абсолютному Обладателю энергии. И один из непостижимых аспектов деятельности абсолютной энергии мы можем увидеть в том, что она дает начало проявлениям ограничивающего принципа, несовместимым с Ее собственной субъективной природой2.

Джива – продукт энергии. Она – вечное самосущее проявление энергии. Здесь нет никакого противоречия, если не забывать о том, что способ выражения может существовать независимо и вечно по воле Обладателя абсолютной энергии. В этом смысле мы можем признать библейское изречение о том, что «человек сотворен по образу и подобию Божьему», но не в точности как Бог, со всеми необходимыми оговорками ради предотвращения ложных толкований, свою склонность к которым ярые монисты подтверждали неоднократно.

У Мадхвы анализ отношений не достигает такой четкости, как у гаудия-ачарьев. Но его здравый теистический инстинкт безошибочно направил все его силы на задачу первостепенной важности: утверждение абсолютной природы различия между дживой и Богом, как качественного, так и функционального.

Джива не просто продукт энергии, она – духовное существо, могущее отказаться от повиновения абсолютной духовной энергии, вечно покорной своему абсолютному Повелителю. Поэтому джива находится в подчиненном положении, и ее подлинная функция состоит в повиновении Господу под началом безграничной духовной энергии.

Джива способна впасть в заблуждение, если она не позволяет безграничной духовной энергии вести себя. Однако отношения дживы с ней и отношения с Обладателем энергии подвергаются законному и существенному разграничению. Духовная энергия не является Господом, но единственной служанкой Господа. Джива никогда не может служить Господу непосредственно. Между дживой и Богом всегда присутствует одна из двух посредниц. Одну из этих посредниц, о которой мы уже упоминали, писания называют безграничной духовной энергией. Другая посредница – это иллюзорная энергия. Последняя завладевает дживой, отвергающей руководство со стороны духовной энергии и желающей распоряжаться собой по собственному усмотрению. Принимая во внимание то, что сама джива обладает природой энергии, не так уж сложно понять, почему в ней может возникнуть желание избегать служения другой, которую она может считать скорее своей сослужительницей.

Другими словами духовная энергия отлична от Бога как подчиненный принцип Абсолюта. Ее можно определить как иную грань Абсолюта. Та, кто осуществляет волю Абсолюта, – вечно неотъемлемая подчиненная половина абсолютного Целого. Считать безграничную духовную энергию существом отдельным от Абсолюта было бы грубейшей ошибкой. Любые действия духовной энергии суть modus operandi3 Абсолюта и ничто иное.

Место дживы – среди существ более низкого порядка. Духовная энергия может позволить, а может и не позволить дживе служить Богу. Аспект духовной энергии, являемый той дживе, которую она хочет лишить служения Богу, определяется в писаниях как майя – ограничивающая энергия. Ограничивающая энергия предоставляет дживе ограниченные возможности и функции в мире, соответствующем ее ничтожной значимости, позволяя дживе пребывать в своем предательском отношении к духовной энергии Бога. Если джива желает служить Богу, опираясь на собственные представления, подобная склонность есть ни что иное как нежелание служить вообще. Джива должна очень ясно понимать, что руководство духовной энергии идентично руководству Самого Бога. Потому перед дживой встает непреложная необходимость предотвратить любое ложное истолкование своего тождества, ведущее к отторжению ее от Бога и Его истинной посредницы в ее милосердной просвещающей ипостаси. Джива не может быть слугой Бога. Это возможно единственно по позволению, которое необходимо заслужить деятельной преданностью в безусловном повиновении руководству духовной энергии.

1 Так называемой татастха-шакти;
2 Речь идет о проявлениях материальной, иллюзорной энергии;
3 (лат.) — образ действия

Обсуждения

Комментариев пока нет, Вы можете стать первым!
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Добавить комментарий