3
Рекомендуем канал "Один кришнаит"
Все праздники, посты и дни памяти святых:

Шрила Мадхавендра Пури авирбхава-титхи (день явления)

Автор: Шри Шримад Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж

/"THE HARMONIST", XXXI том, 14 февраля 1935 г. No. 12. Шри Мадхавендра Пури как связующее звено1/

Мадхавендра Пури — росток великого древа любви из преданности, представленного миру Шри Чайтаньядевом. Он происходит из линии Шри Мадхвы, ачарьи философии чистой двайты (дуалистической философии). Люди, изучающие религиозную литературу, прекрасно осведомлены о том, что чистый дуализм — одна из четырех теистических вайшнавских школ древней Индии. Так как Брахма, сам творец, известен как основоположник этой веры, школа носит название «Брахма-сампрадая».

Имеются некоторые разногласия по вопросу линии последовательности ачарьев от Брахмы до Мадхвы. Некоторые предлагают такой вариант: Брахма, Санаки2, Дурваса, Ачьюта-прекша, Мадхва; верным же вариантом будет следующая линия: Брахма, Нарада, Вьяса и Мадхва. Хотя Шри Мадхва принял уклад отречения от Ачьюта-прекши, он все время находился в жесткой оппозиции к вероисповеданию этого формального Гуру, как до, так и после принятия уклада отречения. Более того, до встречи со Шри Вьясой проповедь Мадхвы явно ограничивалась лишь деструктивным действием сокрушения майявады, и только когда ему повезло соприкоснуться с божественными стопами Вьясадевы (всемирного учителя теизма), он начал конструктивную проповедь, стал обращать людей и писать комментарии как полномочный ачарья. Ачьюта-прекша, его бывший Гуру, предался ему и был полностью обращен в трансцендентальный дуализм из майявады Шанкары. Поэтому мысль, что Шри Мадхва в качестве ачарьи позитивного принципа трансцендентального дуализма пришёл в линию Шри Вьясы, более правильна, и ей следуют те, кто наиболее мудры.

Шрипад Мадхавендра Пури был ачарьей школы Мадхвы; он считается связующим звеном между Мадхвой и Гаудия-сампрадаей. Этот факт принимается как Мадхва-, так и Мадхва-Гаудия-сампрадаями. На этот счет автор «Шри Шри Гаура-ганоддеша-дипики», а также Шри Баладев Видьябхушан и другие авторы оставили подлинные свидетельства. Но в современных умах, мыслящих только эмпирически, может возникать вопрос: «Как «Пури» вообще может происходить из Мадхва-сампрадаи, в которой санньяси носят, как правило, титул «Тиртха»?»

В ответ на это группа представителей сообщества Мадхвы говорит, что хотя титул «Тиртха», имея священную связь с «Анандой Тиртхой» (самим Мадхвой), был особенно любим школой и стал известен как общий титул санньяси этого сообщества, «Пури» и другие имена все же встречаются. Они утверждают, что сам Мадхвачарья и его последователи обратили многих санньяси школы Шанкары и позволили им оставить себе прошлые титулы, чтобы продемонстрировать свои победы над майявадой. Таким образом, Мадхавендра Пури должен быть либо учеником такого обращенного, либо сам быть тем, кто его обратил. Но поскольку эти представители не могут продемонстрировать какие-либо достоверные свидетельства, мы не видим причин, чтобы принимать их утверждение просто потому, что оно существует.

Другая группа, однако, считает, что Шрипад Мадхавендра Пури, будучи Гуру учения трансцендентной любви, должен был принять дикшу (божественную инициацию) в рамках подлинной линии трансцендентального дуализма Мадхвачарьи, хотя, вполне возможно, он принял санньясу (формальный уклад отречения) от иного сообщества. Эта группа уделяет особенное внимание дикше и отмечает явное безразличие, с которым ачарьи-вайшнавы относятся к формальному принятию уклада отречения. Они обращают наше внимание на пример самого Мадхвачарьи, который принял санньясу от Ачьюта-прекши из школы майявады лишь для того, чтобы опровергнуть веру этого Гуру.

Тот факт, что вайшнавская школа не уделяет большого внимания формальности принятия уклада отречения, считая его лишь внешним преимуществом ради пропаганды, также подкреплен примером Шри Рамануджи, который самостоятельно прошел через эту процедуру без помощи Гуру какой-либо группы. С другой стороны, тот же самый Рамануджачарья настойчиво выпрашивал милость (в форме мантра-дикши) от вайшнавского Гуру бесчисленное количество раз. Позже и Господь Чайтанья, явив страстное желание принять санньясу, получил ее от присутствовавшего поблизости Кешавы Бхарати из школы Шанкары, предварительно дав ему необходимые наставления об этом. Позже сам Господь Чайтанья скромно и с юмором упоминает об этой связи с линией майявады, и пытливые и предвзятые исследователи часто неверно истолковывают Его слова, очень осторожно причисляя Его к группе майявады.

Так что доподлинно неизвестно, принял ли Шрипад Мадхавендра Пури свой уклад отречения от Мадхва-сампрадаи. Но точно известно, что он был ачарьей этой самой сампрадаи. Также мы наверняка можем сказать, что он не был обычным обращенным из какой-либо другой группы. Его вера и любовь к Шри Кришне и служение Ему были слишком возвышенны, чтобы удержать его даже в рамках самой школы Мадхвы, что уж говорить о теории майявады, которая предлагает считать Бога, душу и служение иллюзией. На самом деле, Мадхавендра Пури не был садхана-сиддхой, т. е. тем, кому пришлось достигать своей цели в этой жизни, но он был нитья-сиддхой или вечно реализованной душой.

Но возникает проблема с некоторыми именами в связующем списке от Мадхвы до Мадхавендры Пури. Эмпирическое расследование, лишенное знаний о реальной природе и предмете духовной линии, заходит в тупик, когда начинает интересоваться вещами вне границ своей компетенции, пытаясь прорваться через стену с животной яростью. Как четыре прямых ученика Шри Мадхвы — Падманабха, Нарахари, Мадхава и Акшобхья — могли оказаться в линии преемственности учителей, занимая одно и то же место главного ачарьи одного и того же общества в течение семи, девяти, семнадцати и семнадцати лет подряд соответственно — уместные, хоть и банальные по сути вопросы для этих педантов интеллекта. Опять же, история демонстрирует нам очень краткий отрезок времени между Шри Чайтаньей и Вьясарайей Свами. Как может такой длинный список ачарьев уместиться в такой короткий временной интервал? Действительно, серьезная загадка для оппонента иного склада мышления. Надеюсь, нас простят за то, что мы обратим внимание этих рационалистично настроенных мыслителей к процедуре перехода королевского престола в штате Кочи. Если они не знают об особом способе передачи наследования в этом штате, то эти наши друзья будут крайне удивлены, обнаружив, что более дюжины следующих друг за другом правящих принцев зачастую являются современниками. То есть верное понимание линии наследования зависит от твердого знания нами сампрадая-рахасьи (эзотерических техник духовного общества). Лишь когда мы будем воистину благословлены этим светом, мы обнаружим, что иногда имена выдающихся современников сохраняются в этом списке, а иногда не очень значимые имена могут опускаться.

Но величие и важность Шри Мадхавендры Пури заключаются не в том, что он был настоящим членом сообщества Мадхвы, а в том, что он является первопроходцем в области веры трансцендентной любви к Шри Кришне, ради объявления которой великий Господь Шри Чайтаньядев низошел на Землю. Мадхура-раса упасана или любовное служение юному Кришне было впервые реально дано Шри Мадхавендрой Пури. Хотя те виды служения Кришне, что гопи совершают во Вриндаване, были известны матхам Мадхвы, но все же, поскольку объектом их служения является Бала Гопала, то их служение, естественно, может быть лишь в ватсалья-расе или родительской привязанности. Знаменитые поэмы Шрипада Мадхавендры Госвами, начинающиеся словами «айи дӣна-дайа̄рдра на̄тха…»3, «кам̇ прати катхайитум ӣш́е…»4, «ш́йа̄мам эва парам̇ рӯпам̇…»5 и другие не только указывают на величайшие достижения автора, но и доказывают, что даже люди высокой религиозной культуры того времени были чужды возвышенной мысли о глубокой супружеской любви к вечно юному Кришне, Прекрасной Реальности. В его поэме есть намек на явление великого Апостола обширной и организованной пропаганды этого цветущего учения о сладостном супружеском служении юной и прекрасной Верховной Личности — Шри Кришне, всеобъемлющей Любви. Несложно угадать, что речь идет о великом Господе Чайтаньядеве и Его все охватном распространении нектарного сокровища любовного служения Всевышнему, Кришне.

Шри Нитьянанда, Шри Адвайта Ачарья, Шри Ишвара Пури, Шри Ранга Пури, Рагхупати Упадхьяя и многие другие выдающиеся личности, олицетворяющие собой религию и культуру своего времени, выражают свое глубочайшее почтение и духовную зависимость от этого великого святого и спасителя человечества.


1 Английское название статьи является игрой слов: pontifical position указывает как на положение первосвященника, так и на понятие моста, связующего звена — прим. переводчика.

2 Речь идёт о Санаке, Санатане, Санате и Санандане Кумарах — прим. переводчика.

3 Айи дӣна-дайа̄рдра на̄тха хе матхура̄-на̄тха када̄валокйасе / хр̣дайам̇ твад-алока-ка̄тарам̇ дайита бхра̄мйати ким̇ каромй ахам — «О мой Господь! Самый милостивый учитель! Властитель Матхуры! Когда же я снова увижу Тебя? Мое взволнованное сердце пришло в беспокойство. Возлюбленный мой, что мне делать?» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 4.197; этот стих также приводится повторно в Антья-лиле, 8.34).

4 Кам̇ прати катхайитум ӣш́е, сампрати ко ва̄ пратӣтим а̄йа̄ту / го-пати-танайа̄-кун̃дже, гопа-вадхӯт̣ӣ-вит̣ам̇ брахма — «Кому мне сказать, да и кто мне поверит, что сам Всевышний, Шри Кришна, подстерегает гопи в кущах на берегу Ямуны? Так Господь являет Свои игры» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.98; также приводится в «Падьявали», 99).

5 Ш́йа̄мам эва парам̇ рӯпам̇ пурӣ мадху-пурӣ вара̄ / вайах̣ каиш́оракам̇ дхйейам а̄дйа эва паро расах̣ — «Облик Шьямасундара — это наивысочайший облик; город Матхура — верховная обитель; свежая молодость Господа Кришны всегда достойна созерцания, а вкус супружеской любви — это высший вкус» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.106).

Обсуждения

Комментариев пока нет, Вы можете стать первым!
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Добавить комментарий