Вайшнава-махотсава/Праздники в честь святых
описания праздников, правила постов, прославления святых, биографии учителейШри Мадхвачарья тиробхава-титхи (день ухода)
/21 и 22 февраля 1983 года, Навадвипа Дхама, Индия/
Есть мнение, что Шанкарачарья в прошлом был демоном Маниманом. Есть такое мнение, но мы не принимаем его. Мы ставим превыше себя то, что говорил Махапрабху, — прежде всего, Его слова. Мадхвачарья также говорил, что гопи Вриндавана — это апсары с райских планет. Конечно, упоминается, что некие апсары вошли в гопи, точно так же, как Дрона вошел в Нанду Махараджа, а Дхара — в Яшоду. В одной трансцендентной личности, когда она нисходит сюда, может быть не только одна, а еще несколько джив. Это возможно, это упоминается во многих местах. Апсары могли войти в гопи и существовать вместе с ними. Но, в действительности, гопи занимают очень возвышенное положение. Это гораздо выше концепции обычных людей относительно Божественности, где бы то ни было. Однако Мадхвачарья имел такое мнение на этот счет.
Один из очень известных ученых, последователей Мадхвачарьи, пандит, сказал мне, что они считают, что Божество пребывает внутри Шри Мурти. В то время как мы считаем, что само Шри Мурти является Божеством. Все Оно полностью божественно.
Я беседовал с одним выдающимся ачарьей Мадхава-сампрадаи, и он не мог принять подобную точку зрения. Тогда я привел пример, когда Кришна был подстрелен стрелой охотника. Стрела попала Ему в стопу, и оттуда заструилась кровь. Но эта кровь не была материальной. Это было устроено Кришной специально, напоказ. И точно так же Шри Мурти.
Шри Мурти может показаться чем-то материальным, обладающим некими материальными характеристиками, однако все это майя, заблуждение. На самом деле Шри Мурти полностью духовно. Точно так же, как Сита Деви. Тело Ситы Деви не было материальным, хотя Равана относился к нему, как к материальному, желая наслаждаться им. Ему было позволено относиться к телу Ситы Деви подобным образом, но это не означает, что ее тело было материальным.
Итак, есть определенная разница между положениями гаудия-сиддханты Шри Чайтаньядева и положениями Мадхвачарьи — мадхава-сиддханты. Тем не менее, точно так же как Махапрабху принял Кешаву Бхарати в качестве Своего санньяса-гуру, Он принял Своим дикша-гуру Ишвару Пури, который был последователем Мадхавендры Пури. И все они примыкали к Мадхава-сампрадае. Мантра к Шри Чайтанье Махапрабху пришла из Мадхава-сампрадаи. В Гайе в то время, во времена Махапрабху, был большой храм, большая община Мадхава-сампрадаи.
Мадхвачарья был очень могущественным и сильным. Говорится, что он — воплощение Ханумана и Бхимы. Некоторые связывают Мадхвачарью с Вьясадевом, так же, как Бхиму с Кришной, а Ханумана с Рамачандрой. У Ханумана были определенные отношения с Рамачандрой, а у Бхимы с Кришной — отношения, основанные на дружеском служении. Такими же были и отношения Мадхвачарьи и Вьясадева. Вьясадева — воплощение Вишну. Таково мнение Мадхава-сампрадаи, и мы согласны с этим.
Мадхвачарья обладал невероятной геркулесовой силой. Сохранился один огромный камень, который Мадхвачарья перенес с одного места на другое для какой-то цели. Там есть табличка, на которой написано: «Этот огромный камень был перенесен с такого-то места сюда одним Мадхвачарьей». Мадхвачарья один своей рукой перенес этот камень. Этот камень не могли бы поднять и перенести даже двадцать и более силачей. Но Мадхвачарья одной рукой поднял его и перенес. Так написано на этом камне.
Когда Мадхвачарья отправился в свое путешествие с целью проповеди, чтобы встретиться с кем-то и победить оппонентов, он взял с собой быка, который вез его книги — необходимые шастры для того, чтобы цитировать из них оппонентам. Один ученик во время этого путешествия как-то спросил его: «Кто будет проповедовать ваше учение после вас? И кто напишет комментарии на ваши ценные книги?» Мадхвачарья указал на этого быка и сказал: «Этот бык сделает это».
После Мадхвачарьи четверо его учеников стали его преемниками: Падманабха [Тиртха], Нрихари [Тиртха], Мадхава [Тиртха] и Акшобхья [Тиртха]. Падманабха или Ачьюта Прекша — первый ученик. Шри Падманабха считался главным преемником Мадхвачарьи. Затем Нрихари. Прежде он был министром Виджаянагара. Он происходил из царской семьи. Он стал хорошим ученым и считался вторым преемником. Третьим преемником был Мадхава, непосредственный ученик Мадхвачарьи. И Акшобхья — четвертый преемник Мадхвачарьи и также непосредственный его ученик.
И вот Акшобхья (это было уже впоследствии) однажды задумался: «Кто же продолжит нашу преемственность? Кто станет следующим преемником? Мадхвачарья сказал, что после него этот бык будет проповедовать его учение». Он не мог понять, что это означает.
Однажды Акшобхья сидел в манговом саду на берегу озера. Это было во время его проповеднического тура. Он увидел, как вдруг появился некий человек, одетый как царь-кшатрий, воин, который подошел к этому озеру. Он так хотел пить, что сразу опустил лицо к воде и стал пить из озера прямо ртом, словно бык. И тогда Акшобхья вспомнил слова Мадхвачарьи насчет быка. Он подумал: «Этот человек пьет воду из озера точно так же, как пьет ее бык». И тогда он кое-что понял. Когда этот человек утолил свою жажду, Акшобхья Тиртха подозвал его, усадил рядом, стал беседовать с ним и постепенно выяснил, что это человек имеет большой интерес к религиозной философии. И вот таким образом этот человек стал его учеником. Впоследствии его стали называть Джая Тиртха.
Итак, в преемственности идет Акшобхья, затем — Джая Тиртха. Джая Тиртха был великим ученым. Он написал очень убедительные, с сильными аргументами книги, направленные непосредственно против философии Шанкарачарьи. Одна из его книг называется «Ньяя-судха». Судха — это «нектар». «Ньяя-судха» означает «нектар логики». Эта книга стала очень известной книгой против учения майявади. Она полностью опровергает майяваду очень естественным, очень сильным образом. Книга была написана Джая Тиртхой, и она полностью представляет позицию Мадхвачарьи.
Что еще можно сказать о Мадхвачарье? Вы знаете это молитву «Гуру-парампара». После Джая Тиртхи — Даянидхи, затем Видьянидхи, а потом Раджендра [Тиртха], затем Лакшмипати [Тиртха], а после Мадхавендра Пури. После Лакшмипати в парампаре следует Мадхавендра Пури. Гаудия-вайшнавы отсчитывают свое начало от Мадхавендры Пури. Именно с него в вайшнавизме началась новая ветвь — ветвь гаудия-вайшнавов, поскольку до Мадхавендры Пури нигде не наблюдалось истинных признаков божественной любви к Кришне.
Начиная с Мадхавендры Пури, появляется действительно божественная любовь во всей своей полноте. Живая божественная любовь к Кришне, в которой может проявляться столько признаков через ум, через тело. Эта божественная любовь к Кришне заставляет преданного плакать, танцевать, вызывает другие эмоции. Эти эмоции приходят из духовного божественного мира, когда преданный наделен настоящей преданностью Кришне во Вриндаване — враджа-бхакти. Это бхакти Вриндавана, и оно берет начало от Мадхавендры Пури.
Затем после Мадхавендры Пури в преемственности идут Адвайта Прабху, Нитьянанда Прабху и Ишвара Пури. А после Ишвары Пури — Шри Чайтаньядев. Таким образом, Гаудия-сампрадая происходит от Мадхава-сампрадаи. Это ветвь Мадхава-сампрадаи. И хотя существует достаточно большая разница между теологическими концепциями Мадхава-сампрадаи и Гаудия-сампрадаи, тем не менее, мы преклоняемся перед Мадхвачарьей, поскольку он проповедовал против философии адвайты Шанкарачарьи и философии двайты.
Он установил разницу между слугой и Объектом служения. Это очень естественная, истинная разница. Слуга и Господин — это реальная разница. Джива — слуга, а Господь — это Тот, Кто принимает служение. И никогда джива не может стать равной Господу. Это было бы оскорблением. Мадхвачарья очень сильно и убедительно развенчал эту теорию, которая гласит, что слуга когда-либо может достичь положения Господина, Господа. Такое никогда невозможно. Между дживой и Господом существует вечное различие. Думать иначе — самое отвратительное, что может быть. Только тогда возможно вечное бхакти, когда установлена вечная разница между Господом и слугой. Только тогда бхакти может быть вечным. Иначе бхакти прекратилось бы. Мадхвачарья делал очень сильный акцент на этом.
Он написал комментарий на Упанишады «Гьякхья», затем «Анувьякхьянам» — комментарий на «Веданту». Также он дал объяснение к «Махабхарате» и написал комментарии ко многим другим писаниям. Все эти писания в основе своей имеют очень ясную разницу в положении между Господом и Его слугой, разницу между дживой и Бхагаваном, вечную разницу. И в положении слуг также существует определенная градация.
Также он говорил о том, что этот мир является реальным, а не выдуманным. Он не является иллюзией, ведь мы реально испытываем здесь страдания, сталкиваемся с разными бедствиями. Если бы этот мир был воображаемым, нереальным, то почему же тогда эти страдания столь реальны для нас? Мадхвачарья объяснял все это. Этот мир является определенного рода реальностью. И мы можем избежать этого мира, мы можем выйти из него. Сейчас мы находимся под влиянием майи, невежества.
Итак, сегодня день ухода [переводчик ошибочно говорит: явления] Мадхвачарьи. Мы должны оказывать ему почтение, предлагать ему поклоны. Его имя после принятия санньясы стало Ананда Тиртха.
Ученые сравнивают его с лодкой, на которой мы можем пересечь эту пучину невежества, неведения. Благодаря его наставлениям и по его милости мы можем пересечь эту пучину невежества и обрести освобождение. А истинное освобождение означает обретение служения божественным стопам Господа Кришны, Нараяны.